ГБПОУ РО «НАТТ»
ОТЧЕТ
(исследовательская работа)
по производственной практике
профессия 35.01.19 «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»
ПМ 04 Интерьерное озеленение помещений
ПРАКТИКАНТ Скоробогатова Дарья
ГРУППА № ТУ 16
ОРГАНИЗАЦИЯ г.Новошахтинск
РУКОВОДИТЕЛЬ директор школы № 37
(должность)
2016, Новошахтинск
ВВЕДЕНИЕ
Растения, в частности комнатные, составляют неотъемлемую часть бытового окружения человека. Потребность создать зеленый уголок у себя дома, на работе, в школе свойственна людям разных профессий и возрастов. Любовь к растениям – это не простое увлечение, это еще и возможность пополнения своих знаний о живой природе, о ее проблемах и законах. Тема данного экологического проекта актуальна и значима. В настоящее время, когда человек в течение многих часов находится в помещении, роль живых растений в интерьере особенно важна.
Комнатные растения создают иллюзию контактов с природой. Красотой форм, приятным запахом и спокойной зеленой окраской они благотворно влияют на центральную нервную систему, помогая справиться с плохим настроением или стрессовым состоянием. Важны санитарная и гигиеническая функции комнатных растений.
Растения в школе помогают не только образованию учащихся, но и и их воспитанию. Школьники проводят в помещениях школы большую часть года, поэтому ее по праву можно назвать вторым домом. В создании не казенной атмосферы в школе помогают комнатные растения. Однако растения привлекательны лишь в том случае, если они здоровы, правильно подобраны и со вкусом размещены, вписываясь в интерьер помещения, дополняя и подчеркивая его функциональную направленность. Комнатные растения в интерьере школы выступают как декоративный элемент интерьера и должны органически вписываться в него.
С каждым годом все больше внимания уделяется внутреннему озеленению помещений школьного здания. Здание школы МОУ СОШ №37 построено в 1961 году. Проектом школы не предусмотрены специальные места для озеленения, поэтому цветоводы сами пытаются решать этот вопрос, к сожалению не всегда удачно. Это объясняется тем, что не все учитывают экологические условия, необходимые для нормального роста и развития растений. Комплексных исследований внутреннего озеленения школы не проводилось.
Цель работы:
сориентировать цветоводов школы в подборе ассортимента растений для озеленения интерьера помещений, исходя из параметров микроклимата: температуры помещения, ориентации окон. Скорости движения воздуха (наличия сквозняков), относительной влажности воздуха. Состава и свойств почвы, воды, безопасности для школьников и современных требований фитодизайна.
Задачи:
Провести паспортизацию ассортимента видов, разновидностей растений, используемых во внутреннем озеленении школы с учетом их эколого-географических особенностей, характера использования в соответствии с требованиями фитодизайна микроклиматом помещений и безопасности.
Изучить микроклимат помещений: температуру, относительную влажность, скорость движения воздуха, естественную освещенность помещений и разработать научные основы интерьерного озеленения школы.
Выработать рекомендации по подбору ассортимента растений для озеленения интерьера школы с учетом функционального назначения, планировки, эксплуатационного режима и параметров микроклимата помещений.
Время и место проведения:
работа проводилась на базе МОУ СОШ №37 в течение ----------------года.
Предмет исследования:
Проблемы, возникающие при выращивании комнатных растений, общие вопросы культуры растений в интерьере школы.
Здание МОУ СОШ №37 с. расположено в райцентре с., построено в 1961 году. Это двухэтажное здание общей площадью 3148м2 на 412 посадочных мест. Общая площадь классных комнат 1031,4м2. Каждый класс имеет площадь 51м2. В школе обучается около 500 учащихся. Режим работы – двухсменный.
1 Систематический состав комнатных растений, используемых во внутреннем озеленении МОУ СОШ №37
Специфические задачи, стоящие перед общеобразовательными учреждениями в области обучения и эстетического, экологического, трудового воспитания, обязывают внимательно относиться к подбору ассортимента декоративных растений и способов оформления каждого помещения. В результате анализа состава комнатных растений МОУ СОШ №37 выявлено, что во всех помещениях школы произрастает 653 комнатных растения. Они относятся к 75 видам 36 семейств (таблица 1).
Таблица 1 - Паспортизация…….
Название вида | Семейство | Родина | Форма | Кол-во экземпляров | % от общего числа растений | Группы |
| | | | | | |
Наибольшее число видов семейства коммелиновые (Commelinaceae) (6 видов), бегониевые (Begoniaceae) (5 видов), драценовые и ароидные (Araceaceae) (по 4 вида) (рисунок 1).
