Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 им. С.Орджоникидзе
г.Клинцы Брянской области
Исследовательская работа в рамках межрегионального конкурса
«Память храня»
Номинация: «Есть в куполах загадочная сила».
Тема: «Утраченные святыни города Клинцы Брянской области».
Исполнители:
ученица 10 класса МБОУ - СОШ № 3
Екатерина Демченко,
ученица 7б класса МБОУ – СОШ №3
Виктория Кармес.
Руководители:
учитель английского языка
Анна Валерьевна Шатулина,
педагог дополнительного образования
Наталья Николаевна Валуева.
Клинцы 2017
Содержание:
1.Введение. ---------------------------------------------------------------------------- стр. 3
2.Основная часть. ------------------------------------------------------------------------ стр. 5
2.1.Основание Клинцов. ---------------------------------------------------------------- стр. 5
2.2.Храм Вознесения Господня. ------------------------------------------------------ стр. 6
2.3.Колокольня при Вознесенской церкви. ----------------------------------------- стр. 9
2.4.Троицкий храм. --------------------------------------------------------------------- стр.11
2.5.Опрос старожил. Преподаватель воскресной школы о Троицком храме. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- стр. 12
2.6.Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца. ----------------------------------------------------------------------------- стр. 14
2.7.Фотоотчет. Утраченные храмы города Клинцы Брянской области. ----- стр. 18
3.Заключение. --------------------------------------------------------------------------- стр. 19
4.Список использованной литературы. -------------------------------------------- стр. 21
Введение
Как красив наш родной город Клинцы! Какая потрясающая природа со знаменитыми брянскими лесами! А сколько памятников культуры могут рассказать об истории православных церквей нашего края! Но, к сожалению, не все из них сохранились до настоящего времени. Винить в этом можно многих: советскую власть, историю, человека. Особенно страшным было это время для православных людей. Многие храмы закрыли, другие - разрушили. У каждого храма есть своё имя, жизнь и судьба. Здания церквей были очень большими и крепкими. Поэтому их часто использовали под нужды государства. Иногда здесь находились даже спортивные залы, склады, танцплощадки. Но шли годы. Советской власти, как и Советского Союза, не стало. Люди одумались, по всей России начали восстанавливать церкви. Строительство церквей и новых обителей, восстановление разрушенных приходов, возрождение русских святынь стало для России насущным делом.
Жителей и гостей нашего города встречают Кафедральный Собор Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, Архиерейское подворье во имя Святителя Николая Мирликийского, старообрядческая церковь Преображения Господня. Раньше вера людей в Бога была очень крепка. Поэтому, красотой каждого города считались православные храмы. Они пользовались любовью прихожан, а как свидетели старины оставались предметом гордости и главной достопримечательностью городов. А всегда ли в Клинцах существовали выше названные храмы? А может быть действовали и другие, но не дожили до нашего времени? В настоящее время мы всё больше изучаем историю православной России, православную историю малой Родины.
Мы заинтересовались данными вопросами и решили провести исследовательскую работу «Утраченные святыни города Клинцы Брянской области».
Перед собой мы поставили следующую цель и задачи.
Цель: изучить историческое прошлое несохранившихся православных храмов города Клинцы и определить их значимость в жизни города и их жителей.
Задачи:
Найти сведения о возникновении православных храмов в городе Клинцы.
Изучить историю храмов и определить особенности их архитектуры.
Выяснить, какие храмы были разрушены.
Показать роль храмов в жизни жителей города Клинцы в прошлом и в настоящее время.
Провести опрос прихожан собора Петра и Павла об этих храмах.
Найти документы, фотографии и подготовить фотоотчет.
Воспитывать уважительное отношение к духовному историческому прошлому.
Объект исследования: история православных храмов города Клинцы Брянской области.
Предмет исследования: история разрушенных храмов региона в XX век: Вознесенский, Троицкий, Покрово-Никольский.
2. Основная часть.
2.1. Основание Клинцов.
Город Клинцы основан в 1707 году старообрядцами, староверами, пришедшими в земли Стародубские из Костромской губернии. Василий Клинцов и его товарищи положили основу возникновения крупного центра текстильной промышленности - посаду Клинцы. Но изначально это была слобода, и ее жители занимались промыслами: изготавливали сани, резали деревянные ложки, шили рукавицы, сапоги, варили мыло, занимались иконописью, бортничеством. Торговали с Москвой, портовыми городами С.-Петербургом, Ригой, Польшей, Пруссией пенькой, конопляным маслом, медом.
