Cаяпина Наталья Владимировна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСОВ WEB 2.0
ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
К ИЗУЧЕНИЮ ХИМИИ
Учреждение образования
«Мозырский государственный политехнический колледж»
8 (029) 739 73 50
e-mail: [email protected]
2022
1. Информационный блок
1.1. Название темы опыта
Использование сервисов web 2.0 для повышения интереса учащихся к изучению химии.
1.2. Актуальность опыта
Широкомасштабное внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в различные сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является фундаментальной и важнейшей задачей ХХI века в силу следующих основных причин:
стремительное развитие информатизации общества в целом, которое влечет за собой радикальные социальные изменения и существенным образом изменяет практически все стороны жизни общества;
увеличение количества информации, необходимой для успешной профессиональной деятельности;
актуальность образовательной проблемы адаптации человека к жизни в условиях новой информационной среды человеческой цивилизации – инфосферы;
доступность средств информатизации для массового пользователя и их широкое распространение в различных сферах жизнедеятельности вследствие неуклонного снижения стоимости этих средств;
быстрый рост функциональных возможностей и технических характеристик ИКТ, которые опережают готовность пользователей. [1]
В настоящий момент образовательным учреждениям приходится конкурировать с развлекательным телевидением, не всегда познавательным Интернетом за внимание учащихся. Преподавателям необходимо направить это внимание в полезное русло. Следовательно, средства обучения должны соответствовать настоящему времени.
В условиях когда, преподаватель и учащийся значительную часть знаний получают из окружающей информационной среды, использование информационных технологий в образовательном процессе стало не данью моде, а необходимостью повысить качество образования. Как следствие, должна измениться и роль преподавателя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. [2]
1.3. Цели опыта
Пути повышения интереса учащихся к изучению химии через использование сервисов web 2.0.
1.4. Задачи опыта
Использование сервисов web 2.0 на занятиях помогает решить следующие задачи:
разнообразить подачу учебного материала, внести новизну в учебный процесс (создавать многообразные схемы, таблицы, выстраивать учебный материал по разным позициям);
обеспечить более высокое качество учебного материала, делая его
наглядным;
повышать интерес к дисциплине;
увеличить возможность непроизвольного запоминания материала;
широко внедрять накопленные программно - методические материалы в образовательный процесс;
1.5. Длительность работы над опытом
Работа по использованию сервисов web 2.0 начиналась с использования интерактивной доски в процессе обучения химии в 2012 году.
После изучения возможности использования интерактивной доски IBoard, изучения программного обеспечения WhiteBoardV4.3 для интерактивной доски, пришло время выбирать программные продукты для работы с интерактивной доской. Чуть позже к интерактивной доске добавились и мобильные телефоны, т.к. оказалось, что современные телефонные аппараты имеют очень большие возможности.
Завершающим этапом стало обобщение и систематизациям материалов исследования, разработка уроков с использованием сервисов web 2.0.
2. Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
Создание условий для повышения интереса учащихся к изучению химии, познавательной активности на учебных занятиях посредством использования сервисов web 2.0.
2.2. Описание сути опыта
Рост объемов производимой информации, ее активное использование в различных сферах деятельности, создание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры стали основными факторами возникновения и развития информационного общества. В связи с информатизацией различных сфер деятельности человека, и образования, в том числе, имеет смысл говорить о сервисах web 2.0.
Сервисы web 2.0 это и есть интернет современного вида, которым мы ежедневно пользуемся, с его электронными пользовательскими энциклопедиями, социальными сетями, блогами, сервисами социальных закладок и т.п.
Какие же возможности для преподавателя открывают сервисы и ресурсы web 2.0?
1. Информационные (возможность публиковать материалы учебного и воспитательного характера и распространять их, публиковать и создавать задания и упражнения, создавать и публиковать графики, таблицы, документы, мультимедиа).
2. Коммуникативные (возможность обмениваться материалами и наработками с коллегами, сообщениями и файлами через мессенджеры и внутреннюю почту ресурсов, проводить анкетирование и опросы.
