СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧЕРЕЖЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени И.П. ШАМЯКИНА»
Факультет физической культуры
Кафедра теории и методики физического воспитания
Допущена к защите
«__»_________20_г.
Зав. Кафедрой теории и методики
физического воспитания
И. М. Масло
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Исследование эффективности использования домашних заданий в процессе физического воспитания младших школьников
Исполнитель:
Студент 4 курса 3 группы Довбаш В.А.
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор Фурманов А.Г.
Рецензент:
старший преподаватель кафедры
физического воспитания и
спортивных дисциплин Чумак А.П.
Мозырь 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ……. Содержание понятий «Самостоятельная деятельность» и «Домашние задания»…………………………………………………………. Домашние задания на дом по физической культуре……………… Способы проверки домашних заданий по физической культуре… ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………... 2.1 Анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста…………………………………………………………... 2.2 Особенности развития двигательных качеств младших школьников……………………………………………………………………. 2.3Адаптация младших школьников к физическим нагрузкам……… 2.4 Развитие физических качеств детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………... ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………………………... 3.1Средства физического воспитания учащихся младшего школьного возраста ………………………………………………............ 3.2 Исследование эффективности использования домашнего задания по физической культуре детей младшего школьного возраста …………ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………... | 3 6 6 10 16 18 18 18 27 29 35 35 37 41 43 46 |
ВВЕДЕНИЕ
Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду.
Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников.
Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также приспособлением к новым условиям. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и ощутимо ограничивается их двигательная активность, возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности[2].
Одним из важных средств решения задач физического воспитания являются домашние задания.
Домашняя учебная работа – это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Приготовление домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности. Обычно домашние задания в первую очередь предназначаются детям с низким уровнем физического развития и физической подготовленности, а также детям специальной медицинской группы. Нельзя выпустить из поля зрения детей, которые имеют уровень физического развития и физической подготовленности выше средних показателей. Таким детям давать надо домашние задания посложнее, чтобы им было интересно их выполнять[2].
В наше время положение в стране сильно изменилось, спортивные секции стали платные, дети стали меньше заниматься спортом, так как не каждый родитель может за них заплатить. В связи с этим домашние задания по физической культуре играют огромную роль.
Особенно домашние задания важны тем детям, которые испытывают комплексы неполноценности. Например: дети, которые имеют лишний вес (причина - несбалансированное питание). Также дети страдающие искривлением позвоночника и т.д. Домашние задания помогают таким детям самореализовывать свои способности.
До сих пор работа, направленная только на слабое звено, в какой-то степени оправдывала себя, так как являлась шагом вперед по сравнению с существующим в настоящее время положением дел, уровнем развития физического воспитания. Практика, научные исследования свидетельствуют, что нельзя довольствоваться эпизодическими заданиями, подтягивая отстающих и не воздействуя на основную массу школьников, из числа которых постоянно пополняются ряды неуспевающих по физической культуре учащихся. Нужна система домашних заданий[17].
В связи с этим целью настоящей работы стало исследование эффективности использования домашних заданий в процессе физического воспитания школьников 6-10 лет.
Цель: обоснование видов домашнего задания как средство физического развития учащихся младшего школьного возраста.
Объект: физическое развитие учащихся младшего школьного возраста.
Предмет: домашнее задание по физической культуре, как средство физического развития учащихся младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Дать характеристику процесса физического развития учащихся младшего школьного возраста;
2. Выявить динамику изменения физического развития учащихся младшего школьного возраста средством домашнего задания;
3. Описать домашнее задание, как средство физического развития.
4. Определить эффективность применения домашних заданий на уроках физической культуры для учащихся 6-10 лет (на примере ГУО «Средняя школа №7 г. Мозыря»).
Метод научно-педагогического исследования – путь изучения и овладения сложными психолого–педагогическими процессами формирования личности, определение объективной закономерности воспитания и обучения.
В данном исследовании были использованы такие методы: анализ; анкетирование; метод системного наблюдения.
Анализ – это теоретический метод педагогического исследования.
Метод анкетирования. Этот метод используется для получения информации про типичность тех или иных явлений научно-воспитательного процесса. Анкеты могут быть: открытыми, закрытыми, полуоткрытыми, полярными. При анкетировании придерживаются таких требований:
а) подбор вопросов, которые точнее характеризуют явление и дают надежную информацию;
б) использование как прямых, так и непрямых вопросов;
в) исключение подсказок в формулировании вопроса;
г) предупреждение двоичного понимания содержания вопроса;
Организация исследования: исследование проводилось в СШ №7 г. Мозыря, в нем приняли участие 10 учеников второго класса.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Содержание понятий «Самостоятельная деятельность» и «Домашние задания»
Под самостоятельной деятельностью понимается совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию. В нашем случае, мы имеем дело с физкультурной деятельностью, то есть деятельностью, направленной на достижение физического совершенства индивида[6].
Всякая деятельность состоит из нескольких компонентов. Цель –конечный результат, которого необходимо достигнуть в итоге занятий физической культурой (это может быть укрепление здоровья, повышение уровня развития отдельных двигательных качеств и двигательной подготовленности, закаливания, улучшение телосложения и т.п.). Эффект работы учителя во многом зависит от правильной постановки целей, адекватным возрастным возможностям и особенностям школьников[7].
Однако только знание цели не обеспечивает ее реализации. Для этого нужно определить необходимые средства и способы ее достижения.
Большое значение для успеха деятельности имеет планирование достижения цели по этапам. Необходимо предусмотреть определенную очередность, последовательность применения средств. Чем отдаленнее цель, чем она сложнее, чем многообразнее средства, тем важнее иметь подробный и обстоятельный план.
Когда ясна цель, выбраны средства, спланировано их применение, наступает этап организации условий, в которых будет осуществляться деятельность. Например, подготовка необходимого спортивного инвентаря, соответствующей одежды, мест занятий и т.п[11].
Наконец, начинается процесс реализации поставленной цели, который в данном случае представляет собой непосредственное выполнение упражнений.
Уже с младшего школьного возраста учащиеся должны получать определенные задания для самостоятельных занятий, начиная с введения в режим для утренней гигиенической гимнастики, физкульт-пауз и физкульт-минуток во время приготовления уроков и кончая выполнением домашних заданий по физической культуре. От класса к классу к учащимся должны предъявляться всевозрастающие требования в отношении умения самостоятельно выполнять, подбирать, контролировать, оценивать свои действия[13].
Навыки и умения самостоятельных занятий, представленные в школьной программе, соответствуют возрастным возможностям учащихся к самостоятельной работе. Другим важным условием является доступность, посильность конкретных заданий для каждого школьника. Особое значение в самостоятельной работе приобретает принцип сознательности при ее выполнении. Опыт передовых школ свидетельствует, что только там, где учащиеся получают задания систематически, где задания даются строго в соответствии с подготовленностью ребят и представляют собой систему, работа идет продуктивно. Из этого положения вытекает еще одно требование – организация самостоятельных занятий в определенной системе.
Подготовка учащихся к самостоятельным занятиям должна начинаться с четкого немногословного инструктирования школьников о цели и задачах конкретных самостоятельных занятий, постепенного вооружения знаниями о системе самотренировок, принятия необходимых технических и организационных навыков. На всех этапах обучения задания должны быть такой трудности, чтобы для их выполнения школьники прилагали определенные усилия[17].
Под домашней работой понимается деятельность при выполнении школьниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Приготовление домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности и решает задачу укрепления здоровья, повышение уровня физического развития и двигательной подготовленности[1].
Внедрять домашние задания лучше всего с самого начала обучения учащихся в школе. Основным доводом в пользу этого является то, что дети этого возраста наиболее восприимчивы к воздействию физических упражнений, у них легко вырабатывается привычка к ежедневным занятиям, чему способствует естественное тяготение к движениям. Другое немаловажное обстоятельство – возможность привлечь в помощь родителей: в начальных классах это сделать значительно легче, чем в средних. Играет свою роль и относительно меньшая занятость младших школьников по другим предметам. Хотя мы и рассматриваем домашние задания по физической культуре как разрядку, отдых от умственной деятельности, довольно устойчиво еще мнение, что любые задания на дом являются для ребенка нагрузкой. Такое отношение в известной степени препятствует плодотворной работе в этом направлении[14].
