Проектная (исследовательская) работа ученицы 4 «Б» класса «Фортепиано — лучший музыкальный инструмент »
Выполнила работу
ученица 4 «Б»
Дергаева Татьяна
Руководитель учитель музыки:
Штейнбек Ольга Юрьевна
Содержание.
1. Введение
2. Обзор литературы
3. Основная часть. Методика.
4. Подведение итогов исследования
5. Заключение.
Здравствуйте, меня зовут, Дергаева Татьяна я учусь в 24 школе в 4 «Б» классе. Хочется начать свой проект с вопроса: - Определите, пожалуйста, по слуху, какой инструмент играет? (Музыка)
Правильно играл музыкальный инструмент фортепиано. И тема моего проекта называется: «Фортепиано – лучший музыкальный инструмент»
Введение. В мире существует много музыкальных инструментов. У каждого своя история, свой неповторимый голос, свои особенности. Как из такого множества можно выбрать лучший инструмент? Многие великие музыканты и композиторы считали фортепиано самым популярным музыкальным инструментом. Я всегда мечтала научиться играть на фортепиано потому что, мне нравится слушать музыку, исполняющую на фортепиано, ведь у него огромные безграничные возможности: оно может звучать легко, как флейта, а может и как целый оркестр. И вот – я поступила в музыкальную школу, где начала свое знакомство с фортепиано. С помощью этой работы я решила больше узнать о фортепиано, чтобы потом поделиться своими добытыми знаниями.
Актуальность. Многие годы фортепиано было самым популярным музыкальным инструментом, однако сейчас в век цифровых технологий и с появлением новых необычных инструментов возникает вопрос, а является ли фортепиано таким же популярным инструментом, как и раньше?
Гипотеза. Фортепиано является самым узнаваемым, популярным музыкальным инструментом, а значит, самым лучшим музыкальным инструментом.
Цель: узнать историю появления фортепиано, проследить путь его развития до наших дней. Определить, является ли фортепиано самым популярным и востребованным инструментом на данный момент.
Задачи: 1. Изучить историю появления фортепиано. 2. Провести анкетирование среди одноклассников, с прослушиванием музыкальных произведений. 3. Проанализировать результаты исследования.
Методы исследования: изучение литературы: энциклопедий, справочников, Интернет – источников; анкетирование по теме, прослушивание музыкальных произведений.
Обзор литературы. Изучив найденную литературу, я узнала, как же появился этот инструмент и что выделяет его среди десятков других?
Самым ранним предком фортепиано считается монохорд. Тот самый монохорд, который по преданию изобрёл Пифагор и использовал для своих экспериментов. Это был не музыкальный инструмент, а прибор, представляющий собой прямоугольный ящик с натянутой одной струной. Пока Пифагор продолжал свои опыты, другие музыканты придумали и построили инструменты под названием полихорд или многострун. У этих инструментов было несколько струн. Появились подобные инструменты и на Руси. Это были столь любимые в русском народе гусли.
Полихорды были разные, и играли на них разными способами: зацепляли струны пальцами, били по струнам палочками, играли специальными пластиночками.
Клавикорды появились примерно к 13-14 векам. Небольшими и лёгкими переносными клавикордами первоначально в Европе пользовались исключительно бродячие музыканты. Струны клавикордов делались одинаковой длины, но разной толщины. Число струн соответствовало количеству клавиш. В инструменте было всего 2-3 октавы.
Гораздо большей популярностью пользовался клавесин. Поначалу этот инструмент ставили на стол, потом у него появились красивые резные ножки. Первое отличие клавесина от клавикордов заключалось в том, что струны в нем были разной длины. На изготовление клавесинов шли драгоценные сорта деревьев, его отделывали золотом, слоновой костью, бронзой, драгоценными камнями. В 17 веке начался рассвет клавесинного искусства, строились уже весьма совершенные инструменты – с несколькими клавиатурами наподобие органа. Звук извлекался следующим образом: исполнитель нажимал на клавишу, она проводила в движение упругие язычки, сделанные из птичьих перышек или кусочков кожи. Клавесин и его собратья так прежде и назывались « Пёрышковые» инструменты. Оперение доставляло много хлопот музыкантам.
В 15-17 веках появился ещё один струнно – клавишный инструмент – это спинет. Это маленький клавесин. Он также являлся украшением дома.
