СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Евгений Онегин –образ «лишнего» человека в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заняла 2 место в районе.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Евгений Онегин –образ «лишнего» человека в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»"»

Евгений Онегин –образ «лишнего» человек а в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»   Учебно-исследовательская работа  выполнена ученицей 9 класса  Гусевой Татьяной  МКОУ «Павловская СШ»

Евгений Онегин –образ «лишнего» человек а в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Учебно-исследовательская работа

выполнена ученицей 9 класса

Гусевой Татьяной

МКОУ «Павловская СШ»

«Кто он таков? Ужель Евгений? Ужели он?..» Не мысля гордый свет забавить Вниманья дружбы возлюбя, Хотел бы я тебе представить Залог достойнее тебя

«Кто он таков? Ужель Евгений? Ужели он?..»

Не мысля гордый свет забавить

Вниманья дружбы возлюбя,

Хотел бы я тебе представить

Залог достойнее тебя

Проблема   Почему Евгения Онегина считают «лишним» человеком? Евгений Онегин – «лишний» человек, в его жизни нет никаких духовных стремлений, он не выполняет никакой очевидной общественно-полезной функции, не востребован обществом. Он эгоист.

Проблема Почему Евгения Онегина считают «лишним» человеком?

  • Евгений Онегин – «лишний» человек, в его жизни нет никаких духовных стремлений, он не выполняет никакой очевидной общественно-полезной функции, не востребован обществом. Он эгоист.
Цель работы:  исследовать главы романа, определить существует ли процесс эволюции образа главного героя в романе и , если существует, то каков её результат

Цель работы:

  • исследовать главы романа, определить существует ли процесс эволюции образа главного героя в романе и , если существует, то каков её результат
 Задачи: проанализировать 1 и 8 главы романа, раскрывающие эволюцию героя; соотнести содержание глав романа с событиями, происходящими в то время; выявить круг интересов героя, общее и различное в образах Онегина и автора, их отношение к творчеству, труду, чтению, сопоставить образы Онегина и Ленского, выявить черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина и оформить результат в таблицах. изучить работы исследователей об образе Евгения в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»; подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Задачи:

  • проанализировать 1 и 8 главы романа, раскрывающие эволюцию героя;
  • соотнести содержание глав романа с событиями, происходящими в то время;
  • выявить круг интересов героя, общее и различное в образах Онегина и автора, их отношение к творчеству, труду, чтению, сопоставить образы Онегина и Ленского, выявить черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина и оформить результат в таблицах.
  • изучить работы исследователей об образе Евгения в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»;
  • подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Гипотеза: Евгений Онегин – никакой не «лишний», а просто человек. Представитель определённой эпохи – 1810г., определённой сословной группы – петербургского светского дворянства, определённого образа жизни, когда требовалось придумывать себе занятия и развлечения, чтобы убить  всепоглощающую скуку

Гипотеза:

  • Евгений Онегин – никакой не «лишний», а просто человек. Представитель определённой эпохи – 1810г., определённой сословной группы – петербургского светского дворянства, определённого образа жизни, когда требовалось придумывать себе занятия и развлечения, чтобы убить

всепоглощающую скуку

План исследования: Проанализировать 1и 8 главы романа, раскрывающие эволюцию героя; Соотнести содержание глав романа с событиями, происходившими в то время, когда создавался роман; Выявить круг интересов героя; выявить общее и различное в образах Онегина и автора, их отношение к творчеству, труду, чтению, сопоставить образы Онегина и Ленского, выявить черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина и оформить результат в таблицах. Изучить работы исследователей об образе Евгения в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»; Подтвердить или опровергнуть гипотезу.

План исследования:

  • Проанализировать 1и 8 главы романа, раскрывающие эволюцию героя;
  • Соотнести содержание глав романа с событиями, происходившими в то время, когда создавался роман;
  • Выявить круг интересов героя; выявить общее и различное в образах Онегина и автора, их отношение к творчеству, труду, чтению, сопоставить образы Онегина и Ленского, выявить черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина и оформить результат в таблицах.
  • Изучить работы исследователей об образе Евгения в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»;
  • Подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Источники исследования Материалом исследования послужил роман А. С. Пушкина « Евгений Онегин» Предмет исследования Анализ романа, работы исследователей об образе Евгения Онегина

Источники исследования

  • Материалом исследования послужил роман А. С. Пушкина « Евгений Онегин»

Предмет исследования

Анализ романа, работы исследователей об образе Евгения Онегина

Методы и приемы исследования классический; сопоставительный; описательно-распределительный; частично-поисковый; прием лингвистического анализа

Методы и приемы исследования

  • классический;
  • сопоставительный;
  • описательно-распределительный;
  • частично-поисковый;
  • прием лингвистического анализа
-Кто же ты ,Евгений Онегин?   Вопрос остаётся актуальным и доныне с момента  своего рождения.

