Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Черновская средняя школа»
Большеболдинский муниципальный округ
Исследовательская краеведческая работа
«Плетение из ивового прута»
Номинация «Этнография»
1 группа (средняя) – 5-8 класс
Автор:
Большаков Егор Алексеевич,
2012, 5 класс
МБОУ «Черновская средняя школа»
с.Черновское, ул. Центральная 1
[email protected]
Руководитель:
Колденкова Ирина Анатольевна,
учитель биологии и географии,
МБОУ «Черновская средняя школа»,
8(960)168 24 50, [email protected]
2023 год
Оглавление
I. | Введение………………………………………………………………... | 3 |
II. | Основная часть……………………………………………………… | 5 |
1. | История плетения лозы………………………………………………. | 5 |
2. | Подготовка к плетению……………………………………………….. | 6 |
| 2.1. Виды и сорта ивы…………………………………………………. | 6 |
| 2.2. Сырье для плетения……………………………………………….. | 6 |
| 2.3. Заготовка прута и подготовка его к плетению………………….. | 6 |
3. | Основные виды плетения……………………………………………… | 7 |
II. | Практическая часть………………………………………………….. | 8 |
III. | Заключение……………………………………………………………. | 10 |
IV. | Список литературы………………………………………………… | 11 |
V. | Приложение…………………………………………………………… | 12 |
I. Введение
Испокон веков Нижегородский край славится своими добрыми мастерами - людьми, которые создавали своими руками настоящую красоту: хохломская роспись, роспись и резьба по дереву, плетение из ивового прута. Крестьяне издавна занимались промыслами - занятиями, которые могли прокормить семью. Промыслы, в которых производилось что-либо, назывались ремёслами. В Нижегородской губернии крестьянские промыслы издавна были второй профессией крестьянина. Возникновение их и развитие связано с характером сельскохозяйственного производства.
Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастеров передавались от отца к сыну.
В наши дни народные ремесла и художественные промыслы - основа и неиссякаемый источник мудрости, доброты и талантов. Актуальность выбранной темы заключается в том, что через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим. Знать народные ремёсла, имена народных мастеров - умельцев - это значит лучше понимать свой народ. При посещение школьного краеведческого музея, в рамках курса внеурочной деятельности «Я, ты, он, она – вместе целая страна» я заинтересовался плетеными изделиями и мне стало интересно, если сейчас в нашем районе люди, увлекающиеся плетением [Приложение 1]. В ходе своего исследования я хотел убедиться в том, что народное ремесло не забыто, поэтому перед собой поставил следующую цель: изучить историю плетения из ивовых прутьев, чтобы понять, можно ли возродить это ремесло в наше время.
Задачи:
- изучить литературу по ивоплетению;
- организовать встречу и познакомиться с работой умельца плетения из ивовых прутьев;
- собрать фотоматериал работ местного мастера;
- провести опрос среди местных жителей.
Объект исследования: народный промысел - плетение из ивового прута.
Предмет исследования: работы мастера по плетению из ивовых прутьев, на примере работ Колденкова М.И.
Гипотеза: предположим, что в настоящее время народный промысел - плетение из ивового прута сохранился, а это значит, что изделия, изготовленные из экологически чистых материалов, пользуются спросов.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- поиск информации в сети Интернет;
- беседа, опрос населения села;
- интервью.
II. Основная часть
2.1. История плетения лозы.
Лозоплетение является одним из древнейших ремесел, освоенных человеком, и уходит своими корнями в бронзовый и каменный века. Археологические раскопки подтверждают существование плетеных ёмкостей, служивших формами для изготовления глиняной посуды: на черепках отчётливо видны следы характерного переплетения.[1]
С искусством лозоплетения хорошо были знакомы во многих древних высокоразвитых культурах, таких, как египетская, ближневосточная и римская. В гробнице фараона Тутанхамона найдены плетеные стулья, сохранившиеся и до сегодняшних дней. Упоминания о лозоплетении есть и в Библии – так, Моисей был найден плывущим по реке в плетеной тростниковой корзине.[3]
В Древнем Риме тоже знали плетеную мебель и многие другие предметы быта, изготовленные из прутьев ивы. Восставшие гладиаторы в армии Спартака плели легкие и прочные боевые щиты из виноградной лозы. [1]
В Великую Отечественную войну наши солдаты плели на ноги мокроступы из ивняка и с их помощью преодолевали бесчисленные болота и топи Белоруссии. После войны развитие лозоплетения остановилось, так как власти и население Союза направили все силы на восстановление страны.[1]
Мода на изделия из лозы вновь стала возрождаться в районе 70-х годов. К тому времен мастеров по изделиям из лозы осталось немного, потому плетеные изделия были в дефиците и пользовались спросом. Сегодня изделия из лозы занимают почетное место в убранстве жилищ и различных мест отдыха.