У музыкантов возникала потребность в новом музыкальном инструменте. Решил эту проблему итальянский мастер Бартоломео Кристофори. Он работал мастером по ремонту музыкальных инструментов. В свободное время он конструировал новые музыкальные инструменты. В один день 1709 года появился необычный музыкальный инструмент. Он был похож на клавесин, но в этом инструменте звук извлекался ударом по струнам деревянных молоточков, обтянутых лосиной кожей. Инструмент откликался на лёгкое прикосновение пальцев руки к клавишам. Кристофори назвал свой инструмент - «клавесин с тихим и громким звучанием». Это название было сокращено и появилось фортепиано, «форте» - громко и «пиано» - тихо. Прошло сто лет, как фортепиано вышло вперёд.
Моцарт был первым музыкантом, который выступал на концертах, играя на фортепиано. Но сдался клавесин при Бетховене. Он не выдержал мощной музыки великого мастера.
Первые фортепиано были не очень похожи на современные инструменты. Так появились два вида фортепиано: горизонтальный рояль, и вертикальный пианино. Рояль стал концертным инструментом, пианино стали использовать дома.
Методика проведения исследования.
Интересно, как ответят ребята 10-11 лет на вопросы анкеты, которая поможет выяснить: «Какой самый узнаваемый, популярный, а значит, лучший музыкальный инструмент?»
Проводилось анкетирование среди учеников 4 «Б» класса. В опросе приняли участие 24 человек. Из ребят 3 получает специального музыкального образования.
Ребятам предлагалось ответить письменно на вопросы анкеты, состоящая из 2 частей, 1 часть представляла собой вопросы, основанные на личные знания и мнение, а 2 часть – вопрос, основанный на слушательском опыт. Анкетирование проходило в учебном классе.
На первый вопрос, «Какие музыкальные инструменты вы знаете? Ребята сразу стали записывать ответы. Конечно, следили, чтобы никто не смог списать ответ у соседа по парте. Важно, чтобы они записали именно те инструменты, которые знают именно они.
Ребята назвали большое количество инструментов и все написали инструмент фортепиано.
Второй вопрос звучал так, «На каком или каких музыкальных инструментах вы хотели бы научиться играть?» Большинство детей справилось быстро и с этим заданием. По анкете стало видно, что большинство детей хотели бы научиться играть на фортепиано – 23 из 24 учащихся, и это большинство голосов. Третий вопрос являлся второй частью анкеты и содержал в себе прослушивание музыкальных произведений. Это проводилось с целью выяснить, знают ли ребята звучание музыкальных инструментов. Вторая часть. Первым звучал Ф. Шопен Вальс №7 (фортепиано). Фортепиано определили 24 из 24. Это задание не вызвало затруднений и поэтому все ответили быстро.
Вторым произведением был «Сентиментальный вальс» П. Чайковского в исполнении соло трубы, а фортепиано выступило в роли аккомпанемента, Трубу узнали 22 из 24. и фортепиано 24 человека.
Третье произведение – Квартет Г. Малера (фортепиано, скрипка, альт, виолончель) Полностью перечислить 4 инструмента никто не смог. Фортепиано определили 24, скрипку -14, виолончель -7, альт -0, струнные инструменты определили 23. Четвертое произведение, заключительное – Концерт для фортепиано с оркестром №2, часть 3 С. Рахманинова Фортепиано узнали все, и описывали другие инструменты, которые услышали, но не стали писать, что звучало фортепиано с оркестром. Это считается тоже правильным ответом. Итог прослушивания – все ребята узнали и написали фортепиано.
Подведение результатов исследования. В результате анализа анкет можно прийти к выводу, который позволяет убедиться в 100% популярности, узнаваемости фортепиано среди моих одноклассников.
Заключение. Фортепиано является одним из самых популярных инструментов. Это любимый инструмент домашнего музицирования, на нем играют и взрослые, и дети. На нём обучаются играть большинство детей, в том числе, посещающих музыкальную школу. Фортепиано - удивительный музыкальный инструмент, пожалуй, самый совершенный.
В процессе подготовки этой работы я многое узнала из истории инструмента, при подборе музыкальных произведений познакомилась шедеврами классической музыки.
Список литературы.
• Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Кн. Для учащихся старших классов – 2-е изд. -М. : Просвещение,1989. – 192.
• Зильберквит М. Мир музыки. Очерк. - М. : Дет. Лит, 1988, 336 с.
• Зимин П. А. История фортепиано и его предшественников. М. 1968,178
• Клёнов А. С. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Музыка. - М., 1997
• Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М. : Терра, 1996
• Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, её формы и жанры; Ростов –на – Дону: Феникс 2005
• Энциклопедический словарь юного музыканта. Сост. В. В. Медушевский, О. О. Очаковская; М. : Педагогика, 1985
• http://www.sonata-etc.ru/instruments/old-time/25/date/index.html
• http://euro-piano.ru/reviews/
• http://www.allpianists.ru/history1.html