Региональная научно – практическая конференция студентов СПО
и учащихся школ «Перспективы развития научной мысли»
Наименование направления: История, право и обществознание
ВОИН-МУЧЕНИК
(исследовательская работа по истории)
Автор: Каракизов Али Мухамматович, XI класс,
МКОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»
Научный руководитель:
Калинин Александр Александрович,
МКОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»,
учитель истории и обществознания I КК
г. Россошь
2018 год
ВВЕДЕНИЕ
Кто молнией промчался по Земле,
Тот светом облечен под небесами...
Василий Росляков
Русская земля богата не только великими полководцами, снискавшими славу, как в России, так и за ее пределами, но и многими тысячами народных героев. Героическая линия в нашей истории не прерывалась никогда — ни в царский период, ни в советский, ни в новой России. Свидетельство этому подвиг Евгения Родионова отдавшего свою жизнь за Веру и Отечество.
Среди неприметного сельского кладбища в деревне Сатино – Русское в глаза бросается табличка-указатель: «Кавалер ордена Мужества — Евгений Родионов». Еще несколько шагов по тропинке — и мы стоим перед большим крестом, на котором начертано: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года» [5].
Объект исследования: жизнь Евгения Родионова.
Предмет исследования: сила веры и мужество Евгения Родионова.
Нами была поставлена следующая цель: исследовать подвиг Евгения Родионова мужество, которого, может послужить примером для других.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- изучить истоки веры и самопожертвования Евгения Родионова;
- формировать представления о воинском долге и службе Отечеству;
- формировать опыт нравственного поведения личности.
Они решались при помощи методов: анализ, синтез, обобщение.
Мы выдвинули гипотезу: любовь к Родине, преданность воинскому долгу и православной вере – основы патриотизма и самопожертвования Евгения Родионова.
Тема нашего исследования является актуальной. На наш взгляд, фигура воина-мученика Евгения Родионова является образцом героизма и подвижничества, мученичества за Веру и Отечество, столь необходимого нашему народу, в первую очередь молодому поколению.
Данная работа может служить дополнительным материалом для активизации знаний по школьным предметам: истории, литературе, краеведению, основам православной культуры.
Личное дело
Проста и обыкновенна короткая биография Евгения Родионова. Родился он 23 мая 1977 года. Рос обычным – крепким и здоровым ребёнком (см. прил. № 1). Единственные известные пока свидетельства – воспоминания матери. Любовь Васильевна перебирает события его короткой жизни и как бы пытается различить в сыне то, что отличало его от других сверстников (см. прил. № 2). Она рассказывает о чувстве опасности, которое не покидало её долгое время после того, как родился Евгений. Потом всё забылось и вспомнилось через девятнадцать лет. Она рассказывает, что, хотя и рос мальчик здоровым и крепким, но он долго не начинал ходить, и, забеспокоившись, Любовь Васильевна решила его крестить. Он нательного креста не носил и лишь в 1988 (или 1989) году бабушка сводила Евгения в храм, где ему дали крестик. Какие слова нашел тогда батюшка, на самой первой Жениной исповеди, никто не знает. И уже не узнает. Возможно, он рассказал ему старинную притчу, образ, родившийся еще у первых христиан в тяжкие времена гонений: «Крестик - это колокольчик на шее овцы. Чтобы Пастырь мог скорее услышать ее, когда она в беде» [6;5]. С тех пор мальчик стал носить крест не снимая. Продел толстую прочную верёвочку – «так надежнее». Мама была в смущении: «Над тобой в школе смеяться станут». - «Пусть, я так решил, и так будет» [7;5].
Удивляла и его наблюдательность. Евгений обращал внимание на то, на что никогда никто не обратил бы внимания. «Я помню, - пишет Любовь Васильевна, - я взяла его с собой в лес, было жаркое хорошее лето. Лес у нас был рядом. Он стоял на тропинке среди высокого папоротника. Я спряталась и думала, что сейчас он начнет меня искать, проявит какое-то беспокойство. Тишина. Потом я выглянула и с удивлением обнаружила, что мой ребенок даже забыл, что рядом мама, - он так увлеченно разглядывал папоротник, по которому ползали разные букашечки, и с такой радостью на все это смотрел; и потом, по жизни, каждую травинку он как-то видел особенно. Мне это не дано. Я могу идти по тропинке и машинально срывать растущую на обочине траву, листики, веточки, не замечая этого. Он никогда этого не делал всегда говорил: «Мама, тебе руки надо завязать» [8;7].
