СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме"Э. Н. Завгородняя- поэт, человек, личность".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа посвящена местному поэту,композитору и замечательному человеку Э.Н.Завгородней.Она внесла огромный вклад в развитие культуры в Милютинском районе.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме"Э. Н. Завгородняя- поэт, человек, личность".»

I. Введение. 1

II. Э.Н. Завгородняя - поэт, человек, личность. 2

1.Детство, юность. 2

1.1.Детство. 2

2.Жизненный путь. 4

2.Творческий путь. 5

2.1.Начало творчества. 5

2.1.Становление личности. 9

III. Заключение. 10

Список использованной литературы. 11

I. Введение.

В Милютинском районе много замечательных людей. История каждого человека неповторима. Так иногда судьба приводит в наш мир необыкновенных людей.

Невозможно остаться равнодушным, к той судьбе, которая выпала на долю Эммы Николаевны Завгородней. В её судьбе будто переплелась история России. Всю жизнь она служит музыке и песне, родным хуторам, нашему Милютинскому району, донскому краю, Родине.

Об Эмме Николаевне я узнала от учителя истории Лесняк В.Б.

После встречи-презентации «Храм моей души» с Эммой Николаевной в школе, я заинтересовалась её творчеством, жизнью. Познакомилась с книгами «Храм моей души», «У реки Березовой». Поэту важно всё.

Но, о чём бы она ни писала, делает это радостно, с любовью, с верой в справедливость, в людей, в свою Родину. О таких людях можно сказать, что это настоящий человек, личность. Поэтому я назвала свою работу «Э.Н. Завгородняя - поэт, человек, личность».

Своеобразие данного исследования, актуальность темы - в конкретности данного материала. Эта тема пока не изучена.

Цель исследования:

  1. Исследовать и собрать материалы об Эмме Николаевне Завгородней.

  2. Встретиться с Э.Н. Завгородней.

  3. Познакомиться с литературой по теме.

Знакомясь с литературой, рассказами очевидцев я столкнулась с одной общей мыслью, которая стала нашей задачей исследования.

Задачи исследования.

  1. Узнать о жизни и творчестве Э.Н. Завгородней.

  2. Выяснить, в чем истоки творчества, в чем их неповторимость.

  3. Написать исследовательскую работу.


II. Э.Н. Завгородняя - поэт, человек, личность. 1.Детство, юность. 1.1.Детство.

Судьба этой женщины полностью созвучна с судьбой страны.

Родилась она в потомственной семье певцов и музыкантов Лебедевых.

Её дед по материнской линии, Кузьма, делал скрипки. А играл как, про то всей округе известно. Были у Лебедевых гитара, балалайка и гармошка. Мать Э.Н. Завгородней, Ольга Кузьминична, пленяла слушателей своим удивительным голосом. Отец, Лебедев Николай Тимофеевич, учитель Маньково-Берёзовской школы. Он учил ребятишек узнавать новые песни и разучивал их, играл на музыкальных инструментах. 11 июля 1941 года был призван в ряды действующей армии. Воевал на самых трудных участках фронта (Приложение №1).

«Отец погиб 11 декабря1942 года. Мама осталась вдовой в двадцать лет, с двумя дочерьми (меньшая Тамара родилась в 1941 году). Было трудно. Не было одежды. Она перешивала старые вещи, чтобы как-то одеть нас. Мама очень хорошо шила, этим мы и жили. В свободное время пела любимые песни. Постаралась дать нам хорошее образование», ­­­– говорит Эмма Николаевна.1

В такой музыкальной семье и родилась Эмма Николаевна в 1940 году. В детстве она была тоненькая, хрупкая, а голосок прямо хрустальный. Вот как вспоминают о ней одноклассники: «Уже в первом классе она пела на сцене. На Новый год пела Эмма о ёлочке. Поставили её на стул. Зазвучал её нежный голосок, с таким удовольствием слушали её учащиеся и их родители».2

С ранних лет Эмма Николаевна уже играла на гармошке, гитаре, балалайке, мандолине. Её первыми слушателями были родные и подружки.

Я думаю, что хоть детство было трудным, но маленькая Эмма не потеряла интерес к музыке и песням.

    1. Юность.

Эмма Николаевна – выпускница Степано-Савченской средней школы. Она училась в послевоенный период. Не хватало бумаги, не было учебников, чернил, но учителя и ученики понимали: надо учить и учиться, чтобы поднять разрушенное хозяйство, укрепить могущество нашей страны.

Дружный коллектив учителей и учащихся принимали активное участие в общественно-политической жизни страны.