-Кто же ты ,Евгений Онегин?

Вопрос остаётся актуальным и доныне с момента своего рождения.

Ход исследования Для анализа мы выбрали 1 и 8 главы романа, раскрывающие эволюцию образа героя. Выявили общее и различное в образах Онегина и автора, их отношение к творчеству, труду, чтению, сопоставили образы Онегина и Ленского, выявили черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина и оформили это в таблицах.

Ход исследования

  • Для анализа мы выбрали 1 и 8 главы романа, раскрывающие эволюцию образа героя.
  • Выявили общее и различное в образах Онегина и автора, их отношение к творчеству, труду, чтению, сопоставили образы Онегина и Ленского, выявили черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина и оформили это в таблицах.
Таблица №1 Татьяна Онегин 1.Живет вдали от шума и блеска большого света. 1.Столичный франт, чья жизнь  беспечна, но пуста. 2.«Дика, печальна, молчалива…» 2.Очень рано испытал на себе 3.Существо исключительное, натура глубокая, влияние «света» с его бес- любящая, страстная. плодной, пустой суетой. 4. Натура мечтательная и романтическая, наделена 3.Он не способен ни к каким  богатым «воображением мятежным», чувствам… увлекалась чтением романов. 4. «Страдающий эгоист» 5.Идеал настоящей русской женщины. 5. «Труд упорный ему… тошен»  6.Не лишен благородства, по  отношению к Татьяне,  наблюдательный человек .

Таблица №1

Татьяна Онегин

1.Живет вдали от шума и блеска большого света. 1.Столичный франт, чья жизнь

беспечна, но пуста.

2.«Дика, печальна, молчалива…» 2.Очень рано испытал на себе

3.Существо исключительное, натура глубокая, влияние «света» с его бес-

любящая, страстная. плодной, пустой суетой.

4. Натура мечтательная и романтическая, наделена 3.Он не способен ни к каким

богатым «воображением мятежным», чувствам…

увлекалась чтением романов. 4. «Страдающий эгоист»

5.Идеал настоящей русской женщины. 5. «Труд упорный ему… тошен»

6.Не лишен благородства, по

отношению к Татьяне,

наблюдательный человек .

Таблица №2 Онегин  Ленский 1.Столичный франт, чья жизнь беспечна , но пуста. 1.Далек от разврата света. 2.Очень рано испытал на себе, влияние «света» с его 2.Романтик бесплодной, пустой суетой. Скептик. 3.Верит в чистую любовь.  3.Он не способен ни к каким чувствам. 4. Воспитанный « под небом  4.Не лишен благородства, по Шиллера и Гете»  отношению к Татьяне, наблюдательный человек.

Таблица №2

Онегин Ленский

1.Столичный франт, чья жизнь беспечна , но пуста. 1.Далек от разврата света.

2.Очень рано испытал на себе, влияние «света» с его 2.Романтик

бесплодной, пустой суетой. Скептик. 3.Верит в чистую любовь.

3.Он не способен ни к каким чувствам. 4. Воспитанный « под небом

4.Не лишен благородства, по Шиллера и Гете»

отношению к Татьяне, наблюдательный человек.

Таблица №3 А. С. Пушкин любит своего героя и отчетливо показывает, что во всех роковых ошибках его жизни виноват не только сам Евгений, сколько та среда, та обстановка, которая сформировала такой характер, сделала несчастным этого, в общем-то, доброго, умного и благородного человека. Автор говорит: « Но грустно думать , что напрасно была нам молодость дана,  что изменяли ей всечасно, что обманула нас она» Автор вспоминает прожитые годы. Важнейшие события своей жизни, грустные и радостные. Все пережитое в Лицее, в Петербурге, на юге, в Михайловском оживает под пером поэта, тонкого лирика и глубокого мыслителя.

Таблица №3

А. С. Пушкин любит своего героя и отчетливо показывает, что во всех роковых ошибках его жизни виноват не только сам Евгений, сколько та среда, та обстановка, которая сформировала такой характер, сделала несчастным этого, в общем-то, доброго, умного и благородного человека.

