СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка в 5 классе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочный педагогический прект посвящен особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«"Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка в 5 классе"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 д. МУХИНО

ЧУНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ










СЦЕНАРИЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КРАТКОСРОЧНОГО ПРОЕКТА

«Использование

технологии развития критического мышления

на уроках русского языка в 5 классе»













Автор:

Жукова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

стаж работы – 10 лет,

I-я квалификационная категория





2022 год

Оглавление


Введение

Глава 1. «Развитие критического мышления» как общепедагогическая технология

    1. Понятие «педагогическая технология»

1.2. Основные особенности, цели, задачи и технология «Развитие критического мышления»

1.3. Приёмы технологии «Развития критического мышления»

1.4. Организация урока с применением технологии РКМ

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Предлагаемый педагогический проект посвящен особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка в 5 классе.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Данные факторы обусловливают актуальность педагогического проекта.

Исследуя практическую деятельность учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений разного типа, можно выявить следующие проблемы: 1) образовательный процесс ориентирован, главным образом, на формирование репродуктивных характеристик мышления; 2) учебный материал преподносится как сумма фактов, не подвергающаяся впоследствии критической оценке; 3) около 80% учителей не подготовлены к развитию КМ обучающихся, у школьников не стимулируются мотивы и потребность овладения умениями критически мыслить; 4) атмосфера доброжелательности, толерантности, сотрудничества, необходимая для развития КМ, скорее исключение, чем правило.

Такие подходы не могут стимулировать мотивацию и развитие умения КМ, формировать качества критически мыслящей личности у выпускников учебных заведений.

Этим обусловлена и цель предлагаемого проекта – рассмотрение психолого–педагогических основ технологии «Развития критического мышления» и выявление методов и приёмов, которые наиболее целесообразно использовать в процессе изучения русского языка в 5 классе в рамках рассматриваемой технологии.

Исходя из этого, основные задачи представленной работы предполагают:

- выявить особенности, цели, задачи, методы и приемы «Развития критического мышления» как общепедагогической технологии;

- обосновать возможность и необходимость применения технологии «Развития критического мышления» в процессе преподавания русского языка в 5 классе.

- выявить основные направления образования в 5 классе на уроках русского языка, представить разработку технологической карты урока русского языка с применением технологии развития критического мышления

Таким образом, объектом исследования выпускной квалификационной работы является процесс преподавания русского языка в 5 классе, а предметом – применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка в 5 классе.

Гипотеза-если использовать приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность обучающихся, что приведет к повышению качества образования по предмету, к повышению уровня мотивации обучающихся.

Практическая значимость предлагаемого проекта состоит в том, что разработанная технологическая карта урока с использованием технологии РКМ может использоваться в процессе преподавания русского языка в 5 классе при изучении сложной темы «Прямая речь».

По окончанию реализации проекта ожидаемые результаты включают в себя:

1.Повышение информативной грамотности в учебной деятельности.

2.Применение навыков целенаправленной и последовательной деятельности.

3.Применение базовых качеств личности: критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей деятельности

4. Повышение культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

5. Стимулирование самостоятельной поисковой деятельности.

Для реализации поставленной цели использован комплекс взаимодополняющих методов:

1. Теоретические (анализ философской, научной педагогической, психологической и методической литературы. Анализ образовательных стандартов, программ, учебников для обучающихся 5 классов, с целью выявления потенциальных возможностей использования в проекте, изучение нормативной и программно-методической документации РФ об образовании);

2. Эмпирические (систематические наблюдения в школьной практике); социальные (опросы, беседы, дискуссии).







Глава 1. Развитие педагогической технологии критического мышления

1.1. Что такое педагогическая технология

Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве». Технологический подход в образовании возник в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века. Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве.

В педагогической литературе встречаются понятия:

Педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А.Сластенин).

Образовательная технология – это комплекс, состоящий из: представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий (В.В.Гузеев).

Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надёжности и гарантированного результата, чем традиционные способы обучения.

Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:

1) концептуальная основа;

2) содержательная часть обучения;

3) процессуальная часть - технологический процесс.