Для учеников начальных классов в роле домашнего задания следует использовать комплексы обще-развивающих упражнений имитационного характера, типа: «Вырастаем большими», «Маятник», «Велосипедист», «Кошка выгибает спину» и т.п.
Для учащихся 1-4 классов наиболее обоснованным, на мой взгляд, являются домашние задания при которых следует учитывать возрастные закономерности развития двигательных качеств у школьников, упражнения должны быть несложными по координации, ранее освоенные учениками, не требующие громоздкого оборудования или инвентаря, причем целесообразно подбирать такие, которые бы и развивали двигательные качества и содействовали освоению правильных движений.
А.Л. Рандрюйт – заслуженная учительница Эстонии – систему заданий на дом рассматривает как логическое продолжение уроков (А.Л. Рандрюйт, 1991). Она считает, что заданные на дом упражнения должны активизировать двигательный режим школьников, повышать умственную работоспособность, заполнять свободное время ребят активными занятиями.
Основываясь на практике своей работы, она советует планировать домашние задания с учетом содержания и задач изучаемой учебной программы: обязательно учитывать оптимальные возможности развития физических способностей учащихся, их половые и возрастные особенности: подбирать домашние задания для каждого класса или возрастной группы[30].
Учительница физической культуры из г. Мозыря О.В. Дайтбегова строит свою работу следующим образом. Исходя из особенностей подготовленности учащихся своей школы и цели предмета «Физическая культура», ею подобраны средства и составлены комплексы упражнений для развития у школьников гибкости, силы, выносливости, формирования правильной осанки, укрепления основных групп мышц. Комплексы разучиваются на уроках, ученики записывают содержания задания на месяц с указанием индивидуальной нагрузки.
Главная задача домашних заданий – на основе формирования школьников учения самостоятельно заниматься – укрепление здоровья, повышения уровня физического развития и двигательной подготовленности.
Широкое применение домашних заданий содействует выполнению задач, предусмотренных программой по физическому воспитанию. Кроме того, при правильной организации домашние задания являются одним из способов приобщения ребят к систематическим занятиям физическими упражнениями и внедрения физической культуры в быт учащихся[26].
1.2 Домашние задания на дом по физической культуре
Физическое воспитание учащихся нельзя полностью осуществлять только на учебных занятиях, так как три часа занятий в неделю не обеспечивают прочного усвоения знаний и навыков в физических упражнениях.
Чтобы достичь больших успехов в обучении и в овладении учащимися учебным материалом, необходима также и самостоятельная работа учащихся. Одним из видов самостоятельной работы учащихся является выполнение домашних заданий.
Домашнее задание – это составная часть процесса обучения, заключающаяся в выполнении учащимися по заданию учителя самостоятельной учебной и практической работы после классных заданий. Эта работа тесно связана с классными занятиями, дополняет их, способствует более прочному и сознательному усвоению знаний, умений, навыков. Особое значение имеют в этом отношении задания творческого характера, требующие видоизменения материала и комбинировании его по-новому, а также задания по применению теоретических знаний на производстве, в мастерских и пришкольном участке. Наряду с общими, для всех учащихся, домашние задания практикуются индивидуальные, направленные на преодоление отставания в чем-либо, формирование каких-либо умений и навыков или развитие устойчивых склонностей отдельных учащихся[10].
Самостоятельная учебная работа учащихся – это деятельность учащихся в процессе обучения, выполняется по заданию учителя, под его руководством, но без его непосредственного участия. Большинство самостоятельных работ непосредственно связано с требованиями учебной программы. Учитель является организатором и руководителем самостоятельной учебной работы. Он учит рациональным приемам самостоятельного учебного труда, разрабатывает продуманную систему заданий.
С помощью домашних заданий решаются следующие учебно-воспитательные задачи:
1) повышение двигательной активности детей;
2) укрепление основных мышечных групп;
3) формирование правильной осанки;
4) подготовка к выполнению учебных нормативов и требований программы[21].
Домашние задания должны являться логическим продолжением учебной работы. Содержание их состоит из упражнений, направленных на развитие основных двигательных качеств и в отдельных случаях повторение простейших элементов техники движения. Запрещается давать задания по теоретическим сведениям, а также по выполнению сложных упражнений, требующих специальных условий и страховки[26].
При заданиях на дом учителю необходимо тщательно ориентировать учеников на обязательное соблюдение санитарно-гигиенических условий для их выполнения, обращать особое внимание на обеспечение ими безопасности во время упражнений, имея в виду подготовленность места – отсутствие лишних предметов, выступов и т. д.
Важно также, чтобы учитель наглядно показывал задаваемые упражнения, уточнял строгую нагрузку, соответствующую состоянию здоровья, физического развития и физической подготовленности учащихся.
Количество упражнений, задаваемых на дом, должно быть таким, чтобы их выполнение не превышало 15-20 мин. Чтобы польза от домашних заданий была более результативной, учителю необходимо добиваться не только их систематичности, но и постоянного контроля.
Такой контроль осуществляется, прежде всего, на уроках. Он может состоять в проверке правильности выполнения упражнений, сдвигов количественных показателей, а также в выполнении степени повышения уровня физической подготовленности данного ученика (показатели контроля)[32].
Определенный вклад во внедрение домашних заданий и в контроль за их выполнением могут внести и родители. Для этого учителю следует постоянно использовать контакты с родителями, нацеливать их на настоящую необходимость наблюдения, стимулирования и поощрения за выполнением детьми заданных упражнений.
Формами домашнего задания могут быть:
А) Физкультминутка дома
Физкультминутка форма кратковременного активного отдыха при выполнении домашних заданий. «Сигналом» к ней служит ослабление внимания у ребенка. Обычно это происходит через 30-35 мин умственной работы.
Физкультминутка способствует лучшему кровообращению, особенно в мышечных тканях, активизирует работу сердца и легких, что в свою очередь помогает насыщению крови кислородом, так необходимым головному мозгу, ускоряет и повышает выделение продуктов обмена из организма.
Если ребенок долго писал, то ему необходимо провести упражнения для сгибания и выпрямления рук, сжимания и разведения пальцев рук, потряхивание костями. При долгом сидении нарушается кровообращение, происходит застой крови в нижних конечностях, поэтому необходимо включить упражнения для ног: приседание, махи ногами, подскоки и др.
Перед выполнением упражнений надо проветрить комнату, ослабить пояс, расстегнуть воротник. Во время физкультминутки ребенок, стоя у стола и в середине комнаты, выполняет 3-4 упражнения, повторяя их по 4-8 раз[25].
Б) Индивидуальные задания по физкультуре
Утренняя гимнастика, физкультминутка дома и тем более домашние задания по физической культуре выполняют далеко не всеми учениками младших классов. Большинство учителей дают ученикам начальных классов индивидуальные задания по физической культуре, но родители не всегда контролируют выполнение, и ученики, начав заниматься, часто перестают делать заданные на дом упражнения. В то же время они крайне желательны для всех учащихся, но особенно необходимо для детей с отклонениями в здоровье систематическое проведение дома специальных физических упражнений,
Домашние задания должны быть строго индивидуальны, с дифференцированным подходом к детям. Для здоровых детей в домашние задания следует включать прыжки через скакалку, упражнения с мячами, метание и др[25].
Дома выполняются упражнения, требующие длительного, многократного повторения. Может входить в домашнее задание ежедневное выполнение под наблюдением родителей тех комплексов упражнений, которые разучивались в школе.
В) Карточки-задания для самостоятельной работы учащихся
Карточки-задания можно применять для самостоятельных занятий только в тех случаях, когда упражнения не сложны для учеников и знакомы им. В некоторых случаях на карточках-заданиях могут быть только рисунки или только текст. На карточку может быть помещен комплекс упражнений или отдельные виды упражнений.
Карточки заготавливают в таком количестве, чтобы обеспечить самостоятельные занятия каждого ученика. Карточки-задания можно использовать не только на уроках, но и во внеурочное время - на занятиях кружка по физической культуре, при подготовке упражнений к утреннику или физкультурному празднику, для разучивания индивидуальных занятий и т.п.
