Исследовательский проект
«Каша – пища наша».

Выполнили :учащиеся МКОУ «ООШ с. Талон»
Рожкова Анастасия -3 класс
Дубовой Николай -5 класс
Руководитель: учитель биологии, химии Белякова Т.Ю.
2018 год
Введение.
За последние 100-150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, едим соевый творог, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами и гамбургерами…
Чипсы, жевательные резинки, сухарики , кока-кола ,сейчас это любимая еда детей.
Основу питания наших прабабушек составляли каши, овощи и хлеб грубого помола. Мы постоянно ищем все новые и новые способы позаботиться о своем здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах. Как только люди стали осознавать, что «химия» и жизнь мало совместимы, интерес к натуральным продуктам возрос.
- « От чипсов, колы скоро дойти ты не сможешь до школы».
Цели исследования:
- знакомство с разнообразием круп, из которых готовятся каши.
- значение кашеварения в питании человека.
Задачи:
Узнать историю появления каши в жизни человека.
Изучить литературу по исследуемой теме.
Ознакомиться с мнениями современных учёных и исследователей о пользе каши для здоровья детей.
Провести анкетирование среди детей об употреблении каш.
Провести химические опыты, проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы.
Объект исследования:
Каша ,как продукт питания.
Гипотеза:
Если мы изучим материалы по данной теме, проведём наблюдения и получим положительные результаты, то сможем убедить учащихся нашей школы о пользе употребления различных каш для нашего организма.
Продукт работы: книжка-малышка «Рецепты каш»
Этапы исследования:
№ п/п | Содержание этапа | Временные промежутки |
1. | Изучение справочной и художественной литературы. | сентябрь |
2. | Встреча с продавцом магазина. | сентябрь |
3. | Встреча с поваром школьной столовой. | октябрь |
4. | Проведение анкетирования. | октября |
5. | Химические исследования состава каш. | октябрь |
Методы исследования:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ.
- изучение справочной и другой необходимой литературы.
- знакомство с материалами в сети Интернет.
ПРАКТИЧЕСКИЙ.
Коммуникативный:
- интервью с продавцом магазина.
- интервью с работниками столовой.
Комбинированный:
- проведение опытов и наблюдений.
- анкетирование.
- разработка книжки-малышки рецептов каш.
Что на завтрак? Снова каша!
Ох, не любит её Маша.
Набиваешь полный рот,
А в живот всё не идёт.
Что же делать? Как же быть?
Без неё ведь не прожить:
Ловкость, силу придаёт.
Так что, отправляйся в рот!
Эта ложка мне для силы,
Эта, чтобы быть красивой,
Эта, чтобы умной быть...
Что ещё мне не забыть?
Ложку, чтобы не болела,
Чтобы делать всё умела.
Вроде я про всё сказала.
Да и каши стало мало.
Если ложечкой примять,
Съела всё, можно сказать.
-Что такое еда?
-Странный вопрос! Это же всем известно!
-А всё-таки?
-Ну, то, что мы едим. Пища, словом.
-А если пошире? Хотя бы с точки зрения её места в нашей или общечеловеческой жизни?
-?????
-Вот видите. Это сложный вопрос. Во всяком случае, не такой уж простой. И им, право, не стоит пренебрегать, не стоит отмахиваться от него.
Мы часто слышим: нужно питаться правильно. В школьной столовой нас стараются кормить полезными продуктами, которые нам необходимы. Если правильно питаться, то будешь силен и здоров – внушают нам взрослые. Почему же тогда все то, что диетологи называют вредным, нам кажется таким вкусным и привлекательным. Эти продукты, как правило, всегда в ярких упаковках, которые притягивают наше внимание на витринах магазинов, театральных буфетов. Все чаще мы встречаем на улицах людей, жующих гамбургеры, хрустящих чипсами и сухариками, запивающих все это «бодрящей» кока-колой и экзотическими коктейлями, которые сулят вкусовое наслаждение.
Школьники, пресытившиеся шоколадными батончиками, чупа-чупсами, газированными напитками, оставляют в столовой недоеденную кашу, запеканку и другие непривлекательные на первый взгляд, но такие полезные продукты. Отчего же пища, которая помогает формированию и развитию нашего растущего организма, формирующая иммунитет, кажется нам такой непривлекательной?
Итак, кушая в столовой и наблюдая за тем, как питаются учащиеся, что им больше нравится, проведя анкетирование, мы заинтересовались:
Почему дети, начиная с начальной школы, плохо кушают каши. Решили провести исследования, так ли уж важно употребление каш
и для растущего организма?
Для этого провели исследования:
Исследование №1
Цель данного исследования: Узнать историю появления каши.
Каша - одно из наиболее распространенных блюд русской кухни. Без каши трудно представить нашу еду. Между тем каша не просто кушанье, но и обрядовое блюдо. У некоторых народов нашей страны кашею, которую называли 'бабкиной', встречали новорожденного; непременно варили кашу жених с невестой, что было обязательной частью свадебного церемониала, отчего и пошло выражение 'с ним каши не сваришь'; кашей поминали человека, провожая его в последний путь. Можно сказать, что каша сопровождала человека на всем жизненном пути.