Практическим воплощением методики является сценарный план урока учителя, в котором прописывается, в частности, определенная последовательность этапов, действий педагога, и обучающихся.


1.2. Что такое критическое мышление


Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Как же можно определить критическое мышление? Д. Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие.

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе. Любопытство, таким образом, есть неотъемлемое свойство всего живого. Мы с вами больше привыкли наблюдать это свойство у малышей, чем у старшеклассников и студентов. Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы.

Поэтому учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями.

Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.

Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.

Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.


    1. Приёмы технологии «Развития критического мышления»


Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.i

Предложенные далее приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области.

1) Инсерт – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г). Прием осуществляется в несколько этапов.

Первый этап предлагает систему маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

- V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

- + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

- ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Второй этап - чтение текста с пометками соответствующим значком на полях.

Знакомство с текстом может осуществляться «на слух» или «Продвинутая лекция».

Третий этап предлагает систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.

Четвертый этап – это последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

2) Мозговая атака

Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

1 ЭТАП: обучающимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

2 ЭТАП: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

3) Групповая дискуссия

Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Обучающимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

а) уважение к различным точкам зрения ее участников;

б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

4) Чтение с остановками и вопросы Блума - условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.

Подготовительная работа:

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:

- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

- Динамичный, событийный сюжет;

- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»).

Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:

- «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);

- память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации;

- оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;

- синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей;

- анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»;

- применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его.

Чтение с остановками целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.

5) Кластеры

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Часть речи и её морфологические признаки)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «морфологического признака» в свою очередь тоже появляются «дополнения-ответвления», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

6) Синквейн

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа обучающихся;

3) средства развития творческой выразителности.

Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

7) Диаманта

Прием «Диаманта» способствует развитию критического мышления и творческих способностей обучающихся при изучении художественных произведений.

Цели применения диаманты на уроке:

1. Снятие эмоционального напряжения.

2. Формирование интереса к предмету

3. Обогащение словарного запаса

4. Развитие способностей к выделению существенного, анализу и синтезу.

Диаманта – это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением.

Обращаясь к ней на уроках русского языка, отрабатываются навыки анализа текста, развиваю внимание обучающихся к слову, побуждаю ребят анализировать свои ощущения, а самое главное он вовлекает в процесс творчества ребят с разным уровнем подготовки по предмету.

У диаманты есть свои правила построения:

  1. (первая строка - тема (существительное);

  2. (вторая строка - определение (2 прилагательных к первому существительному);

  3. (третья строка - действие (3 причастия или глагола);

  4. (четвертая строка - ассоциации (4 существительных);

  5. (пятая строка - действие (3 причастия или глагола);

  6. (шестая строка – определение (2 прилагательных);

  7. (седьмая строка - тема (существительное – антоним к существительному из первой строки).

Использование диаманты целесообразно на уроке, если необходимо сопоставить несколько явлений, понятий, образов.

Так же, как и при составлении синквейна, в диаманте нельзя использовать однокоренные слова (расширяем словарный запас).

Активное включение данного приема в учебный процесс создают оптимальные условия для развития личности детей, для их самосовершенствования и самореализации, что оправдывает главные цели развивающего обучения: максимальное общее развитие детей, развитие ума, чувств и воли детей.

8) Таблица «З-Х-У» («знаю – хочу знать – узнал»)

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: до знакомства с текстом обучающиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: по ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».


1.4 Как организовать урок с применением технологии развития критического мышления


В соответствии с задачами нашего проекта, теперь необходимо перейти к особенностям «Развития критического мышления» как общепедагогической технологии.

Как уже отмечено было выше, технология РКМЧП – надпредметная, всепроникающая, она применима в любых программе и предмете. В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов стадий. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Итак, технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызовы, смысловой стадии и стадии рефлексии.ii

Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты сможешь их применить.

Стадия вызова настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, который актуализирует предшествующие знания и, что особенно важно, формирует запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний. У учащихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. На данном этапе преподаватель вызывает уже имеющиеся знания у учащихся по данной теме, активизирует их мыслительную деятельность, а также происходит корректировка и уточнение целей. Учащиеся, в свою очередь, вспоминают, что им известно по изученной теме, систематизируют информацию, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы.

