Воронежская область
Хохольский район
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Устьевская средняя общеобразовательная школа»
Областной очно-заочный конкурс
«Моя малая Родина: природа, культура, этнос»
(в рамках Всероссийского конкурса)
Номинация: «Традиционная культура»
Исследовательская работа
«Свадебный обряд жителей с. Устье
30-х годов XX века».
Выполнила Мезенцева Валерия Викторовна, ученица 9 класса
Руководитель конкурсной работы
Фролова Наталья Михайловна,
учитель химии МКОУ «Устьевская СОШ».
с. Устье-2015
Оглавление:
1).Введение………………………………………………………………….3
2). Методика исследований………………………………………………..3 - 4
3). «Свадебный обряд жителей с. Устье 30-х годов XX века»………….4 - 7
4). Выводы………………………………………………………………….7
5). Список использованной литературы………………………………….8
6). Приложение…………………………………………………………….9 - 11
Празднование простонародных свадеб не только различное, но переменчивое. Это зависит от местных привычек и образа жизни. Песни, употребляемые при сватанье, сговорах, на свадьбе, при прощании с родителями и т.п., не везде поются одинаково. Но повсюду главные действующие лица: свахи, сваты, дружка. Ими затевается доброе дело, и ими же оно и оканчивается. Без них нельзя обойтись ни невесте, ни жениху.
Цель: изучить свадебный обряд жителей с. Устье тридцатых годов XX века.
Задачи:
1) Подобрать и изучить по литературным источникам празднование простонародных свадеб.
2) Опросить старожила села Петрину Анну Алексеевну о свадебных обрядах с. Устье тридцатых годов XX века.
3) Популяризировать особенности обрядов и обычаев в «игрании» современных свадеб.
4) Оформить материал и сделать сообщение.
Актуальность работы состоит в том, что раньше таких исследований не проводилось учащимися нашей школы. А у современной молодежи эта тема вызывает интерес. Традиции нашего народа – это живая историческая память, воплощение всего пройденного нацией пути, запечатленный опыт сотен поколений. Это то, что в конечном счете хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить живую связь времен и поколений.
Изучая литературу, наше внимание привлекла книга Александра Власьевича Терещенко, выдающегося знатока русской жизни, автора многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры. В его книге «История культуры русского народа» подробно и со знанием дела описаны особенности русских обрядов и обычаев.
Методика исследования:
1) Выбор темы
2) Постановка цели и задач
3) Подборка и изучение литературы
3) Краеведческая экспедиция к старожилу села Устье Петриной Анне Алексеевне
4) Обработка материала и выступление с сообщением
«Свадебный обряд жителей с. Устье 30-х годов XX века».
Браки заключались в определенную пору года. Самыми популярными были осенние и зимние месяцы. Осенний начинался с Успения (28 августа/15 по ст.с), продолжался до Рождественского(Филиппова) поста(28/15ноября) и длился около тринадцати недель. Зимний мясоед начинался с Рождества(7 января/25декабря) и продолжался до масленицы, а так как Масленица-праздник изменяющийся по срокам, зависящий от того, когда празднуется Пасха, то зимний мясоед мог длиться от 5 до 8 недель. Этот период именовался свадебник и начинался на второй или третий день после Крещения Господня(19января/6января), поскольку, согласно церковному уставу, в Великие праздничные дни венчание в церкви не совершалось.
В весенне-летнюю пору свадьбы начинали справлять с Красной горки (первого воскресенья после Пасхи) и до Троицы. Принято было справлять свадьбы и в мясоед, начинающийся с Петрова дня(12 июля/29 июня) и длившийся до начала Успенского поста(14августа/1 августа).
При подборе супругов старшие исходили в основном из сословных и имущественных интересов, а там «стерпится, слюбится». Дети были готовы к подобному решению своей судьбы и, несмотря на внушительное число романтических историй о разбитых сердцах в отечественной литературе, браки по родительскому расчёту часто оказывались счастливыми.
Старый революционный обряд состоял из трёх основных циклов: предсвадебного, свадебного, послесвадебного. При самом строгом следовании обычаям первый цикл включает сватовство, осмотр дома, девичник и мальчишник, обрядовое мытьё жениха и невесты в бане (перед свадьбой).
Второй цикл-сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, венчание в церкви, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после церковной брачной ночи и т.д. Центральное место занимал свадебный пир.
К третьему, заключительному, циклу относились «отводины» - визиты молодых к ближайшим родственникам.