![]()
Рисунок 1 - Систематический спектр комнатных растений МОУ СОШ №37
Изредка (по 1-2 вида) встречаются растения 23 семейств, в числе которых спаржевые (Asparagaceae), мальвовые (Malvaceae), геснериевые (Gesneriaceae), бромеливые (Bromeliaceae) и др.
Наиболее популярным комнатным растением в школе являются виды хлорофитума. Они составляют около 10% от общего числа школьных комнатных растений. Далее, по частоте встречаемости, следуют сансевьера (Sansevieria sp.) (8%), сингониум (Syngonium), роициссус (Rhoicissus sp.) и сциндапсус (Scindapsus) (по 6%).
Изредка (по 1-2 вида) встречаются растения 23 семейств, в числе которых спаржевые (Asparagaceae), мальвовые (Malvaceae), геснериевые (Gesneriaceae), бромеливые (Bromeliaceae) и др.
Наиболее популярным комнатным растением в школе являются виды хлорофитума. Они составляют около 10% от общего числа школьных комнатных растений. Далее, по частоте встречаемости, следуют сансевьера (Sansevieria sp.) (8%), сингониум (Syngonium), роициссус (Rhoicissus sp.) и сциндапсус (Scindapsus) (по 6%) (рисунок 2).
![]()
Рисунок 2 - Встречаемость разных видов комнатных растений в интерьере МОУ СОШ №37
Вывод:
Видовой состав комнатных растений МОУ СОШ №37 достаточно разнообразен. В его составе наиболее широко представлены семейства коммелиновые , бегониевые, драценовые и ароидные. Самыми распространенными растениями в школе являются виды хлорофитума, сансевьера (Sansevieria sp.), сингониум (Syngonium), роициссус (Rhoicissus sp.) и сциндапсус (Scindapsus).
2 Эколого-географическая характеристика комнатных растений МОУ СОШ №37
В результате анализа ассортимента комнатных растений (Таблица 1) выяснилось, что родиной большинства растений школы является Америка (37%). На втором месте – виды из Африки (31%). Далее – азиатские растения (26%). Реже других используются в озеленении растения из Европы и Австралии (по 3%) (рисунок 3).
![]()
Рисунок 3 - Географическая характеристика комнатных растений МОУ СОШ №37
Чтобы комнатные растения правильно и эстетично разместить в интерьере помещения надо знать их классификацию по форме.
Исходя из формы комнатные растения, используемые в озеленении МОУ СОШ №37, можно разделить на следующие группы (таблица 2)
Таблица 2 – Классификация комнатных растений МОУ СОШ……по форме
Форма | Кол-во растений | % от общего числа растений |
лианы | 3 | |
ампельные | 8 | |
прямостоячие | 10 | |
кустистые | 11 | |
розеточные | 15 | |
столбовидные | 1 | |
злаковидные | 13 | |
Вывод:
Во внутреннем озеленении МОУ СОШ №37 используются комнатные растения различных морфологических форм. Однако, недостаточно ампельных и столбовидных, которые незаменимы в вертикальном озеленении помещений, позволяющем увеличить полезную площадь помещений.
Рекомендации:
Размещение растений в школьных кабинетах и других помещениях должно не только создавать декоративный эффект, но и быть экологичным, не допускать нарушения санитарных правил и норм. Озеленение не должно препятствовать естественному освещению школьного помещения, его уборке, свободному передвижению учащихся в его пределах.
3 Растения в формировании и оздоровлении внутренней среды помещений
Для составления ассортимента растений, которые можно использовать в лечебных и профилактических целях в образовательном учреждении изучаем его по группам:
1 группа - …………………………(26,8%) с тетради
2 группа -………………………..(38,0%)
3 группа - ………………………..(35,2%) (рисунок 4)
![]()
Рисунок 4 – Растения, используемые в лечебных и профилактических целях
Вывод:
Анализ данных показал, что во внутреннем озеленении школы используется 71 экземпляр растений, используемых в лечебных и профилактических целях. Большая их часть находятся в кабинетах экологии и биологии. Однако они есть и в других школьных помещениях.
Рекомендации:
Растения, используемые в лечебных и профилактических целях для учащихся, должны находиться повсеместно (в столовой, в учебных кабинетах, в медпункте, в коридорах).