Стадия осмысления – содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный анализ и ранжирование информации. На этой фазе деятельность преподавателя заключается в сохранении интереса учащихся к изучаемой теме при непосредственной работе с новой информацией и подведении учащихся от «старых» знаний к «новым». Учащиеся читают текст, используя предложенные учителем методы чтения, делают пометки на полях по мере осмысления новой информации.

Стадия рефлексии превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информацию, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, “присвоить” новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы. Главное здесь в деятельности педагога – вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, а также организовать работу по изучению, дополнению пройденного. Учителю необходимо также постараться дать творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации.

К особенностям организации учебного процесса с использованием технологии развития критического мышления относят также коллективный способ обучения, так как основой является работа обучающихся в динамических парах и группах. Широко применяются различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т.п.).

Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Обучающемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Роль учителя – в основном координирующая.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают обучающимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.



Заключение

В ходе работы над проектом мы пришли к следующим выводам: во-первых, ппедагогические технологии создавались для того, чтобы сделать результат обучения более предсказуемым и независимым от опыта отдельного учителя. Следовательно, важной особенностью педагогической технологии является перенос опыта, использование его другими. Педагогическая технология изначально должна лишаться личностного оттенка. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия. технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызовы, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Во-вторых, оособенности урока с применением ТРКМЧП в 5 классе:

- потребность в систематическом чтении и анализе любых текстов;

- увеличение доли самостоятельности пятиклассников;

- задача учителя – развить речь обучающихся (технология РКМ как раз и направлена на развитие речи обучающихся, умение вести беседу, вступать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения).

Самые важные направления в преподавании русского языка в 5 классе: работа с теоретическими понятиями, анализ текста, развитие творческих способностей.

Далее мы представим сценарий урока русского языка в 5 классе «Прямая речь» с применением некоторых приёмов технологии РКМ. (Приложение 1)

Список использованной литературы


  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов – М.: Академический проект, 2000. – 624 стр.

  2. Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 108 с.

  3. Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие – М.: Академия, 2002. – 330с.

  4. Душина И.В. Методика и технология обучения: пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. – М.: Издательство Астрель, 2002. – 203с.

  5. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.

  6. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.

  7. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. – с. 66 - 72

  8. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. – 175 с.

  9. Кирикова З.З. Педагогическая технология: Теоретические аспекты. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. – пед. Ун-та, 2000. – 284с.

  10. Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005. – с. 5 - 13

  11. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003. – 272с.

  12. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.

  13. Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.

  14. http://www.velib.com/shcool_ru_1.html

  15. http://www.infoliolib.info/philol/bogdanova/1.html

Приложение 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 д. МУХИНО









Сценарный план – конспект урока

по русскому языку

«Прямая речь» 5 класс

2 урока




Автор: Жукова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы






2021 год




Цель деятельности учителя

Развитие понятия о предложениях с прямой речью, определение прямой речи и слов автора, отработка навыков расстановки знаков препинания при прямой речи, развитие навыков выразительного чтения, речевого этикета, мотивации к познавательной деятельности

Задачи

Образовательные:

-развивать умения формулировать определение понятий;

- ввести понятие: предложения с прямой речью;

-формировать умение находить в предложениях с прямой речью слова автора и прямую речь;

-ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью;

-развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать

информацию;

-обогащать словарный запас обучающихся;

-совершенствовать орфографические знания и умения.

Развивающие:

- развивать мышление, внимание;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

- развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- развивать умение применять новые знания;

- развивать речевые способности обучающихся;

- формировать логические умения;

- развивать умения опираться на уже известное;

- развивать умения формулировать проблему;

- развивать умения работы в группах.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к родному языку;

- развивать коммуникативные УУД.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные (Объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «прямая речь» и «слова автора», особенности интонационного выделения слов автора после прямой речи и перед ней, схемы предложений с прямой речью; уметь разграничивать прямую речь и слова автора; правильно произносить предложения с прямой речью, стоящей после слов автора и перед ними; с опорой на опознавательный признак находить места употребления знаков препинания при прямой речи, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью; употреблять слово «пожалуйста» в предложениях с прямой речью, выделяя его запятыми на письме.