Весь набор ритуалов, сопровождающих свадьбу, был направлен на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье. Свадебное время считалось благоприятным дня разгула нечистой силы, поэтому для борьбы с ней использовались ритуалы, напоминающие языческие. Даже в начале нашего столетия принимались всевозможные меры во избежание порчи, часть из них используется и сейчас. Невесте и жениху втыкали в одежду булавки против сглаза, все гости и поезжане подпоясывались вязаным пояском с множеством узелков. В косяк дома, где проходил свадебный пир, вбивали крест-накрест два гвоздя. Сваха с рябиновой веткой в руках обходила кругом дом и кровать, где постилалось брачное ложе. При одевании невесты какая-нибудь удачливая в замужестве женщина должна вдеть ей серьги на счастье. Булавочку из убора невесты подруги подбирают себе на счастье и скорое замужество.
Перед приходом молодых от венца снаружи кладут на порог незапертые замки, а когда молодые их перешагнут - защелкивают. То же делают и при первом приезде жениха к невесте, чтобы была успешная свадьба.
Из воспоминаний жительницы с.Устье Анны Алексеевны Петриной (в девичестве - Гуслянцевой), 1914 года рождения.
15 марта 1932 года исполнилось ей 18лет, самая пора для замужества. И хоть был у неё друг, но забрали его в армию, и дождаться его было нельзя, так как через три года такая невеста считалась бы перестарком. Посватались двое, почти одновременно; Петрины - вечером, Юдины - на следующий день утром. Родители посоветовались с дочерью, сделали выбор. Первый приход к невесте называется «сваты», второй - «лады». Невесте приносили «кладку»- сто рублей и валенки. Невеста готовила жениху к свадьбе рубашку, майку, носки нитяные, портянки домотканые.
Невеста готовила постель: 2 полотна для того, чтобы стелить, 3 полотна, чтобы одеваться. Один комплект был сделан из шерстяных ниток на станке. Назывались такие полотна суконными дерюжками, а другой комплект также делался на домашнем станке, но из кусочков тканей. К четырем подушкам полагалось три комплекта наволочек: розовый и голубой, чтобы спать, а белый с кружевами - чтобы «убирать» кровать. Также обязательно готовился подпростынник с прошвой и кружевами.
На домашнем станке делали холсты из «конопей» (конопли). Процесс этот был очень трудоёмкий. Сначала коноплю мочили в Дону, затем толкли на мельнице в Девице, потом чесали деревянными гребенками. Брали «намыко» (небольшую часть), цепляли на деревянный гребень и с него пряли ниточку, из которой на станке потом делали холст.
Из холста шили рубашки, кальсоны, полотенца.
С десяти лет пряла Анна Алексеевна Гуслянцева тонкие ниточки из «конопей».
В 1932 году 28 августа проходило у нее венчание в церкви с. Малышево, т.к. в Устье церковь закрыли в 1926 году. Кольца готовили из медных пятачков. Невесте – ее крестная мать, жениху – его крестная мать. Свекровь называли «мамушкой», свекра-«батюшкой». Когда вернулись из церкви домой, молодых встретили «хлебом-солью» (держал свекор), поставили коленями на шубу и благословили иконой (держала свекровь).
После свадебного застолья молодых отправили спать в поветку (плетеный и обмазанный с двух сторон сарайчик). По обряду молодые ночевали в поветке до Николы. В мире и согласии прошли 63 года супружеской жизни Анны Алексеевны с Петром Андреевичем Петриным.
На самом свадебном пире молодым повсеместно предписывалось проявлять воздержанность в питье и еде. Демонстрируя свое единство, они могли лишь пригубить вино из одной рюмки и попробовать один на двоих кусок пирога.
Во время церемоний брачного торжества жених держал невесту за руку, иначе ему предрекались неприятности и несогласие в супружестве.
Выводы.
В результате проведенной работы мы узнали много нового о свадебных обрядах того времени. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда. А трудиться приходилось очень много: и прясть, и ткать на домашнем станке полотна, и шить самим, и хлеба печь и т. д. Поэтому, наверное, наши предки так радовались праздникам и возможности повеселиться. А браки были прочными, т. к. молодежь изначально была нацелена на уважение и каждодневный труд. В планах на будущее - написать сценарий современной свадьбы для родственницы с использованием обрядов и традиций русской свадьбы.
Список использованной литературы:
1) Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка», т. 1-4, М.; Рус. Яз., 1980, 683с.
2) Сумцов Н.Ф. «О свадебных обрядах». М., 1981 г., 218 с.
3) Терещенко А.В. «История культуры русского народа». Изд. «Эксмо», 2007, 729 с.
Приложение

Везут приданое в дом жениха.

Венчались в возрасте 17-18 лет.

К свадьбе надо было приготовить приданое.

Свадебный пир