СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы в начальной школе»»



Тема выступления

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы в начальной школе»



















Автор: учитель начальных классов

Исламова Л.Ф.












декабрь 2023





«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в начальной школе»

«Скажи мне - я забуду,

покажи мне – я запомню,

вовлеки меня – я пойму».

Ж.Ж.Руссо


цель: познакомить учителей начальных классов с приёмами критического

мышления на уроках в начальной школе.

задачи:

- расширить понятие о критическом мышлении и приемах  развития критического мышления;

- показать приемы критического мышления в своей практической работе;

- доказать важность использования приёмов критического мышления на уроках в начальной школе.


Добрый день, уважаемые коллеги! Очень рада приветствовать Вас сегодня. От всей души поздравляю Вас с окончанием 2 четв. и конечно же с наступающим НГ!

Сейчас предлагаю Вам поприветствовать коллегу сидящую рядом с вами и пожелать друг другу успехов во всем. Для этого коснитесь попеременно пальцами рук своего соседа, начиная с больших пальцев и скажите (желаю успеха большого во всем и везде, дайте 5 «Здравствуйте»)


Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?

«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». (СЛАЙД 2). Эта китайская пословица точно передаёт суть технологии развития критического мышления.

Современного ученика достаточно трудно мотивировать к познавательной деятельности. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала. Причина этого – в недостаточно высоком уровне развития мышления, особенно критического. А это очень важно для человека в современном мире.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. В 1 классе у детей сохраняется положительное отношение к учению. Однако, постепенно, ко 2,3 классу отношение меняется. Начинают тяготеть школьные обязанности, уменьшается старательность учеников, позиция школьника теряет свою привлекательность, постепенно падает интерес к учебной деятельности.

Л.И. Божович, анализируя снижение интереса к учению у учащихся 3-4 классов, указывает, что дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне.

Поскольку в настоящее время школа  призвана воспитать свободную, развитую и образованную  личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мира формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность.

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика  и учителя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим» а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже  о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.


Приоритетной задачей современной школы является не овладение учащимися определенным набором знаний, умений, навыков (что, безусловно, важно), а воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать, и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения.


- Проходя курсовую подготовку, каждый педагог узнаёт что-то новое для себя. С чем-то соглашается, с чем-то - нет…

Прослушав лекции и пообщавшись с коллегами из других школ, я заинтересовалась темой «Технология развития критического мышления». Стала подробнее изучать методические приёмы этой технологии и использовать их на своих уроках. Целью данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Я пришла к выводу, что ТРКМ актуальна по сей день, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Использование приемов ТРКМ позволяет детям чётко формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное, делать логические умозаключения.

- Так что же такое критическое мышление? (СЛАЙД 3)

и какие приёмы критического мышления используются на уроках в начальных классах.


Критическое мышление (как технология) – это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации.



Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Может быть кто то может назвать приёмы технологии развития критического мышления.? («Инсерт», «Бортовой журнал», «Ролевая игра», «Корзина идей», «СИНКВЕЙН», «Толстый и тонкий вопросы», «Верные и неверные утверждения», «Кластер», Перепутанные логические цепочки, «ЗХУ», «Продвинутая лекция», Взаимоопрос, Ассоциации, Ромашка Блума и другие.) их правда большое количество ,приемы можно варьировать, дополнять, творчески подходить.


Далее мы рассмотрим те приемы развития критического мышления, которые приемлемы для использования в начальной школе на уроках русского языка и литературы.

Приемы могут быть использованы на уроках в начальной школе с применением как индивидуальной ,так и групповой работы.


И я подробнее остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали и которые использую на своих уроках.



Кубик Блума. Тема моего мастер-класса «Кубик Блума» « Синквейн» - как приёмы  технологии развития критического мышления».(СЛАЙД 4)

Кубик-Блума был разработан ученым и психологом Бенджамином Блумом. (СЛАЙД 5)

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.


Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова. Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.

(СЛАЙД 6)


Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

         Назови.          

         Почему.

         Объясни.

         Предложи.

         Придумай.

         Поделись.

Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. ».(СЛАЙД 7)

Назови. Это самые простые вопросы.предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д., которые помогают проверить самые общие знания по теме

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы этого блока: Ты действительно думаешь, что…

Ты уверен, что…

Предложи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Придумай. Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Поделись. Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности воспитанников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Сегодня предлагаю Вам поработать с кубиком Блума. Давайте разделимся на 2 группы. Одна группа будет придумывать вопросы для Кубика Блума по заданной теме. А следующая группа будет отвечать на вопросы

Предлагаю узнать тему кубика, отгадав загадку. (СЛАЙД 8)


Тридцать три года жил я у моря,
Рыбу ловил со стихиями споря,
Невод тянул, выбиваясь из сил,
Но чудесный улов все же я отпустил.


Работа над отрывком из «Сказки о рыбаке и рыбке»:


НАЗОВИ главных героев сказки

ПОЧЕМУ старик отпустил золотую рыбку?

СРАВНИ старуху и рыбку

ПРЕДЛОЖИ как поступить старухе после того, как она опять осталась

у разбитого корыта?

ПРИДУМАЙ имена старухе и старику

ПОДЕЛИСЬ какие чувства у тебя вызывает старик?

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.

Конечно, возможностей использования кубика Блума в учебном процессе – множество. Кубик Блума  – это не просто приём, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь.

А для того чтобы лучше запомнить полученную сегодня информацию и создать для себя ассоциацию со словом кубик Блума, я предлагаю воспользоваться приёмом синквейн. Состоящим из 5 строчек. (СЛАЙД 9)

1 строка Имя существительное, выраженное одним словом.

Тема мастер-класса? …….кубик Блума

2 строка Описание темы именами прилагательными.

КАКОЙ? ….развивающий, познавательный, интересный

3 строка    Описание действия.

ЧТО ДЕЛАЕТ? ……например: развивает, интересует, помогает и т.п.

4 строка Фраза, выражающая отношение автора к теме.

предложение, относящиеся к теме…. Кубик Блума – новое средство обучения.

5 строка Слово - СИНОНИМ …куб, помощник, игра

Спасибо большое за внимание, надеюсь, что информация, полученная на этом мастер- классе будет вам полезной.(СЛАЙД 10)










Графические приемы организации учебного материала можно использовать на любой стадии урока, что дает положительный эффект для формирования критического мышления младших школьников. К таким приемам относятся: «Инсерт», «Бортовой журнал», «Ролевая игра», «Корзина идей», «СИНКВЕЙН», «Толстый и тонкий вопросы», «Верные и неверные утверждения», «Кластер», Перепутанные логические цепочки, «ЗХУ», «Продвинутая лекция», Взаимоопрос, Ассоциации, Ромашка Блума и другие.

Вышеперечисленные приемы дают реальную возможность создать в классе атмосферу партнерства, учащиеся обучаются работать в режиме соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.