В наши дни в людях, окруживших себя вещами из синтетических материалов, таких, как пластмасса, пенопласт, полиуретан и прочие, просыпается тяга к природе и желание быть к ней ближе. Наверное, поэтому изделия из лозы, как и само искусство лозоплетения, сегодня увлекают многих.
2. Подготовка к плетению
2.1. Виды и сорта ивы
В мире растёт около 300 разновидностей ивы, из них 120 – на территории России. Все разновидности ивы представляют собой кустарники или деревья. Только некоторые сорта ивы годятся для плетения.
Самые ценные: ива пурпурная или желтолозник, ива конопляная, ива красноцветная или краснотал, ива прутовидная, ива козья или верба.
В старину источником сырья служили естественные заросли ивы. Теперь же ее выращивают и на плантациях, используя специально выведенные сорта. В наше время требования к лозе ужесточились: необходимо получить определенную гибкость, толщину и окраску прута. [3]
2.2. Сырьё для плетения
Лоза – это гибкие прутья (ветки), которые срезают с деревьев и кустарников. Прутья ивы должны быть прямыми, гибкими, с ровной и гладкой поверхностью. Чаще всего применяют для плетения такие сорта ивы как краснотал, белотал и конопляную иву. Замечено, что там, где прутья никто не режет, кусты превращаются в деревья, под которыми даже трава плохо растёт, а ветки переплетаются и мешают друг другу, а там, где срезают прутья – кусты становятся только пышнее и красивее. Поэтому массовое увлечение плетением не причиняет вред природе. Но летняя заготовка прутьев вредна для ивы, так как ива в это время растёт.[3]
2.3. Заготовка прута и подготовка его к плетению.
Заготовка лозы проводится весной, осенью и зимой. Режут прут остро отточенным ножом движением от себя, соблюдая осторожность. Заготовленный прут необходимо очистить от коры с помощью щемилки. Весенний прут очищается легко, а осенне-зимний - только после варки. Прутья укладывают в бак, заливают водой, ставят на огонь, доводят до кипения и варят в течение 1- 2 часов. Окорённый прут просушивают и связывают в пучки. Хранят лозу в сухом месте, а перед плетением её замачивают.[1]
3.Основные виды плетения
При изготовлении плетёных изделий применяют различные виды плетения. [2] Плетение бывает густое (сплошное) и ажурное. По видам его подразделяют на простое, послойное, рядами, квадратное, ажурное, верёвочкой, загибкой и другие. При изготовлении одного изделия зачастую используют несколько видов плетения.
Простое плетение – вид плетения, при котором вплетают одиночные прутья через одну стойку в виде непрерывной ленты, наслаивая по пологой спирали один ряд над другим.
Плетение способом верёвочки состоит в том, что прутья не только оплетают стойки, но и перевиваются между собой, плотно охватывая стойки. Плетение верёвочкой бывает в два, три, четыре и пять прутьев.
Ажурное плетение - это плетение с открытыми ячейками. Сложный ажур может быть похож на кружево. Виды ажурного плетения разнообразны.
Плетением загибки заканчивают плетение корзин, сумок и других изделий.
Косичками обычно заканчивают плетение стенок изделий. Косички бывают накладные и кромочные.
Плетение лентами во многом похоже на плетение из прутьев. Плетёнка - простейший вид плетения, применяемый при изготовлении корзин. Клеточка - это разновидность плетёнки. Она очень похожа на переплетение нитей в ткани.
II. Практическая часть
От своего классного руководителя я узнал, что муж Ирины Анатольевны увлекается ивоплетением. Я встретился с Михаилом Ивановичем и взял у него интервью.