Разнообразная самостоятельная двигательная деятельность детей заключается в том, что они по своему желанию и инициативе выбирают себе вид занятий (катание на велосипеде, двигательная деятельность на детских площадках, оснащенных специальным оборудованием для физических упражнений и инвентарем, различные игры с друзьями и т. д.) самостоятельная двигательная активность существенно расширяет двигательный опыт детей [10].
Физическое воспитание подрастающего поколения является органической частью системы воспитания и образования детей и служит целям всестороннего развития школьников, их подготовке к жизни, труду и защите Родины.
Организация и содержание физического воспитания регламентируются инструктивно-методическими и нормативными документами Министерства образования РБ. Основным организационно-методическим принципом осуществления физического воспитания учащихся общеобразовательных школ является дифференцированное применение средств физической культуры в занятиях со школьниками разного пола и возраста с учетом состояния их здоровья, степени физического развития и уровня физической подготовленности.
Однако эти формы общественного воспитания детей и подростков могут стать по-настоящему действительными лишь о том случае, если в них будут правильно сочетаться все основные средства, направленные на гармоническое развитие участие. Важное место в этом комплексе средств занимают физическая культура и спорт[22].
Правильное использование в режиме продленного дня физической культуры и спорта способствует приобщению школьников и регулярным занятиями и физическими упражнениями.
Чтобы занятия физической культурой и спортом в режиме продленного дня были полноценными и результативными, они должны быть ежедневными, разнообразными по характеру, интересными, доступными и непринужденными.
При организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом, необходимо учитывать возраст учащихся. При этом следует ориентироваться на следующее деление по возрастным группам: ученики 1-3, 4-6, 7-9 классов. В отдельных случаях в состав той или иной группы могут входить дети более младшего или старшего возраста. Но тогда и содержание заданий учащимся, и нагрузка должны быть различными, соответствующими возрасту[33].
Не менее важно учитывать и состояние здоровья учащихся. Детям, менее физически крепким и отстающим в физическом развитии, следует оказывать особое внимание, регламентируя объем и интенсивность упражнений. Чтобы знать отклонения в состоянии здоровья отдельных учеников, воспитателю необходимо консультироваться с медицинским персоналом школы, а при выборе соответствующих упражнений и нагрузок – с учителем физической культуры.
Оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и подвижными играми, помимо других условий, во многом зависит от правильного дозирования нагрузки. Во время занятий следует быть внимательным к проявлению внешних признаков утомления учащихся [13].
При заметном утомлении надо дать ученику отдых или переключить его на другое занятие, не связанное с физической нагрузкой. Нельзя допускать, чтобы в течение всего времени, отведенного на физкультурные занятия, дети находились в постоянном движении. Необходимы короткие перерывы для отдыха. Чем младше школьник, тем чаще должны повторяться такие перерывы. При занятиях на открытом воздухе следует придерживаться тех температурах режимов, которые установлены для данной территории местными органами здравоохранения и просвещения. В зависимости от состояния погоды подбирается и соответствующий материал, определяется и форма занятий. В холодную погоду используются физические упражнения и игры большей интенсивности, причем хорошо знакомые детям, с тем, чтобы избежать длительных пауз для объяснений. Одежда учащихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений. Надо добиваться, чтобы ученики как на физкультурных занятиях, так и на самостоятельных пользовались спортивной формой – в прохладную погоду были одеты в тренировочные костюмы, в теплую – в трусы и майки[35].
Таким образом применять домашнее задание, а значит, увеличивать двигательную активность школьника, жизненно необходимо – это ни у кого не вызывает сомнения. Если организовать эту работу правильно начиная с первого класса, то многие трудности отступят.
1.3 Способы проверки домашних заданий по физической культуре
Проверка домашних заданий – это существенный и действующий «канал», связывающий домашнюю работу на уроке, помогающий объединить их в единый учебно-воспитательный процесс.
В практике встречаются различные способы проверки домашних заданий:
1. Фронтальная проверка, так можно проверять несложные упражнения утренней гимнастики, некоторые акробатические элементы и упражнения, направленные на повышения уровня физической подготовленности школьников, для развития основных мышечных групп;
2. Выборочная проверка, когда проверяется выполнение домашних заданий отдельными учащимися, ее можно проводить по ходу урока, не останавливая учебного процесса, или специально обратить внимание всех ребят на ошибки и положительные стороны при выполнении упражнений домашних заданий отдельными учащимися;
3. Проверка в парах, при этом каждый ученик оценивает выполнение домашнего задания у своего товарища;
4. Коллективная проверка – выполнение домашнего задания одним из учащихся или каждым учеником, оценивает весь класс;
5. Проверка домашних заданий ответственным за это школьником, например физоргом или старшим в отделении и т.п[31].
Давая домашние задания, учитель физической культуры должен указать сроки их проверки, разъясняя, что только при сознательном выполнении можно достичь ощутимых результатов.
После летних каникул уже на 2-3 уроках учащиеся проходят контрольное тестирование, определяя исходный уровень подготовки каждого ученика. Ставим задачу повысить показатели двигательной подготовленности, не допустить снижения их уровня. Затем домашние задания проверяем в середине каждого календарного месяца, на это обычно отводится один урок.
При проверке выявляются не только результаты самостоятельной работы ученика при выполнении домашних заданий, но и плоды его труда на уроках. При проведении результатов самое главное, чтобы был заметен положительный сдвиг в развитии двигательных качеств[34].
В 1-4 классах для контроля за выполнением домашних заданий необходимо привлекать родителей. Для чего на родительском собрании следует познакомить их с требованиями, предъявляемыми к самостоятельной работе их детей, рассказать, чем они могут им помочь, какие санитарно-гигиенические условия и условия безопасности необходимо соблюдать при выполнении домашних заданий.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста
Целью физического воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности. Оно тесно связано с умственным, моральным, трудовым и эстетическим воспитанием.
Специфика воспитания младших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями – это замедленный роста, высокое возбуждение нервной системы, повышенная реактивность и в силу этого частота сердечных сокращений ребенка 7 лет – 88 уд/мин, 10 лет – 79 уд/мин. Артериальное давление ребенка 7 лет – 85/60, 10 лет – 90/55. Масса и размеры сердца меньше, чем у взрослых, ещё не закончилось окостенение скелета, слабо развиты мышцы, особенно мышцы туловища, недостаточно крепкие связки и сухожилия, что способствует деформации при нагрузке позвоночника. Перегруз может привести к задержке роста ребенка.
Рационально организованные мероприятия по физическому воспитанию в режиме дня расширяют функциональные возможности организма ребенка, повышают производительность умственного труда, уменьшают утомляемость.
Программа по физической культуре для учеников начальных классов уделяет большое внимание развитию двигательных качеств школьников. В каждом ее разделе, посвященном формированию и совершенствованию двигательных умений и навыков, предусмотрен материал для развития двигательных качеств. Учителям физической культуры необходимо ориентироваться на этот материал и, исходя из условий школы, выделять на каждом уроке определенное количество времени (6-12 мин) на развитие двигательных качеств учеников [8, с.109].
В работе по развитию двигательных качеств учителю необходимо учитывать особенности индивидуального и возрастного развития ребенка. Если целенаправленное развитие двигательных качеств осуществляется в период ускоренного возрастного развития, то педагогический эффект оказывается значительно выше, чем в период замедленного роста. Поэтому целесообразно осуществлять направленное развитие тех или других двигательных качеств у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается наиболее интенсивный возрастной рост их.
Развитие физических качеств осуществляется в процессе обучения детей двигательным действиям, в единстве с формированием двигательных навыков. Однако это не исключает потребности планировать специальные задания по развитию физических качеств школьников, как для отдельного урока, так и для серии уроков. Систематически изучая физическую подготовленность детей, учитель решает, над развитием каких физических качеств учеников он будет работать, ставит определенные задания и подбирает физические упражнения для выполнения во время урока.
Задачи, направленные на развитие физических качеств изменяется с урока в урок не так динамично, как задачи учебные. Очень часто одна и та же задача рассчитана на целую серию (систему) уроков. Формулировка их в плане урока, может быть таким: «Содействовать развитию скорости, ловкости, гибкости во время выполнения определенных физических упражнений и проведения подвижных игр» [8, с.112].