У людей разного достатка каша была обыденной едой. Буквально каждый знает известную русскую пословицу: 'Щи да каша - пища наша'. И это действительно так, причем во все времена, пожалуй.
Вывод:. «Праматерью хлеба» величают кашу в народе.
Исследование №2
Цель данного исследования: Посещение школьной библиотеки с целью поиска художественной литературы о каше.
Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и стихотворений, сказок , рассказов ,как о каше – символе благоденствия.
- А вы помните самые первые стихи про кашу, которые знает каждый ребенок?
«Сорока – белобока
Кашку варила,
Деток кормила…»
Вывод:Каша самое популярное блюдо в фольклоре ,не только русского народа но и народов других стран.
Исследование №3.
Цель данного исследования:
Выяснить, какие крупы имеются в наших магазинах, и какие чаще покупают?
Взяли интервью у продавцамагазина . Узнали, что в магазине имеются все перечисленные крупы. Чаще пользуются спросом: гречневая , рисовая крупы.
Крупа | магазин |
Гречневая | Имеется в продаже |
Рисовая | Имеется в продаже |
Пшенная | Имеется в продаже |
Перловая | Имеется в продаже |
Манная | Имеется в продаже |
Ячневая | Имеется в продаже |
Пшеничная | Имеется в продаже |
Овсяная | Имеется в продаже |
Чаще покупаются: | Гречневая, рисовая |
Исследование №4.
«Все учёные задумываются о рациональном питании. Они задают себе вопросы: как нужно правильно питаться, что нужно есть, чтобы прожить дольше? Учёные пришли к выводу, что правильное питание - это фрукты, овощи и, конечно, каша!
И мы решили выяснить, что же наши дети дома едят с удовольствием? Из тех же анкет. Это блины, булочки, йогурт, фрукты, пельмени, вареники, картофель в любом виде, курицу, овощные салаты, сосиски, колбасу дорогую, сыр дорогой, запеканку творожную.
Ещё решили выяснить, как к кашам относятся ребята нашей школы. Для этого провели
анкетирование среди учащихся школы.
Цель:узнать, какие каши у детей самыелюбимые, как часто они их едят.
1.Какую кашу любите больше?

Ребята назвали в своих анкетах: рисовую, гречневую, манную, реже пшённую.
2.Как часто дети едят кашу?
утром – 3 чел.
часто – 1 чел.
3 раза в неделю– 0 чел.
1 раз в неделю – 3 чел.
через день – 0 чел.
редко- 8 чел.
Вывод: познакомить учащихся с полезными свойствами различных видов каш.
Исследование №5
Узнав о пользе каш для организма, решили выяснить, какие каши готовят в нашей школьной столовой.
Наша столовая самая уютное и тёплое место в школе. Там добрая, улыбчивая повар, которая старается нас вкусно накормить.
Мы взяли интервью у повара нашей столовой Дубовой Алесе Юрьевны.
Вывод:В школьной столовой на завтраки готовят различные каши. Но ребята плохо их едят.
Исследование №6.
Проведение химических исследований на выявление полезных веществ содержащихся в кашах.
Опыт №1
каша + капля спиртового раствора йода = синее окрашивание
Опыт № 2 :
каша + капля концентрированной азотной кислоты = со временем получается желтое окрашивание.
Опыт № 3 :
Каша + раствор медного купороса + раствор едкого калия = синий раствор
нагреваем полученный синий раствор, появляется сначала желтый, а затем осадок красного цвета.
Вывод:В состав каши входит крахмал, глюкоза, белки и многие другие полезные для организма химические элементы.
Продуктом нашей исследовательской работы
стала книжка-малышка рецептов каш.
Заключение:
Национальной гордостью русской кухни считаются всем известные каши с разными добавками.
Существует выражение: все новое – это хорошо забытое старое. В течение веков множество поколений наших предков пополняли и совершенствовали рецепты русской кухни. От нас требуется лишь бережно и со вниманием отнестись к своему национальному богатству. И тогда не придется ломать голову над созданием оригинальных, но подчас сомнительных рецептов, расплачиваясь за забывчивость своим здоровьем.
Правильное питание – залог здоровья, оно усиливает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, повышает работоспособность и физическую выносливость человека.
Человек, поклоняясь всему западному, не задумывается о качестве питания. Суета нашей жизни, иногда нежелание готовить, приводят к хроническим заболеваниям уже в раннем возрасте. Правильное питание – это когда вкусно и полезно.
Проведя исследования по данной теме, оформив презентацию, выступив перед учащимися нашей школы, с разъяснением пользы каш ещё раз убедились, что кушать необходимо разные каши и каждый день. Все крупы, из которых сейчас принято готовить каши, полезны, так как содержат целый набор необходимых для организма веществ: углеводов, белков, кальция, железа, магния, калия, витаминов.
Здоровое питание полезно для детей.
Кушать будешь правильно – станешь здоровей.
Библиография.
В.И.Ермакова «Кулинария» -М., Просвещение, 1993
Современная энциклопедия для девочек – Минск, Современный литератор , 1999
В.В.Похлёбкин «Тайны хорошей кухни» - Свердловск Средне-Уральское книжное издательство 1987
Газета «ЗОЖ», 2001-2009 г.г.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия