Содержание
1.Введение……………………………………………………………………… 3
2. Составные части женского и мужского костюма..………………………… 6
3. История использования народных мотивов в моде………………………...10
4. Роль русского костюма в жизни современного человека………………….11
5. Заключение …………………………………………………………………………………….13
6.Литература……………………………………………………………………..15
7. Приложение………………………………………………...............................16
1.Введение
«Уважение к минувшему –вот черта,
отличающая образованность от дикости».
(А. С. Пушкин)
Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздник ждали, к нему готовились.
А какие наряды надевали в праздники?
Русский народный костюм – явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам, он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Русская деревня вплоть до конца XIX века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.
Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. Чем больше сундуков и чем плотнее они были набиты – тем богаче считался хозяин дома и тем большей почет был хозяйке.
Вся праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями которых, как правило, не было в повседневной одежде.
Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде. Известно, что в особо нарядных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять свой наряд. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных больших коробах из липы. Как правило, самую красивую и дорогую одежду готовили а свадьбе. И нередко случалось так, что невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье.
Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в то же время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилась традиционная одежда, были в основном домашнее выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое другое.
Тема исследовательской работы: Народный праздничный костюм.
Моя исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических истоков. На уроках изобразительного искусства и МХК учащиеся знакомятся с особенностями русского костюма.
Я провела анкетирование среди учащихся 3-4-х классов. Видно, что дети недостаточно знают о народном костюме (Приложение 1).Ребятам были заданы вопросы о составных частях народного костюма (головной убор, обувь, одежда). По данным анкеты видно, что дети хорошо знают орнаменты, использованные в народных костюмах и украшениях, цветовую палитру. Но вызвали затруднения вопросы, связанные с конкретными названиями элементов костюма. Можно предположить, что у ребят мал словарный запас старинных слов.
Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. У каждого национального костюма есть свои особенности, своя собственная история. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом мне хотелось написать в своей работе.
Цель: познакомиться с историей костюма, показать историческую значимость народности в современной жизни.
Задачи:
-Найти сведения о праздничном русском костюме.
-Изучить историю возникновения костюма.
-Проанализировать динамику использования народных мотивов в костюме русского человека.
Гипотеза: мотивы народного костюма нашли свое отражение в современной моде.
При написании работы мною были использованы материалы научной литературы, воспоминания старожилов села, статьи.
При изучении истории русского костюма использовались разные методы и формы работы: работа с литературой, работа в интернете, социологический опрос, экскурсия в этнографический музей «Русская изба» д.Тагна .
В своей исследовательской работе я попыталась узнать историю русского праздничного костюма.
На основании этих данных попытаюсь воссоздать образ русского праздничного костюма.
Объект исследования: хроника событий, связанных с историей русского костюма.
Предмет исследования: русский праздничный костюм.
Методы работы:
1.Социологический опрос “Русский народный костюм в современном мире”.
2. Изготовление эскизов праздничных костюмов.
2. Составные части женского и мужского костюма
Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. В старину носили не только домашнюю одежду, но и праздничную.
На протяжении веков большую часть населения России составляли крестьяне, русский народный костюм дошел до нашего времени как костюм крестьянский. Народный костюм создавался с учетом того, что он не должен сковывать движения человека. Конструкция костюма часто не требовала употребления ножниц и большого мастерства от швеи. Основным видом такой одежды была- рубаха (Приложение 3). Ее носили от рождения и до смерти. Женская рубаха отличалась от мужской лишь тем, что ее длина была до пят. Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать все, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента.
Во время древних языческих игрищ-русалий женщины плясали «спустя рукава». Размахивали рукавами-крыльями. Так танцевала и Царевна-лягушка в русской народной сказке. Длинные рукава в древности символизировали струи воды.
На Руси никогда не ходили без пояса. В народе говорили, что ходить без пояса грех. Пояс весь был украшен символами и являлся оберегом. Известны различные пояса: вязанные, плетеные и тканные, украшенные на концах кистями, бахромой или лентами.
Русский народный женский костюм в разных губерниях иногда сильно различался своим внешним видом (Приложение 3). Связано это было с тем, что женщина редко отлучалась из дома и, как, правило, была мало знакома с чужими обычаями, поэтому именно она являлась хранительницей традиций, в том числе и в области костюма.
Сарафан считается исконно русской одеждой. Сарафаны носили и крестьянки, и купчихи, и придворные дамы, отличались они только кроем и качеством материала. Крестьянский сарафан в разных регионах России в 19 веке мог называться по-разному: глухой косоклинный, косоклинный распашной («ферязь»), прямой сарафан с лямками; кумашник; шторник; пестряк. В южнорусских губерниях сарафан был девичьим, а в Рязанской губернии- старушечьей одеждой. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам, передавали по наследству.
