Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Крым
«Лозовская специальная школа-интернат»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА»
(выступление на педагогическом совете)
Воспитатель:
Тарасова З.Э.
с. Ферсманово
«Использование современных воспитательных технологий, как формы работы по изучению приоритетных направлений в условиях школы-интерната»
Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.
Прежде чем подробнее остановиться на современных воспитательных технологиях, попробуем разобраться с понятием технология вообще и технологическими вариантами в воспитательном процессе.
Термин «технология» появился от греческого techne – искусство, мастерство, умения и «логия» - наука. В толковом словаре читаем: технология - это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве.
Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания учащегося.
Воспитательные технологии включают такие системообразующие компоненты:
- диагностирование;
- целеполагание;
- проектирование;
- конструирование;
- организационно-деятельностный компонент;
- контрольно-управленческий компонент.
Кроме того, в содержание любой воспитательной технологии должны входить: научно обоснованные социализированные требования, постановка цели и анализ сложившейся ситуации, социализированная оценка ученика, организация творческого дела, создание ситуации успеха, передача социального опыта.
Существует множество классификаций технологий воспитания.
По научной концепции:
- деятельностные; (рассматривает культуру, как процесс деятельности учеников(человека) и общества: «Культура - это специфически человеческий способ деятельности»)
- поведенческие; (образ жизни и действий школьников)
- интериоризаторские; (Интериоризация (от фр. intйriorisation - переход извне внутрь, от лат. interior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне.)
- нейролингвистического программирования. (Во все времена человек стремился найти приемы и техники того, как он может влиять на окружающих людей, при этом добиваться от них желаемого. В некоторой степени завесу тайны открывает нейролингвистическое программирование, которое на сегодняшний день является популярным. Оно базируется на идее о том, что особенности мышления человека делают его в некоторой степени поддающимся манипуляциям.)
По философской основе:
- гуманистические,
- материалистические;
- прагматические;
- антропософские.
По категории объекта:
- коллективные;
- индивидуальные;
- групповые;
- массовые.
Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
Внедрение технологий во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих детей и подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в активную жизнь класса. Используя новые, увлекательные для современного поколения технологии, можно обеспечивать включение учащихся в активную жизнь класса.
Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями.
Одной из основных целей по реализации методической темы является непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в организации, проведении и обеспечении образовательного процесса. Современные технологии педагоги нашей школы применяют не только в учебной, но и в воспитательной работе.
В своем выступлении я озвучу современные технологии, несколько технологий из перечисленных, активно используются в воспитательной работе нашей школы.
Современные воспитательные технологии
личностно-ориентированная технология;
технология здоровьесберегающая;
технология учебной деловой игры;
технология развития критического мышления;
технология КТД И. П. Иванова;
технология проведения учебных дискуссий;
Тьюторство – технология педагогической поддержки;
технология создания ситуации успеха;
шоу-технологии;
Социальное проектирование - технология социального воспитания детей. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Под социальным проектированием понимается деятельность:
социально значимая, имеющая социальный эффект;
результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;
через которую формируются социальные навыки подростка.
Цель социального проектирования:
привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
включение детей в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Личностно-ориентированнаятехнология – это такая воспитательная система, где ученик является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В условиях современной школы каждый ученик имеет возможность развивать свои способности. Для достижения высоких результатов классными руководителями используется личностно-ориентированный подход к каждому ученику.
Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)
Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Постулаты КТД:
– коллективное творчество;
– единое дело и добровольное участие в нём;
– свобода выбора форм деятельности;
– содружество взрослых и детей;
– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Виды коллективных дел:
Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)
Интеллектуальные КТД (пример: «Умники и умницы», «Брейн - ринг»)
Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»)
Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)
Ситуативные технологии
Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Воспитатель или классный руководитель специально выстраивает технологию «ситуацию анализа очередной ссоры»:
задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
даёт «пострадавшей стороне» понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
обсуждает с детьми (учащимися) пути решения произошедшего.
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у учащихся средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).
Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.
Здоровьесберегающие технологии
это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья учащихся;
создание благоприятного психологического климата на уроке;
охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
В завершении моего выступления нужно отметить, что рассмотренные современные технологии воспитания позволяют корректировать уровень воспитанности школьников создают условия для саморазвития и самореализации личности, его успешной социализации в обществе.