СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА» (выступление на педагогическом совете)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прежде чем подробнее остановиться на современных воспитательных технологиях, попробуем разобраться с понятием технология вообще и технологическими вариантами в воспитательном процессе. Термин «технология» появился от греческого techne – искусство, мастерство, умения и «логия» - наука. В толковом словаре читаем: технология - это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве.

Просмотр содержимого документа
««ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА» (выступление на педагогическом совете)»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым

«Лозовская специальная школа-интернат»







«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА»

(выступление на педагогическом совете)



Воспитатель:

Тарасова З.Э.



















с. Ферсманово

«Использование современных воспитательных технологий, как формы работы по изучению приоритетных направлений в условиях школы-интерната»

Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.

Прежде чем подробнее остановиться на современных воспитательных технологиях, попробуем разобраться с понятием технология вообще и технологическими вариантами в воспитательном процессе.

Термин «технология» появился от греческого techne – искусство, мастерство, умения и «логия» - наука. В толковом словаре читаем: технология - это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве.

Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания учащегося.

Воспитательные технологии включают такие системообразующие компоненты:

- диагностирование;

- целеполагание;

- проектирование;

- конструирование;

- организационно-деятельностный компонент;

- контрольно-управленческий компонент.

Кроме того, в содержание любой воспитательной технологии должны входить: научно обоснованные социализированные требования, постановка цели и анализ сложившейся ситуации, социализированная оценка ученика, организация творческого дела, создание ситуации успеха, передача социального опыта.

Существует множество классификаций технологий воспитания.

  1. По научной концепции:

- деятельностные; (рассматривает культуру, как процесс деятельности учеников(человека) и общества: «Культура - это специфически человеческий способ деятельности»)

- поведенческие; (образ жизни и действий школьников)

- интериоризаторские; (Интериоризация (от фр. intйriorisation - переход извне внутрь, от лат. interior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне.)

- нейролингвистического программирования. (Во все времена человек стремился найти приемы и техники того, как он может влиять на окружающих людей, при этом добиваться от них желаемого. В некоторой степени завесу тайны открывает нейролингвистическое программирование, которое на сегодняшний день является популярным. Оно базируется на идее о том, что особенности мышления человека делают его в некоторой степени поддающимся манипуляциям.)

  1. По философской основе:

- гуманистические,

- материалистические;

- прагматические;

- антропософские.

  1. По категории объекта:

- коллективные;

- индивидуальные;

- групповые;

- массовые.

Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

Внедрение технологий во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих детей и подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в активную жизнь класса.  Используя новые, увлекательные для современного поколения технологии, можно обеспечивать включение учащихся в активную жизнь класса.

Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями.

Одной из основных целей по реализации методической темы является непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в организации, проведении и обеспечении образовательного процесса. Современные технологии педагоги нашей школы применяют не только в учебной, но и в воспитательной работе.

В своем выступлении я озвучу современные технологии, несколько технологий из перечисленных, активно используются в воспитательной работе нашей школы.

Современные воспитательные технологии

  • технология проектного обучения;

  • технология социальногопроектирования

  • личностно-ориентированная технология;

  • технология здоровьесберегающая;

  • технология учебной деловой игры;

  • технология развития критического мышления;

  • технология КТД И. П. Иванова;

  • технология проведения учебных дискуссий;

  • Тьюторство – технология педагогической поддержки;

  • технология создания ситуации успеха;

  • шоу-технологии;

  • ситуативные технологии

  1. Социальное проектирование - технология социального воспитания детей. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Под социальным проектированием понимается деятельность:

  • социально значимая, имеющая социальный эффект;

  • результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;

  • задуманная, продуманная и осуществленная подростком;

  • в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;

  • через которую формируются социальные навыки подростка.

Цель социального проектирования:

  • привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

  • включение детей в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

  1. Личностно-ориентированнаятехнология – это такая воспитательная система, где ученик является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В условиях современной школы каждый ученик имеет возможность развивать свои способности. Для достижения высоких результатов классными руководителями используется личностно-ориентированный подход к каждому ученику.

  2. Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Постулаты КТД:

– коллективное творчество;

– единое дело и добровольное участие в нём;

– свобода выбора форм деятельности;

– содружество взрослых и детей;

– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел:

Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)

Интеллектуальные КТД (пример: «Умники и умницы», «Брейн - ринг»)

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»)

Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

Ситуативные технологии

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами  и даже взрослыми.

Воспитатель или классный руководитель специально выстраивает технологию «ситуацию анализа очередной ссоры»:

  1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

  2. даёт «пострадавшей стороне» понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

  3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

  4. обсуждает с детьми (учащимися) пути решения произошедшего.

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у учащихся средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.

Здоровьесберегающие технологии

  • это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья учащихся;

  • создание благоприятного психологического климата на уроке;

  • охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

В завершении моего выступления нужно отметить, что рассмотренные современные технологии воспитания позволяют корректировать уровень воспитанности школьников создают условия для саморазвития и самореализации личности, его успешной социализации в обществе.