СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Жизнь моей прапрабабушки – это еще одна страничка в истории моей страны».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа ученика 2 класса МКОУ "Булуктинская СОШ"  Орусова Виктора

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Жизнь моей прапрабабушки – это еще одна страничка в истории моей страны».»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Булуктинская СОШ»

На школьный конкурс

исследовательских работ

«Первые шаги в науку».









Исследовательская работа



«Жизнь моей прапрабабушки – это еще одна страничка в истории моей страны».







Выполнил: ученик 2 класса Орусов Виктор.

Руководитель: Кузнецова Л.Н. учитель начальных классов











п.Бурата

2015 г.

Исследовательская работа

«Жизнь моей прапрабабушки – это еще одна страничка в истории моей страны».





Содержание: 

Титульный лист 


Содержание………………………………………………………………… 


1. Введение…………………………………………………………………


2. Основная часть

Старые фотографии рассказали…………………………………..

Война……………………………………………………………………

Ссылка……………………………………………………………………

Возвращение на Родину………………………………………………….

3. Заключение…………………………………………………………… 

Выводы……………………………………………………………….......


4. Список использованной литературы………………………………















Сколько горя и несчастья

Принесла война.

И нам об этом забывать

Никогда, друзья, нельзя.

Введение

Тема Великой Отечественной войны - необычная тема. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино. Война.… Как много говорит это слово. Война - это горе, слезы. Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких. Война - это смерть каждый час, каждую минуту, но тогда они об этом не думали, для всех было главным остановить врага. Огромное количество солдат осталось лежать в чужой земле, сколько пропало без вести, сколько вернулось домой искалеченными на всю жизнь. Сколько людей побывало в плену, пережило унижение на оккупированной фашистами территории. А сколько невинных стариков, женщин, детей было замучено в лагерях смерти. Люди которые работали в тылу не щадили сил, здоровья, не спали днями и ночами, делали все для того, чтобы быстрее наступил долгожданный День Победы.

Оттого долгожданный День Победы - «это праздник со слезами на глазах».

Наша страна готовится к 70-летию Великой Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране. На уроках литературного чтения, окружающего мира, классных часах много времени уделяется изучению материала, связанного с Великой отечественной войной. К сожалению, очевидцев этой страшной войны с каждым годом становится меньше. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом.


Актуальность выбранной темы.

Тему для исследования «Жизнь моей прапрабабушки – это еще одна страничка в истории моей страны» я выбрал не случайно. Считаю, что моя работа очень актуальна, так как сегодня, к сожалению, теряются семейные ценности. Сейчас, когда почти в каждой семье есть свой ветеран, люди моего поколения легко могут восстановить историю, отчего дома из рассказов своих дедушек и бабушек.

А пример моей прапрабабушки поможет мне и нашему поколению гордиться своими предками, укреплять родственные связи.

Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся, но и для родителей. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследовании будут мои мама и бабушка.

Цель моей работы – глубже изучить биографию моей прапрабабушки, понять чувства человека – гражданина, верой и правдой служившего своей Родине.

У меня есть предположение, что, несмотря на то, что я никогда не видел мою прапрабабушку, не разговаривал с ней, я могу узнать о том, что происходило с ней много лет назад по фотографиям, книгам, рассказам родных.

Объект исследования: фотоальбомы, воспоминания бабушки и мамы.

Предмет исследования: в своей работе я хочу подробнее остановиться на старых фотографиях нашего семейного архива.

Гипотеза исследования – в судьбе прапрабабушки отражается история родного края.





Задачи моей работы следующие:

1.Изучение и анализ фотографий: физическое состояние фотографии, описание внешнего вида прапрабабушки, формы.

2. Собрать материал о прапрабабушки по рассказам родных.

3. Провести анализ полученных данных и обобщить материал.

4. Представить собранный материал моим одноклассникам.

Методы исследования:

  1. Беседы с бабушкой Джамбиновой Л.Н., мамой Овлыковой К.Н.

  2. Исследование фотографий, документов из домашнего архива.

  3. Хронологический: сопоставление подписи на фото и событий тех лет.

Значимость исследования: состоит в возможном использовании материалов при подготовке к 9 мая «Труженики тыла», которые хранятся в школьном краеведческом музее, в уголке Боевой Славы.













































Основная часть.

Старые фотографии рассказали.