Упражнения для развития двигательных качеств в плане-конспекте урока могут быть поданы в виде, как отдельных упражнений, так и комплексов. С целью поддержки стабильного интереса к выполнению комплекса следует периодически изменять одни упражнения комплекса другими. В плане-конспекте урока нужно обязательно указывать дозирование упражнений и записать все необходимые организационно-методические указания.
Описание комплекса или отдельных упражнений для развития двигательных качеств можно делать как в плане-конспекте урока, так и на отдельных карточках, которые добавляются к плану-конспекту.
Для развития ловкости и координации движений необходимо использовать разные сочетания элементарных движений рук и ног, постепенно усложняя их, танцевальные движения, ритмичную ходьбу, прыжки со скакалкой с дополнительными движениями рук; прыжки через разные препятствия; упражнения с большим мячом — передачи, перекидывание и тому подобное.
У детей 7-8 лет быстро совершенствуется способность к разным точным движениям. Этому помогают метания в цель, упражнения с малым мячом — удары о пол и броски о стенку со следующей ловлей, подбрасывание и ловлю мяча с дополнительными движениями [9, с.120].
Одним из проявлений ловкости является умение хранить равновесие в статическом положении и во время движения. Основными упражнениями для формирования равновесия является ходьба по лавочке и колоде разными способами, с дополнительными заданиями, а также гимнастические упражнения и игры.
Силу развивают главным образом за счет динамических упражнений. Учителю необходимо следить, чтобы нагрузки не были предельные, потому что максимальные напряжения связаны с большими энергозатратами, что может привести к общей задержке роста. Упражнения на силу не должны приводить к длительному применению силы, поскольку это повышает внутренне-грудное давление, что ведет к сдавливанию полых вен и утрудняет доступ крови к сердцу. В результате повышения внутрилегочного давления происходит сдавливание легочных капилляров, ухудшается легочное кровообращение, что может привести к анемии мозга и потере сознания. Поэтому для развития силы лучше применять игры, что требуют от детей кратковременных скоростно-силовых напряжений и умеренных нагрузок [9, с.121].
Для развития статической выносливости целесообразно использовать упражнения с достаточно длительным удерживанием определенных поз: мешаные виси, упоры, упражнения на равновесие на одной ноге.
Упражнениями, которые развивают выносливость динамического характера, являются многократные повторения сгибания и разгибания рук в положении мешаных висов и упоров, приседания.
Для формирования выносливости применяют упражнения, которые дают физическую нагрузку на организм ребенка, немного больше той, которую он привык переносить. Постепенно его организм адаптируется к большему объему работы, приобретает способность дольше выполнять то или другое движение (бег, серии прыжков) и быстро возобновлять силы после физических нагрузок. Выносливость, прежде всего, развивается во время бега, прыжков, ходьбы на лыжах. Это так называемая специальная выносливость, которая имеет свойство переходить на другие виды деятельности такого же характера, интенсивности и длительности [8, с.118]. Так происходит повышение общей выносливости ребенка.
Наилучшее средство для формирования выносливости младших школьников – игры с короткими повторениями действий и с непрерывным движением, связанным со значительной затратой сил и энергии. Однако общее количество повторных действий должно быть небольшое – их следует чередовать с короткими перерывами для отдыха.
Основные направления развития скорости: увеличение скорости одиночных простых движений и частоты движений в локомоторных, то есть связанных с перемещением всего тела в пространстве, действиях. Простые двигательные реакции – это движения-ответы на известные сигналы, которые появляются внезапно. В жизни они имеют большое значение, например, во время действий в тяжелых условиях местности, при управлении механизмами. Переход от уже произведенных двигательных реакций к новым достаточно быстрым: быстрая реакция в одних условиях стимулирует такую же реакцию и в других [9, с.123].
Скорость реакции ребенка в значительной мере зависит от типа его нервной системы и является прирожденным качеством, но ее можно развить с помощью определенных упражнений.
Не менее важны для детей младшего школьного возраста сложные двигательные реакции. Основные из них – реакция на объект, что двигается и реакция выбора [8, с.119]. Чтобы усовершенствовать у детей способность быстро улавливать глазами предмет, что двигается, учитель использует подвижные игры с большим и малым мячами. Упражнения можно усложнять, увеличивая скорость полета, неожиданными бросками или сокращая дистанцию между игроками. Постепенно у детей производится умение предусматривать направление и скорость движения предмета, одновременно развиваются скорость и точность соответствующего движения.
Реакция выбора – это нахождение наилучшего (из нескольких возможных вариантов) ответа на действии «противника». Большинство движений с целью тренировки реакции выбора целесообразно включать в подвижные игры [8, с.120].
Частоту движений во время ходьбы, бега, плавания, передвижение на лыжах производят двумя способами: выполняя с максимальной скоростью движение в целом и совершенствуя скорость отдельных его элементов (отталкивание, мах ногой и тому подобное). С этой целью учитель широко использует игры, упражнения с внезапными остановками, с преодолением небольших расстояний за кратчайшее время. Для правильной организации учебного процесса по физической культуры необходимо знать состояние развития физических качеств каждого школьника. Оценить их можно с помощью экспресс-тестов, которые даются в программе: прыжки в длину с места, бег на 30 м, метание набивного мяча (масса – 1 кг), сжимание кисти.
Прыжок в длину с места отображает развитие силы ног и скорости движений. Для его выполнения ученик становится на исходную линию (носки за черточкой), ноги на ширине плеч, делает взмах руками назад и, отталкиваясь обеими ногами, прыгает вперед, приземляясь на обе ноги. Во время взмаха руками пятки от пола не отрывать. Из трех попыток оценивают лучшую.
С помощью бега на 30 м, который проводят из высокого старта на площадке или в помещении, оценивают скоростно-силовые качества ребенка. Школьник пробегает дистанцию дважды с перерывом 10-15 мин. Во внимание принимают лучший результат. В каждом забеге принимают участие два школьника [10, с.26].
Для оценки скоростно-силовых качеств мышц рук и туловища используют метание набивного мяча обеими руками из-за головы, сидя на полу. Из трех бросков фиксируется лучший результат, что измеряется от стартовой линии (за спиной) к месту падения мяча. Для измерения используют размеченную резиновую дорожку. На расстоянии до 1,5 м перед учеником натягивают шнур или ставят какое-нибудь препятствие такой же высоты, которая будет предопределять траекторию вылета мяча под углом 40-45°, потому что от этого зависит результат броска [12, с.103].
Силу сжимания кисти измеряют ручным детским динамометром дважды каждой рукой по очереди. Его держат в вытянутой в сторону руке. Из двух попыток во внимание принимают лучшую.
Уроки по приему экспресс-тестов следует организовать так, чтобы экзамены можно было провести на одном-двух занятиях. В начале урока с учениками всего класса проводится бег на 30 м, потом класс делят на 3 группы, что соответствует количеству экспресс-тестов [14, с.124].
Результаты испытаний заносятся к соответствующим графам классного журнала. Экспресс-тесты следует проводить дважды за учебный год: с 15 по 25 сентября и с 15 по 25 апреля. Результаты учеников сопоставляются с нормами оценки физической подготовленности детей соответствующего возраста и пола.
Это дает возможность оценить физическую подготовленность ученика пятью уровнями — низким, ниже среднего, средним, выше среднего и высоким.
После определения конкретных задач урока учитель подбирает средства, с помощью которых он будет решать поставленные задачи. Поскольку основные задачи урока выполняются в основной части урока, то и отбор содержания и средств следует начинать с нее, а уже дальше определять содержание, средства и методы подготовительной и заключительной частей.
Потом учитель определяет место проведения урока, необходимое оборудование и инвентарь, дозирование упражнений, делая соответствующие методические замечания относительно выполнения их.
С этой целью он предусматривает разнообразные методы и приемы, устанавливает определенный порядок изучения упражнений и перехода от одной к другой, а также способы передвижения учеников на уроке.
Формы организации физического воспитания учащихся младшего школьного возрастаФормы организации учеников начальных классов составляют определенную систему, которая охватывает:
уроки физической культуры;
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика перед началом занятий, физкультурные минуты во время уроков, игры и физические упражнения на перерывах и в режиме продленного дня);
внеклассная физкультурно-массовая работа (занятие в кружках физической культуры и спортивных секциях, спортивные соревнования);
внешкольная спортивно-массовая работа (по месту жительства учеников, занятия в детско-юношеских спортивных школах, Дворцах пионеров, спортивных обществах, самодеятельные занятия школьников физическими упражнениями в семье, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах, в парках) [11, с.203].
