СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Балалайка вчера и сегодня."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Балалайка вчера и сегодня."»



Исследовательская работа



Балалайка вчера и сегодня.









Выполнил - ученик 4 «Б» класса

МОУ СОШ №59

Кузнецов Григорий

Научный руководитель - учитель

начальных классов Гиль

Валентина Владимировна



г. Ярославль, 2019

Оглавление

1.Введение

2.История возникновения русского народного инструмента – балалайки

3.Роль Василия Андреева в развитии и совершенствовании балалайки

4.Памятники русской балалайке

5.Балалайка в наши дни

6.Заключение

7.Используемая литература

8.Приложение



























Введение

Мой любимый музыкальный инструмент – балалайка. На этом инструменте я уже занимаюсь 4 года. На занятиях я узнаю много интересного о музыке, учусь играть различные пьесы, выступаю на праздниках и концертах. Балалайка – очень задорный, весёлый народный инструмент. С ним не бывает скучно! Но почему же, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты или играющих на каких-либо народных инструментах. Ведь всё реже звучат балалаечные трели на народных гуляниях и праздниках. Музыкантов - балалаечников очень мало, а многие даже не знают о том, что это за инструмент - инструмент, который ассоциируется с Россией, с ее историей и культурой, является её музыкальным символом. Мне очень нравится звучание балалайки, и я хочу, чтобы люди не забывали её историю и могли слушать весёлую игру балалаечника. Вот почему, меня привлёк и заинтересовал этот русский музыкальный инструмент.

Балалайка – любимый народный инструмент, который занимает большое место в народной жизни.

Цель работы: привлечь внимание к русскому народному инструменту -балалайка, к его уникальному звучанию и его истории. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить историю развития балалайки;

  • где звучит балалайка в нашем городе;

  • доказать, что балалайка-это любимый народный музыкальный инструмент;

  • обобщить полученные знания.

Актуальность. Балалайка - самый красивый, выразительный и необычный инструмент, наиболее полно раскрывающий всю глубину русской души. Балалайка - музыкальный символ России. Объект исследования :Балалайка.

Методы исследования:

    • анализ источников информации;

    • провести социологический опрос среди одноклассников;

    • обобщение полученных знаний.

История возникновения русского народного инструмента – балалайки

Когда и кто изобрёл балалайку - неизвестно. Балалайка, как  гудок, волынка, гусли …считается одним из древнейших музыкальных инструментов. Арабский историк Ибн-Фацлан, посетивший, в качестве посла, в 921 году волжскую Болгарию, увидел как заезжие “руссы” хоронили своего князя. По языческому обычаю в могилу покойнику положили: “крепкий напиток, плоды и музыкальный инструмент”, по мнению историков — “балалайку”, чтобы он, по языческому верованию, и на том свете мог услаждать себя игрой на любимом при жизни инструменте.

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси. Давным-давно жили бедные люди и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень всем полюбилось. Инструмент звучал на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали - думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент балалайкой.

Другие считают, что балалайка произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть и такие, которые приписывают слову "балалайка" татарское происхождение. У татар есть слово "бала", означающие " дитя". Оно быть может и послужило источником происхождения слов "балакать", "балабонить" и т.д. заключая в себе понятие о неразумной, как бы детской болтовне.

При правлении царя Михаила Фёдоровича балалайка была распространена среди крестьян и скоморохов. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо -инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло. При Алексее Михайловиче инструменты подвергались гонению. Великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Собирали инструменты очень долго, получилась огромная гора на Московской площади, которая горела и дымилась несколько дней.