В школе учился хорошо, но, когда закончил девятый класс, пошел работать на мебельную фабрику. Работал мебельщиком, овладел специальностями сборщика, обойщика и раскройщика. Работа ему нравилась, да и заработок был приличным. Как вспоминает мать, Любовь Васильевна Родионова, она и на трёх работах столько не получала. … В 1994 году Родионовы переехали в двухкомнатную квартиру. А через год, когда Жене исполнилось восемнадцать лет, его призвали в армию.
Служба
Мы на удивление мало знаем о том, как служил Евгений. Правда, есть легенда, что в тех частях, где служил Евгений Родионов, не существовало дедовщины. И многие солдаты считают это первым чудом. Евгений Родионов был призван на срочную службу 25 июня 1995 года в пограничные войска Федеральной Пограничной Службы России (см. прил. № 3). Проходил боевую подготовку в учебном подразделении войсковой части 2631 Пограничных войск РФ в городе Озёрске Калининградской области. Военную присягу принял 10 июля 1995 года. После подготовки в учебном центре служил гранатомётчиком на 3-й пограничной заставе 3-й мотоманёвренной группы 479 Пограничного отряда особого назначения Краснознамённого пограничного управления ФСБ России по Калининградской области на границе Ингушетии и Чечни.
До отправки на Северный Кавказ мама и сын виделись всего раз. В сентябре 1995 года. Вот как это было (рассказ мамы): «Полковник части, где служил сын, сначала встретил меня неприветливо. Сказал: «Еще одна мамаша приехала с требованием, чтобы ее сына не посылали в горячую точку»». И лишь когда Любовь Васильевна ответила, что все будет так, как решит Женя («Он у меня взрослый мужчина»), начальник изменил к ней свое отношение. Не только помог добраться до полевого учебного центра, где служил Евгений, но и дал ему восемь дней отпуска... Напоследок...[9].
Женя очень гордился, что он - пограничник, что занят настоящим делом, которое нужно Родине. И именно тогда, на той последней их встрече, Женя сказал матери: «Из нашей части всех посылают в горячие точки, и я уже написал рапорт...» Увидев, как побледнела мать, попытался ее успокоить: «От судьбы еще никто никогда не ушел. Я могу выйти на дорогу, и меня убьет машина...
А плен... Плен - это уж как повезет» [10].
Плен
Эти его слова оказались пророческими. 13 января 1996 года Евгений Родионов был направлен в полугодовую командировку под командование Назранского пограничного отряда где, прослужив один месяц, попал в плен. Восемнадцатилетнего Евгения Родионова, вместе с еще тремя рядовыми — Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым — взяли в плен в ночь с 13 на 14 февраля 1996 года недалеко от селения Галашки (см. прил. № 4). Ребята, всего за месяц до того прибывшие в расположение части из Калининградской области, несли караульную службу на чечено-ингушской границе (см. прил. № 5). Из подъехавшей машины «Скорой помощи», которую пограничники остановили для проверки, внезапно выскочили «санитары» в камуфляже — более десятка вооруженных до зубов бандитов. Боевикам не составило особого труда справиться с еще необстрелянными юнцами. Мальчики не сдались без боя. На асфальте остались следы крови. Сослуживцы Евгения, находившиеся буквально в двухстах метрах от дороги, ясно слышали крик: «Помогите!!!». Но все это почему-то не произвело на них никакого впечатления. Многие спали!.
Никто не объявил никакой тревоги. Не было погони. Ребят вообще не искали. Хотя нет, искали. И даже активно. Но не в Чечне, а в далеком и мирном Подмосковье! 13 февраля Евгения захватили бандиты, а 16 февраля Любовь Васильевна уже получила телеграмму, из которой поняла, что ее сын ушел из части в самоволку. Тут же нагрянула милиция. Квартиру обыскали, ища дезертира.
Тут уж Любовь Васильевна, точно знавшая, что сын ни в какую самоволку уйти не мог, «не та натура», сама кинулась в Чечню спасать Евгения. Там ей подтвердили: «Да, действительно, вышла ошибка, ваш сын пропал без вести...» [11].