По словам старожила нашего села- Яковлевой Дарьи Васильевна, сарафанный комплект обычно включал в себя: рубаху, сарафан, пояс и передник. Передник состоял из двух не сшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок, их повязывали выше груди или на талии. Праздничные передники вышивали красной нитью. По узору можно было многое узнать о жизни женщины, ее желаниях, мечтах. Ромбы- символ плодородия, птицы- символ девочек, кони- мальчиков.
Еще один вид женской одежды- шушун. О нем упоминает поэт Сергей Есенин в стихотворении «Письмо к матери»:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу,
В старомодном ветхом шушуне.
Шушун - это длинный, сравнительно узкий косоклинный сарафан с широкими плечиками и неглубоким вырезом на груди и спине. К нему обычно пришивали длинные откидные рукава, руки в которые никогда не вдевали. Шушуны застегивались сверху донизу на пуговицы.
А еще в холодные времена года женщины надевали душегрею. Это была короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие складки. А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» пишет: «…на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке…» Душегрейки шились из самых дорогих и нарядных тканей (парчи, бархата), расшивались цветными нитями. Разновидностью душегреи была епанечка (епаничка)- короткая утепленная кофточка без рукавов и воротника, державшаяся на бретелях.
Древнейшим видом женской крестьянской поясной одежды является- понева. Понева длиной чуть ниже колена и состоит из трех частично сшитых, кусков ткани. Поневы были клетчатыми, в основном темно-синие или черные.
Известна кожаная обувь- чоботы или коты. Закреплялась она шнурами, пропущенными через петли на заднике.
Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам – самой заметной части любого костюма . (Приложение 4). Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. Женщины носили – глухие сороки, кики, повойники, платки. Девушки на Руси до замужества могли ходить с непокрытой головой (одна коса). Конец косы украшали накосником. Повойник, венец, убрус, перевязка, кичка, сорока, кокошник, коруны – вот те немногие названия головных уборов. Самым распространенным головным убором девушки был – платок (И.Билибин, Ф.Малявин, А.Васнецов, А.Архипов и другие художники изображали своих героинь в платках) (Приложение 5).
И конечно, в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это – ушные, шейные и нагрудные украшения. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам. На их изготовление использовались различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц. Все это носило название «сбруя». Она состояла из цветных бус или украшений из цветной шерсти.
А вот мужской костюм, в отличие от женского, был более простым. Основу мужского костюма составляли рубаха и порты. Порты шились из неотбеленной ткани, из ткани в клетку шили рубаху, из полосатой- штаны. Мужская рубаха шилась из целого полотнища, перегнутого на плечах, с вырезом для шеи и прямым разрезом слева. Под мышками вставляли ромбы- ластовицы и конечно же пояс.
Традиционной верхней одеждой был- кафтан (Приложение 2). Кафтан был приталенным с узкими длинными рукавами и отложным воротником.
Самыми распространенными мужскими головными уборами были войлочные колпаки-мурмолки.
Выходя в холодную погоду из дому, славяне надевали поверх рубах длинные, теплые одеяния из сукна. Назывались они «свитами», от слова «свивать»- «одевать», «кутать». В письменных источниках свиты упоминаются начиная с XI века, а существовали, надо думать, и раньше. Рукава были снабжены обшлагами, а ворот- отложным воротником. И то и другое, конечно, вышивалось. Причем у мужчин вышивка была сдержанной и мене разнообразной. Края одежды нередко обшивали согнутыми вдоль полосками тонкой кожи, чтобы уберечь от преждевременного износа, - такие полоски были найдены при раскопках древнего Пскова в слоях XI века. А вот застегивались свиты, по мнению ученых, с помощью петлиц, а не прорезных петель, как больше принято нынче. Петлицы считаются характерной деталью древнерусской одежды.
Носили и короткие, немного ниже талии, одеяния типа свит. Назывались они «жупанами».На слух это слово кажется нам каким-то чешским или польским, но оно древнерусское.
Помимо сукна, любимым и популярным материалом для изготовления верхней одежды у славян были выделанные меха. Мехов было много: пушной зверь в изобилии водился в русских лесах. Недаром «кожух»- тоже древнейшее, православное слово. Первоначально оно, по всей видимости, обозначало вообще одежду из кож и мехов- не исключено, что кожухами называли также и меховые либо кожаные плащи. Однако чаще всего кожух был все- таки одеждой с рукавами и застежками. Шили их, как правило, мехом вовнутрь. Простые люди носили кожух шитый наружу кожей. Богатые покрывали из сверху нарядной материей, иногда даже византийской парчой- золототканым шелком. Понятно, что такие красивые, дорогие одежды надевали не только ради тепла. Следует помнить, что в языческой древности мех считался магическим символом плодородия и богатства. Так что в каких-то торжественных случаях, требовавших поддержания престижа или привлечения магических сил, славяне и летом могли облачиться в меха.