Метапредметные (компонентокультурно-компетентсного опыта / приобретённая компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Технологии

Технология развития критического мышления (ТРКМЧП)

Приёмы

«Манипулирование образами», «Исключи лишнее слово», «Знаю, хочу узнать, узнал (ЗХУ)», «Работа с вопросником», «Диаманта»

Образовательные ресурсы

Учебник: русский язык 5 класс, автор – Т.А.Ладыженска (зелёный учебник) http://videouroki.nethttp://polny-shkaf.livejournal.com/391318.htmlhttps://deti-online.com/skazki/skazki-mamina-sibirjaka/seraja-sheikahttp://multy.tv/uploads/posts/2012-02/1330486043_668.jpg

http://moreskazok.ru/images/mamin-sibiryak/seraya-shejka-2.jpg

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер

Наглядно-демонстративный материал

Презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Прямая речь, косвенная речь, слова автора





Организационная структура (сценарий урока)

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

(УУД)

  1. Мотивация к учебной деятельности


Добрый день, ребята! Вы, наверное, успели устать, поэтому я предлагаю вашему вниманию такое задание - «Манипулирование образами».

Представьте мысленно прозрачный стакан и рядом с ним игрушечный кубик. Постарайтесь как можно четче увидеть эти образы.

Теперь проделывайте с представляемыми предметами самые разнообразные манипуляции: Кубик в стакане, стакан на кубике, кубик на перевернутом стакане, рядом, чуть поодаль)

Спасибо всем.

Приступим к серьезной части урока.

Мысленно поочерёдно представляют то, что говорит учитель

Личностные: развивают мышление, учатся представлять образы, меняя один за другим

СТАДИЯ I. «ВЫЗОВ» (СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ)

ПРИЁМ «ИСКЛЮЧИ ЛИШНЕЕ СЛОВО», «ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ, УЗНАЛ (ЗХУ)»

  1. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Просмотр мультимедийной презентации

- Перед вами, ребята, карточки, каждой из которых соответствует вопрос. Ваша задача – ответить на вопрос. Если отвечаете верно, то на экране появляется буква. Если ошибаетесь, то буква не появляется.

(приём «Исключи лишнее слово»)

1. Найдите «лишнее» слово:

Ночь, ночной, ночлег, ночевка (открывается – П);

  1. Найти все существительные.

Вода перестала течь.

В лодке открылась течь. (открывается – Р).

  1. Найти слово без приставки.

Пожелтеть, поилка, поливалка, поломка. (открывается – Я).

  1. Сколько букв и звуков в слове?

Съедобен.

(открывается – М).

  1. Раскрыть скобки.

(в)долг, (с)вернула. (открывается – А).

6. Вставить безударную гласную:

Рано пос..дел

Пос..дел за партой (открывается – Я).

  1. Вставить, если нужно, мягкий знак:

Ноч..ной

Купат..ся

(открывается – Р).

  1. Подобрать антонимы:

Скупой -? (щедрый)

Глубокий -? (мелкий) (открывается – Е).

  1. Расставить знаки препинания.

Лисичка-сестричка бегает по полям ищет мышиные норы.

(открывается – Ч).

  1. Найти главные члены предложения.

В сказках животные часто разговаривают человеческим голосами.

-Молодцы! Теперь сформулируем тему урока.

(Прямая речь)

Отвечают на вопросы.

Смотрят презентацию.

Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач, операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

2. Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы

- Итак, тема сегодняшнего урока – ПРЯМАЯ РЕЧЬ.

- Кто знаком с этим понятием?

- А сейчас возьмите карточки под номером 1 и заполните только левый столбик:

(Приём «Знаю, хочу узнать, узнал (ЗХУ)»




КАРТОЧКА 1

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Известная информация и предложения (что мне известно по данной теме)

Новая информация

(что нового я узнал на уроке)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте поставить цели сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться? (Находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, уметь отличать их на слух.)

На доске предложения:

Я попросил папу, чтобы он проводил меня.

Я попросил папу: «Проводи меня».

«Проводи меня», - попросил я папу.