Что поражало человека, впервые попавшего в наш город? Мощеная брусчаткой улица, домики с резными наличниками и палисадниками, неповторимая красота колоколен и церквей, витрины многочисленных магазинов. Огромное количество лошадей и телег на рынке, извозчиков на улицах. По воспоминаниям старожила П. Храмченко: «Старинные, поставленные еще старообрядцами в XVIII веке, Вознесенская и Троицкая церкви занимали в панораме города главное место. Это были величественные деревянные сооружения, построенные в традициях зодчества северной Руси, но с приметами влияния местной украинской традиции церковного зодчества. Высоко вознесенными куполами и колокольнями церкви возвышались над одноэтажным городом. Ни одного приезжего не оставлял равнодушным облик клинцовских храмов. От храмов на город растекался малиновый звон колоколов». (Клинцовский летописец: Сборник. - книга 1. Исследования. Документы. Воспоминания. – Р.И. Перекрестов Клинцы: 2007 г. Издательство Клинцовской городской типографии.)
2.2 Храм Вознесения Господня.
В центре посада старообрядцы возводили объемные, монументальные в своей пластике деревянные храмы, которые украшались иконами, писанными местными мастерами. Таким украшением посада и была церковь Вознесения Господня (1778). Этот храм представлял, в сущности, целый комплекс сооружений.
Из книги «Вознесенская единоверческая церковь в п. Клинцах Суражского уезда» печать 28 августа 1908г. Чернигов, Типография Губернского Правления. Автор единоверческий священник Иоанн Чередников.
«Церковь во имя Вознесения Господня являлась одною из старейших старообрядческих храмов посада Клинцы. Построена она на месте бывшей главной часовни в посаде, называемой «Большой» и устроенной во имя Вознесения Господня. Время постройки этой «Большой» Вознесенской часовни можно отнести к 1729-1735 гг. В 1760 году эта часовня освящается в церковь преподобного Сергия Радонежского. Эта церковь просуществовала лишь до 1776 года. Случившийся пожар в Клинцах, уничтоживший до 300 дворов, уничтожил и эту церковь».
Через 2 года клинчане приступили к сооружению нового храма, на месте сгоревшей церкви, во имя Вознесения Господня. И за 2 года возвели великолепный храм. Глядя на Вознесенский храм, как пишет священник И.Чередников: «Невольно приходишь к заключению, что только лишь святая ревность и любовь строителей могла соорудить такую чудную постройку, по красоте, изяществу, легкости и смелости строительства единственную среди деревянных храмов не только одного Стародубья.» Строился храм без ученого архитектора, своими местными умельцами.
Как гласила надпись на престольном кресте, 17 июня 1780 года храм был торжественно освящен во имя Вознесения Господня.
Форма храма имела вид корабля, купол представлял собой многорядный восьмиугольник, постепенно суживающийся к верху и оканчивающийся фонарем в виде восьмигранной призмы. В восьмиугольниках изображены были лики девяти ангельских чинов в полный человеческий рост. В призме фонаря молитва «Отче наш» в лицах, в самом куполе изображение Господа. Свет в средней части храма падал сверху, внизу окон не было. Высота храма от пола до потолка купола - 33 аршина (23,43м).
Трапезная часть храма утверждена на 8-ми колоннах, с боков –полуовалы и оканчивалась куполом. Пять выходных дверей: западные, две – женские, ведущие в трапезную часть, и две – мужские в средней части.
Наружный вид храма представлял собой смесь малороссийской архитектуры с великорусской, большей частью, северной.
Пять глав средней части храма легко, свободно поднимаются ввысь. На восточной алтарной стене, в уступе, под навесом, большая храмовая икона Вознесения Господня.
Иконостас в храме был шести ярусный, очень напоминающий собою иконостас Успенского собора в Кремле. Устроен в строго русском, простом, но величественном виде. На нем не было затейливой резьбы, вычурных колонок, золота. Но эта простота и общий стиль одного целого придавал ему строго величественный вид, вполне гармонирующий с ликами изображенных на нем святых.
В алтаре находилось чтимое приходом плечевое изображение на холсте Христа Спасителя, размером 4 аршина (6,8 м), квадратное. Оно написано Иваном Козьмичем Карташовым, который был главным строителем-архитектором и украшателем храма.
Как и внутри, так и снаружи храм был выкрашен белой масляной краской.