…С первого дня 100 дневного плена, увидев на шее Жени крест, бандиты пытались его «сломать», заставляли принять их веру. Жаждали принудить его пытать и убивать таких же, как и он, солдат — мальчишек. Евгений категорически отказался. Его избивали. Твердили: «Сними крест и будешь жить!!!» [1]. Сами главари банд уверяли потом Любовь Васильевну (маму Евгения, которая ездила во время войны по всей Чечне в поисках сына после его исчезновения): «Стань твой сын одним из нас, и мы бы его не обидели» [2]. Хайхороев предложил измученным ребятам принять ислам и продолжить воевать на стороне боевиков. Все пленники отказались. Евгений не снял нательного креста, чего требовали убийцы.
Он выбирает крест
Развязка произошла в день рождения Евгения 23 мая 1996 года Жене как раз исполнилось 19 лет. Его вместе с остальными солдатами вывели в лес под Бамутом (см. прил. № 6). Сначала убили его друзей, тех, с которыми он был на своем последнем пограничном дежурстве. Потом в последний раз предложили: «Сними крест! Аллахом клянемся, жить будешь!!!» Евгений не снял. И тогда его хладнокровно казнили — но крест снять не посмели. В убийстве признался Руслан Хайхороев, – который рассказал: «…У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался…» [3]. И именно по нему, этому скромному распятию, мама узнала потом своего мальчика.
Воин в красной накидке
В это самое время в самых разных частях России стали происходить невероятные вещи. Еще в 1997 году Любовь Васильевна побывала в новом тогда реабилитационном православном детском приюте. Там одна из девочек-бродяжек рассказывала мне о неком солдате – «высокий такой, в красной плащ-палатке», который «назвался Евгением, взял меня за руку и привел в церковь» [4] (см. прил. № 7). Я еще удивилась, красных плащ-палаток вроде не бывает, потом ахнула: «Да это же плащ мученика!».
Дальше - больше. По многим церквям пошли рассказы о неком «Божественном воине в огненном плаще», помогающем в Чечне пленным солдатам найти путь к свободе, показывающем им мины и растяжки... О нем же я услышала и от родителей в Комитете солдатских матерей в мае 1999 года: «Есть такой Святой воин Евгений - мученик. Он, говорят, в плену ребятам помогает. Мы на него, на его молитвы перед Господом очень надеемся».
В госпитале Бурденко раненые военные утверждали, что знают некого солдата Евгения, который им помогает, «особенно когда подступают боли»... Многие клянутся, что видели его на иконе, когда были на экскурсии в храме Христа Спасителя. Мало того, «воина в красной плащ-палатке» знают и заключенные. «Он помогает самым слабым, поднимает сломленных...».
В конце 2003 года было предложено канонизировать Евгения Родионова. Мать Евгения была приглашена в синодальную комиссию по канонизации, где её выслушали. Комиссия сделала следующие выводы о смерти Евгения и его возможной канонизации: сообщения о мученической кончине Евгения Родионова записаны только со слов матери, которая саму смерть сына не видела. Она также не может с уверенностью подтвердить, что сына её заставляли отречься от Христа. С предполагаемым убийцей Евгения – Русланом Хайхороевым — мать виделась только один раз в жизни, в течение семи минут, во время этой встречи Руслан Хайхороев, по свидетельству самой матери, ничего не рассказывал об обстоятельствах кончины Евгения Родионова. Никаких свидетелей и свидетельств о мученической кончине, кроме матери Родионова, — нет.
В начале 2004 года Синодальная комиссия по канонизации отказала в канонизации по причинам отсутствия достоверных сведений о мученической в церковном смысле кончине и о том, что Родионов вел сознательную церковную жизнь.
Однако, несмотря на это, иконы с Евгением Родионовым стали появляться в русских церквях стихийно. В том числе и в тех, которые стоят очень далеко от Чечни, от Кавказа. Одна из первых икон была установлена в церквушке поселка Знаменки, под Петербургом, весной 2003 года. Рядовой Родионов, «во Чечне убиенный», был изображен на ней в полный рост, в военной форме и с автоматом за плечами (см. прил. № 8). Потом иконы с ним стали выставлять и в других церквях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные в последние десятилетия реформы так основательно перемешали все нравственные понятия в общественном сознании, что сейчас мы гораздо легче понимаем и объясняем, почему тот или иной человек пошел на подлость, воровство или предательство, нежели людей, которые среди безудержной продажности и измены продолжали сохранять свою честь и верность Родине, даже когда приходилось жертвовать для этого своей собственной жизнью.
