Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жирновская средняя общеобразовательная школа
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Образ Огня в народных и литературных произведениях.
Авторы проекта учащиеся 7-б класса:
Байракова Татьяна, Бровченко Ирина.
Руководитель:
учитель русского языка и литературы Кардаш Ирина Владимировна.
Цель проекта :
Используя словари, научно-популярную литературу и другие источники, собрать разнообразную информацию об использовании образа огня в народных и литературных произведениях.
Задачи проекта:
- проанализировать значение слова «огонь» в основных толковых словарях русского языка.
- Изучить употребление слова «огонь» в фольклоре разных народов: фразеологизмах, пословицах, поговорках, мифах.
- рассмотреть символическое значение данного слова.
- Рассказать об использовании данного образа в произведениях живописи, музыки, кинофильмах.
- использование данного образа в народных и литературных произведениях.
Основополагающий вопрос:
Как часто используется образ огня в народных и литературных произведениях?
Проблемные вопросы:
- Каково происхождение и значение слова «огонь» в разных словарях современного русского языка?
- Изменилось ли значение слова с течением времени?
- В чем символическое значение данного образа?
- В каких произведениях искусства используется образ огня?
- Используется ли этот образ в современных произведениях искусства ?
Этапы работы над проектом
Оглавление.
1. Введение……………………………………………………………………………………с.3
2.Стихия огня и ее функции………...……………………………………………………….с.5
3. Образ огня в русской литературе…………………………………………………………с.11
3.1. Образ огня в повести «Тарас Бульба»...................................................................с.11
3.2. Образ огня в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»............................с.18
5. Заключение…………………………………………………………………………………с.21
6. Библиографический список………………………………………………………………..с.22
7. Приложение………………………………………………………………………………....с.23
При выполнении работы выдвигается рабочая гипотеза: образ огня образует символический план целого произведения.
Для достижения цели служит постановка следующих задач:
1.Собрать материал о представлениях об огне в разных культурных традициях;
2. Изучить и проанализировать собранный материал;
3.Раскрыть художественную символику огня в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
4.Выявить стилевые проявления огня в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»;
5.Доказать или опровергнуть рабочую гипотезу.
Объектом исследования явились повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и В.Г. Распутина «Прощание с Матерой».
Предметом исследования в работе выступает каждая повесть в отдельности.
В результате работы над проектом обучающиеся овладеют:
• повышенным интересом к литературе; • умением анализировать, сопоставлять материал; • умением использовать полученные сведения для устных публичных выступлений; • умением находить и работать с дополнительной информацией; • необходимыми знаниями для написания сочинений по литературе.
Огонь – одна из четырех стихий, правящих миром. Огонь является неотъемлемой частью нашей жизни. Без огня нет жизни. Образ огня интересен по своей природе и часто используется писателями, но по-прежнему остается мало изученным, именно в этом и состоит новизна и актуальность данной работы.
Материалом для данной исследовательской работы послужили художественные тексты Н.В. Гоголя и В.Г. Распутина, а также материалы, собранные в процессе изучения соответствующей литературы.
Цель работы заключается в определении роли огня в русской литературе через интерпретацию текста.
Стихия огня и ее функции.
В народных представлениях огонь воспринимался как стихия, наделенная двойственной символикой. С одной стороны, со стихией огня связывались свет и тепло, важные для жизни человека, подобно тому, как для роста и жизни растений были необходимы свет и тепло солнца. Древние славяне считали огонь и солнце родственно связанными – через отцовско сыновние отношения Сварога и Дажь бога, божеств огня и солнца. С другой стороны, стихия огня осознавалась как опасная сила, несущая разрушение и смерть.
В языческих культах огонь выступал и как объект непосредственного поклонения, и как посредник между человеком и божеством. В архаичном сознании огонь одухотворялся, наделялся характеристиками живого существа: способностью есть, пить, спать. В древние времена огонь во время праздничных трапез кормили, бросая в него кусочки пищи и отливая часть напитков. Отголоски этих представлений сохранялись и в довольно позднее время. Так, в Подольской губернии на ночь оставляли в печи горшок с водой и полено, чтобы для огня были пища и питье. Уважительное отношение к стихии огня и ее олицетворение очевидно в принятом на Вологодчине именовании огня «батюшкой». Когда гасили огонь на ночь, обращались к нему: «Спи, батюшка огонек».
Из древнерусских письменных источников известно, что язычники в святилищах своих богов возжигали костры и поддерживали постоянный огонь перед кумирами. В этом случае огонь являлся посредником, соединяющим человека с божеством и, соответственно, с иным миром. В христианской культуре аналогичным по значению можно назвать обрядовое зажигание свеч во время службы в храме и моления в доме и вне строения.