В 1787 году при Вознесенской церкви прихожанами была устроена теплая церковь во имя чуда Архистратига Михаила. Построена она была за восточной алтарной стеной Вознесенского храма. Но это храм оказался очень мал и не вмещал всех молящихся. И в 1819 году прихожане приступили к сооружению нового теплого храма, на новом месте, рядом с холодным. 9 октября 1821 года храм был освящен во имя Архистратига Михаила, с двумя боковыми пределами, справа – во имя Преподобного Сергия, слева – Великомученика Георгия Победоносца. Старая теплая церковь была снесена, а на ее месте построен каменный памятник с иконой чуда Архистратига Михаила.
Вознесенский храм был главным приходским храмом, вокруг которого сосредоточивалась вся религиозная жизнь в посаде Клинцы. Он являлся гордостью всех прихожан.
В 1846 году Вознесенский приход присоединяется на правах единоверия к православной церкви.
2.3. Колокольня при Вознесенской церкви.
В 1801 году началась постройка уникальной колокольни - главного украшения Вознесенского храма. Построена она отдельно от храма в западной части погоста. Высота колокольни была 25 саженей и 1 аршин или 45 метров. С фундамента она поднималась двумя продолговатыми срубами, соединенными между собой аркой; со второго яруса она шла четырьмя срубами, скрепленными один с другим громадными балками, которые заканчивались пролетом, где висели колокола; отсюда она шла уже одним срубом, который заканчивался меньшим и куполом. Со своего основания и до самого купола колокольня имела форму четырехгранной продолговатой призмы, постепенно, в четырех местах, суживающейся. Во втором ярусе она имела 4 двери, а выше - 4 балкона, также с дверями. Ее архитектура – смесь малороссийских церковных построек с русскими северными. Говорят, что все жителя посада, как один человек, на руках таскали громадные камни для фундамента, вырытого на несколько метров в глубину.
На колокольне имелись часы, устроенные иноком Ефросином в 1813 году. Они выбивали каждую четверть часа, а по истечении часа били в большой колокол. Заводили часы 2 раза в неделю, а гири заменяли громадные камни, которые были подвешены на веревках.
Всех колоколов 6: 1) большой, весом 117 пудов 27 фунтов (1884 кг) отливался в городе Стародубе, усилием купца А.К.Лихоманова;
2) средний поли елейный –58 пудов15 фунтов (934);
3) меньший, будничный – 13 пудов 6 фунт (210);
4) колокол – 5 пудов 21 фунт (89,45);
5) колокол – 2 пуда 19 фунтов (40,55);
6) колокол – 1 пуд 16 фунтов (23,20).
Постройка колокольни была начата в 1801 году, закончена в 1804 году. В погожие дни колокольный звон был слышен даже в Новозыбкове.
И.К.Карташов был главным строителем и архитектором ее. Его прах покоился у подножия колокольни.
Колокольня «не имела себе равной по всей России по своему устройству, красоте и необычайной для деревянных строений высоте», - так писал механик Черниговской губернии Гутман.
Иван Карташов был также иконописцем, который создал образ Спаса Нерукотворного, а также очень чтимую икону в честь Николы – чудотворца. В честь этого образа была устроена в 1850 г. деревянная часовня, а затем каменная в 1912 году, которая ныне Свято-Никольская церковь. Весь погост Вознесенской церкви был обнесен невысокой каменной оградой, через которую вели, кроме святых Ворот, еще 3 входа. Общая картина дополнялась прекрасной рощей вокруг обоих храмов из лип и кленовых деревьев, современных по возрасту Вознесенскому храму, и двумя каменными зданиями церковных школ прихода, одно классной мужской и двухклассной женской.
Колокольня была разобрана в 1935 г., бревна пошли на строительство общежития технического училища. Церковь Вознесения после революции была разграблена, в 1930 году закрыли, сломали кресты и обратили в склад зерна. По славам одних старожил, - она была раскатана по бревнам, а, по словам других, – сгорела во время оккупации фашистских захватчиков.
2.4. Троицкий храм.
К сожалению, много информации о Троицком храме не сохранилось. Известно, что в 1787 году было завершено его строительство. Это был деревянный храм. Троицкий храм также, как и Воскресенский храм, представлял собой комплекс сооружений. На цвинтере (церковном дворе) Троицкой церкви зимний храм был во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Вознесенская и Троицкая церкви в середине XIX века перешли в подчинение Синода и стали называться единоверческими. Однако по условиям договора старообрядцев и господствующей церкви служба в единоверческих храмах велась по старопечатным книгам и строго соблюдался старый обряд.