Основной формой работы по физическому воспитанию учеников начальных классов являются уроки физической культуры, но успехов в физическом воспитании школьников можно достичь лишь при рациональном сочетании всех форм работы, которые составляют четкую согласованную систему.
В организации физкультурно-массовой работы в школе важную роль играет школьный коллектив физкультуры, заданием которого является развитие физической культуры, спорта, туризма среди школьников. В коллектив физкультуры принимают учеников 1-10 (11) классов по устному заявлению [13, с.214].
Одним из условий правильной постановки физического воспитания в школе является хорошо организованный медицинский контроль, задачи которого состоят в широком использовании основных средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья детей и контроле за их правильным применением, а также в создании надлежащих условий для работы по физическому воспитанию [15, с. 97].
Для выполнения этих задач врач, прикрепленный к школе, проводит медицинские обследования учащихся для определения состояния их здоровья и физического развития, систематически контролирует занятия физическими упражнениями и санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, проводит санитарно-просветительную работу среди учащихся, родителей и учителей, участвует в разработке и проведении школой мероприятий по улучшению здоровья детей и предупреждению травматизма.
Школьный врач является ближайшим советником учителя по вопросам здоровья и физического воспитания детей и в то же время контролером в выполнении санитарно-гигиенических требований. Все указания врача, касающиеся здоровья и физического воспитания детей, являются обязательными для учителя.
Школьники не реже одного раза в год проходят медицинское обследование и распределяются по медицинским группам. С учетом распределения детей по группам учитель осуществляет дифференцированный подход к учащимся при проведении всей учебно-воспитательной работы, в том числе уроков и внеклассной работы по физической культуре.
Об итогах медицинских осмотров врач докладывает на педагогическом совете школы.
Все учащиеся на основании медицинского обследования делятся на три группы: основную; подготовительную и специальную.
К основной группе относятся учащиеся, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, а также школьники с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при условии достаточной физической подготовленности [15, с. 98].
В подготовительную группу зачисляются дети, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений, с недостаточной физической подготовленностью [15, с. 99].
Учащиеся, имеющие в состоянии здоровья значительные отклонения постоянного или временного характера, которым противопоказаны занятия по государственным программам в общих группах, относятся к специальной группе.
Некоторые учащиеся временно, впредь до улучшения состояния здоровья, полностью освобождаются от занятий физическими упражнениями. В необходимых случаях при наличии соответствующих показаний отдельным учащимся могут быть назначены занятия лечебной физической культурой. Дети, временно освобожденные от занятий физическими упражнениями, обязаны присутствовать на уроках физической культуры [15, с.99].
Школьники, отнесенные к основной группе, допускаются:
а) к занятиям подпрограммам физического воспитания в полном объеме;
б) к занятиям в кружках физической культуры и сeкциях коллектива физкультуры;
в) к участию в соревнованиях.
Учащиеся подготовительной группы допускаются к занятиям по общим программам физического воспитания, но при условии соблюдения постепенности в прохождении материала. В соответствии с указаниями врача учащихся подготовительной группы надо ограничивать в выполнении упражнений, связанных с большим физическим напряжением, и прежде всего в беге и прыжках. Со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, организуются занятия один-два раза в неделю во внеурочное время. Занятия проводятся в соответствии со специальной программой медицинскими работниками или учителями, имеющими необходимую подготовку. Планомерные занятия, проводимые в соответствии с данными медицинского осмотра и с учетом индивидуальных особенностей, способствуют улучшению здоровья и показателей физического развития детей [15, с.100].
Дополнительное обследование состояния здоровья обязательно в тех случаях, когда учащийся начинает посещать школу после какого-либо заболевания. Весьма возможно, что дети, относившиеся до заболевания к основной медицинской группе, после выздоровления будут заниматься в подготовительной, а может быть и в специальной. Любой перевод учащихся из одной медицинской группы в другую должен быть известен учителю, класса и учителю физической культуры, которые в своей практической работе особенно внимательно осуществляют индивидуальный подход. Это, прежде всего, относится к физическим нагрузкам на уроках. Внимание учителя направляется на весьма умеренное нарастание физической нагрузки, на постепенную адаптацию организма к этому нарастанию [15, с.102].
2.3 Адаптация младших школьников к физическим нагрузкам
Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.
Что же такое здоровье? Обращаясь к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, мы найдем такое определение здоровья: «Это правильная, нормальная деятельность организма». А в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие. И именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать комплексно, в широком социальном аспекте.
Если физическое здоровье – это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов, то психическое здоровье включает в себя эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.
Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние используется для регуляции психического состояния.
В последнее время проблемам обеспечения физического и психического здоровья детей уделяется особенное внимание. Это обусловлено целым рядом причин и особенно тем, что неврозы, как следствие стресса, все увереннее «перекочевывают» в детский возраст, что дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения. В этой ситуации им бывает труднее всего из-за низкой психической устойчивости, обусловленной возрастом. Детские стрессы влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Причиной таких стрессов является дефицит положительных эмоций у ребенка и отрицательная психологическая обстановка.
Необходимо подчеркнуть, что для здоровья ребенка очень важно обеспечение нормального психического здоровья: внимание к речевому развитию, профилактика переутомления, создание эмоционального комфорта. Необходимость постоянно поддерживать позитивное психоэмоциональное состояние детей требует создания всех необходимых условий для гармоничного взаимодействия ребенка с жизненной средой дошкольного учреждения
Период адаптации к условиям образовательного учреждения – это сложный процесс приспособления организма ребёнка к новым условиям социального существования, к новому режиму. Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к нарушениям в эмоциональной сфере, в поведении или замедлению темпа психофизического развития ребёнка. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации необходимо создать условия, которые помогут смягчить разрыв ребенка с родителями и преодолеть страх и тревожность не только у детей, но и у их родителей, таким образом, обеспечить постепенный переход ребёнка из условий семьи в образовательное учреждение.
2.4 Развитие физических качеств детей младшего школьного возраста
Выдающийся педагог В.О. Сухомлинский большое значение придавал деятельности школы, учителей, направленной на улучшение здоровья школьников, особенно учеников младших классов. Он считал, что заботиться о здоровье детей — важнейшее задание учителя [2, с.89].
Задача укрепления здоровья ребенка предусматривает закаливание его организма. С этой целью занятие физкультурой по возможности следует проводить на воздухе, а проводя их в помещении, придерживаться гигиенических требований.
Важным показателем нормального физического развития ребенка является правильная осанка, которая предопределяет нормальное положение и функционирование внутренних органов. Формирование правильной осанки зависит от многих условий, а именно от того, как ученик ходит, стоит, сидит, выполняет ли ежедневно утреннюю гимнастику, физкультминутки на уроках, игры и упражнения на переменах. Физические упражнения являются основным средством формирования правильной осанки.
Двигательная активность, которую ребенок осуществляет в процессе физического воспитания, является необходимым условием нормального развития его центральной нервной системы, средством усовершенствования анализаторов и развития взаимодействия их. Недаром говорят, что мышца воспитала мозг, нервную систему. Существует тесная взаимосвязь между двигательной деятельностью ребенка и ее умственным развитием.
Выполнение целеустремленных двигательных действий занимает важное место в жизни детей младшего школьного возраста и является одним из действенных факторов развития их эмоционально-волевой сферы, источником позитивных эмоций. И.И. Павлов назвал удовольствие, которое получает человек от двигательной деятельности, «мускульной радостью» [3, с.103].
Формирование двигательных умений и навыков в начальных классах проводится согласно с учебной программой, которая предусматривает обучение учеников упражнениям основной гимнастики, легкой атлетики, игр, лыжной подготовки, плавания.
Эффективность обучения двигательным действиям зависит от методики проведения уроков, от того, как в процессе обучения активизируется познавательная деятельность учеников, включается в этот процесс язык и мышление, насколько сознательно относятся они к усвоению двигательных действий.