3. Позволяют вести работу онлайн (например, вести консультации, создавать документы, таблицы, графики, презентации, видео и аудио материалы, анимацию, учебные курсы, задания и упражнения, редактировать, хранить и публиковать всё это).
Во многих случаях, выполнение всех этих видов работ на специализированных ресурсах имеет целый ряд преимуществ: доступ к материалам возможен почти из любой точки мира, их можно отредактировать тогда, когда у вас есть время и там, где вам удобно это делать, а также поделиться этими материалами с широким кругом пользователей.[4]
Какие же ресурсы и технологии web 2.0 я использую в своей работе?
1. Социальные сети – эти сервисы могут использоваться в образовательной деятельности для создания сообществ, публикации текстовых, фото и видео материалов и их распространения, для обмена мнениями (через комментарии), сообщениями и файлами (через сервисы внутренней почты ресурсов), проведения опросов, публикации объявлений, приглашения на мероприятия, обсуждений и т.д. Преимущества социальных сетей в их привычности, простоте использования и большом количестве пользователей.[5]
Например, в социальной сети Вконтакте я создала группу «Физическая химия: теория и практика». В группе 146 участников и достаточно широкая география.
Для перехода в группу можно воспользоваться QR-кодом или ссылкой.
В группе собран теоретический материал по всем разделам изучаемой дисциплины. Там же есть ссылки на тесты. Собраны учебные видеофрагенты по темам. Приведены примеры работ учащихся по теме «Гальванические элементы» в различных сервисах (гугл-презентация, онлайн-доска и лента времени). (Приложение 1)
2. Бесплатные конструкторы сайтов - эти сервисы предназначены для создания сайтов на бесплатных платформах, в том числе и пользователями, не обладающими специальными знаниями. Сайты в большой степени позволяют создавать ресурс под свои потребности и свой вкус, на них удобно систематизировать контент с помощью разделов и меток.
В своей педагогической деятельности я использую Google-сайты. На этой платформе, на основе шаблона сайта мной создан Online-курс «Неорганическая химия».
Данный электронный курс предназначен для учащихся 2-го курса очного отделения и учащихся 1-го курса заочного отделения специальности 2-48 01 35 "Переработка нефти и газа".
На главной странице содержится приветствие участникам курса и информация о необходимости наличия аккаунта-Google.
Основное содержание сайта - это теоретические материалы для успешного усвоения курса, который предусматривает изучение учащимися основных закономерностей взаимосвязи между строением и химическими свойствами вещества, протекания химических реакций и развитие умения прогнозировать превращения неорганических соединений на основе законов химии и типичных свойств и реакций этих соединений.
Также на сайте имеются методические указания по выполнению лабораторных и практических работ, в соответствии с учебной программой дисциплины.
Раздел «Тестовый контроль знаний» содержит составленные мной тесты в сервисах Google-формы и Online Test Pad.
По окончании изучения дисциплины «Неорганическая химия» предусмотрено проведение экзамена, а экзаменационные материалы размещены в одном из разделов электронного курса. (Приложение 2)
3. Документ-сервисы - таких ресурсов огромное количество. Лично я работаю с Google-сервисом по той простой причине, что там целый набор подобных ресурсов в одном месте, это и документы, и презентации, и опросы и др. Документы можно не только создавать онлайн и редактировать, но и работать над документами группами, устанавливать разные уровни доступа к ним.
4. Видео сервисы - эти сервисы предназначены для хранения и публикации видеороликов. Различные мероприятия, конкурсы, концерты, опыты, уроки могут быть сняты и опубликованы.
YouTube - это онлайн-видеоплатформа, принадлежащая Google, сайт, предназначенный для просмотра, загрузки и раскрутки видеороликов различной тематики.
5. Сервисы для работы с дидактическими материалами.
Таких сервисов много, но я использую LearningApps. LearningApps - это ресурс, который позволяет создавать самые разные дидактические материалы по самым разным предметам. Там есть широкий выбор уже созданных и опубликованных заданий. (Приложение 3)
6. Облачные сервисы - позволяют хранить файлы, редактировать и публиковать их. Из облачных сервисов для хранения информации использую Google-диск, Яндекс-диск, Облако Mail.ru. (Приложение 4)
Как учитель может использовать облачные хранилища в своей работе?