Почти все храмы города, кроме Троицкого, в 1930-е годы были закрыты. Троицкая деревянная церковь была уничтожена пожаром в 1972 году. На ее месте построены здание СМУ и 2 девятиэтажных дома (ул. К. Маркса).
2.5. Опрос старожил. Преподаватель воскресной школы о Троицком храме.
О Троицком храме своими воспоминаниями с нами поделилась преподаватель воскресной школы при Кафедральном Соборе Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла Вера Васильевна Егорова.
«Моя мама, Бондаренко Анастасия Симеоновна, была очень верующим человеком. Не смотря на тяжелое время, она смогла пронести веру в Бога, искреннюю любовь к церкви через всю свою жизнь. Я была маленькой девочкой, поэтому могу поделиться только самыми яркими воспоминаниями, которые врезались в мою детскую память.
Сначала мы были прихожанками храма Петра и Павла. В 1963 году его закрыли. Верующим вернули Троицкую церковь, которую превратили на какое-то время в зернохранилище. Люди своими силами возвращали к жизни святыню: ремонтировали на мизерные пожертвования, реставрировали испорченную роспись храма. Как нам с сестрой рассказывала мама, церковь была построена без единого гвоздя. Таких удивительных храмов в России было очень мало.
Мне, как ребенку, Троицкая деревянная церковь казалась очень высокой и красивой. А вот картина церковного двора наводила какую-то тоску. Он был обнесен обыкновенным деревянным забором. Возле входа внутри двора стояла небольшая сторожка, видно там пекли просфоры. Сзади церкви находился какой-то склад.
На всю жизнь я запомнила неповторимые росписи Троицкой церкви. С левой стороны от алтаря на всю стену находилась роспись Геенны Огненной, в виде огромной, ужасной змеи, обвитой лентой, на которой были написаны все человеческие грехи. С левой стороны была изображена нечистая сила и люди, которые попали в ад. Лица их были искажены от ужаса. С правой стороны от змея стояли ангелы и держали в руках весы. Я понимала, что означали эти весы. Хорошие, добрые дела перевесят у человека или грехи? Было очень страшно, потому что, читая на этой ленте человеческие пороки, я находила свои.
С другой, правой стороны от алтаря, на всю стену было изображено Всеобщее Воскресение. Там были написаны ангелы, трубящие в трубы и встающие из могил мертвые люди, которые держались за кресты. Земля была покрыта зеленью и цветами. А по ярко голубому небу летели птицы и в клювиках несли руки, ноги людей. Видно, это были те части тела, которых у людей не доставало.
В 1972 году случился пожар. Это было большим горем и невозвратимой потерей для всех православных жителей Клинцов. Горела церковь, так говорили после пожара очевидцы-прихожане, как свечка. Близко к горящему храму было невозможно подойти. Сбежался к пожару весь город. Троицкая церковь стояла вся в огне и как свеча постепенно таяла. А потом вместе с куполами стала оседать и рухнула. Многие очевидцы плакали, а помочь погибающему любимому храму не могли.
После пожара власти обвинили настоятеля Троицкой церкви в потере уникального исторического памятника архитектуры. Одни говорили, что результат пожара – неисправная проводка, другие – поджог склада. Настоятеля направили служить в Орел, а второго священника – в деревню в Клинцовском районе. Вот такая грустная история удивительного храма.»
2.6. Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца.
Место, где пересекаются улицы Евлановка (Свердлова) и Клинцова (Дзержинского), хранит память о многих событиях из истории города Клинцы. Прежде всего, названные улицы – самые первые, заселенные основателями слободы Клинцы в 1707 – 1708 годах. В переписи 1767 года говорилось: «При той слободе Клинцах имеется три обывательския часовни. Первая – с приезду слободы от моста старого, часовня беспоповская» (ЦГИА Укр. Ф. 57, оп. 1, д. 117, л. 293) Часовня стояла на высоком склоне холма и хорошо была видна со стороны Стодола. Часовня была построена первыми поселенцами слободы Клинцы старообрядцами беспоповского согласия. О часовне известно, что построена она во имя Спаса Нерукотворного, что к 1767 г. часовня уже была «ветхой», что постройки рядом с часовней также были в ветхом состоянии.
В конце 1830-х годов часовню за ветхостью разобрали, новую не построили. Несколько лет на месте часовни был пустырь.