Сегодня наличием фотографий в доме никого не удивишь, фото, и видео съемки стали доступны каждому. С этим делом справляется не только взрослый любитель, но и ребенок. В конце XIX в начале XX столетия это было дело профессионалов. Фотографию сравнивали с «чудом» и это было очень дорогим удовольствием. Далеко не каждая семья могла позволить себе иметь фотографические снимки.

Нашей семье повезло, у нас сохранились старые фотографии. В своей работе я хочу остановиться на фотографиях нашего семейного архива, на которых изображена мамина прабабушка, т.е. моя прапрабабушка Дюдеева Тося Уваевна. Самое главное, что мне хочется узнать, каким человеком была прапрабабушка, узнать ее судьбу.

Она – главный герой моего исследования. И я, хочу воскресить память о моей прапрабабушке – прекрасном человеке, труженике тыла.

Для того чтобы собрать информацию о своей прапрабабушке, я обратился к родственникам: бабушке - Джамбиновой Любовь Николаевне и маме – Овлыковой Ксени Николаевне.

На весенних каникулах я, бабушка и мама усевшись рядом, мы пересматривали семейные альбомы с фотографиями, на которых запечатлены мои родственники. Среди альбомов был большой, очень старый альбом. На его страницах родные, близкие, знакомые и почти не знакомые люди. Эти снимки совершенно не похожи на современные, красочные, яркие, цветные. С выцветших фотографий на меня смотрят совсем молодые лица. Мне всегда хотелось как можно больше узнать о них. И тут среди фотографий я увидел уже знакомое фото моей прапрабабушки.

Мое внимание привлек портрет моей прапрабабушки в молодости. Я всматриваюсь в эту фотографию. Проницательные открытые глаза, широкий лоб, густые черные брови, продолговатый овал лица, прямой нос, длинные косы.

По надписям на фотографиях я узнал, как обращались к своим родителям дети того времени, называя их эк и эцк . Надписи на фотографиях помогли узнать место, год, кому она отправлена, одним словом - целый документ.

Мы очень бережно относимся к тем фотографиям, которые хранятся в нашем семейном альбоме.

Воспоминание о прапрабабушки.

Мама поведала мне много интересных историй про прапрабабушку, и мне она уже кажется таким близким, таким хорошо знакомым, хотя я никогда ее не видел.

По рассказам бабушки, прапрабабушка была очень строгая, требовательная и трудолюбивая.

Моя прапрабабушка Дюдеева Тося Уваевна родилась в 1911 году в совхозе № 107 Приютненского улуса Калмыцкой АССР. Прабабушка прожила долгую и нелегкую жизнь. У своей матери она была единственным выжившим ребенком, все старшие дети умирали в младенческом возрасте. По калмыцкому обычаю, чтобы обмануть богов, гелюнг порекомендовал назвать прабабушку мужским именем Сарнг. С тех пор все так ее и называли. В возрасте четырех лет она осталась без матери, и ее отец женился на другой женщине. С появлением у мачехи собственных детей, отношение к прапрабабушке резко изменилось. Она выполняла всю тяжелую работу по хозяйству, терпела побои и унижения от новой жены отца. Когда бабушке Сарнг исполнилось одиннадцать лет, ее мачеха умерла. На плечи маленькой девочки легла забота о младшей сестренке и братишке, которые родились от мачехи. Сестренке Байчхе на тот момент было 3 года, а братишке Эрдни всего 10 месяцев.

По рассказам мамы, прапрабабушка заботилась о них всю жизнь и, только благодаря ей, им удалось выжить в суровой Сибири в период депортации калмыцкого народа. Моя семья и сейчас поддерживает родственную связь с их потомками.

В возрасте 18 лет прапрабабушка Сарнг вышла замуж. Ее мужа звали Мутул, но о нем мне мало что известно. У них родились двое детей: моя прабабушка Тамара и Андрей.

Прапрабабушка в годы войны.

Никто не ожидал нашествия немцев. Все плакали и проклинали немецких фашистов. Люди давали клятвы отомстить и прогнать немцев из наших земель. Тяжелое время настало для всего советского народа. Весь народ стал на защиту родной земли. Во время войны прапрабабушка Сарнг со своей семьей перегоняли совхозный скот через Волгу в степи Казахстана для сохранения поголовья, но документов, подтверждающих ее участие в эвакуации скота, к сожалению, не сохранилось, как и у многих других тружеников тыла.