Но, несмотря на запреты, все еще существовали бродячие артисты и музыканты, игравшие на ярмарках, свадьбах и других торжествах. Скоморохи пользовались большой популярностью в народе, и поэтому духовенство и власть, их обвинили в язычестве и изгнали из Москвы. Преследуемые властями скоморохи были вынуждены покинуть большие города, оставив тем самым производителей инструмента без работы. Музыканты сами начали мастерить балалайки. Иногда балалайку делали не из дерева, а из… тыквы! Тогда балалайка получалась овальной формы, внутри тыквы приклеивали порошок битого хрусталя, тогда звук получался очень звонким. В результате появились новые модели. После смерти царя балалайка снова зазвучала по всей стране – она стала популярной не только в народе, но и среди профессиональных музыкантов. Но опять ненадолго.



Роль Василия Андреева в развитии и совершенствовании балалайки

Шло время. Вновь потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. (Приложение 1.) Андреева поразило звучание этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой. 
Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. (Приложение 2.) Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. (Приложение 3.) Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского. 
Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки. И в этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром. 

Благодаря исполнительскому искусству Василия Андреева и его талантливым последователям таким мастерам, как Борис Трояновский, Александр Доброхотов и немногим позднее — Николай Осипов, на балалайку обратили внимание маститые композиторы. Теперь на балалайке замечательно звучат не только русские народные песни, но и переложения произведений русской и западной классики, кроме того, композиторы создали для балалайки оригинальный репертуар, в том числе более 100 сюит, сонат, концертов и других произведений крупной формы.



Памятники русской балалайке

23 июня — День балалайки — международный праздник музыкантов-народников. В 2008 году исполнилось 320 лет с момента первого документального упоминания о балалайке.

В 2014 году в городе Севастополь к празднику в детском эко-парке «Лукоморье» установили огромный струнный инструмент – балалайку. Высота скульптуры - 4 м.

Памятник балалайке есть и в городе Бежецке Тверской области. Он был установлен 23 сентября 2011 года в начале липовой аллеи. Это событие было приурочено к 150-летнему юбилею со дня рождения выдающегося музыканта, уроженца этих мест, Василия Васильевича Андреева, который открыл всему миру балалайку – исконно русский музыкальный инструмент, благодаря которому она стала неофициальным символом России. 

В Хабаровске на Амурском бульваре воздвигли памятник «Песня о дружбе» — 12-метровые китайская пипа (китайский аналог балалайки) и русская балалайка.  Эта скульптура символизирует дружбу двух народов - русского и китайского. (Приложение 4)

В Воронеже тоже есть памятник русским народным инструментам - балалайке и гармони.



Балалайка в наши дни

До середины 20 века балалайка была очень популярна в крестьянских семьях. Навыки игры на ней передавались от отца к сыну. Под балалайку люди плясали и пели. После распада СССР молодежь потянулась из деревни в города, а старикам некому стало передавать традицию игры на инструменте. Балалайка потеряла свою былую популярность. Сегодня она практически не используется в повседневной жизни русского человека. Чаще встречается она в оркестре русских народных музыкальных инструментов и русских народных ансамблях, реже как сольный инструмент. Сегодня наиболее известны балалаечники Зажигин В. Е., Горбачев А. А., Рожков М. Ф. Гастролирует по всей России и за рубежом, играет в радио и телепередачах, в правительственных концертах и саммитах виртуоз-балалаечник Алексей Архиповский. В 2011 году он попал в российскую книгу рекордов в номинации «лучший в мире балалаечник». Оказавшись в умелых руках музыканта, инструмент сравним с арфой или скрипкой. В его балалайке смешивается весь симфонический оркестр.

Я живу в городе Ярославле. В нашем городе есть Оркестр русских народных инструментов «Струны Руси». Художественным руководителем и главным дирижером является Евгений Агеев. В оркестре играют профессиональные музыканты. У них очень разнообразный репертуар и много интересных программ. «Струны Руси» с большим успехом выступают перед жителями города и области, а также проводят большую просветительскую работу, выступая перед учащимися школ города.  Ежегодно в Ярославле проходят фестивали "С оркестром «Струны Руси» поют и играют дети". Я вместе со своим преподавателем Котельниковым Виктором Владимировичем и ребятами из его класса хожу на их концерты. В прошлом году мы были на фестивале «Струны Руси» и познакомились с замечательным Квартетом балалаечников «SITENNO» г. Пушкино. Оркестр русских народных инструментов ставит своей задачей сохранение, развитие и пропаганду народного искусства.

Еще у нас в городе есть ансамбль народных инструментов «Серпантин» (домра, балалайка, баян и контрабас), художественный руководитель Анатолий Колбешин. Совершенствуя свое мастерство исполнения русских народных мелодий, наигрышей, песен, произведений современных композиторов, музыканты овладели игрой на редких старинных духовых и шумовых инструментах, таких как: жалейка, сопелка, свирель, владимирский рожок, окарина, бубен, трещотка и др. Такое разнообразие музыкальных инструментов позволяет украшать палитру звучания исполняемых произведений и пополнять репертуар ансамбля.  

Я тоже играю в квартете «Сюрприз» (две балалайки, фортепиано и ударные инструменты). Мы участвовали в Первом городском фестивале юных балалаечников г. Ярославль, а на Межрегиональном конкурсе оркестров и ансамблей русских народных инструментов в г. Костроме получили диплом лауреата II степени. Сейчас готовимся к новым фестивалям и конкурсам. Благодаря занятиям музыкой, а в частности балалайкой, жизнь моя становится более красочной и интересной. Мой учитель в музыкальной школе Котельников Виктор Владимирович передает мне искусство игры на балалайке и прививает любовь к этому замечательному инструменту.

В своем классе общеобразовательной школы я провел социологический опрос, чтобы узнать знакомы ли мои одноклассники с балалайкой. Были заданы следующие вопросы:

  • кто знает, что такое балалайка?

  • слышали ли вы, как звучит балалайка?

  • кто знает известных исполнителей?

Было опрошено 30 человек, результаты опроса приведены в табличке. (Приложение 5)

Все в классе знакомы с народным инструментом – балалайкой. 14 человек слышали ее звучание и столько же знают даже известных исполнителей. Это говорит о том, что интерес к этому инструменту и народной музыке в целом не ослабевает. В последнее время балалайка стала вновь набирать популярность в молодежной среде. Это связано с проявлением интереса к своим корням, к истории и культуре своего народа, в том числе и музыкальной.

Заключение

Балалайка - самый красивый, самый выразительный и необычный музыкальный инструмент. Не зря для иностранцев балалайка является символом России, олицетворением русской культуры. Именно этот инструмент наиболее полно раскрывает всю глубину русской души в игре, в стихах, в частушках, в прибаутках…

В истории балалайки были и взлёты, и были падения. Но инструмент живёт. Его любят, наслаждаются его звучанием.

Всем известна на Руси,

Хоть кого о ней спроси!

У неё лишь три струны,

Но она любовь страны.



Литература

1.Андреев В.В.. Материалы и документы. Москва «Музыка», 1986г.

2.Васильев Ю., Широков А.. Рассказы о русских народных инструментах. Москва, «Советский композитор», 1976 г.

3. Павловская Н.Э. История музыкальных инструментов. КАРО.,2005 г.

Используемые ресурсы

1. http://www.liveinternet.ru

2. https://ru.wikipedia.org

3. http://eomi.ru/plucked/balalaika/


Приложение

Приложение 1

Андреев В.В.

.

Деревенский музыкант-левша – Антип Васильев.

Приложение 2

Налимов С.И Пасербский Ф.С.

Семейство балалаек - пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас.



Приложение 3

Великорусский оркестр под управлением Андреева В.В.



Приложение 4

Памятник «Песня о дружбе» г. Хабаровск

г. Бежецк г. Севастополь

Приложение 5

Вопрос

Да

Нет

1. Знаете ли вы, что такое балалайка?

30 чел.


2. Слышали ли вы живое исполнение на балалайке?

14 чел.

16 чел.

3. Знаете ли вы известных исполнителей?

14 чел.

16 чел.