В школе работал драматический кружок и хор. Эмма Николаевна вспоминает с теплотой о том времени: «Концерты пользовались у населения любовью и уважением. Со школьной скамьи у меня воспитали любовь к родному краю, школе. В моей жизни важную роль сыграл преподаватель русского языка и литературы Ревин Н.И.». 3

Я думаю, что природа щедро одарила учителя многими замечательными качествами, глубокими знаниями русского языка и литературы, педагогическим мастерством и актёрским талантом, любовью к музыке. Благодаря Ревину Н.И. многие выпускники стали поэтами и музыкантами. Среди них Э.Н. Завгородняя.

В школе она была запевалой всех творческих дел. Участвовала в выпуске школьной газеты. Была комсоргом, старостой. Всегда была в кругу друзей, малышей. Ей с детства нравилась работа с детьми. Образцом для подражания были отец, первая учительница Штоколова А.Г и учитель русского языка и литературы Ревин Н.И.

Она была отзывчивой, исполнительной, добросовестной и ответственной. С радостью бралась играть на музыкальных инструментах, исполнять песни.

Я думаю, что петь песни и играть на музыкальных инструментах – дар Божий. Сочинять хорошие стихи и писать музыку к ним – Божий дар вдвойне, природный талант. Вместе с тем черты характера, присущие ей формировали настоящего человека, личность.

2.Жизненный путь.

Всю жизнь Эмма прожила в Маньково-Берёзовской. Трудовую деятельность начала в1957 году в колхозе «Знамя колхозника», телятницей. Работала заведущей клубом в слободе Маньково-Берёзовской. В 1959 году, после окончания торгово-кооперативной школы, стала заведующей книжным магазином. На каком бы месте не трудилась Эмма Николаевна, всюду веяло музыкой и поэзией души. Она решила стать учителем, как её отец.

Педагогическую деятельность начала в 1961 году, работая учителем в Таганрогской школе – интернате. В 1962 году была руководителем хора Милютинского дома пионеров. В 1965 году окончила Таганрогский педагогический институт. В 1965 году вышла замуж за Завгороднего Анатолия. 11 октября 1966 года в городе Таганроге родился сын Сергей Завгородний.(Приложение №2)

Получила музыкальное образование в 1979 году (Ростовское училище искусств), стала совмещать работу учителя пения, а затем директора Милютинской музыкальной школы (Детской школы искусств). Директором была 1974-2008г.

Она написала «Гимн Детской школы искусств». В нём передаётся любовь к детям, к музыке, гордость за свой край.

Так будем учиться, талантом гордиться,

И делать добро и любить.

К победе стремиться, и счастьем делиться,

И школой своей дорожить.4

Я думаю, что любовь к детям, стала путеводной звездой творчества Эммы Николаевны. Я задаю себе вопрос: «Могла ли она избрать иной жизненный путь? Нет, не могла. Весь её род испокон веков связан с песней. Чтобы ни делала, какую должность ни занимала, она всегда честно и бескорыстно работала для развития культуры Милютинского района». Это настоящий человек. Выдающаяся личность (Приложение № 3).

2.Творческий путь. 2.1.Начало творчества.

Манькова на протяжении своей истории с 1760 года славилась музыкантами и песенниками. В дореволюционное время здесь были и скрипачи, и гармонисты, и балалаечники. А чего стоил двухклеростный четырёхголосый церковный певчий хор!

Но в слободе пели не только песни и псалмы. Известно, что запорожцы принесли сюда немало украинских песен, напоенных духом бунтарства и свободы. Их пели жницы в поле, женщины за рукоделием, невесты и парубки на посиделках.

На Маньковской земле всегда любили свободную привольную песню, что соколом взмывала в небо, а то лёгкой дымкой печали и душевности окутывала окрестные рощи. Маньковская песенная традиция- это сплав казачьего и украинского народного творчества.

Именно на певучей земле Маньково- Берёзовской слободы развивалась и крепла творческая деятельность Эммы Николаевны.

Вся жизнь Эммы Лебедевой-Завгородней - в творчестве, в служении искусству, прекрасному.

Эмма Николаевна написала много стихов, более тридцати песен на свои же стихи. «Наша слобода Маньково-Берёзовская – один из прекрасных уголков земли», - говорит Эмма Николаевна.

Кто родился в Маньковой , тот знает,

Нет милее кусочка земли.

Нет прекрасней родимого края

Нет, я знаю, нигде не найти.

Тут и зори светлее и чище,

Пахнет хвоей в чаще лесной

И Берёзовой мы называем

Слободу, где родились с тобой.5

Автором слов этой песни является жительница слободы Дейнекина Ольга Григорьевна. Музыку написала Завгородняя Эмма Николаевна. Много творческих дел на счету у Эммы Николаевны.

При Маньковском клубе был организован хор. Он издавна славился певучими голосами. Много лет она была руководителем этого хора. В любую погоду она спешила на репетиции и выступления.