Автор говорит: « Но грустно думать , что напрасно была нам молодость дана,

что изменяли ей всечасно, что обманула нас она»

Автор вспоминает прожитые годы. Важнейшие события своей жизни, грустные и радостные. Все пережитое в Лицее, в Петербурге, на юге, в Михайловском оживает под пером поэта, тонкого лирика и глубокого мыслителя.

Ход исследования Проанализировав главы романа, мы увидели, что Евгений Онегин – меняющийся герой. Он меняется от главы к главе, при том внутри одной главы авторская точка зрения на Онегина тоже меняется. Основной принцип в изображении меняющегося героя – принцип «противоречия». В 1 главе мы проанализировали сцену в театре и увидели, что Онегин – духовный инвалид. Его не интересует сцена, а лишь он сам, поэтому ему скучно: «входит, идёт меж кресел по ногам, двойной лорнет, косясь, наводит на ложи незнакомых дам…», едва взглянув на сцену «в большом рассеянье», уже «отворотился - и зевнул». В каждом его движении сквозит одновременно и самолюбование, и презрение к окружающим его, таким же, как он сам, людям.

Ход исследования

  • Проанализировав главы романа, мы увидели, что Евгений Онегин – меняющийся герой. Он меняется от главы к главе, при том внутри одной главы авторская точка зрения на Онегина тоже меняется. Основной принцип в изображении меняющегося героя – принцип «противоречия». В 1 главе мы проанализировали сцену в театре и увидели, что Онегин – духовный инвалид. Его не интересует сцена, а лишь он сам, поэтому ему скучно: «входит, идёт меж кресел по ногам, двойной лорнет, косясь, наводит на ложи незнакомых дам…», едва взглянув на сцену «в большом рассеянье», уже «отворотился - и зевнул».
  • В каждом его движении сквозит одновременно и самолюбование, и презрение к окружающим его, таким же, как он сам, людям.
Ход исследования Противоречия в изображении Онегина; 1гл. –сатирическое изображение Онегина как типичного представителя светского общества: отсутствие интереса к «учению»; В конце главы мы видим элегическое изображение Онегина Кто же такой Онегин? На этот вопрос нам отвечает Татьяна, которая разгадывает его по книгам, которые он читает, по его пометкам на полях и догадывается: «Уж не пародия ли он?»

Ход исследования

  • Противоречия в изображении Онегина;
  • 1гл. –сатирическое изображение Онегина как типичного представителя светского общества: отсутствие интереса к «учению»; В конце главы мы видим элегическое изображение Онегина
  • Кто же такой Онегин? На этот вопрос нам отвечает Татьяна, которая разгадывает его по книгам, которые он читает, по его пометкам на полях и догадывается: «Уж не пародия ли он?»
Результаты работы Нет, рано чувства в нём остыли Гл.1 показывает нам раздражение Онегина. Он недоволен необходимостью подчиняться тому, в чем он не видит смысла, но что приходится исполнять. Онегин соглашается на роль, которая в его собственных глазах трезво оценена как «низкое коварство», потому, что он вообще ни в чем не видит смысла и равнодушен, ко всему на свете, кроме чувства собственного достоинства и независимости, которые вдруг поколеблены поездкой к дяде. Это раздражение героя идет от того, что привычное притворство ему надоело, и от того, что Онегин честен перед собой.

Результаты работы

  • Нет, рано чувства в нём остыли
  • Гл.1 показывает нам раздражение Онегина. Он недоволен необходимостью подчиняться тому, в чем он не видит смысла, но что приходится исполнять. Онегин соглашается на роль, которая в его собственных глазах трезво оценена как «низкое коварство», потому, что он вообще ни в чем не видит смысла и равнодушен, ко всему на свете, кроме чувства собственного достоинства и независимости, которые вдруг поколеблены поездкой к дяде. Это раздражение героя идет от того, что привычное притворство ему надоело, и от того, что Онегин честен перед собой.
Результаты работы В 8 главе показана эволюция героя и его отношение к Татьяне . Мы видим, что Евгений изменился, вырос и стал рядом с Татьяной, его душевный мир открылся ценностям, наполнявшим высоким содержанием мир Татьяны, но счастье их не- возможно, они поменялись ролями, Татьяна не видит изменений в Онегине, и он вынужден признаться себе «Как я ошибся, как наказан…»

