СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Оценка чистоты Святого озера г. Москва методом биоиндикации"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

метод биоиндикации основан на реакции живых организмов на загрязнение среды.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Оценка чистоты Святого озера г. Москва методом биоиндикации"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение г.Москвы «Школа № 2026»  Исследовательская работа  Оценка чистоты водоема  (озеро Святое) методом биоиндикации   Выполнили: ученики ГБОУ Школа №2026 УК 13  6 «Д» класса Дементьева Анастасия, Ульянова Полина, 6 «З» Серопян Джульетта и 7 «К» Серопян Джулия Руководители проекта: Учитель географии Зернова Светлана Федоровна, учитель биологии и химии Полина Екатерина Викторовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение

г.Москвы «Школа № 2026»

Исследовательская работа Оценка чистоты водоема (озеро Святое) методом биоиндикации

Выполнили: ученики ГБОУ Школа №2026 УК 13

6 «Д» класса Дементьева Анастасия, Ульянова Полина,

6 «З» Серопян Джульетта и 7 «К» Серопян Джулия

Руководители проекта: Учитель географии Зернова Светлана Федоровна,

учитель биологии и химии Полина Екатерина Викторовна

Цель работы: оценка  степени загрязнения  водоема озера Святое г.Москва с использованием водных организмов  как биоиндикаторов   . Задачи: 1.  Изучить литературу по биоиндикации ; 2.  Познакомиться с методиками биоиндикации; 3.  Выбрать группы организмов, используемых для биомониторинга; 4.  Осуществить забор проб для биоиндикации; 5.  Провести статическую обработку полученных результатов.

Цель работы: оценка  степени загрязнения  водоема озера Святое г.Москва с использованием водных организмов  как биоиндикаторов   .

Задачи:

1.  Изучить литературу по биоиндикации ;

2.  Познакомиться с методиками биоиндикации;

3.  Выбрать группы организмов, используемых для биомониторинга;

4.  Осуществить забор проб для биоиндикации;

5.  Провести статическую обработку полученных результатов.

 Взятие проб гидробионтов В июне 2017 года было совершено несколько экскурсий на озеро Святое г. Москва. Для этого был использован инвентарь - сачок водный. При отборе проб сачком производили движения , похожие на движения косы при кошении травы, причем вел сачок против течения, проводили им ближе ко дну, по зарослям водной растительности.

Взятие проб гидробионтов

В июне 2017 года было совершено несколько экскурсий на озеро Святое г. Москва. Для этого был использован инвентарь - сачок водный.

При отборе проб сачком производили движения , похожие на движения косы при кошении травы, причем вел сачок против течения, проводили им ближе ко дну, по зарослям водной растительности.

  Определение видового состава организмов   После того, как организмы были пойманы, проведено их определение в лабораторных условиях. Название вида Отряд Личинка равнокрылой стрекозы Количество Стрекозы Водомерка 8 Полужесткокрылые Дафния Циклоп 4 Ветвистоусые Катушка Ветвистоусые много Прудовикообразные Личинка комара дергуна много 2 Двукрылые Личинка мошки 1 Прудовик обыкновенный Двукрылые много Прудовикообразные 1 Личинки стрекоз Дафния Бокоплав

Определение видового состава организмов

После того, как организмы были пойманы, проведено их определение в лабораторных условиях.

Название вида

Отряд

Личинка равнокрылой стрекозы

Количество

Стрекозы

Водомерка

8

Полужесткокрылые

Дафния

Циклоп

4

Ветвистоусые

Катушка

Ветвистоусые

много

Прудовикообразные

Личинка комара дергуна

много

2

Двукрылые

Личинка мошки

1

Прудовик обыкновенный

Двукрылые

много

Прудовикообразные

1

Личинки стрекоз

Дафния

Бокоплав

   Количественная оценка состояния водоема - индекс Майера .    Обитатели чистых вод, X Организмы средней чувствительности, Y Личинки веснянок Личинки поденок Обитатели загрязненных водоемов, Z Бокоплав Речной рак Личинки ручейников Личинки комаров-звонцов Пиявки Личинки стрекоз Личинки вислокрылок Водяной ослик Личинки комаров – долгоножек Двустворчатые моллюски Прудовики Моллюски-катушки, моллюски-живородки Личинки мошки Малощетинковые черви Метод основан на том, что различные группы водных беспозвоночных приурочены к водоемам с определенной степенью загрязненности. При этом организмы – индикаторы относят к одному из трех разделов, представленных в табл. Индекс Майера.

Количественная оценка состояния водоема - индекс Майера .

Обитатели чистых вод, X

Организмы средней чувствительности, Y

Личинки веснянок

Личинки поденок

Обитатели загрязненных водоемов, Z

Бокоплав

Речной рак

Личинки ручейников

Личинки комаров-звонцов

Пиявки

Личинки стрекоз

Личинки вислокрылок

Водяной ослик

Личинки комаров – долгоножек

Двустворчатые моллюски

Прудовики

Моллюски-катушки, моллюски-живородки

Личинки мошки

Малощетинковые черви

Метод основан на том, что различные группы водных беспозвоночных приурочены к водоемам с определенной степенью загрязненности. При этом организмы – индикаторы относят к одному из трех разделов, представленных в табл. Индекс Майера.

Расчет биотического индекса.   Количество обнаруженных групп из первого раздела таблицы умножил на 3, количество групп из второго раздела — на 2, из третьего — на 1. Получившиеся цифры сложили. Значение суммы характеризует степень загрязненности водоема.  X*3 + Y*2 + Z*1 = S  Если сумма более 22 — водоем имеет 1 класс качества, значения суммы от 17 до 21 говорят о 2 классе качества. От 11 до 16 баллов — 3 класс качества. Индекс Майера среднее значение равно 22 - вода 1-го класса качества: водоём чистый .    Циклоп Клоп- гребляк Катушки Личинка ручейника

Расчет биотического индекса.

Количество обнаруженных групп из первого раздела таблицы умножил на 3, количество групп из второго раздела — на 2, из третьего — на 1. Получившиеся цифры сложили. Значение суммы характеризует степень загрязненности водоема. X*3 + Y*2 + Z*1 = S Если сумма более 22 — водоем имеет 1 класс качества, значения суммы от 17 до 21 говорят о 2 классе качества. От 11 до 16 баллов — 3 класс качества.

Индекс Майера среднее значение равно 22 - вода 1-го класса качества: водоём чистый .

Циклоп

Клоп- гребляк

Катушки

Личинка ручейника

Заключение.    Биологический метод оценки состояния системы позволяет решить задачи, разрешение которых с помощью физических и химических методов невозможно. Выводы:  Нами освоен и применен на практике метод биоиндикации; простота и универсальность метода Майера дают возможность быстро оценить состояние исследуемого водоема; вода в озере Святом чистая, 1 класс качества; водоем может использоваться в рекреационных целях.

Заключение.

Биологический метод оценки состояния системы позволяет решить задачи, разрешение которых с помощью физических и химических методов невозможно.

Выводы:

  • Нами освоен и применен на практике метод биоиндикации;
  • простота и универсальность метода Майера дают возможность быстро оценить состояние исследуемого водоема;
  • вода в озере Святом чистая, 1 класс качества;
  • водоем может использоваться в рекреационных целях.
Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!