Предоставлять доступ к документам и учебным материалам родителям и учащимся.
Сохранять планы уроков, ведомости и другие документы, которые должны быть «под рукой».
Совместно с другими преподавателями работать над учебными планами или совместными проектами.
Отправлять учебные материалы, созданные дома, в облако, чтобы иметь к ним доступ с рабочего компьютера.
Как учащийся может использовать облачные хранилища данных?
Размещать учебные материалы.
Использовать их для совместной работы над проектами.
Сдавать работы преподавателю, предоставляя доступ по ссылке или пересылая работу по почте.[6]
7. Виртуальные доски - это сервис, который дает возможность каждому учащемуся поместить свою работу на доске, а преподавателю - прокомментировать и оценить каждого. Возможно также использование доски преподавателем для размещения учебно-методических, контрольно-измерительных и других материалов.
В своей практике при организации интерактивного проекта «К 150-летию создания периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева» использовала сетевой сервис Padlet. Учащиеся самостоятельно освоили этот сервис и выполнили ряд заданий. (Приложение 5)
8. Тесты, опросники – это сервисы, которые позволяют создать систему заданий, позволяющих измерить уровень развития качеств (свойств) личности, уровень усвоения изученного материала.
Я использую в работе Google-формы, а также сервис Online Test Pad – это бесплатный универсальный конструктор, с помощью которого можно создать целую палитру цифровых учебных задач: тестов, кроссвордов, сканвордов, опросов, логических игр, диалогов, с помощью которых можно не только провести экспресс проверку уровня усвоения материала учащимися, но и дать им возможность лучше подготовиться к той или иной теме. (Приложение 6)
9. Ленты времени - это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Чаще всего лента времени представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам) с указанием, что происходило в то или иное время. Таким образом, можно получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-то событие. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Кроме того, фрагмент текста или картинку можно оформить как гиперссылку на сторонний ресурс в Интернете, в котором событие раскрывается более подробно. (Приложение 7)
Я изучала возможность создания ленты времени в сервисе TikiToki. И в отличие от других подобных сервисов Tiki-Toki позволяет отображать временную шкалу в 3D.
10. Прочее: QR Coder - сервис для генерации QR кодов. QR-код — это особый вид штрих-кода, в котором с помощью пикселей зашифрован некоторый объем информации. Форма QR приспособлена для легкого считывания данных с внешнего носителя (плаката, чека, визитки) через цифровое устройство. Смартфон позволяет расшифровать данные, отсканировав код через специальное приложение. Если говорить простыми словами, QR-код — способ предоставления пользователю быстрого доступа к зашифрованным данным.
Использование сервисов web 2.0 создает определенные преимущества для преподавателей. Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, контролируя вовлеченность учащихся в образовательный процесс. Поощряет импровизацию и гибкость, включать любые видео и аудиозаписи, не затрачивая при этом много времени и сил. Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их. Удобны при дистанционной работе. Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Несомненно, использование сервисов web 2.0 создает определенные преимущества и для учащихся. Делает занятия интересными и развивающими. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям учащихся. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся более уверенными в себе.
2.3. Результативность и эффективность опыта
Умение находить информацию при наименьших потерях времени - жизненная необходимость общества. Поэтому я высоко оцениваю возможности информатизации. Образовательные ресурсы нового поколения позволяют на качественно новом уровне преподавать дисциплины, используя самые разнообразные методы и технологии.
Показателями результативности моей работы по данной теме можно считать следующее:
1) Проведенное среди учащихся групп II и III курса специальности «Переработка нефти и газа» анкетирование (Приложение 8) показало, что:
а) 100% опрошенных учащихся работают на компьютере с удовольствием;
б) 95% опрошенных учащихся считают, что в колледже практически все дисциплины можно изучать с использованием сервисов web 2.0;
в) 100% опрошенных учащихся считают занятия с использованием сервисов web 2.0 интересными и познавательными;
г) 90% опрошенных учащихся считают, что сервисы web 2.0 помогают лучше понять объяснение преподавателя.