Эмма Николаевна ещё и собиратель народного фольклорного жанра и искатель новых талантов. При Маньковском доме культуры проходили фольклорные посиделки, в непринужденной домашней обстановке, за самоваром. Фольклорная группа была в составе Сергиенко Т. И., Остапущенко А. А., Высоцкой А., Кочергиной Н.П., Мякотиной Е., Костыркиной А.П., Каменевой В.В. и руководителя Завгородней Э.Н. На посиделках разучивались песни, услышанные от старейших участниц фольклорной группы, исполнялись народные песни, казачьи, шуточные, патриотические и танцевальные частушки. Такие мероприятия – это приятное общение, прекрасный отдых, возрождение « старины глубокой» и, конечно, - хорошее настроение.

На смену пожилым участникам фольклорной группы пришла молодёжь: Диденко Наталья, Овчаренко Мария, Урвачева Валентина, Высоцкая Ольга. Стихотворение «Друзьям – хоровикам» Эмма Николаевна посвящает ушедшим из жизни участникам художественной самодеятельности.

Уходят друзья и годы,

Им не вернуться назад.

Уходят они по тревоге,

Оставив мерцающий взгляд.

Какие красивые лица

У давних моих друзей!

Мне бы любовью напиться

Радостью встреч поскорей,

И я отдаю открыто

И песни, и грусть, и любовь,

И с нежностью, и с улыбкой,

Встречаю вас вновь и вновь.6

У Эммы Николаевны было ещё одно любимое дело – Милютинская музыкальная школа. Здесь она не только работала, но и радовалась за своих учеников.

Эмма Николаевна ставила цель: воспитывать эстетически образованных, тонко чувствующих и понимающих музыку ребят. И она этого добилась. Лауреат Всесоюзного фестиваля народного творчества, ветеран труда, дипломант Союза композиторов. ( Приложение 4).

Эмма Николаевна руководила Академическим хором Милютинского дома культуры. Её песни звучали на областных и республиканских конкурсах.

Коллектив в 70-80 годы ведёт большую концертную деятельность. В этот период в хор приходили семьями: Ивановы, Андрющенко, Подгорные, Дегтярёвы.

В 1976 году коллективу присвоено звание народного.

Эмма Николаевна работает и сейчас. Она, по её собственным словам, - в стихах, в творческом пути.

Я – не бездомная звезда,

Хоть не ищу себе покоя.

Я вся в пути, и я горда,

Что суждено лишь мне такое.7

Эмма Николаевна десятки лет строила духовный храм культуры района и в сердцах его жителей.

Маленькая, хрупкая – и невероятно стойкая. Она устояла, просто выжила в немыслимом горе матери. Выдержала несправедливость обиды. Стала ещё более чуткой, духовно окрепла и выросла. Много работала, писала песни и стихи, пыталась найти правду, но не нашла её. Вздохнула, помолилась и ушла в творчество - издание своей книги «Храм моей души».

Эмма Николаевна долго не решалась публиковать свои произведения. Она сомневалась, интересны ли её чувства людям. Я познакомилась с её сборником стихов и пришла к выводу, что она православная христианка, гражданка, любящая мать, настоящий педагог, творческая личность.

Она строит храм в своей душе, «торопясь пока не закрылась дверь». Мы встречались с Эммой Николаевной и те минуты радости общения, которые она подарила, нам никогда не забыть.

Всё, что ты сочиняешь – просто!

Это каждому Богом дано!

Нет, друзья, то небесное свойство.

Быть поэтом – не всем суждено!8

Во время встречи с поэтом мы впервые задумались, что творчество поэта, композитора – это неповторимо, индивидуально. Навсегда останется в нашей памяти эта встреча с человеком – патриотом. На вопрос: «Кто такой патриот?», мы услышали слова поэта:

Люблю тебя, моей судьбы земля

Я по-сыновьи преданно и нежно.

Твои леса, курганы и поля,

Просторы рек великих и безбрежных…9

Слава Богу, что есть в нашем крае люди, которые дарят нам радость общения, передают нам свои мысли, чувства, переживания. Это истинные патриоты родной земли.


2.1.Становление личности.

­ Эмма Николаевна пришла работать в Маньково - Берёзовскую школу учителем музыки и пения. Дети сразу полюбили искреннюю, находчивую учительницу. Ученики видели в Эмме Николаевне неиссякаемый энтузиазм, творческую активность. Каждый старался участвовать в музыкальном кружке, хоре, художественной самодеятельности. За творческую активность, пропаганду музыкального искусства и народного творчества неоднократно награждается Эмма Николаевна грамотами, дипломами и т.д. Добросовестная, безупречно отдающая себя делу развития музыкальной культуры Милютинского района, большое внимание уделяет подрастающему поколению. Её ученики становятся Лауреатами музыкальных конкурсов области, России.