Через несколько лет пустующий участок на углу улиц Евлановки и Клинцовой приобрел Николай Андреевич Степунин. Его предки старообрядцы-беспоповцы из числа первых жителей слободы Клинцы. В свое время они были прихожанами Спасовой часовни, стоявшей на этом месте. Степунин занимался скотопромышленностью и хлебной торговлей в Полтавской и Екатеринославской губерниях. Благотворительностью занимался в Клинцах, вкладывал большие деньги в строительство школ, старообрядческих церквей и монастырей. Н.А. Степунин задумал построить в Клинцах второй старообрядческий храм, кирпичный, с колокольней.
В стране старообрядцам еще не разрешалось строить купольные храмы, колокольни, ходить крестным ходом, открывать школы для детей, выпускать свои журналы и пр., поэтому Н.А. Степунину пришлось затратить много денег, чтобы добиться в Министерстве внутренних дел разрешения на строительство не церкви, а только моленной, без куполов и без колокольни. В начале 1902 г. такое разрешение из МВД было получено и Н.А. Степунин приступил к строительству. Храм был построен в течение лета, и 29 сентября 1902 г. освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя Николы Чудотворца.
Здание из кирпича внешне не было похоже на храм – скорей на большой амбар. Но размеры строения были грандиозными. Внутри моленной всё было, как в настоящем храме: алтарь, позолоченный иконостас. Рядом с моленной были сооружены дома под квартиры священника и церковнослужителей, участок со стороны улицы бы огражден забором со штакетником. Прилегающая к усадьбе территория благоустроена, проложены дорожки, сделаны лужайки, высажены фруктовые деревья. Первым священником храма стал Федор Разуваев, вскоре рукоположенный в епископа Новозыбковского Флавиана.
После опубликования Высочайшего Манифеста от 17 октября 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка, даровавшего населению «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов», у Н.А. Степунина появляется возможность перестроить здание моленной и придать зданию облик церкви с куполами, крестом. «В 1908 году здание церкви было закончено перестройкой по проекту, утвержденному Черниговским Строительным Отделением. Подняты стены, сооружен купол, поставлен золотой крест, увеличен алтарь. Получилась красивая и видная церковь. Внутри храма впервые в Клинцах устроено паровое отопление, стены украшены росписью, выполненной артелью московского иконописца М.М. Дикарева. В 1909 г. над притвором храма воздвигнута каменная колокольня, высотой в 15 сажень (около 32 м). 26 сентября 1910 года торжественно поднят крест на колокольню и церковь приобрела законченный вид» (Журнал «Церковь» 1913. с. 872).
В 1910 году при храме открыто 3-х классное приходское училище.
Все дети церковно-приходской школы пели в церковном хоре. Материальное положение училища было надежно обеспечено капиталом в 20 000 рублей, внесенным Н.А. Степуниным в Банк «на вечные времена». Ежегодный доход с капитала должен был идти на оплату учителей. В 1912 г. Н.А. Степунин приобрел для училища новое здание, стоявшее рядом с церковным двором (цвинтером) на углу ул. Евлановки и Базарной (Советская), что позволило перевести детей из маленького здания с улицы Клинцовой и увеличить число учеников до 120 человек
Н.А. Степунин до смерти оставался попечителем храма и почетным членом общества старообрядцев.
Мечта Н.А. Степунина сбылась, его стараниями старообрядцы посада Клинцы приобрели два храма, храм Преображения Господня на Пушкинской улице и Покрово-Никольский храм на углу улиц Евлановки и Клинцовой.
«4 февраля 1915 г. Степунин Николай Андреевич умер в возрасте 83 лет, погребен на цвинтере Покрово-Никольского храма епископом Флавианом» (Кн. метрич. запис. Покрово-Никольской старообр. церкви // Арх. Клинцовского Загса//
Судьба храма оказалась печальной. В 1930-х годах в помещении храма была устроена хлебопекарня. Имущество частью национализировано, частью разграблено, иконы сожжены в фабричных печах. Арестованы десятки прихожан. Арестован и погиб священник Федор Гридин.
В годы войны здание Покрово-Никольской церкви, как и все другие клинцовские храмы, бомбили советские самолеты, но во всех случаях промахнулись, видимо сознательно, повредив только ограду возле церкви. С приходом в город Красной армии здание церкви сразу же разобрали по кирпичику, под предлогом аварийного его состояния, надгробные камни вывезли. Несколько надгробных камней были спрятаны жителями соседних усадеб. И снова на углу Евлановки и Клинцовой образовался пустырь. Теперь эти улицы назывались: улица Свердлова и улица Дзержинского.
