СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Истинная красота героев Юрия Яковлева"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обратимся к  рассказу Ю. Яковлева «Игра в красавицу» и вместе с героями этого произведения попытаемся ответить на вопрос поэта Н. Заболоцкого 

… что есть красота,        И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?

А урок наш называется так: «Истинная красота  героев Ю. Яковлева» 

Просмотр содержимого документа
«"Истинная красота героев Юрия Яковлева"»

Тема "Истинная красота героев Юрия Яковлева" 

Тип урока: урок – беседа, урок внеклассного чтения.

Используемая технология: групповая.

Ведущий метод: сотрудничество, диалог.

Цель урока: подвести учащихся к пониманию истинной красоты человека, обсуждая рассказ Юрия Яковлева «Игра в красавицу».

Задачи урока:

  1. создать условия для формирования правильного нравственного выбора;

  2. научить детей ценить духовную красоту человека;

  3. развитие связной речи, ассоциативного мышления;

  4. обучение начальным навыкам работы с литературным портретом.

Оформление: рассказы Ю.Яковлева, портрет писателя, высказывания великих людей о красоте, эпиграф к уроку (отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого).

… что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота, 
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий

"Нет некрасивых женщин – есть только женщины, не знающие, что они красивы." (Вивьен Ли)

"Красота спасёт мир" (Ф.М. Достоевский)

"Заботясь о красоте, следует начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет!" (Коко Шанель)

Истинная красота заключается все-таки в чистоте сердца (Махатма Ганди)

Нет некрасивых женщин, есть только ленивые (Хелена Рубинштейн)

Красивые образы рождают красивые мысли, а красивые мысли ведут к красивым действиям (Платон)

Красивые – счастливые (народная мудрость).

Красота требует жертв (народная мудрость).

Красота – доброта (народная мудрость).

Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце, но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри (Э.Кюблер-Росс)

Красота различна для каждого возраста (Аристотель)

Использование ТСО: компьютерная презентация.





Ход урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (видео о красивом человеке).

- Что значит красота? Что есть красота?

Утверждения: согласны/ не согласны (столбик «До»). Если вы согласны с утверждением, поставьте «+», или «-», если вы не согласны с утверждением

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ


"Нет некрасивых женщин – есть только женщины, не знающие, что они красивы." (Вивьен Ли)



"Красота спасёт мир" (Ф.М. Достоевский)



"Заботясь о красоте, следует начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет!" (Коко Шанель)



Истинная красота заключается все-таки в чистоте сердца (Махатма Ганди)



Нет некрасивых женщин, есть только ленивые (Хелена Рубинштейн)



Красивые образы рождают красивые мысли, а красивые мысли ведут к красивым действиям (Платон)



Красивые – счастливые (народная мудрость).



Красота требует жертв (народная мудрость).



Красота – доброта (народная мудрость).



Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце, но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри (Э.Кюблер-Росс)



Красота различна для каждого возраста (Аристотель)




Сегодня на уроке обратимся к рассказу Ю. Яковлева «Игра в красавицу» и вместе с героями этого произведения попытаемся ответить на вопрос поэта Н. Заболоцкого (см. доска)

… что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

А урок наш называется так: «Истинная красота героев Ю. Яковлева» 

3) Первичное усвоение новых знаний.

- Удивительное, прекрасное время детства… Для детского сердца нет богатых и бедных, нет знатных и незнатных, а есть лишь любящие и добрые или равнодушные и злые. В детстве всё происходящее запечатлевается в памяти не событиями, а, скорее, переживаниями.

Именно о детстве и о своих детских воспоминаниях и впечатлениях пишет Юрий Яковлев в рассказе «Игра в красавицу».

Чтение рассказа Ю.Яковлева «Игра в красавицу»

4) Первичная проверка понимания

– Перескажите, как вспоминает Ю.Яковлев своё детство?

– Почему ребятам никогда не было скучно?

– Какая игра считалась во дворе любимой? Как она возникла? - влияние книг, стремление к красоте.

– Кого чаще других выбирали красавицей?

– Была ли Нина на самом деле красавицей?

– Как вы думаете, почему дети не замечали недостатков Нины? (им важно общение, она обладала обаянием)

- Как автор объясняет это: «Нинка из седьмой квартиры была стоящей девчонкой — мы выбирали красавицей ее»

- Что чувствовали дети, когда любовались Ниной.

-А что испытывала Нина, когда слышала такие приятные слова? (Вы должны понять, что словом можно вылечить, а можно уничтожить. Это очень сильное средство. Осторожно обращайтеь со словом.)