Овладение правильной техникой выполнения упражнений является важным заданием физического воспитания. Как известно, упражнения положительно влияют на организм лишь при условии, что они правильно выполняются. К тому же, рациональная техника исполнения упражнений способствует формированию правильных навыков жизненно важных движений, развивает у детей умения целесообразно распределять усилие и эффективно осуществлять разные движения, воспитывает у них готовность быстро усваивать новые двигательные действия [3, с.104].
Формируя у учеников жизненно важные умения и навыки, следует уделять надлежащее внимание выработке у них умения быстро и точно выполнять мелкие движения пальцами рук, умело взаимодействовать обеими руками, быстро перестраивать движения в соответствии с условиями. Развитие у школьников движений руки, этого основного органа предметных действий человека, является важным заданием начальной обучения. На развитие движений руки ученика влияют разные виды деятельности: письмо, рисование, ручной труд, самообслуживание, занятие физической культурой. Следует подчеркнуть, что занятия физкультурой играют специфическую роль в развитии движений руки и, в частности, в развитии произвольной регуляции их. Именно на этих занятиях ставятся и выполняются задания развития у учеников точных и согласованных между собой движений рук с помощью упражнений с предметами (с большими и малыми мячами, со скакалкой, с палками, флажками и др.), а также с помощью специальных упражнений для развития дифференцированных движений пальцев рук.
Основатель научно обоснованной теории физического воспитания П.Ф. Лесгафт одним из основных заданий физического воспитания считал формирование у детей умения с наименьшей затратой усилий и в наименьший промежуток времени сознательно выполнять наибольшую работу [5, с.93]. Совокупность названных выше качеств и определяет уровень «двигательной культуры» ребенка. Высокое развитие таких умений и качеств необходимо для обучения, для многих современных профессий, а также для бытовых действий и военного дела. Развитие умения эффективно осуществлять двигательные действия является важным компонентом всестороннего гармоничного развития личности.
В начальных классах ученики должны иметь представление о правильном двигательном режиме, осознавать значение утренней гигиенической гимнастики, физической культуры, активного отдыха во внеурочное время, знать, какая одежда и обувь нужны для занятий физическими упражнениями, следить за правильностью осанки, знать правила закаливания.
Получение учениками знаний по физической культуре является необходимым условием сознательного овладения учебным материалом по этому предмету, привитие интереса и привычки систематически заниматься физическими упражнениями. Особенную роль играют знания учеников по физической культуре в формировании у них умений самостоятельно выполнять физические упражнения, в выработке у учеников убеждения о необходимости систематически заниматься физкультурой, закалять организм с помощью использования естественных факторов (солнца, воздуха, воды). Все это содействует не только физическому развитию и укреплению здоровья учеников, но и воспитывает у них правильное отношение к своему здоровью и к здоровью других людей, способствует предотвращению или искоренению вредных для здоровья привычек [5, с.97].
Развитие двигательных (физических) качеств заключается в том, чтобы в процессе занятий физкультурой развивать у учеников гибкость скорость, силу, ловкость, выносливость. Этот процесс тесно связан с формированием двигательных навыков и обусловлен объемом и характером двигательной активности ребенка. От уровня развития двигательных качеств зависят результаты выполнения таких естественных движений, как бег, прыжки, метание, плавание и др.
В младшем школьном возрасте естественное физиологичное развитие двигательных качеств имеет свои особенности: ловкость и скорость движений развиваются интенсивнее, чем сила и выносливость. Для методики физического воспитания важно учитывать то, что мышца как орган ощущения созревает раньше, чем как рабочий орган. У детей с 7 до 13 лет наблюдаются наибольшие сдвиги в развитии координации движений. Учитывая это, важно правильно определить содержание и методы физического воспитания, которые бы содействовали развитию у детей двигательных качеств в соответствии с их возрастными особенностями [4, с.148].
Формирование интереса и привычки к занятиям физкультурой – необходимое условие успешного осуществления физического воспитания школьников.
В младшем школьном возрасте активно развиваются интересы и привычки.
Большое значение для привития школьникам интереса к физкультуре имеет позиция семьи в этом вопросе. Интерес возникает и станет стойким, если родители привлекают детей младшего школьного возраста к занятиям физкультурой, создают для этого необходимые условия [6, с.52].
Воспитание позитивных морально-волевых качеств является одним из важных заданий, что осуществляется в процессе занятий физкультурой. А.С.Макаренко в своих «Лекциях о воспитании детей» писал: «Дисциплини-рованный гражданин может быть воспитан только всей суммой правильных влияний, среди которых самое выдающееся место должны занимать: широкое политическое воспитание, общее образование, книга, газета, труд, общественная работа и даже такие вроде бы второстепенные вещи, как игра, развлечение, отдых» [2, с.119].
Специфика влияния занятий физкультуры на воспитание морально-волевых качеств заключается в том, что ученики для достижения успехов в выполнении физических упражнений выявляют целенаправленность и волю, дисциплинированность, умение мобилизировать в нужный момент свои физические и духовные силы. В то же время на занятиях физкультурой преобладает коллективная деятельность. Ученики приучаются выявлять чувство дружбы, приобретают навыки культуры поведения, коллективизма и тому подобное. В процессе совместной практической деятельности дети приучаются к правильному поведению в соответствии с нормами морали. Правильно организованное выполнение упражнений группами, командные игры, участие в соревнованиях способствуют входу ребенка в коллектив и воспитанию у него привычки жить интересами коллектива.
При выполнении физических упражнений ученикам часто приходится выявлять волевые усилия, чтобы преодолевать неуверенность и даже страх. В результате постоянной тренировки у учеников воспитываются смелость, решительность, настойчивость. Вместе с волевыми качествами одновременно воспитываются моральные черты личности, а моральное воспитание невозможно без проявления волевых усилий [6].
Постоянное выполнение физических упражнений приводит к выработке системы привычных действий и эмоционально-психических состояний. Когда ученик начинает изучать какое-то упражнение, особенно сложное, он часто чувствует неуверенность, страх. В процессе освоения упражнения эти чувства проходят, вместо этого появляется удовольствие от умения выполнять усвоенные действия. Однако сама система привычных действий и эмоционально-психических состояний еще не обеспечивает морального развития личности. Для достижения этого у учеников формируют моральное сознание, которое определяет направленность их деятельности. Используя приобретенные знания и умения во время соревнований между командами, классами или школами, ученик переживает удовольствие не только от своих эффективных практических действий, но и от сделанного им в интересах коллектива. Такая организация дела ставит всех учеников в условия личной ответственности за успех коллектива.
3.1 Средства физического воспитания учащихся младшего школьного возраста
Средствами физического воспитания младших школьников являются физические упражнения, физический труд, использование гигиенических факторов, оздоровительных сил природы.
Физические упражнения являются основным средством физического воспитания в школе. С помощью их осуществляются задания, направленные на всестороннее физическое развитие детей, формирование правильных навыков таких естественных движений, как ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье и другое, развитие основных физических качеств (ловкости, скорости, силы, выносливости), воспитание позитивных морально-волевых качеств и полезных привычек[24].
На уроках физической культуры и на занятиях кружков общей физической подготовки используются предусмотренные учебной программой упражнения основной гимнастики (построение и перестроение; основные положения и движения рук, ног, туловища; упражнения с мячами, скакалками; акробатические и танцевальные упражнения; упражнения на гимнастической стенке; удержание равновесия; ходьба и бег; прыжки; метание), подвижные игры, лыжная подготовка, плавание, в 2 классе также упражнения легкой атлетики[18].
Физический труд является важным средством физического воспитания школьников. К.Д. Ушинский подчеркивал, что физический труд необходим для развития и поддержки физических сил человека, его здоровья и физических способностей. Ученики младших классов в школе и дома осуществляют физический труд, связанный с самообслуживанием, удовлетворением потребностей быта, общественно полезный труд (труд на участках, уход за физкультурными площадками и т.д.) [2].
С воспитанием сознательного и позитивного отношения к физическому труду у детей развиваются ценные физические качества и умения. Уроки ручного труда, общественно полезный труд детей и труд в быту следует организовывать, придерживаясь необходимых гигиенических требований и правильно дозируя физические нагрузки.
Гигиенические факторы — это режим дня школьника и соблюдения правил гигиены[35].