Если вы внимательно вчитаетесь в строки стихов и песен этого поэта, то насладитесь поэтическими образами, как результатом творческих способностей выдающейся личности. Интересная, самобытная, своеобразная, яркая личность.

Донской мой край, моя земля,

Талантами воспетая.

Ты этим славилась всегда,

Как недрами несметными….10

Просмотрев все награды и пообщавшись с ней, я считаю, что этот замечательный человек обладает всеми качествами талантливой личности: мастер, виртуоз. Она не останавливается на достигнутом. Эмма Николаевна помогает своей подруге Зайцевой В.П. в поэтическом творчестве. Издаёт сборник «Родники души» С. Завгороднего. Она готова помочь и поддержать любого человека, увидеть талант в своих учениках.(Приложение 5,6).



III. Заключение.

Вряд ли есть в Милютинском районе человек, который не знает Эмму Николаевну Завгороднюю. 29 апреля 2010 года ей исполнилось 70 лет. Интересная, самобытная, своеобразная, яркая личность. За этими записями стала целая жизнь, со своими радостями и горестями. Мне повезло, я познакомилась с замечательным человеком, поэтом, личностью. Я узнала, что это человек большой души, мастер своего дела, истинный патриот, гражданин.

Думаю, что её стихи и песни нужны людям любого возраста. Поэту важно всё в этой жизни – от вечности до былинки. Делает она это радостно и легко. Верит в справедливость, в людей, в свою Родину.

Выбранная тема имеет большую историко – культурную ценность. Наши исследования подтверждают, что не надо быть равнодушными к истории своего края, людям, живущим рядом с нами. У Эммы Николаевны судьба неповторима. Были страшные потери: отец, мать, сын. Но она выстояла. Не один десяток лет Эмма Николаевна посвятила служению родной земле. Её трудолюбие, высокое чувство ответственности, порядочность и отзывчивость достойны глубокого уважения. У неё много учеников бывших и настоящих. Вот, что говорит одна из них, Валентина Каменева: «Эмма Николаевна – человек замечательный, творческая личность. Она энергична, общительна, целиком посвящает себя ученикам».11

Русская женщина знает себе цену. Несмотря на трудности, она издаёт сборники стихов «Храм моей души», «У реки Берёзовой». Их можно использовать на уроках литературы, русского языка, истории и православия.

Это исследование будет продолжено. Мы будем встречаться с Эммой Николаевной, помогать ей. Намечены встречи с поэтами Зайцевой В.П., Глод Л.Н., Горшковой З.И. и другими знаменитыми людьми нашего края.

Мы узнаем новые имена, запишем, передадим другим поколениям.

Материал подарим архиву и музею Милютинского района.


Список использованной литературы.


  1. Э.Н. Лебедева – Завгородняя «Храм моей души», г. Белая Калитва, 2009г.

  2. Э.Н. Лебедева – Завгородняя «У реки Берёзовой», г. Белая Калитва, 2010г.

  3. О.А. Александрова газета «Луч», №3(10422), стр.2 «Жизнь как песня», 15-22 января 2010г.

  4. И. Свечникова газета «Зеркало», №22 (776), стр. 6-7 «Трагическая судьба русского поэта»

  5. Семейный архив «Связь поколений», Э.Н. Завгородняя.

  6. Семейный архив «Родники души», С.А. Завгородний.
































Приложение.













Приложение №1. Родители Э.Н. Завгородней.


















Приложение №2. Сын С. Завгородний с Э.Н. Завгородней.


Приложение №3. Э.Н. Завгородняя в кругу семьи.

Приложение №4. Эмма Николаевна – директор ДШИ.




















Приложение №5. Коллектив ДШИ.


Приложение №6. Грамота Э.Н. Завгородней за многолетний труд.

1 - интервью с Э.Н. Завгородняя, 7 сентября 2010г.

2 - интервью с одноклассницей Динекиной О. Н., 10 сентября 2010г.

3 - интервью с Э.Н. Завгородней, 7 сентября 2010г.

4 - Э.Н. Завгородняя, стихотворение «Гимн Детской школы искусств».

5 - О.Г. Дейнекина, стихотворение «Моя Маньковка».

6 - Э.Н. Завгородняя «Друзьям хоровикам».

7 - Э.Н. Завгородняя «Я – не бездомная звезда».

8 - Э.Н. Завгородняя, стихотворение «Быть поэтом».

9 - Э.Н. Завгородняя, стихотворение «Мой край».

10 - Э.Н. Завгородняя, стихотворение «Донской мой край».

11 - интервью с В.Н. Каменевой 20 сентября 2010г.

17