В своей работе мы хотели показать, что ещё не все потеряно и молодые люди, сильные духом, любящие своё Отечество и свою веру, всегда были, есть и будут…
В результате проведённого теоретического исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. подвиг Евгения Родионова служит примером силы мужества, преданности православной вере и службе Отечеству;
2. подвиг Евгения Родионова не предан забвению, о нём помнят не только родные и близкие, о нём помнит вся страна.
Мы считаем, что подвиг Евгения Родионова является примером силы веры и самопожертвования, даёт представление о воинском долге.
Подтвердилась наша гипотеза о том, что любовь к Родине, преданность воинскому долгу, православной вере – основы патриотизма и самопожертвования Евгения Родионова.
С такими извергами, которые убивают мусульман, алавитов и христиан, сейчас сражаются наши воины в Сирии. Евгений Родионов и его товарищи противостояли именно первой попытке созданию псевдоисламского халифата на нашем Кавказе. Вадим Костенко, Федор Журавлёв, Олег Пешков, Александр Прохоренко и Андрей Тимошенко, и Евгений Родионов — герои России. Они не пали в безвестности, они не были брошены – Родина помнит о них и скорбит.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дурова О. Н. Евгений – значит благородный [Электронный ресурс] / О. Н. Дурова // Русский дом. май 2006. – URL: http://www.russdom.ru/oldsayte/2006/200605i/20060510.shtml (Дата обращения 17.11.2018)
2. Дурова О. Н. Евгений – значит благородный [Электронный ресурс] / О. Н. Дурова // Русский дом. май 2006. – URL: http://www.russdom.ru/oldsayte/2006/200605i/20060510.shtml (Дата обращения 17.11.2018)
3. Дурова О. Н. Евгений – значит благородный [Электронный ресурс] / О. Н. Дурова//Русский дом. май 2006. – URL: http://www.russdom.ru/oldsayte/2006/200605i/20060510.shtml (Дата обращения 17.11.2018)
4. Григорьева Е. А у нас ещё есть вера! – На правде стой [Электронный ресурс] / Е. Григорьева // Работница. Апрель 2003. – URL: https://napravdestoy.livejournal.com/2156735.html (Дата обращения 19.11.2018)
5. Ханов Г. Бесценный подарок [Электронный ресурс] / Г. Ханов // Издание редакции журнала «Спасите наши души». – URL: https://romanbook.ru/book/9108314/?page=3 – (Дата обращения 18. 11. 2008).
6. Ханов Г. Русский солдат Евгений Родионов / Г. Ханов. – М.: Православный приход храма Святаго Духа сошествия на Лазаревском кладбище гор. Москвы, Сестричество во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2012. – 24 с.
7. Ханов Г. Русский солдат Евгений Родионов / Г. Ханов. – М.: Православный приход храма Святаго Духа сошествия на Лазаревском кладбище гор. Москвы, Сестричество во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2012. – 24 с.
8. Ханов Г. Русский солдат Евгений Родионов / Г. Ханов. – М.: Православный приход храма Святаго Духа сошествия на Лазаревском кладбище гор. Москвы, Сестричество во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2012. – 24 с.
9. Чуркина Е. За сыном — в логово врага [Электронный ресурс] / Е. Чуркина // Ладога. 29.11.2010. – URL:http://www.ladoga-news.ru/news?id=548 (Дата обращения 18. 11. 2018)
10. Юрьев Ю. Чудо о Евгении / Ю. Юрьев // Завтра. 16. 11. 1999. – URL: http: // zavtra.ru / blogs / 1999-11-1651 (Дата обращения 16. 11. 2018)
11. Юрьев Ю. Русский мученик / Ю. Юрьев // Завтра. 16. 02. 1999. – URL: http://zavtra.ru/blogs/1999-02-1672 (Дата обращения 19. 11. 2018)