Мама рассказывала, что в 1943 г., когда началась депортация калмыков в Сибирь, знакомая семья казахов предлагала моей прапрабабушке Сарнг остаться у них в Казахстане, чтобы избежать ссылки. Но бабушка не приняла приглашения и вернулась домой, так как на родине ее ждали братишка и сестренка, а ее муж Мутул остался. С мужем прапрабабушка так больше и не увиделась.

Прапрабабушка вместе с двумя детьми, младшим братишкой и семьей сестры покидали родную землю. В холодных вагонах, без воды, без теплой одежды они вынесли все тяготы пути. Их поселили в Тюменской области в поселке Лорьяк. Они жили отдельно в глиняном бараке. Выполняли непосильную работу за кусок хлеба. Местные жители приняли переселенцев доброжелательно, в отличие от других жителей Сибири. Все калмыки регулярно отмечались в комендатуре. Местному коменданту ненцу очень понравилась бабушкина русая коса до пят. На одной из проверок он отрезал косу, себе на память. Надежда о возвращении домой в родные степи никогда не покидала прапрабабушку. Мама помнит, что прапрабабушка разговаривала только на калмыцком языке. Живя в Сибири, она так и не смогла научиться говорить по-русски.

Возвращение на Родину.

Вернувшись в 1957 году на Родину, прапрабабушка стала жить в Целинном районе село Ленинское. Прапрабабушка сама воспитала двоих детей. В то тяжелое время женщины работали наравне с мужчинами: сеяли и убирали урожай, подвозили солому на кошару для скота, сами нагружали и разгружали ее, поднимали сельское хозяйство. Печку топили кизяком, летом сушили и резали его заготавливали на зиму. Сами пекли хлеб. Всю свою нелегкую жизнь прапрабабушка трудилась на благо нашей Родины. Она очень любила петь калмыцкие песни, знала много калмыцких поговорок, по характеру прямолинейная, принципиальная, строгая. Прапрабабушка Сарнг умерла в 1992 году в возрасте 81 года. Моей маме на тот момент было 5 лет. Меня в честь моей прапрабабушки все родственники называют Саранчиком, а в свидетельстве о рождении я Виктор. Я очень горжусь, что ношу имя своей прапрабабушки.

3. Предполагаемые результаты и выводы.

На пути реализации исследовательской работы, я определил для себя несколько этапов:

1этап - Я обсудил тему, цели исследовательской работы с классным руководителем Ларисой Николаевной. Вместе мы составили план работы.

2этап - Я рассказал о своей работе семье. Мы создали творческую группу. В неё вошли я, бабушка, мама, и учитель.

3этап - Мы начали собирать материал по теме, работать с разными источниками информации. Рассмотрели фотоматериалы, я провел интервью с бабушкой. Мы собрали материал о военном периоде жизни моей прапрабабушки.

4 этап - Анализ полученных данных и обобщение материала. Я написал рассказ о прапрабабушке «», создал презентацию «Жизнь моей прапрабабушки – это еще одна страничка в истории моей страны».

5 этап - Показал презентацию учащимся 2 класса на внеклассном мероприятии «Герои войны». Ребята узнали историю жизни моей прапрабабушки, труженицы тыла.

6 этап - Весь собранный материал решил собрать и оформить как исследовательскую работу по теме: «Жизнь моей прапрабабушки – это еще одна страничка в истории моей страны» и принять участие в научно-практической конференции «Великая Отечественная Война».

Я надеюсь, что после ознакомления с моей исследовательской работой мои сверстники проникнуться уважением к историческому прошлому на примере мужества, трудолюбия, стойкости прапрабабушки.

Заключение

Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива Россия! Пожалуй, нет ни одной семьи, в чью судьбу безжалостно не ворвалась война. И я буду всегда помнить, и гордиться своей прапрабабушкой, и учиться у нее любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию. Но на нашей планете есть и такие уголки, где рвутся бомбы, погибают люди. И мы, продолжая дело дедов и прадедов не должны допустить мировую военную катастрофу; не напрасно проливали кровь, защищая, мир солдаты Второй мировой войны и труженики тыла.

Библиографический список использованных источников.

Главным источником информации послужили фотографии, а также воспоминания моей бабушки и мамы.

Интернет ресурсы:

. http://www.rwp.ru/index.html

2. http://nurnbergprozes.narod.ru/011/9.htm