Для анализа образа огня в произведениях русских поэтов нами были отобраны поэзия Ф.И. Тютчева и произведения символистов (В. Брюсов, К. Бальмонт), которые творили практически на рубеже веков.
В стихотворениях Ф.И. Тютчева образ огня предстает в реалистичной форме и служит для метафоризации, для придания дополнительных красок описанию природы. Реалистичный образ огня как пожарища представлен в одноименном произведении поэта:
Лишь украдкой, лишь местами,
Словно красный зверь какой,
Пробираясь меж кустами,
Пробежит огонь живой!
Как метафору можно привести пример из стихотворения «Гус на костре». Здесь автор реалистичный огонь, который стал свидетелем бесчеловечного отношения к мысли, представляет метафорой:
И на костре, как жертва пред закланьем,
Вам праведник великий предстоит:
Уже обвеян огненным сияньем,
Он молится - и голос не дрожит...
«Огненное сиянье» в данном отрывке - это не свет огня, а своеобразный ореол, нимб страдальца. Использование образа огня как определенного цвета - наиболее частое явление для поэзии Ф.И. Тютчева 60-70-х годов. Например:
Душа живая, он необоримо
Всегда себе был верен и везде-
Живое пламя, часто не без дыма
Горевшее в удушливой среде...
Прометей. Прометеев огонь.
Прометей в греческой мифологии- один из титанов; он похитил с неба огонь и научил людей пользоваться им, чем подорвал веру в могущество богов. За это разгневанный Зевс повелел Гефесту приковать Прометея к скале; ежедневно прилетавший орёл терзал печень титана. Возникшее на основе этого мифа выражение «прометеев огонь» употребляется в значении:
священный огонь, горящий в душе человека, неугасимое стремление к достижению высоких целей. Образ Прометея является символом человеческого достоинства, величия.
. Образ огня в русской литературе.
3.1. Образ огня в повести «Тарас Бульба»
Военная эпопея «Тарас Бульба» в свою очередь продолжает романтическую традицию изображения огня во всех его ипостасях. Нанизывая на себя целый комплекс мотивов, огнь становится доминантой характера героев, движущей силой повествования, вырастает до небес и властно проникает во все элементы повествования, становясь без сомнения самой сильной, разноплановой и вместе с этим четко обозначенной стихией по сравнению с остальными в повестях цикла.
Гераклит говорил: “Из смерти земли рождается воздух, из смерти воздуха - огонь”. Именно поэтому воздух убегает от огня, а огонь, для того, чтобы жить, догоняет воздух. В «Тарасе Бульбе» по выражению М.Ю. Лотмана пространство носит принципиально безграничный характер. Запорожская сечь - фокус пространственной конструкции повести - не имеет закрепленного места, там также нет постоянных жилищ, заборов. Теперь, учитывая присущие повестям стихии, можно заметить, что в Тарасе Бульбе огонь нуждается в открытом пространстве, в месте, где нет границ и правил. В то же время огонь без воздуха существовать не может, поэтому в цикле повести даются Гоголем в паре. На первом уровне огонь выполняет наряду с другими стихиями циклообразующую функцию[6;522].
Вместе с этим огонь в «Тарасе Бульбе» выполняет сюжетную, стилистическую и композиционную роли, образует символический план. Огонь выступает в повести как символ души, гнева, битвы, любви, синонимично соотносится со светом, золотом, сердцем, верой, истиной, приобретает демонический, сакральный и космический характер. В то же время следует четко разграничивать источники огненного начала у Гоголя: европейский мистицизм, романтическая традиция, античность, славянские языческие поверия.
Образ огня в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
Русский писатель Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял самые насущные проблемы своего времени, затронул болевые его точки. Но только ли своего времени?
В своих произведениях писатель Распутин раскрывает такие понятия как нравственность, человечность, искренность…
У каждого человека есть своя маленькая родина, тот кусочек земли, который останется на вечную память в сердце человека. В повести “Прощание с Матёрой” Распутин касается многих нравственных вопросов, но всё же ведущая тема этого произведения – судьба Матёры.
Триста лет обживали этот уголок Земли русские крестьяне. Неторопливо, без спешки идёт жизнь на этом острове, и за те триста лет многих людей сделала счастливыми Матёра. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо ухаживала за детьми своими, вскармливала их, и дети отвечали ей любовью.
Но уходит Матёра. Уходит и душа этого мира. Остров, имя которого срослось с землёй, должен уйти под воду. А это смерть, перед лицом которой раскрывается человек, его истинная суть.