Деятельность ребенка следует организовать так, чтобы выполнялись рекомендации гигиены в учебе, труде, отдыхе, питании, занятиях физическими упражнениями и тому подобное. Правильный режим дня (в школе и дома) предотвращает переутомление, способствует успешному выполнению всех заданий, устраняет нерациональную трату времени.
Для того чтобы дети придерживались установленного для них режима дня во внешкольное время, учителю необходимо проводить разъяснительную работу, как с детьми, так и с родителями, стремясь достичь сознательного усвоения предусмотренных программой теоретических сведений по физической культуре, в которых раскрываются основные положения о двигательном режиме учеников. Ученики должны понять необходимость выполнения режима дня как важного условия успешной учебы, физического развития, воспитания полезных привычек[22].
Пользуясь ориентировочным режимом дня для учеников общеобразовательных школ, утвержденным Министерством образования Беларуси, учитель вместе с родителями составляет режим для учеников. Учитываются отдаленность школы от дома (это особенно важно для сельских школ), домашние условия, участие в общественной работе и в кружках, состояние здоровья ребенка [7]. Систематическое соблюдение детьми режима возможно при условии, что и школа, и родители постоянно будут контролировать выполнение детьми режима дня[14].
Важной составной частью режима является соблюдение детьми правил гигиены в повседневной жизни. Прививание им осознанной привычки придерживаться правил личной и общественной гигиены — это одно из главных заданий физического воспитания младших школьников, которое осуществляется совместными усилиями школы и семьи.
Оздоровительные факторы (воздух, солнце, вода) можно использовать как самостоятельное средство укрепления здоровья и закаливание организма ребенка, например принятие воздушных и солнечных процедур, купание, обтирание водой, а также в сочетании с выполнением физических упражнений — воздушные ванны во время утренней гимнастики, водные процедуры после утренней гимнастики и тому подобное [13].
3.2 Исследование эффективности использования домашнего задания по физической культуре детей младшего школьного возраста
Для того чтобы выявить, что домашнее задание является средством физического воспитания младшего школьного возраста, проведено исследование, которое проходило в школе с детьми второго класса в количестве 10 человек: 5 девочек и 5 мальчиков, родителями учащихся.
Для родителей и учащихся были составлены анкеты с вопросами на тему: Домашнее задание по физической культуре, как средство физического развития младшего школьного возраста (Приложение А), Результаты анкетирования родителей получились следующие: На вопросы: задают ли вашим детям домашнее задание по физической культуре и выполняют ли его дети, положительно ответило 100 %. На вопрос контролируете ли вы выполнение домашнего задания у ваших детей, 80% ответили положительно и 20% – отрицательно. Следующий вопрос звучал так: дают ли какие-либо результаты вашему ребенку домашние задания? 90% ответили положительно, 10% – отрицательно. На вопрос выполняете ли вы домашнее задание вместе с вашим ребенком, большинство ответило отрицательно – 70% и всего 30% – положительно. На вопрос: ваш ребенок с желанием выполняет домашнее задание по физической культуре, 90% родителей ответили положительно, остальные 10% – отрицательно.
Родители высказывают свое мнение о роли домашнего задания по физической культуре и считают, что в наше время необходимо задавать, выполнять и контролировать домашнее задание по данному предмету. Считаю, что наиболее эффективной формой домашнего задания являются задания в виде карточек. На вопросы стоит ли задавать домашнее задание по физической культуре и дает ли домашнее задание положительные результаты все анкетируемые ответили однозначно: домашнее задание задавать необходимо, потому что оно положительно влияет на физическое развитие ребёнка.
Учащиеся тоже принимали участие в анкете. На вопросы: задавали ли вам домашнее задание и ответственно ли вы его выполняете, 100% учащихся ответили положительно. На вопросы: дает ли вам домашнее задание по физической культуре какие-либо результаты и заинтересованы ли вы в выполнении домашнего задания, 90% учащихся ответили положительно и 10% отрицательно. На вопрос контролируют ли вас родители в выполнении домашнего задания – 80% ответили положительно и 20% – отрицательно.
Необходимо с детства прививать у человека стремление к самостоятельной деятельности. Важным является обеспечение оптимального развития физических качеств. Нужно помочь ребенку осознать, что домашнее задание по физической культуре является неотъемлемой частью в улучшении его физического развития.
Важным этапом в деле привлечения учащихся младших классов к регулярным занятиям физическими упражнениями является активная разъяснительная работа с родителями учащихся. На родительском собрании сообщили результаты выполнения контрольных нормативов и оценку уровня физической подготовленности каждого ученика. Это вызвало заинтересованность родителей в улучшении физической подготовки своих детей. Объяснили родителям, что одним из эффективных средств повышения уровня показателей физической подготовленности, укрепления здоровья, улучшения работоспособности школьников являются домашние задания по физической культуре, которые учитель составляет с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Рассказывая о содержании домашних заданий, правилах их выполнения и контроля, отметили, что для пользы дела желательна активная помощь родителей.
На втором этапе для повышения уровня общей выносливости было дано задание детям, проходить каждый день не менее 500-800 м на лыжах (при наличии лыж) и записывать свои результаты в дневник наблюдения, остальным рекомендовано проводить игры на свежем воздухе. Родителей попросили контролировать выполнение данного задания (Приложение Б). В конце недели подводили итоги.
В начале исследовательской деятельности во время урока лыжной подготовки дети проходили дистанцию 1 километр. И многие дети с трудом проходили дистанцию, потому что их организм еще не подготовлен к таким нагрузкам. В конце исследования результаты повысились: все дети прошли дистанцию с лучшими показателями. Таким образом, выполнение домашнего задания пошло на пользу детям.
В домашнее задание были включены общеразвивающие упражнения на развитие мышц рук, туловища, ног. Была также поставлена цель, повышать собственно – силовые способности на тех же классах. Данные качества развивали через подтягивание и вис. Детям выдавали карточки с заданиями (Приложение В). Каждый ребенок, под контролем родителей, должен был выполнять задания и также записывать в дневник наблюдения (контроль за выполнением домашних заданий – абсолютно необходимое условие, влияющее на эффективность применения этой формы занятий). Затем, на уроке физической культуры, дети проверяли друг у друга данные задания: качество и количество выполнения. После чего дети менялись карточками.
В начале мальчики выполняли подтягивание не более 1 раз, в конце исследования результаты повысились до 2-4 раз и выше. Девочки в начале исследования висели 3-4 секунды, в конце исследования результаты повысились до 10 секунд. Можно сделать вывод, что домашнее задание является повышением уровня работоспособности, повышением общей и собственно-силовой выносливости. В ходе исследования так же было выявлено, что выполнение домашних заданий по физической культуре решает задачу укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и двигательной подготовленности.
Содержание домашних заданий должно преследовать цель перевода учащихся в основную группу, если они были в подготовительной, и переход на средний или высокий уровень физической подготовленности, если они были на низком.
В настоящее время важно способствовать рациональной ориентации учителя на становление и формирование у школьников устойчивого интереса к физической культуре, как на уроке, так и во внеурочное время. Здоровье молодого поколения - богатство страны. В связи с этим физическая культура и спорт в ближайшие годы должны получить среди школьников поистине громадный размах, служить источником бодрости и здоровья.
Физическая и психическая активность ребенка находятся в тесном взаимодействии: бодрый, здоровый ребенок активен психически, уставший, замученный уже ничем не интересуется. Необходимо с детства прививать у человека стремление к самостоятельной деятельности. Важным является обеспечение оптимального развития физических качеств. Нужно помочь ребенку осознать, что домашнее задание по физической культуре является неотъемлемой частью в улучшении его физического развития.
Специфика воспитания младших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями. Содержание уроков физической культуры в младших классах должно быть наполнено сказочными и игровыми сюжетами, что дает возможность поддерживать высокий эмоциональный настрой учащихся, повышать интерес к двигательной деятельности на занятиях и во внеурочное время, легко и успешно адаптироваться к школьной жизни.
На уроках физической культуры в младших классах рекомендуется проводить общеразвивающие упражнения различной направленности с использованием музыкального сопровождения. Особое внимание должно уделяться специальным упражнениям для формирования правильной осанки и коррекции плоскостопия.
Целесообразно с детьми младшего школьного возраста проводить праздники, дни здоровья, спортивные развлечения, походы. Они способствуют повышению функциональных и адаптационных возможностей детского организма, оказывают общеукрепляющее влияние, выступают как мощное средство формирования всесторонне развитой личности.
Родители играют очень важное значение в физическом воспитании детей. Для обеспечения эффективности физического воспитания родители должны знать, какое воспитательное влияние на детей осуществляется на уроках и во внеурочное время. Такие знания необходимые для соблюдения преемственности и обеспечение единой педагогической линии в предъявлении требований к ребенку. Ведь в комплексе воспитательных мероприятий каждый элемент должен четко выполнять свои функции. В другом случае система не сработает. Между семьей и школой должна быть созданная атмосфера деловых, товарищеских отношений. В них недопустимый менторский тон. Ведь речь идет об объединении усилий в решении одной цели. Вместе с тем следует учитывать условия, возможности семьи и школы.
Большинство родителей, к сожалению, ставят под сомнение ценность занятий физическими упражнениями, поэтому и целесообразность расходования времени на этот вид деятельности.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы, что домашнее задание является средством физического развития младших школьников и что учитель способствует становлению и формированию у учащихся устойчивого интереса к физической культуре, как на уроке, так и во внеурочное время. Участники исследования решили, что домашнему заданию нужно уделять больше внимания, так как оно оказывает большое влияние на развитие младших школьников, что домашнее задание является повышением уровня работоспособности, повышением общей и собственно-силовой выносливости.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Атаев, А.К. Для самостоятельных занятий физическими упражнениями / А.К.Атаев // Физическая культура в школе. – 1983. – №12. – С.27-31.
Бег и здоровый образ жизни / Под ред. Ю.П. Морокина // Физическая культура в школе. – 1994. – №4. – С.41-44.
Бурцев, В.И. Сквозные домашние задания / В.И.Бурцев // Физическая культура в школе. – 2000. – №7. – С.30-34.
Валиулин, А.С. Задания на дом / А.С.Валиулин // Физическая культура в школе. – 1979. – №3. – С.9-14.
Воеводин, А.М. С учетом возможностей учащихся / А.М.Воеводин // Физическая культура в школе. – 1981. – №7. – С.25-28.
Воеводин, А.М. Система заданий / А.М.Воеводин // Физическая культура в школе. – 1982. – №1. – С.33-36.
Зинченко, В.А. Для здоровья и физического совершенства детей / В.А.Зинченко // Физическая культура в школе. – 1992. – №3.–С. 49-52.
Козленко, Н.П. Теория и методика физического воспитания / Н.П.Козленко, Е.С.Вильчковский, С.Ф.Цвек. – К.: Олимпийская литература, 1984. – 220 с.
Янсон, Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников / Ю.А.Янсон. – Ростов н/Д.: Феникс, 1993. – 240 с.
Качашкин, В.М. Методика физического воспитания / В.М.Качашкин. – М.: ФиС., 1980. – 304 с.
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П.Матвеев. – М.: Сов. спорт, 1991. – 443 с.
Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашма-рина. – М.: Владос, 1990. – 287 с.
Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Вайн-баума. – М.: ФиС., 1979. – 209 с.
Козленко, Н.П. Физическое воспитание учащихся первых классов / Н.П.Козленко, В.П.Мацулевич. – К.: Олимпийская литература, 1988. – 310 с.
Чаленко, И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе / И.А.Чаленко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 255 с.
Гугин, А.А. Уроки физической культуры в І-ІІІ классах / А.А.Гугин. – М.: Педагогика, 1977. – 320 с.
Соколов, В.А. Мотивация занятий физической и спортивной культурой школьников / В.А.Соколов. – Минск: Полымя, 1973. – 227 с.
Козленко, Н.П. Школьникам – привычку заниматься физкультурой / Н.П.Козленко. – К.: Олимпийская литература 1985. – 120 с.
Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб. пособие для вузов / Э.Я. Степаненкова. – 2-е: изд. – М.: «Академия», 2006. – 368 с.
Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: учебное пособие для пед. вузов / Б.Р. Голощапов. – М.: «Академия», 2001. – 312 с.
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К Холодов, В.С. Кузнецов. – 3-е изд., стер. – М.: «Академия», 2004. – 480 с.
Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб. пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Сидорова. – М.: Просвещение, 2005. – 349 с.
Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; ред. Н.М. Борытко. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
Ильин, Е.П. Психодиагностика спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.: ил.
Мызан, Г.И. Педагогический контроль в процессе физического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов фак. физ. культуры / Г.И.Мызан. – Хабаровск: ХГПУ, 1998. – 95 с.
Николаева, Л. Задания на дом в 7 - 10 классах / Л.Николаева // Физическая культура в школе. – 1990. – №4. – С.19-23.
Перекресток мнений / Под ред. В.И.Зайцева, К.А.Гейнца, Л.Т.Бе-рестнева. – М.: Просвещение, 1990. – 64 с.
Поляков, М.И. С каждым работаю индивидуально / М.И.Поляков // Физическая культура в школе. – 1989. – №5. – С.33-37.
Программа общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета физическая культура / Под ред. А.Т. Паршикова. – М.: Просвещение, 2000. – 141 с.
Рандрюйт, А.Л. Домашние задания по физической культуре / А.Л.Рандрюйт // Физическая культура в школе. – 1991. – №8. – С.20-23.
Соловьева, И.А. Домашние задания по методу круговой тренировки / И.А.Соловьева // Физическая культура в школе. – 2000. – №5. – С.7-11.
Тайванеев, Н.И. Задание на лето / Н.И.Тайванеев // Физическая культура в школе. – 1993. – №2. – С.12-15.
Физическая культура: Учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Г.Б. Мейксона, В.И. Ляха, Л.Б. Кофмана, Л.Е. Любомирского. – М.: Просвещение, 1998. – 140 с.
Филиппов, В.К. Комплексы зарядки – в задании на дом / В.К.Филиппов // Физическая культура в школе. – 1981. – №10. – С.34-36.
Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова. – М.: Просвещение, 1990. – 294 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Анкета для родителей учащихся
1. Задают ли домашнее задание по физической культуре вашим детям?
2. Выполняют ли ваши дети домашнее задание по физической культуре?
3. Вы контролируете выполнение домашнего задания по физической культуре у вашего ребенка?
4. Вашему ребенку домашнее задание по физической культуре дает какие–либо результаты?
5. Вы выполняете домашнее задание по физической культуре вместе с вашим ребенком?
6. Ваш ребенок с желанием выполняет домашнее задание по физической культуре?
Анкета для учащихся
1. Задавали ли вам домашнее задание по физической культуре раньше?
2. Вы ответственно выполняете домашнее задание по физической культуре?
3. Как вы думаете, домашнее задание по физической культуре дает вам какие–либо результаты?
4. Контролируют ли вас родители в выполнении домашнего задания по физической культуре?
5. Заинтересованы ли вы в выполнении домашнего задания по физической культуре?
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Дневник самоконтроля ученицы 2 класса Невмержицкой Валерии
Дата | Упражнение | Количество раз | Контроль (подпись родителей) | Оценка |
12.02. 13.02. 14.02.
15.02. 16.02. 17.02. 18.02. 19.02.
20.02.
21.02 . 22.02.
| Прыжки на скакалке Подтягивание в висе лежа Сгибание и разгибание рук в упоре на стуле Ходьба на лыжах Поднимание туловища лежа на спине Прыжки на скакалке Подтягивание в висе лежа Сгибание и разгибание рук в упоре на стуле Поднимание туловища лежа на спине Ходьба на лыжах Прыжки на скакалке Подведение результатов | 35 4 4 500 .м 35 40 5 5 40 800 м. 42
|
| 4 4 5 3 5 4 5 5 5 5 4
|
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Карточка 1
1. Прыжки со скакалкой – 50-ежедневно прибавляем по 5-10 раз 100 раз.
2. Сгибание и разгибание рук в упоре на стуле- 5-8 раз.
Карточка 2
1. Подтягивание в висе (мальчики) – 2-5 раз.
2. Подтягивание в висе, лежа (девочки) 5-8 раз.
Карточка 3
1. Поднимание туловища, лежа на спине – 8-10 раз.
2. Ходьба на лыжах 1 км.
48