- Как изменилась Нина с появлением новенького мальчика во дворе?

– Как вы думаете, почему она изменилась?

–  Как ответил новенький Нине, когда заметил, что она ходит за ним, как тень?

- Какое отношение вызывают у вас слова, поступок этого паренька?- злой, невоспитанный, неблагородный. Он не понимает, что обижает хорошего человека.

-А как он должен был ответить, чтобы не обижать? (постараться ближе узнать Нину, приглядеться к ней)

- Что значат слова «зеркало убило красавицу»: «Нас не интересовало, какие у нас носы, рты, подбородки, куда торчат волосы, где вскочил прыщ. И Нинка знала только то зеркало, которым были для неё мы, когда играли в красавицу. Она верила нам. Этот тип с родимым пятном на щеке разбил наше зеркало. И вместо живого, весёлого, доброго появилось холодное, гадкое, злое. Нинка в первый раз в жизни пристально взглянула в него - зеркало убило красавицу».

– Как вы понимаете эти слова? (Девочка перестала верить в себя, , в своих друзей, людям)

-Как называет этого паренька Ю. Яковлев? (Новенький, тип с родимым пятном)

- Почему так? (Автор выражает отрицательное отношение к этому герою)

– Вспомните разговор Нины с мамой. Что пытается доказать она дочери? (Что счастливы и некрасивые. - Ребята, мама Нины права. Почти все мы так или иначе не всегда довольны своей внешностью. Поверьте, не она - самое важное в жизни, а то, что вы представляете собой как личность)

– Что, глядя на мать, предлагает ей Нина?

– Как вы думаете, почему? Для неё мама красива, любима, не зависимо от внешности. Нина хочет, чтобы мама поняла это и полюбила сама себя.



 Давайте мы тоже поиграем в красавицу:

-поглядите друг на друга, посмотрите, какие у вас красивые глаза, открытый взгляд. Глаза - зеркало души.

-улыбнитесь друг другу, как осветилось ваше лицо улыбкой, недаром поётся в песне «поделись улыбкою своей»

-Возьмите друг друга за руки, пожмите их. Это рука надёжного друга, возможно, не только на школьные годы.

Вы видите, какую замечательную игру придумали ваши сверстники, а мы её продолжили.

5) Первичное закрепление.

– Вернёмся к рассказу.- Что Ю.Яковлев пишет о дальнейшей судьбе Нины? Случайно ли так сложилась её судьба? (Мы догадываемся, что Нина оказалась на фронте санитаркой, т. к. не могла остаться в стороне от судьбы своей родины и народа.- Да, мы все родом из детства. Именно в том дворе родилась добрая, милая, любящая девочка. Не удивительно, что её судьба сложилась именно так.

– Можно ли назвать Нину красивой и почему? (Добрая, умеет дружить, фантазёрка, романтик, любит маму, Родину, преодолевает обиды, способна жалеть)

Работа с утверждениями: согласны/ не согласны (столбик «После»). Еще раз прочтите все утверждения. В столбике «После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением. Изменились ли ваши убеждения? Почему?

- Какие из этих утверждений являются самыми важными для вас? Почему?



-Наряду с внешней красотой существует духовная красота, и именно о ней писали и пишут, говорили и говорят лучшие люди мира. Обратите внимание на слова известных писателей, где они рассуждают о красоте человека.

  1. Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри. Ф. Купер.

  2. Никакая внешняя прелесть не сможет быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. В. Гюго.

  3. Теперь, мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди. Б. Шоу

6.Рефлексия (подведение итогов занятия)

Моя формула человеческой красоты.

Попробуйте составить свою формулу красивого человека (в тетради)

…….+…….+……..+……..=КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК, например, ДУША, СЕРДЕЧНОСТЬ,ПОМЫСЛЫ, ПОСТУПКИ,ОТВЕТСТВЕННОСТЬ,ВНЕШНОСТЬ

- Прочтите, что вы написали.

-Прежде чем закончить разговор о рассказе «Игра в красавицу», мне хотелось бы, чтобы вы послушали стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка», слова из которого взяты в качестве эпиграфа урока

– После ответьте на вопрос, почему я выбрала для урока именно это стихотворение? (О некрасивой, но доброй девочке)

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
И пусть ее черты нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,—
Младенческая грация души 
Уже сквозит в любом ее движенье. 
А если это так, то что есть красота 
И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?

Вывод: если ответить на вопрос Н. Заболоцкого, то красота - это прежде всего душа, которая с годами наполняется хорошими чувствами, впечатлениями. Человек растёт, набирается жизненной мудрости и тогда сосуд становится полным - человек стал по-настоящему красивым. Он нравственно вырос.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое красота?»