Многое повидала на своём веку деревня за три с половиной сотни лет, знала и наводнения. Когда пол-острова уходило под воду. Но такое было впервые.
С окончанием строительства плотины для электростанции вода осенью поднимется, а перед этим деревню пустят под огонь, остров очистят. Все знали об этом. Знать – одно, а поверить – другое.
Царственный листвень…огромная лиственница. Без него нельзя было представить Матёру, с ним была связана вся жизнь Матёры. Они рубили листвень топором-но топор отскакивал, пытались пилить- не брала пила, обливали бензином и поджигали- но огонь не приставал, только мазал его сажей.
Заключение.
Таким образом, анализируя образ огня в русской литературе, приходим к выводу, что огонь представляется прежде всего соединением созидательного и разрушительного начала. В мифологии древних народов он считался сосредоточением истребительной энергии, источником благополучия и бед одновременно. Так созидательное и разрушительное начало парадоксально сочетается в образах двух главных героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» самого Тараса Бульбы и его сына Андрия. Один - олицетворение беспощадности стихии, другой - любви и обновления. А распутинский огонь – это еще и средство обновления окружающего мира.
Взаимопроникновение стихии огня в «Тарасе Бульбе» достигает наивысшей точки. Действие в этой повести насыщено, богато сюжетными поворотами. Не случайно автор избрал для этого произведения самую агрессивную и изменчивую из стихий. Следствием этого явилось богатство мотивов и истоков гоголевского огня. Его огонь - это стихия, вмещающая в себя огромный культурный пласт.
Все представления о стихии огня легли в основу мощного эпического повествования анализируемых нами произведений. Эти традиции настолько переплетены, что стихия огня представляется нам совершенным, универсальным образом человеческого существования. Простота образа бесконечно усложняется обилием художественных средств.
Христианские и языческие мотивы настолько проникают друг в друга и усложняются, а огонь в повестях настолько вездесущ и многообразен, что понять всю глубину авторской мысли не представляется возможным.
Все представления о стихии огня легли в основу мощного эпического повествования анализируемых нами произведений. Огонь проникает во все уровни повествования, выполняет сюжетную, стилистическую и композиционную роли, образует символический план.
Таким образом, выдвинутая нами ранее гипотеза о том, что образ огня образует символический план целого произведения нами доказана .
. Библиографический список.
1. Белый А. Мастерство гоголя / А.Белый; М.-Л.,1994г.- 324с. 2.
Вайскопф. М. Ю. Сюжет Гоголя. Мифология. Идеология.М.: Радикс, 1993.-730с. 3.
Гоголь Н.В. Повести. Рассказы. М.: Художественная литература, 1984.- 331с. 4.
Ермина Л.И. О языке художественной прозы Н.В.Гоголя. М.: Слово, 1987.- 176с. 5.
Забылин М.С. Русский народ. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1992. –34с. 6.
Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе. М.: Просвещение, 1988. - 522с. 7.
Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М.: Советский писатель, 1985.- 317с. 8.
Осипенко В.Г., Козлова А.В. Художественные функции мотива огня в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».Томск: 2004.-240стр. 9.
Распутин В.Г. Повести. Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1992. – 59 с.
Материал работы и презентация могут быть использованы учителями литературы на уроках и факультативных занятиях в 6-8 классах
Практическая значимость
1. С результатами работы мы выступили перед учениками 6-б класса нашей школы; 2. Выступили на школьной научно-исследовательской конференции 2 апреля 2015 года; 3. Материал работы и презентация размещена на сайте нашей школы.
Спасибо за внимание!
Литература:
1. В.И. Даль. Словарь живого великорусского языка. В 4-х г.- М., 1995г. 2. Толковый словарь русского языка. В 4-х г. Под редакцией Д.Н. Ушакова.-М. 1968г. 3. Толковый словарь русского языка. Под редакцией Ефремовой. 4. Фразеологический словарь русского языка. Под редакцией А.И. Молотковой.- М. 1987г. 5. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Ю.Г. Круглов.- М.: Просвещение, 1990г. 6. Учебник «Литература 6 класс». Москвин Г.В. Статья из словаря Ожегова С.И. М.: Вентана-Граф, 2014г. 7. Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 8. Интернет-ресурсы. • paranormal-blog.ru • http://ozhegov-online.ru • http://ru.wikipedia.org/ • http://slovari.bibliofond.ru/Ogegov_word/ворон/ • http://www.zoodrug.ru/topic1690.html • http://www.mybirds.ru/groups/vran/corvus/