В конце 1950-х годов на пустыре, на высокой стороне улицы у перекрестка бывших улиц Евлановки и Клинцовой город построил два жилых многоквартирных двухэтажных здания.
2.7. Фотоотчет. Утраченные храмы города Клинцы Брянской области.
3.Заключение.
В результате проделанной работы цель исследования достигнута. В своей работе мы постарались проследить прошлое памятников истории и культуры храмов России, а именно города Клинцы Брянской области. Как видно из исследовательской работы судьба многих церквей нашего региона печальна. Из всех старых храмов сохранился лишь Кафедральный собор Петра и Павла. Церкви, построенные в Клинцах были настоящим украшением города. С утратой этой святыни наш город потерял свою индивидуальность. К сожалению, невозможно вернуть прошлого. Практически все уникальные старообрядческие храмы безвозвратно утрачены.
В результате работы, мы узнали, что на территории города Клинцы, существовали женский Успенский монастырь и мужской, в котором стояла большая с шатровыми куполами красавица-церковь во имя Образа Нерукотворного Спаса. Женский монастырь сейчас восстанавливают. И хотелось бы больше узнать про судьбу этих святынь.
Изучив собранные материалы, мы пришли к выводу, что храм во все времена являлся центром культуры и православной веры. Его деятельность сплачивала людей, помогала справляться с разными жизненными ситуациями. Даже разрушенный храм в годы советской власти служил напоминанием о вере прадедов, основателей города Клинцы. Их главной заботой было развитие родной земли и защита Отечества. И сегодня мы должны следовать их заветам. Восстановление истории, даже разрушенных храмов, - еще одно подтверждение доброй воли и духовного возрождения нашего города. Мы должны восстанавливать поруганные святыни, а о судьбе подобных храмов рассказывать будущему поколению, чтобы подобных ошибок не совершали. О сохранении единства российского народа и необходимости помнить уроки прошлого говорит сегодня Владимир Владимирович Путин. «Мы должны помнить и светлые, и трагические страницы истории, учиться воспринимать ее целиком, объективно, ничего не замалчивая. Только так возможно в полной мере осмыслить уроки, которые нам преподносит прошлое».
4. Список использованной литературы:
Перекрестов Р.И. «Красноборский Иоанно-Предтечев, что в «Полосе» монастырь», - газета «Труд», 18.03. 1995 г.
Перекрестов Р.И. «На углу улиц Евлановки и Клинцовой», - газета «Труд», 11 февраля 1995 г.
Перекрестов Р.И. «Улица Верхняя Бобылка» из фондов музея
Перекрестов Р.И. «Клинцовский летописец: Сборник», - книга 1. – Клинцы: 2007 г. Издательство Клинцовской типографии.
Воспоминания краеведа П. Храмченко.
Лазаревский А. «Описание старой Малороссии» - т.1 - Киевская типография К.Е. Милевского, 1888 г.
Кочергина М.В. «Стародубье и Ветка в истории русского старообрядчества (1760-1920гг.): демографическое развитие старообрядческих общин, предпринимательство, духовная жизнь, культура» - Брянск; Ладомир, 2011.
Б. Петров «Когда родилась слобода Клинцова», - газета «Труд», 30.05.1992.
Б. Петров «Как жили наши предки», - газета «Труд», 03.06.1991.
Б. Петров «Будущее… прошлого», - газета «Труд», 28.09.1991.
«Вознесенская единоверческая церковь в п. Клинцах Суражского уезда». - Чернигов, Типография Губернского правления, 1908 год.
Список использованной литературы предоставленных фотографий:
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." - М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ.
Фото Вознесенского храма из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." - т.2 М 1910.
Фото колокольни при Вознесенском храме с сайта http://www.klintsy.ru/foto/view.php?id_foto=77.
Фото с сайта http://klintsy-portal.ru.
МБОУ - СОШ №3 им. С. Орджоникидзе г.Клинцы Брянской области
Место нахождения образовательной организации (юридический и фактический адрес): 243146, Брянская область, г.Клинцы, ул.Калинина, д.137.
Контактная информация: телефон: 8(48336)5-52-28, адрес электронной почты: [email protected]
Руководитель исследовательской работы учитель английского языка Шатулина Анна Валерьевна.
Домашний адрес: 243140, Брянская область, г.Клинцы, ул.Жукова, д.1.
Контактная информация: телефон: 8-920-830-95-76, адрес электронной почты: [email protected]
13