- Что вы можете сказать об этих предложениях? (2-е и 3-е предложения дословно передают нашу речь.)

- Верно. Эти предложения – предложения с прямой речью.

На уроке мы познакомимся с такими предложениями и с расстановкой знаков препинания в них.

(обратить внимание ребят на слова автора.)

- Давайте проверим наши предложения, правильно ли мы сформулировали понятие, что же такое «прямая речь».

(на слайде изображение кавычек.)

СТАДИЯ II. «ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

ПРИЁМЫ «РАБОТА С ВОПРОСНИКОМ»

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

Работа с учебником

- Прочитайте правило в учебнике (часть I) страница124 – 126.

- Выполним устно упражнение 252.

Читают правило про себя, выполняют устно упражнение. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками формулируют цель урока, делают выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

4. Практическая деятельность по реализации построенного проекта

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа. Игра

- На протяжении всего учебного года мы с вами знакомимся с русскими народными сказками, поэтому и следующие задания подобраны из сказок.

- Разделитесь на 2 группы, поверните карточки под номером 2, на них записаны предложения с прямой речью, и ответьте на вопросы, которые вы увидите сейчас на доске.

(Приём «Работа с вопросником»)




КАРТОЧКА 2

  1. «Землю разделили – давай море делить», - проговорил Никита. («Никита Кожемяка»).

  2. Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре». (Н. Носов «Приключения Незнайки»).

  3. «Речка-матушка, спрячь меня!» - сказала девица, увидев молочную речку, кисельные берега. («Гуси-лебеди».

  4. «Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть. («Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Вопросы на доске:

- Как называется сказка?

- Какие предложения записаны на карточках? (С прямой речью.)

- Где стоят слова автора? (В начале предложения или в конце.)

- как выделяется прямая речь во всех предложениях? (Кавычками)

- Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.

- Когда ставят двоеточие, а когда – тире?

- Очень часто в русском языке для удобства используют различные схемы, чтобы люди могли отличить одни предложения от других. Давайте рассмотрим, какие схемы придумали, чтобы зашифровать предложения с прямой речью. (На экране - схемы предложений.)

- догадайтесь, к какой схеме подходит каждое из предложений. (Обратить внимание на то, с какой буквы пишутся прямая речь и слова автора.)

- А сейчас давайте попробуем все вместе составить схему к следующим предложениям. Как называется сказка?

1. Говорит один Мороз другому: «Братец Мороз синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?» А: «П.р.?»

2. «Отчего ж не позабавиться», - отвечает ему Мороз Красный нос.

«П.р.», - а. («Два Мороза».)

Отвечают на вопросы, под руководством учителя, составляют план работы по заданиям

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников и других источниках.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Физкультминутка


- А сейчас, ребята, немного отдохнем

Хочешь быть здоров всегда

Повторяй за мной тогда.

Потянулись мы вперед,

Разминаем пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Теперь наклоны головой,

Из стороны в сторону.

Поживее, не ленитесь,

И будет все здорово.

Вращения плечами начинай,

Чтоб прогнать усталость.

И не посетит тогда,

Твое тело слабость.

Выполняют упражнения


5.Первичное закрепление

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

Беседа по вопросам.

Письменная работа. Игра

- А теперь самостоятельная работа по вариантам (Карточка 3.)

- Списать предложения в тетрадь и составить к ним схемы.

Принимают участие в работе, выполняют упражнения

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливаю причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

КАРТОЧКА 3

I вариант.

1.Вдгуг щука говорит ему человечьим голосом: «Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь".

А: «П.р.».

2. «Емелюшка, где же мы будем жить?» - спрашивает царевна.

«П.р.?» - а.

II вариант.

1.А Иван-царевич и говорит: «Это моя лягушонка в коробчонке приехала!»

А: «П.Р.!»

2. «Ищи теперь меня за тридевять земель, в тридесятом царстве – у Кощея Бессмертного», - сказала Василиса Премудрая.

«П.Р.», - а.

(русская народная сказка «Царевна - лягушка»)

Контролирует правильность работы

Самостоятельно работают с карточкой, переписывают предложения в тетрадь и составляют к ним схемы.