Притча

На Востоке трепетно и нежно относятся к красоте в любых ее проявлениях, будь то красота женщины или ребенка, красоты природы, прелести времен года или очарование человеческих чувств.

Персидская притча рассказывает о поэте, который пустился в странствие по свету, чтобы найти красоту и постичь, что она такое. В путь он отправился еще юнцом, всю жизнь провел в пути, в поисках, но лишь перед смертью вроде бы познал то, к чему стремился многие годы. Будучи седым и немощным старцем, умер он от голода и нужды, вознесся на небеса. Встретила его там дочь Природы в облике юной девы, нежно провела руками по волосам, терпеливо выслушала старика-поэта.
— Жизнью и смертью своей заклинаю, — молил старик, — скажи мне, что есть красота? Ведь люди по-разному определяют и познают ее, по-разному прославляют и любят!
И дева ответила:
 Красота — то, к чему у тебя есть влечение в душе; то, что ты видишь и хотел бы дать, а не взять; то, что тела считают испытанием, а души благодеянием, — это союз между печалью и радостью. Красота — то, что ты видишь, хотя оно и скрыто от твоих глаз, то, что узнаешь, хотя оно и неведомо, то, что ты слышишь, хотя оно и немо.
Умер поэт в одиночестве, но душа его повторяла:
 Красота — то, что ты видишь и хотел бы дать, а не взять.
За красоту! За прекрасных людей, в чьих сердцах живет красота!



ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ


"Нет некрасивых женщин – есть только женщины, не знающие, что они красивы." (Вивьен Ли)



"Красота спасёт мир" (Ф.М. Достоевский)



"Заботясь о красоте, следует начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет!" (Коко Шанель)



Истинная красота заключается все-таки в чистоте сердца (Махатма Ганди)



Нет некрасивых женщин, есть только ленивые (Хелена Рубинштейн)



Красивые образы рождают красивые мысли, а красивые мысли ведут к красивым действиям (Платон)



Красивые – счастливые (народная мудрость).



Красота требует жертв (народная мудрость).



Красота – доброта (народная мудрость).



Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце, но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри (Э.Кюблер-Росс)



Красота различна для каждого возраста (Аристотель)




ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ


"Нет некрасивых женщин – есть только женщины, не знающие, что они красивы." (Вивьен Ли)



"Красота спасёт мир" (Ф.М. Достоевский)



"Заботясь о красоте, следует начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет!" (Коко Шанель)



Истинная красота заключается все-таки в чистоте сердца (Махатма Ганди)



Нет некрасивых женщин, есть только ленивые (Хелена Рубинштейн)



Красивые образы рождают красивые мысли, а красивые мысли ведут к красивым действиям (Платон)



Красивые – счастливые (народная мудрость).



Красота требует жертв (народная мудрость).



Красота – доброта (народная мудрость).



Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце, но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри (Э.Кюблер-Росс)



Красота различна для каждого возраста (Аристотель)




ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ


"Нет некрасивых женщин – есть только женщины, не знающие, что они красивы." (Вивьен Ли)



"Красота спасёт мир" (Ф.М. Достоевский)



"Заботясь о красоте, следует начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет!" (Коко Шанель)



Истинная красота заключается все-таки в чистоте сердца (Махатма Ганди)



Нет некрасивых женщин, есть только ленивые (Хелена Рубинштейн)



Красивые образы рождают красивые мысли, а красивые мысли ведут к красивым действиям (Платон)



Красивые – счастливые (народная мудрость).



Красота требует жертв (народная мудрость).



Красота – доброта (народная мудрость).



Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце, но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри (Э.Кюблер-Росс)



Красота различна для каждого возраста (Аристотель)




ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ


"Нет некрасивых женщин – есть только женщины, не знающие, что они красивы." (Вивьен Ли)



"Красота спасёт мир" (Ф.М. Достоевский)



"Заботясь о красоте, следует начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет!" (Коко Шанель)



Истинная красота заключается все-таки в чистоте сердца (Махатма Ганди)



Нет некрасивых женщин, есть только ленивые (Хелена Рубинштейн)



Красивые образы рождают красивые мысли, а красивые мысли ведут к красивым действиям (Платон)



Красивые – счастливые (народная мудрость).



Красота требует жертв (народная мудрость).



Красота – доброта (народная мудрость).



Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце, но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри (Э.Кюблер-Росс)



Красота различна для каждого возраста (Аристотель)