Исследовательская работа
Балалайка вчера и сегодня.
Выполнил - ученик 4 «Б» класса
МОУ СОШ №59
Кузнецов Григорий
Научный руководитель - учитель
начальных классов Гиль
Валентина Владимировна
г. Ярославль, 2019
Оглавление
1.Введение
2.История возникновения русского народного инструмента – балалайки
3.Роль Василия Андреева в развитии и совершенствовании балалайки
4.Памятники русской балалайке
5.Балалайка в наши дни
6.Заключение
7.Используемая литература
8.Приложение
Введение
Мой любимый музыкальный инструмент – балалайка. На этом инструменте я уже занимаюсь 4 года. На занятиях я узнаю много интересного о музыке, учусь играть различные пьесы, выступаю на праздниках и концертах. Балалайка – очень задорный, весёлый народный инструмент. С ним не бывает скучно! Но почему же, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты или играющих на каких-либо народных инструментах. Ведь всё реже звучат балалаечные трели на народных гуляниях и праздниках. Музыкантов - балалаечников очень мало, а многие даже не знают о том, что это за инструмент - инструмент, который ассоциируется с Россией, с ее историей и культурой, является её музыкальным символом. Мне очень нравится звучание балалайки, и я хочу, чтобы люди не забывали её историю и могли слушать весёлую игру балалаечника. Вот почему, меня привлёк и заинтересовал этот русский музыкальный инструмент.
Балалайка – любимый народный инструмент, который занимает большое место в народной жизни.
Цель работы: привлечь внимание к русскому народному инструменту -балалайка, к его уникальному звучанию и его истории. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить историю развития балалайки;
где звучит балалайка в нашем городе;
доказать, что балалайка-это любимый народный музыкальный инструмент;
обобщить полученные знания.
Актуальность. Балалайка - самый красивый, выразительный и необычный инструмент, наиболее полно раскрывающий всю глубину русской души. Балалайка - музыкальный символ России. Объект исследования :Балалайка.
Методы исследования:
анализ источников информации;
провести социологический опрос среди одноклассников;
обобщение полученных знаний.
История возникновения русского народного инструмента – балалайки
Когда и кто изобрёл балалайку - неизвестно. Балалайка, как гудок, волынка, гусли …считается одним из древнейших музыкальных инструментов. Арабский историк Ибн-Фацлан, посетивший, в качестве посла, в 921 году волжскую Болгарию, увидел как заезжие “руссы” хоронили своего князя. По языческому обычаю в могилу покойнику положили: “крепкий напиток, плоды и музыкальный инструмент”, по мнению историков — “балалайку”, чтобы он, по языческому верованию, и на том свете мог услаждать себя игрой на любимом при жизни инструменте.
История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси. Давным-давно жили бедные люди и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень всем полюбилось. Инструмент звучал на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали - думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент балалайкой.
Другие считают, что балалайка произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть и такие, которые приписывают слову "балалайка" татарское происхождение. У татар есть слово "бала", означающие " дитя". Оно быть может и послужило источником происхождения слов "балакать", "балабонить" и т.д. заключая в себе понятие о неразумной, как бы детской болтовне.
При правлении царя Михаила Фёдоровича балалайка была распространена среди крестьян и скоморохов. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо -инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло. При Алексее Михайловиче инструменты подвергались гонению. Великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Собирали инструменты очень долго, получилась огромная гора на Московской площади, которая горела и дымилась несколько дней.
Но, несмотря на запреты, все еще существовали бродячие артисты и музыканты, игравшие на ярмарках, свадьбах и других торжествах. Скоморохи пользовались большой популярностью в народе, и поэтому духовенство и власть, их обвинили в язычестве и изгнали из Москвы. Преследуемые властями скоморохи были вынуждены покинуть большие города, оставив тем самым производителей инструмента без работы. Музыканты сами начали мастерить балалайки. Иногда балалайку делали не из дерева, а из… тыквы! Тогда балалайка получалась овальной формы, внутри тыквы приклеивали порошок битого хрусталя, тогда звук получался очень звонким. В результате появились новые модели. После смерти царя балалайка снова зазвучала по всей стране – она стала популярной не только в народе, но и среди профессиональных музыкантов. Но опять ненадолго.
Роль Василия Андреева в развитии и совершенствовании балалайки
Шло время. Вновь потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. (Приложение 1.) Андреева поразило звучание этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.
Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. (Приложение 2.) Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. (Приложение 3.) Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского.
Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки. И в этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.
Благодаря исполнительскому искусству Василия Андреева и его талантливым последователям таким мастерам, как Борис Трояновский, Александр Доброхотов и немногим позднее — Николай Осипов, на балалайку обратили внимание маститые композиторы. Теперь на балалайке замечательно звучат не только русские народные песни, но и переложения произведений русской и западной классики, кроме того, композиторы создали для балалайки оригинальный репертуар, в том числе более 100 сюит, сонат, концертов и других произведений крупной формы.
Памятники русской балалайке
23 июня — День балалайки — международный праздник музыкантов-народников. В 2008 году исполнилось 320 лет с момента первого документального упоминания о балалайке.
В 2014 году в городе Севастополь к празднику в детском эко-парке «Лукоморье» установили огромный струнный инструмент – балалайку. Высота скульптуры - 4 м.
Памятник балалайке есть и в городе Бежецке Тверской области. Он был установлен 23 сентября 2011 года в начале липовой аллеи. Это событие было приурочено к 150-летнему юбилею со дня рождения выдающегося музыканта, уроженца этих мест, Василия Васильевича Андреева, который открыл всему миру балалайку – исконно русский музыкальный инструмент, благодаря которому она стала неофициальным символом России.