При встрече Михаил Иванович рассказал, что однажды познакомился с мастером по плетению из ивового прута Никаевым Н.И. Имя Николая Ивановича хорошо известно жителям с. Большого Болдина. Вся
его трудовая деятельность была связана с сельским хозяйством Большеболдинского района. Уйдя на заслуженный отдых, он занялся лозоплетением. Изготавливал большие и маленькие корзины для фруктов и овощей, вазы для цветов, хлебницы, лапти. Учился этому мастерству в основном по книгам.[3] В настоящее время Николая Ивановича нет в живых, но память о нем сохраняется. В краеведческом музее есть небольшая выставка, посвященная мастеру. Также в августе 2017 года в здании «Людской», расположенном на хозяйственном дворе музея-заповедника А.С.Пушкина «Болдино», открылась выставка, посвященная памяти Николая Ивановича Никаева.[Приложение 2] Михаил Иванович, общаясь с Николаем Ивановичем узнал где и как заготавливают прутья, получил первые уроки плетения. В дальнейшим Михаил Иванович самостоятельно осваивал искусство ивоплетения.
Вот, что поведал мне Михаил Иванович при встрече: «Впервые попробовал сплести корзину лет семь назад. Она получилась корявая и неровная.[Приложение 3] Я понял, что нужно изучать литературу. Мне подарили книгу Б. Мейнарда «Плетение». Книга издана для учащихся, в ней описаны основные способы плетения. Много информации находил в интернете, смотрел видео, читал статьи, посвященные плетению. В настоящее время изделия получаются гораздо лучше и аккуратнее. Плету в основном корзины разных форм и размеров» [Приложение 4]На вопрос о том, куда определяете свои работы, ответил, что дарит родным и знакомым. В планах на будущее освоить новые виды плетения и сплести кресло для внуков. Также Михаил Иванович показал свои работы.
На следующим этапе своей исследовательской работы я провел опрос среди жителей села Алексеевка. Цель опроса: выяснить, если ли в домах жителей плетеные изделия и как их используют в быту. В опросе участвовало 10 человек. По результатам опроса у 5 человек есть плетеные изделия, трое хотели бы приобрести. На вопрос о том, «какие это вещи?», люди ответили :«Корзины, для собирания грибов». Всем нравится плетеная мебель, но она слишком дорогая.
Выводы:
1. Изучая литературу, я узнал, что ивоплетение - это старинное ремесло. Материал для плетения легко заготовить. При правильной заготовке прута не наносится ущерб природе. Из лозы можно сплести множество полезных и красивых вещей и предметов. Плетение приносит пользу людям.
2. Познакомившись с Колденковым М.И., я выяснил, что для данного ремесла инструменты просты, легки и занимают мало места. Материалы для плетения также доступны, многие находятся прямо «под рукой».
3. Фотоматериал в приложение.[Приложение 5]
4. Изделие из ивового прута пользуются спросом у населения.
III. Заключение
В результате исследовательской работы мне удалось убедиться в том, что ивоплетение - это старинное, традиционное ремесло. Плетение приносит пользу людям. Оно живет и радует глаз и душу человека. Интерес народа к изделиям не угасает. Познакомившись с умельцем, я выяснил, что изделия из лозы не только практичны, но красивы и изящны, потому что мастер их делает с любовью. Каждое изделие индивидуально и пользуется широким спросом у населения. Из лозы можно сплести множество полезных и красивых вещей и предметов. Они способны украсить любой дом, будь то квартира или маленькая дача, комната для отдыха или рабочий кабинет.
Материалы для плетения доступны, их можно заготовить. Они растут просто в огороде, в саду, либо у реки. При правильной заготовке прута не наносится урон природе.
Следовательно, ремесло будет жить и развиваться, так как интерес народа к его изделиям не угасает. Гипотеза подтвердилась полностью.
IV. Список литературы
1. Козлов В.М. Плетение из ивового прута. – М.: Культура и традиции,2001.
2. Мейнард Б. Плетение. – М.: Просвещение, 1981.
3.Памяти мастера [Электронный ресурс]/ Болдино музей- заповедник А.С. Пушкина; Режим доступа: boldinomuzey.ru, свободный.
4. Толмачёва Н.А. Плетение из лозы. Техника. Приёмы. Изделия. – М.:АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2005.
V. Приложения
Приложение 1
Посещение школьного краеведческого музея
Приложение 2
Выставка, посвященная памяти Николая Ивановича Никаева
Приложение 3
Первая работа
Приложение 4
Детские корзинки
Корзины
Корзина для овощей
Плоская корзина для овощей