Кроме того считаю, что именно занятия с использованием сервисов web 2.0 помогли отдельным учащимся овладеть навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта, созданного в результате (будь то презентация, доклад или исследовательская работа и т.д.).
Так в 2012/2013 уч. году под моим руководством была выполнена исследовательская работа по теме «Адсорбция».
В 2013/2014 уч. году выполнены исследовательские работы по теме «Адсорбционная очистка нефтепродуктов» и «Изучение основных физико-химических характеристик синтетических моющих средств и мыла».
В 2015/2016 уч. году выполнена работа по теме «Изучение влияния различных условий на коррозию металлов».
Все исследовательские работы успешно прошли 1 этап конференции «Молодые таланты Гомельщины» и были удостоены дипломов и сертификатов на 2 этапе конференции (Приложение 9).
Осознанное усвоение изучаемого материала, умение находить причинно-следственные связи и умение логически мыслить помогли отдельным учащимся добиться высоких результатов на различных этапах республиканской олимпиады по химии (Приложение 10).
Для того, чтобы эффективно применять сервисы web 2.0 в образовательном процессе и развивать интерес к изучению химии и других дисциплин преподаватель должен быть уверенным пользователем ПК, во первых. В 2014 году в Гомельском областном институте развития образования мной был сдан сертификационный экзамен пользователя информационных технологий в категории «Учебно-воспитательная работа» и получен соответствующий сертификат.
А во вторых, преподавателю нужно приложить определенные усилия и проявить желание к изучению возможностей сервисов web 2.0.
3. Заключение
Применение сервисов web 2.0 в процессе обучения позволяет реализовать как совершенно новые, так и годами отработанные педагогические приемы, поскольку соединяет бесспорные преимущества компьютера с достоинствами обычной школьной доски.
По данным исследований психологов люди запоминают только 20% того, что видят, 30% того, что слышат, 50% того, что видят и слышат и 80% того что они видят, слышат и делают одновременно. На основе этих данных можно сказать, что применение сервисов web 2.0 может во много раз улучшить качество знаний учащихся [7].
Использование сервисов web 2.0 не решит всех проблем в обучении моментально. И преподаватели совсем не обязаны работать с ними постоянно, на каждом уроке. Иногда сервис web 2.0 может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения.
Наибольшего эффекта от использования сервисов web 2.0 можно достичь только тогда, когда они используются соответственно поставленным на уроке задачам.
Подводя итоги всему выше сказанному, следует отметить:
урок должен быть приготовлен заранее, тогда объяснение материала пройдет быстрее;
сервисы web 2.0 позволяют использовать самые разные материалы одновременно: и изображения, и звук, и видео, и текст и другие необходимые материалы;
течение урока должно быть логическим и последовательным, тогда урок позволит выполнить все поставленные задачи;
файлы, сохраненные во время урока, могут быть переданы ученикам; также эти файлы можно использовать на последующих уроках для повторения пройденного материала или дополнения.
В дальнейшем планирую продолжить работу по освоению и использованию в образовательном процессе эффективных электронных образовательных ресурсов[8].
Использованная литература
1. Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года
https://edu.gov.by › informatizatsiya-obrazovaniya
2. Материалы сайта http://www.fio.ru/
3. http://www.jurnal.org/articles/2012/ped9.html
(Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов - Использование интерактивной доски в процессе обучения - Капелюшная Ирина Борисовна)
4. https://infourok.ru/primenenie-servisov-eb-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti-1202542.html, статья «Использование сервисов Web 2.0 в педагогической деятельности», Серова Н.Н.
5. https://www.art-talant.org/publikacii/14690-obzor-servisov-web-20-v-obrazovatelynoy-deyatelynosti-ssylki-na-resursy, статья «Обзор сервисов WEB 2.0 в образовательной деятельности. Ссылки на ресурсы», Шкурин Д.Н.