СТАДИЯ III «РЕФЛЕКСИЯ/РАЗМЫШЛЕНИЕ»

ПРИЁМЫ «ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ, УЗНАЛ (ЗХУ)», «ДИАМАНТА»

7.Включение в систему знаний и повторение









8.Рефлексия учебной деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий

- А теперь предлагаю вам вспомнить тему сегодняшнего урока. Как она называется?

- Какая цель нами была поставлена на уроке? (Познакомиться с прямой речью.)

Возвращаемся к приёму

«ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ, УЗНАЛ (ЗХУ)»,

- Предлагаю заполнить второй столбик нашей таблицы в карточке 1.

-Подведем итоги сегодняшнего урока.

- С какими предложениями мы познакомились на уроке?

(С предложениями с прямой речью.)

- а сейчас мы с вами составим диаманту на тему «Прямая речь».

Приём «Диаманта»

-Ребята, диаманта – это зеркальный синквейн, а что такое синквейн нам хорошо известно. Посмотрите, пожалуйста на экран и попробуйте составить диаманту, или другими словами, два синквейна, зеркально отражающих друг друга.

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ДИАМАНТЫ

  1. В первой и седьмой строке существительные-антонимы.

  2. Вторая строчка с — это два прилагательных к первому существительному.

  3. Третья строка-три глагола к первому существительному.

  4. Четвертая – это два словосочетаниями с существительными – антонимами.

  5. Пятая строка-три глагола ко второму существительному

  6. Шестая срока – два прилагательных ко второму существительному.

  7. Седьмая строка – антоним к первой строчке.

Составляют диаманту со словом РЕЧЬ

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


  1. Выучить правила в учебнике стр. 113-114.

  2. Подобрать 5 предложений из сказок, записать их, автора сказки, если есть, если нет, то написать русская народная сказка, составить схемы предложений.

  3. По желанию Упр. 249

Записывают в дневник домашнее задание


10. Оценивание


- А сейчас, ребята, вы получите листочки, которые называется «Оценочный лист обучающегося», впишите свою фамилию и имя, а затем поставьте себе оценку

- Дежурный, соберите, пожалуйста, карточки с заданиями, оценочные листы и сдайте мне.

- Ребята, внимание! Я считаю, что цели, которые я и мы с вами ставили, выполнены. Спасибо, вам! Я сегодня довольна нашей работой! Урок закончен.

Заполняют оценочный лист, подходят с дневниками к учителю.


АНАЛИЗ УРОКА

Учитель: Жукова Светлана Владимировна

Предмет: Русский язык

Класс: 5 класс

УМК: Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др.

Дата проведения: 23.11.2021г. 92 урока)


Урок русского языка проводился в 5 классе согласно календарно-тематическому планированию. Тема урока «Прямая речь» — это предпоследний уроков открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков, входящих в раздел «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

Урок спланирован в соответствии с требованиями ФГОС. Урок полностью разработан с использованием технологии развития критического мышления и соответствует трём её основным стадиям: вызов, осмысление, рефлексия. Технологическая карта урока составлена согласно структуре урока при системно-деятельностном подходе обучения:

1. Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация и пробное учебное действие

3. Выявление места и причины затруднения

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

5. Реализация построенного проекта.

Физминутка

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8. Включение в систему знаний и повторение

9. Домашнее задание

10. Рефлексия

И структуре урока с применением трех стадий урока ТРКМЧП

  1. Вызов

  2. Осмысление

  3. Рефлексия

Выбранная структура урока является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой и соответствуют заявленной технологии развития критического мышления.

На этапе Мотивации учитель способствовал выработке у обучающихся на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности через использование приема «Манипуляция образами», способствующего созданию положительного психологического настроя вначале урока и направленного на развитие мышления обучающихся.

В соответствии с требованиями к современному уроку, тема занятия была сформулирована обучающимися самостоятельно на этапе целеполагания, а цель урока учитель помог скорректировать.

Цель и задачи урока соответствуют актуальным проблемам методической науки.