4 Потенциально опасные растения в интерьерах помещений МОУ СОШ №37
Комнатные растения могут вызывать аллергические реакции. Причем опасны обычно не выделяемые в воздух вещества, а сок растений, выделяемый при прикосновении.
Для выявления потенциально опасных растений мы сопоставили систематический состав комнатных растений, используемых во внутреннем озеленении школы (таблица 1) с литературными источниками. Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Комнатные растения МОУ СОШ….., представляющие опасность для человека
Названия растений | Опасные свойства | Кол-во экземпляров |
Диффенбахия | сок диффенбахии тоже вызывает тяжелые отравления и ожоги | |
Монстера | в листьях содержатся токсины, вызывающие жжение в слизистых оболочках, воспаление, сильное выделение слюны, рвоту и расстройства пищеварения, повредить глаза | |
Кливия | яд из её луковиц может стать причиной отравления меленьких животных и детей | |
Молочай | сок молочая вызывает жжение и покраснения на месте соприкосновения, иногда волдыри, которые могут остаться на длительное время | |
Фикус | мощнейший аллерген - опасен сок фикуса: попав на кожу, он может раздражение и даже ожог | |
Сциндапсус | Содержит вещества , раздражающие кожу и слизистые оболочки. ядовитое растение | |
Спатифиллум | Содержит вещества, которые при попадании внутрь вызывают отравление с летальным исходом. Все части растения ядовиты, вызывают жжение полости рта, горла, языка, а будучи проглоченными – воспаление желудка и кишечника | |
Аглонема | млечный сок аглаонемы опасен | |
Вывод:
Анализ данных показал, что во внутреннем озеленении школы используется 22 экземпляров растений, небезопасных для школьников. Это 30,9% (22*100/71 = 30,9) от общего числа, выращиваемых растений в школе. Большая их часть находятся в кабинетах экологии и биологии. Однако они есть и в других школьных помещениях.
Рекомендации:
Опасные для учащихся растения, которые используются в процессе обучения должны находиться в кабинетах экологии и биологии под присмотром специалистов.
5. Изучение количества света, поступающего в разные точки помещения, с удалением от окна
Исследования проводились в конце декабря 2015 года. Нами установлено, что при естественном боковом освещении оконные проемы, обращенные на юг, открыты солнцу в течение 6-9 часов и пропускают максимум солнечного света. Свет, поступающий в помещения через восточные и западные окна, менее интенсивен и проникает в первую или вторую половину дня (соответственно) на 3-4 часа. Северные окна пропускают ровный, почти неизменной интенсивности свет в течение всего дня.
Наши исследования показали, что в помещениях, ориентированных на юг, восток и запад, растения сохраняют декоративные качества (цветущие и пестролистные виды) в следующих пределах по отношению к источнику света:
светлолюбивые - в зоне от 1 до 3 метров (освещенность около 5000 люкс в течение нескольких часов);
теневыносливые – в зоне от 3 до 6 метров от окна (освещенность 1000 и более люкс в течение нескольких часов).
Теневыносливые виды оптимально вегетируют при освещенности около 700-1200 люкс, светолюбивые – при 1500 и выше люкс. При снижении освещенности до 400 люкс у светолюбивых и до 200 люкс у тенелюбивых растений наступает период покоя. Растения плохо растут, развиваются, вытягивается стебель и в конце концов они погибают. Причем, в первую очередь погибают те растения, у которых слабая корневая система.
Вывод:
Ритм роста комнатных растений зависит от светового режима и связан с экологической природой растений (светолюбием и теневыносливостью).
Рекомендации:
Для озеленения помещений школы с окнами, выходящими на юг, нужно использовать крупные солитеры в декоративных напольных кашпо (фикус, монстера привлекательная, пеларгонии крупноцветковые, хойя и др. виды руководствуясь, для вертикального озеленения использовать лианы и ампельные растения, из которых можно создать зеленую ажурную штору для затенения окон. Для служебных помещений и кабинетов школы, ориентированных на запад и восток, рекомендуется использовать для озеленения в качестве крупных солитеров, выращиваемых в напольных кашпо (диффенбахия пестрая, монстера привлекательная???????? другие виды). Хорошо себя будут чувствовать различные виды бегонии, калатея, колеус и др. Для настенного озеленения можно использовать ампельные растения (сингониум, хлорофитум хохлатый, зебрина, сеткреазия и др. выбрать, что подходит
В качестве примера подбора растений для создания композиций зеленых уголков в учебных кабинетах приведены фотографии. ( 2 шт)