6. https://infourok.ru/statya-po-teme-oblachnie-tehnologii-v-obrazovanii-3131285.html, статья по теме: "Облачные технологии в образовании", Мамедова Н.Н.
7. Каримова Я.Г. Инновационные методы преподавания с использованием интерактивной доски и флипчартов как средств мотивации учащихся // Творческая педагогика. – 2011. - №3. – С. 94-99.
8. Гарновская И.И. Использование специализированного программного обеспечения для подготовки мультимедийных учебных материалов по химии // Хiмiя: праблемы выкладання. – 2005. - №5. – С.50-58.
Приложение 1
Г
руппа в социальной сети в Контакте
https://vk.com/club184021232
Приложение 2
Э
лектронный курс дистанционной поддержки учащихся
http://surl.li/dycxg
Приложение 3
Приложение 4
С
ервисы для хранения информации
Приложение 5
Онлайн-доски
https://padlet.com/deniszarawp/cl2ayb03s9ht
https://padlet.com/445wer/xki82n493hof
https://padlet.com/pidreee/d6nboczvpyg9
Приложение 6
Приложение 6
Приложение 7
Ленты времени
https://www.tiki-toki.com/timeline/entry/1346008/-150-/
https://www.tiki-toki.com/timeline/entry/1346003/-/
Приложение 8
Анкета для учащихся
«Использование сервисов web 2.0 при изучении различных дисциплин»
№ | Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Нравится ли вам работать с компьютером? нет; 2) да; 3) не знаю. | - | 60 | - | |
2 | Сколько дисциплин в колледже должно изучаться с использованием интерактивной доски? все; 2) несколько предметов; 3) только химия; 4) затрудняюсь ответить. | 57 | 3 | - | - |
3 | Нравятся ли вам занятия с использованием интерактивной доски? нравятся; 2) все равно; 3) нет; 4) затрудняюсь ответить. | 60 | - | - | - |
4 | Продолжи фразу: «Мне интерактивная доска …» помогает лучше понять объяснение преподавателя; не помогает в обучении; мешает восприятию нового материала; затрудняюсь ответить. | 54 | 2 | - | 4 |
Приложение 9
Дипломы и сертификаты участников научно-исследовательских конференций учащихся «Молодые таланты Гомельщины»
Уч.год | Тема исследовательской работы | ФИО учащегося | Результат |
|
2012/2013 | «Изучение процесса адсорбции» | Гнетнев В.О. Берёзко А.Ю. | Диплом |
|
2013/2014 | «Адсорбционная очистка нефтепродуктов» | Гнетнев В.О. Берёзко А.Ю. | Сертификат |
| «Изучение основных физико-химических характеристик синтетических моющих средств и мыла» | Сыч А.В. Гуцко Н.Д. | Диплом |
|
2015/2016 | «Изучение влияния различных условий на коррозию металлов» | Канаш К.С. Метлушко Д.В. | Сертификат |
Приложение 10
Результаты участия в республиканской олимпиаде по химии
Уч.год | Этап | ФИО учащегося | Класс | Диплом |
|
2012/2013 | 2 | Логвиненко Ф.П. | 11 | 1 степень |
| | Детковский К.С. | 10 | 3 степень |
| | Рогузько М.С. | 10 | 3 степень |
|
2012/2013 | 3 | Логвиненко Ф.П. | 11 | 2 степень |
|
2013/2014 | 2 | Гнетнёв В.О. | 11 | 2 степень |
| | Детковский К.С. | 11 | 3 степень |
| | Тозик М.С. | 11 | 3 степень |
|
| 3 | Гнетнёв В.О. | 11 | 3 степень |
|
2014/2015 | 2 | Канаш К.С. | 11 | 2 степень |
| | Детковский К.С. | 11 | 3 степень |
| | Тозик М.С. | 11 | 3 степень |
| | Ребко Н.В. | 10 | 3 степень |
|
2015/2016 | 2 | Канаш К.С. | 11 | 3 степень |
| | Миткевич Д.А. | 10 | 3 степень |