ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ.
ШЕЛКОВНИКОВ И.В. МБОУ СОШ №19
Г.МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Всем, кто в своё время учился в Мичуринском педагогическом институте, хорошо был знаком старший преподаватель технических средств обучения Калиниченко, специалист спокойный, выдержанный и знающий. Он терпеливо объяснял учащейся публике основные отличия эпидиаскопа и диапроектора, самозабвенно обучая студентов правильно заправлять плёнку в киноаппарат. Главным условием выставления зачёта за семестр как раз было это умение правильно «вдеть» плёнку в канал механизма лентопротяжного устройства. Мы готовы были до самозабвения тренироваться, веря в победное шествие в веках киноаппарата, эпидиаскопа и проектора диафильмов, но … жизнь не стоит на месте.
Потом грянули «лихие девяностые» с попыткой властей тогдашней России соответствовать мировому уровню. Школы начали оснащаться «айбиэмками», простейшими компьютерами тогдашнего поколения. Запомнилось выступление студенческой сборной в рамках проведения КВН. У военрука российской школы берут интервью и спрашивают:
- Скажите, вот вам лично компьютер нужен в работе?
Военрук со всей прямотой офицера-отставника отвечает:
- Конечно, нужен, куда же без него!
- А как же вы используете электронную технику?
- Если выбить прикладом экран «айбиэмки», то лучшего дота для ведения огня из автомата и пулемёта не найти…
Данная юмористическая ассоциация пришла на ум потому, что современный учитель-предметник чем-то напоминает «находчивого» военрука девяностых годов. Мы готовы использовать компьютерную технику как угодно, но… зачастую далеко не по назначению.
В чём же состоят затруднения и определённые нюансы? Дело в том, что использование компьютерной техники только для демонстрации презентаций или фильмов – это малая часть используемых технологий обучения и воспитания.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, “привязанных” к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.
Внедрение новых информационных технологий, ЦОР , в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.
Использование ЦОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, ребусов, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее.
Применение ИКТ на уроках позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал могут находить и сами учащиеся в Интернете и на дисках (Например, очень богатый материал содержится на диске «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»). Т.о., формируется информативная компетенция обучающихся. Использование интерактивных тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.
Использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся.
Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедиа проектора, когда лекция сопровождается демонстрацией учащимся красочных схем, для пояснения используются различные звуки и анимация (но при этом нужно помнить, что излишняя анимация мешает восприятию), быстрые ссылки на ранее изученный материал. Важно продумать, где и как целесообразно использовать информационные технологии на уроке.
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
Электронные образовательные ресурсы предлагают преподавателю множество обучающих программ учебного назначения.
Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения можно предложить кроссворды, тексты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева. На уроках литературы использование цифровых образовательных ресурсов позволяет не только дать широкий иллюстративный материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически законченную композицию, включить в эту композицию тесты, задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей учащихся.
Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего используются на уроке.
Чаще всего я использую презентации. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальной.
Анимации и иллюстрации я, например, использую при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например: перескажи сказку).
На уроках обобщения и повторения целесообразно использовать интерактивные таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала. С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктуацию. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Местоимения» или «Имя существительное»).
На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР. Стоит оговориться, что тесты на дисках часто грешат ошибками, поэтому каждый тест нужно обязательно проверять. Наибольшим доверием пользуются у меня диски Виртуальной школы Кирилла и Мефодия. Преимущество электронных тестов в высокой степени интерактивности: и контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают вспомнить правило. Проблема только в том, что за урок за компьютером может поработать не более 3-х обучающихся: компьютер в кабинете один.
Электронные цифровые пособия по русскому языку и литературе.
Хотелось бы остановиться на тех из них, которые помогают в работе, например:
Мультимедиа-комплект «1С: Репетитор. Русский язык»;
«Программа–тренажер по русскому языку «Фраза»;
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»;
Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности «Электронный репетитор – тренажёр «Курс русского языка (базовый)»;
Уроки Кирилла и Мефодия по русскому языку и литературе (серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»;
Тренажёр «Русленг»;
Орфоэпический тренажёр.
Аудиоучебник «Литература 10, 11 класс. Компьютерная единая программа» (авторы – В. Чалмаев, С. Зинин).
Курс русской литературе 20 века видеолекций (автор – О. Парамонов).
ЭОР по русскому языку серии «Открытые образовательные модульные мультимедиа системы» (ОМС) представляют собой электронные образовательные ресурсы нового поколения.
Основные направления использования электронных образовательных ресурсов на уроках:
- Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
- Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
- Тренажёр
- Контроль над умениями, навыками учащихся
- Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.
Выбор цифровых средств обучения на уроке осуществляется в зависимости от цели учебного занятия, типа урока:
Виды ЦОР | Этап урока. Назначение в образовательной практике |
Текстовые материалы в цифровом формате | Для поддержки этапов презентации, закрепления и контроля. Могут служить источником для организации самостоятельного чтения, творческой и/или аналитической деятельности детей, дискуссий и обсуждений |
Аудиотексты | На этапах презентации и закрепления нового материала. ЦОР этого типа применяются педагогами как отдельно, так и в тематических группах, а также группируются с другими объектами |
Иллюстрации и видеофильмы | На этапе презентации нового материала. Каждый объект включает текст-комментарий, который организует работу. |
Электронные задания | При организации индивидуальной самостоятельной работы учащихся. Основная функция таких заданий – тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля. |
Вывод:
Цифровые образовательные ресурсы (электронные учебные пособия, репетиторы, тренажеры, интерактивные коллекции, словари, справочники) помогают учителю провести интересный урок, а учащимся успешно усвоить материал.
ЦОР может использоваться на всех этапах обучения:
- при объяснении нового материала;
- при закреплении;
- при повторении;
- при контроле знаний, умений и навыков.
Применение ЦОР на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:
- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- повышают интерес к урокам русского языка и литературы;
- активизируют познавательную деятельность учащихся;
- развивают творческий потенциал учащихся;
- осовременивают урок.