Открытие новых знаний по теме осуществлялись в совместной деятельности учителя и ученика. Для отработки умения распознавать прямую речь, расставлять знаки препинания при прямой речи, составлять схемы предложений с прямой речью подобран дидактический материал, который способствовал включению обучающихся в активную деятельность на уроке. В ходе урока были использованы как познавательные, так и практические методы обучения: вступительное слово учителя, проблемные вопросы, самостоятельная работа обучающихся, парная работа, исследовательская работа с текстом. Опрос детей, усвоение знаний, закрепление шли одновременно, что позволяло следить за их активностью и должным восприятием материала.

В течение всего урока учителем использовалась презентация. По мере продвижения этапов урока на экране загорались слайды, соответствующие определённой стадии урока согласно заявленной технологии.

На данном уроке использовались технология развития критического мышления:

Согласно данной технологии, урок делится на 3 стадии. Первая стадия – вызов. На этой стадии учитель вовлёк детей в активную работу, используя приём «Исключи лишнее слово» цель которого направлена на развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, речи. Данный приём воспитывает выдержку, заинтересованность, формирует умение объяснять свой выбор. На этапе урока «Выявление места и причины затруднения» учителем был использован приём «Знаю, хочу узнать, узнал (ЗХУ)» цель которого – развитие рефлексивности в процессе познания. Дети начали работу с карточкой 1. Использование этого приёма при работе с информацией, обучающиеся учатся соотносить известное и новое, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной им информацией. Также, с помощью таблицы обучающиеся определяли направления в индивидуальном исследовательском поиске в рамках изучаемой темы урока «Прямая речь».

На второй стадии урока – осмысление обучающимся был представлен: прием «Работа с вопросником». Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

На третьей стадии урока – рефлексия учителем были использованы два приёма: продолжение (возвращение) к работе приема «Знаю, хочу узнать, узнал (ЗХУ)», где обучающиеся продолжили работу с карточкой 1, заполнив её до конца, и приём развития критического мышления «Диаманта» — учебный приём, с помощью которого можно сравнивать два понятия и устанавливать сходства и различия между двумя предметами или явлениями. Это одна из познавательных операций, которым обучают детей еще в начальной школе. Прием «Диаманта» – это зеркальный синквейн, с которым дети знакомы с начальной школы. Основные Цели применения диаманты на уроке:

1. снятие эмоционального напряжения;

2. Формирование интереса к предмету;

3. Обогащение словарного запаса;

4. Развитие способностей к выделению существенного, анализу и синтезу.

Обучающиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Устно были опрошены все обучающиеся. Письменная работа велась в тетрадях и на специально разработанных карточках, которые были составлены для отработки нового материала.

В течение всего урока осуществлялся контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Большое внимание учитель уделял формированию универсальным учебным действиям: коммуникативным, познавательным, регулятивным.

Контроль усвоения знаний не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Осуществлялся самоконтроль со стороны обучающихся. Обучающимся была дана возможность самостоятельно оценивать свою работу на уроке. Использовались «Оценочные листы», работая с которыми обучающиеся продемонстрировали свой опыт работы с оценочными листами, что свидетельствовало о систематическом использовании учителем данного вида оценивания.

На уроке учительская роль сводилась к организации образовательной деятельности обучающихся в соответствии с этапами, стадиями урока с применением технологии развития критического мышления. Использованные приемы ТРКМ обучения соответствовали трем стадиям урока с применением ТРКМ: «вызова», «осмысления», «рефлексии».

Благодаря четкому распределению и рациональному использованию времени все обучающиеся ушли с урока удовлетворенные своей работой (о чем свидетельствует этап рефлексии, который и был направлен на выявление внутреннего состояния обучающихся).

Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи с литературой, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности. Урок проведен методически верно, соответствует современным требованиям ФГОС ООО и заявленной технологии развития критического мышления. Приёмы ТРКМ использованы согласно трём стадиям урока.

Учитель в совершенстве владеет технологией развития критического мышления, умело использует приёмы данной технологии на своих уроках.

Все цели урока были реализованы, вся запланированная работа выполнена.

Директор МОКУ ООШ № 13 д. Мухино________________ /К.С.Голосов/

Заместитель директора по УВР ________________ /А.Р. Погодина







































i

ii.