3.История использования народных мотивов в моде.
Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.
Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода–явление интернациональное, поэтому было бы не правильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира.
Я решила проанализировать Журналы мод. Благодаря интернету и сохранившейся периодике в библиотеке выбрала модели с 40-х по 60-е годы. Получились следующие результаты:
Направления использования народных мотивов:
40-е годы- народная вышивка как декор одежды;
50-е годы- каймовые ткани и набивные рисунки;
60-е годы- характерные черты народной одежды (поддевки, тулупы, сарафаны).
Использование народных мотивов в моделировании.
Если проследить за использованием народных мотивов в моделировании, то можно увидеть и периоды его равномерного течения, и спады, и вспышки. При этом наибольшее количество моделей одежды, имеющих народный характер, относится к 1947 году (39% от общего числа моделей). ‚ 1949 году наблюдается заметный спад ‚ 1950- 1959 годах творческая переработка народных традиций в моделировании количественно начинает возрастать. С 1967 года народные мотивы прочно вошли в работу модельеров.
4.Роль русского костюма в жизни современного человека.
Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. В знаменитом музее Эрмитаже, в Санкт-Петербурге, находится большая коллекция русского народного костюма. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия. Многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки–это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.
Использование народных мотивов в создании образов современной одежды зависит и от её назначения. В отличие от народной одежды, которая в основном разделялась на будничную и праздничную, в современной одежде практическая полезность конкретно проявляется в гораздо большем количестве вариантов.
В нашей деревне Тагна есть несколько фольклорных групп разных возрастов. Есть группа «Рябинушка», «Тагнинские девчата» и детская фольклорная группа «Калинка», в которую вхожу я. Все ансамбли выступают в нарядных русских костюмах, стараются подчеркнуть свою индивидуальность. Зрителям очень нравятся наши коллективы.(Приложение 7).
Я пришла к выводу, что народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Он заражает нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья.
5.Заключение
В своей работе мне хотелось рассказать о народном праздничном костюме, его составных частях и применении народных мотивов в современности.
Свою будущую профессию я хочу связать с рисованием и у меня еще будет время довести свои исследования до конца.
Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришла к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети знали историю своего народа. Уважение к истокам, бережное отношение традиций- одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и осознавать свою ответственность перед будущим.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы этой работы могут использоваться в практике для проведения занятий по изобразительному искусству, МХК, а также при подготовке классных часов.
6.Список литературы
1.Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006.
2. Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево.- М., 1985.
3.Хэрольд Р. Костюмы народов мира.- М.: ЭКСМО- Пресс, 2002.
4.Работнова И. П. Русская народная одежда.- М.: Изд-во «Легкая индустрия», 1964.
5. Лебедева А. Русский народный костюм// Юный художник.- 1983.- №10.
6. http://festival.1september.ru/articles/511618/
7. Журналы мод.
Приложение
Словарь терминов
Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, ее переняли у мужчин, внеся изменения.
Понева – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна, стянутая веревкой.
Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.
Убрус – полотняный белый платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.
Повойник – головной убор, тип чепца.
Душегрея – это укороченный сарафан.
Летник – это сильно расширенная к низу одежда с очень широкими внизу рукавами –вошвами.
Кокошник – нарядный головной убор с высокой передней частью.
Венец – лента украшенная узором.
Панья – это нижняя юбка на обручах, обшитая плотной тканью, и косточках из китового уса.
Тюрнюры – юбки немного другого силуэта, расширение боков заменяется профильной спинкой.
Веер – дополнение к костюму, шелковый расписной, костяной или черепаховый, украшенный легкой резьбой.
Редингот – верхнее платье для прогулок (маленький лиф, прямая узкая юбка).
Корсет – деталь нижнего белья, предназначенная для утягивания талии, торса.
Кика – головной убор в виде полумесяца на боку.
Армяк – фартук украшенный узором
Министерство образования и науки Астраханской области Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Астраханской области «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Исследовательская работа
выполненная от имени ученика
на тему: «народный праздничный костюм»
Выполнила студентка
4 курса группы «А»
___________ Афанасьева А.В.
Преподаватель
______________ Сергалиева Н.С.
Астрахань, 2021