В Хабаровске на Амурском бульваре воздвигли памятник «Песня о дружбе» — 12-метровые китайская пипа (китайский аналог балалайки) и русская балалайка. Эта скульптура символизирует дружбу двух народов - русского и китайского. (Приложение 4)
В Воронеже тоже есть памятник русским народным инструментам - балалайке и гармони.
Балалайка в наши дни
До середины 20 века балалайка была очень популярна в крестьянских семьях. Навыки игры на ней передавались от отца к сыну. Под балалайку люди плясали и пели. После распада СССР молодежь потянулась из деревни в города, а старикам некому стало передавать традицию игры на инструменте. Балалайка потеряла свою былую популярность. Сегодня она практически не используется в повседневной жизни русского человека. Чаще встречается она в оркестре русских народных музыкальных инструментов и русских народных ансамблях, реже как сольный инструмент. Сегодня наиболее известны балалаечники Зажигин В. Е., Горбачев А. А., Рожков М. Ф. Гастролирует по всей России и за рубежом, играет в радио и телепередачах, в правительственных концертах и саммитах виртуоз-балалаечник Алексей Архиповский. В 2011 году он попал в российскую книгу рекордов в номинации «лучший в мире балалаечник». Оказавшись в умелых руках музыканта, инструмент сравним с арфой или скрипкой. В его балалайке смешивается весь симфонический оркестр.
Я живу в городе Ярославле. В нашем городе есть Оркестр русских народных инструментов «Струны Руси». Художественным руководителем и главным дирижером является Евгений Агеев. В оркестре играют профессиональные музыканты. У них очень разнообразный репертуар и много интересных программ. «Струны Руси» с большим успехом выступают перед жителями города и области, а также проводят большую просветительскую работу, выступая перед учащимися школ города. Ежегодно в Ярославле проходят фестивали "С оркестром «Струны Руси» поют и играют дети". Я вместе со своим преподавателем Котельниковым Виктором Владимировичем и ребятами из его класса хожу на их концерты. В прошлом году мы были на фестивале «Струны Руси» и познакомились с замечательным Квартетом балалаечников «SITENNO» г. Пушкино. Оркестр русских народных инструментов ставит своей задачей сохранение, развитие и пропаганду народного искусства.
Еще у нас в городе есть ансамбль народных инструментов «Серпантин» (домра, балалайка, баян и контрабас), художественный руководитель Анатолий Колбешин. Совершенствуя свое мастерство исполнения русских народных мелодий, наигрышей, песен, произведений современных композиторов, музыканты овладели игрой на редких старинных духовых и шумовых инструментах, таких как: жалейка, сопелка, свирель, владимирский рожок, окарина, бубен, трещотка и др. Такое разнообразие музыкальных инструментов позволяет украшать палитру звучания исполняемых произведений и пополнять репертуар ансамбля.
Я тоже играю в квартете «Сюрприз» (две балалайки, фортепиано и ударные инструменты). Мы участвовали в Первом городском фестивале юных балалаечников г. Ярославль, а на Межрегиональном конкурсе оркестров и ансамблей русских народных инструментов в г. Костроме получили диплом лауреата II степени. Сейчас готовимся к новым фестивалям и конкурсам. Благодаря занятиям музыкой, а в частности балалайкой, жизнь моя становится более красочной и интересной. Мой учитель в музыкальной школе Котельников Виктор Владимирович передает мне искусство игры на балалайке и прививает любовь к этому замечательному инструменту.
В своем классе общеобразовательной школы я провел социологический опрос, чтобы узнать знакомы ли мои одноклассники с балалайкой. Были заданы следующие вопросы:
кто знает, что такое балалайка?
слышали ли вы, как звучит балалайка?
кто знает известных исполнителей?
Было опрошено 30 человек, результаты опроса приведены в табличке. (Приложение 5)
Все в классе знакомы с народным инструментом – балалайкой. 14 человек слышали ее звучание и столько же знают даже известных исполнителей. Это говорит о том, что интерес к этому инструменту и народной музыке в целом не ослабевает. В последнее время балалайка стала вновь набирать популярность в молодежной среде. Это связано с проявлением интереса к своим корням, к истории и культуре своего народа, в том числе и музыкальной.
Заключение
Балалайка - самый красивый, самый выразительный и необычный музыкальный инструмент. Не зря для иностранцев балалайка является символом России, олицетворением русской культуры. Именно этот инструмент наиболее полно раскрывает всю глубину русской души в игре, в стихах, в частушках, в прибаутках…
В истории балалайки были и взлёты, и были падения. Но инструмент живёт. Его любят, наслаждаются его звучанием.
Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У неё лишь три струны,
Но она любовь страны.
Литература
1.Андреев В.В.. Материалы и документы. Москва «Музыка», 1986г.
2.Васильев Ю., Широков А.. Рассказы о русских народных инструментах. Москва, «Советский композитор», 1976 г.
3. Павловская Н.Э. История музыкальных инструментов. КАРО.,2005 г.
Используемые ресурсы
1. http://www.liveinternet.ru
2. https://ru.wikipedia.org
3. http://eomi.ru/plucked/balalaika/
Приложение
Приложение 1
Андреев В.В.
.
Деревенский музыкант-левша – Антип Васильев.
Приложение 2
Налимов С.И Пасербский Ф.С.
Семейство балалаек - пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас.
Приложение 3
Великорусский оркестр под управлением Андреева В.В.
Приложение 4
Памятник «Песня о дружбе» г. Хабаровск
г. Бежецк г. Севастополь
Приложение 5
Вопрос | Да | Нет |
1. Знаете ли вы, что такое балалайка? | 30 чел. | |
2. Слышали ли вы живое исполнение на балалайке? | 14 чел. | 16 чел. |
3. Знаете ли вы известных исполнителей? | 14 чел. | 16 чел. |