Результаты работы

  • В 8 главе показана эволюция героя и его отношение к Татьяне . Мы видим, что Евгений изменился, вырос и стал рядом с Татьяной, его душевный мир открылся ценностям, наполнявшим высоким содержанием мир Татьяны, но счастье их не- возможно, они поменялись ролями, Татьяна не видит изменений в Онегине, и он вынужден признаться себе «Как я ошибся, как наказан…»
Выводы Так кто же он? Прежде всего человек – сложный, меняющийся, противоречащий сам себе. Его разгадка – в живой человеческой неоднозначности. Онегин – «лишний» человек. Но это не просто человек, «как ты, да я, как целый свет», это особый человеческий тип, впервые введённый в русской литературе, «лишний» человек. Исследуя образ этого героя, мы увидели одну из важных черт, на которую нам указывает автор: «С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом». «Пустое действие» - это ключ для понимания Онегина. Онегин – одарённый человек (недаром автор с ним «подружился»), один из лучших людей своего времени, не сделал ничего, кроме зла, - убил друга, принёс несчастье любящей его женщине:

Выводы

  • Так кто же он? Прежде всего человек – сложный, меняющийся, противоречащий сам себе. Его разгадка – в живой человеческой неоднозначности.
  • Онегин – «лишний» человек. Но это не просто человек, «как ты, да я, как целый свет», это особый человеческий тип, впервые введённый в русской литературе, «лишний» человек. Исследуя образ этого героя, мы увидели одну из важных черт, на которую нам указывает автор:
  • «С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом». «Пустое действие» - это ключ для понимания Онегина.
  • Онегин – одарённый человек (недаром автор с ним «подружился»), один из лучших людей своего времени, не сделал ничего, кроме зла, - убил друга, принёс несчастье любящей его женщине:
Выводы Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга, Без службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел.  В этом трагическое противоречие Онегина: человек, который мог бы сделать многое, оказывается в этой жизни «лишним»

Выводы

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

В этом трагическое противоречие Онегина: человек, который мог бы сделать многое, оказывается в этой жизни «лишним»

Выводы Этот характер для русской литературы стал типическим. Вслед за Онегиным появились лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов. Все они объединены тем, что их высокие таланты оказались «лишними» для общества – отчасти по причине их собственной слабости, отчасти же по вине общества. Таким образом, мы опровергаем гипотезу и говорим, что Онегин – не просто человек своего времени, а человек «лишний» для своего времени.

Выводы

  • Этот характер для русской литературы стал типическим. Вслед за Онегиным появились лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов. Все они объединены тем, что их высокие таланты оказались «лишними» для общества – отчасти по причине их собственной слабости, отчасти же по вине общества.
  • Таким образом, мы опровергаем гипотезу и говорим, что Онегин – не просто человек своего времени, а человек «лишний» для своего времени.
В. Г. Белинский о романе «Евгений Онегин » «Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому только людьми, но и самим собою».

В. Г. Белинский о романе «Евгений Онегин »

  • «Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому только людьми, но и самим собою».
Д.И. Писарев о романе «Евгений Онегин» «Евгений Онегин»-не что иное, как яркая и блестящая апофеоза самого безотрадного и самого бессмысленного существующего положения. Все картины этого романа нарисованы такими светлыми красками, вся грязь действительной жизни так старательно отодвинута в сторону, крошечные погрешности осмеяны так весело и дышится так легко,- что впечатлительный читатель непременно должен вообразить себя счастливым.

Д.И. Писарев о романе «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин»-не что иное, как яркая и блестящая апофеоза самого безотрадного и самого бессмысленного существующего положения.

Все картины этого романа нарисованы такими светлыми красками, вся грязь действительной жизни так старательно отодвинута в сторону,

крошечные погрешности осмеяны так весело и дышится так легко,- что впечатлительный читатель непременно должен вообразить себя счастливым.

Литература 1. Эволюция главного героя в романе А. С. Пушкина « Евгений Онегин»  ( http://www.proza.ru/2007/02/05-334 - 69k )  2. А.С. Пушкин и его роман

Литература

  • 1. Эволюция главного героя в романе А. С. Пушкина « Евгений Онегин»

( http://www.proza.ru/2007/02/05-334 - 69k )

  • 2. А.С. Пушкин и его роман " Евгений Онегин "

http://otherreferats.allbest.ru/literature/00002478_0.html - 87k

  • 3. Роман " Евгений Онегин " в оценке В.Г. Белинского и
  • Д. И. Писарева

http://revolution.allbest.ru/literature/00003744_0.html - 81k

4. Каплан И.Е. Русская литература 9 класс. –М., «Просвещение»,1994г.

  • 5. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка. А.С. Пушкин в истории русского языка. – М., «Просвещение», 1993г.
Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !