СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В материале предлагаются подробные разработки уроков по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".
15
Тема: Роман «Война и мир». История написания. Изменение и развитие авторского замысла.
Цели: познакомить с историей создания романа, показать прототипы главных героев.
Ход урока
I. История создания романа.
Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Роман потребовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряжения всех духовных сил. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».
«Во всем мне хочется дойти до самой сути», - этими словами Б. Л. Пастернака можно объяснить возникновение замысла «Войны и мира», потому что именно до самой сути хотел добраться Л.Н. Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею. Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве то, что объединяет интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа».
Вот поэтому, когда в середине 50-х гг. стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие – участие в революционном изменении мира. А мы знаем, что и Достоевский, и Л.Н.Толстой были противниками резких изменений в жизни государства, и уж точно были против революций и государственных переворотов.
Формирование замысла определил сам автор:
1856 год - начало замысла. «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию». Она так и называлась «Декабристы», от нее осталось всего три главы.
1825 год - восстание декабристов. «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».
1812 год - война. «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».
1805 - 1807 годы - заграничные походы русской армии. «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».
По мере продвижения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора - 1812 год. Так появилась иная дата, и в первые главы романа публиковались в журнале «Русский вестник» под заглавием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно-исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И, наконец, в 1867 г. - еще одно название, где историческое и философское образовали некое равновесие, - «Война и мир».
Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими материалами. Писатель использовал русские и иностранные источники о войне 1812 г., тщательно изучил в Румянцевском музее архивы, масонские книги, акты и рукописи 1810-1820-х гг., прочитал мемуары современников, фамильные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечественной войны, встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы. Посетив и внимательно осмотрев Бородинское поле, он составил карту расположения русских и французских войск. Писатель признавался, рассказывая о своей работе над романом: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалом, из которых у меня во время работы накопилась и образовалась целая библиотека книг».
Роман «Война и мир» имел большой успех. Отрывок из романа под названием «1805 г.» появился в «Русском вестнике» 1865 г.; в 1868 г. вышли три его части, за которыми вскоре последовали остальные две.
Признанный критикой всего мира величайшим эпическим произведением новой европейской литературы, «Война и мир» поражает уже с чисто технической точки зрения размерами своего беллетристического полотна. Только в живописи можно найти некоторую параллель в огромных картинах Паоло Веронезе в венецианском Дворце дожей, где тоже сотни лиц выписаны с удивительною отчётливостью и индивидуальным выражением . В романе Толстого представлены все классы общества, от императоров и королей до последнего солдата, все возрасты, все темпераменты и на пространстве целого царствования Александра. Что еще более возвышает его достоинство как эпоса — это данная им психология русского народа. С поражающим проникновением изобразил Толстой настроения толпы, как высокие, так и самые низменные и зверские (например, в знаменитой сцене убийства Верещагина).
В первом издании «Войны и мира» был длинный ряд чисто теоретических страниц, мешавших цельности художественного впечатления; в позднейших изданиях эти рассуждения были выделены и составили особую часть. Тем не менее, в «Войне и мире» Толстой-мыслитель отразился далеко не весь и не самыми характерными своими сторонами. Нет здесь того, что проходит красною нитью через все произведения Толстого, как писанные до «Войны и мира», так и позднейшие — нет глубоко пессимистического настроения. И в «Войне и мире» есть ужасы и смерть, но здесь они какие-то, если можно так выразиться, нормальные. Смерть, например, князя Андрея Болконского принадлежит к самым потрясающим страницам всемирной литературы, но в ней нет ничего разочаровывающего и принижающего. После «Войны и мира» читателю хочется жить, потому что даже обычное, среднее, серенькое существование озарено тем ярким, радостным светом, который озарял личное существование автора в эпоху создания великого романа.
Позже Толстой скептически относился к своим романам. В январе 1871 года Толстой отправил Фету письмо: «Как я счастлив,.. что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану».
6.12.1908 года Толстой записал в дневнике: «Люди любят меня за те пустяки — „Война и мир“ и т. п., которые им кажутся очень важными».
Летом 1909 года один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность за создание «Войны и мира» и «Анны Карениной». Толстой ответил: «Это все равно, что к Эдисону кто-нибудь пришёл и сказал бы: „Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку“. Я придаю значение совсем другим своим книгам».
II. Историческая основа и проблематика романа.
В романе «Война и мир» рассказывается о событиях, происходивших на трех этапах борьбы Росси с бонапартистской Францией. В 1-ом томе описываются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на ее территории; во 2-ом томе - 1806-1811 гг., когда русские войска находились в Пруссии; 3-ий том - 1812 г., 4-ый том - 1812-1813 гг. Оба посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую вела Россия на родной земле. В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так действие в романе охватывает пятнадцать лет.
Основу романа составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. Мы узнаем о войне 1805 г. против Наполеона, которую русская армия ала в союзе с Австрией, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 г. и Тильзитском мире. Толстой рисует события Отечественной войны 1812 г.: переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы. Писатель рисует события, свидетельствующие о несокрушимой мощи национального духа русского народа, подавившего французское нашествие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны.
Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины военных неудач 1805-1806 гг.; на примере Кутузова и Наполеона показан роль отдельных личностей в военных событиях и в истории; с необыкновенной художественной выразительностью нарисованы картины партизанской войны; отражена великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 г.
Одновременно с историческими проблемами эпохи Отечественной войны 1812 г. в романе раскрыты и актуальные вопросы 60-х гг. 19 века о роли дворянства в государстве, о личности истинного гражданина Родины, об эмансипации женщин и др. Поэтому в романе отражены наиболее значительные явления политической и общественной жизни страны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Сперанского, зарождение в стране декабристского движения). Толстой изображает великосветские приемы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых. Картины преобразований в деревне Пьера Безухова, сцены бунта богучаровских крестьян, эпизоды возмущения городских ремесленников раскрывают характер социальных отношений, деревенской жизни и жизни городских низов.
Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события - в Австрии и России.
Общественные проблемы разрешаются в связи с той или иной группой действующих лиц: образами представителей народной массы, спасших родину от французского нашествия, а также образами Кутузова и Наполеона Толстой ставит проблему народных масс и личности в истории; образами Пьера Безухова и Андрея Болконского - вопрос о передовых деятелях эпохи; образами Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Элен – затрагивает женский вопрос; образами представителей придворной бюрократической орды - проблему критики правителей.
III. Герои эпопеи, их прототипы, композиция произведения.
Были ли прототипы у героев романа? Сам Толстой, когда об этом его спрашивали, отвечал отрицательно. Однако исследователи позднее установили, что образ Ильи Андреевича Ростова писался с учетом семейных преданий о деде писателя. Характер Наташи Ростовой создавался на основе изучения личности свояченицы писателя Татьяны Андреевны Берс (Кузминской).
Позднее, уже много лет спустя после смерти Толстого, Татьяна Андреевна написала интересные воспоминания о своей молодости «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне». Эту книгу справедливо называют «мемуарами Наташи Ростовой».
Но есть еще более интересные особенности в выборе прототипов для героев романа. Так, граф Безухов списан с бывшего канцлера Екатерины II Александра Андреевича Безбородко, который в 1775 году он был представлен императрице с рекомендацией П.А. Румянцева и получил должность ее секретаря. Вскоре Екатерина оценила его дарования, он стал для нее необходимым человеком. Он был главным докладчиком императрицы по вопросам внутренней и внешней политики, докладчиком по прошениям челобитчиков и советником по важнейшим вопросам правительственной политики. Его возвышение было головокружительным. В Петербурге именно благодаря своим деловым и личным качествам он сделал поразительную карьеру, пройдя по ступеням карьерной лестницы до высшей в империи должности Государственного канцлера. Его сильными сторонами были острая память, изобретательный ум, исключительная трудоспособность. Современники отмечали его просвещенный ум, точность суждений, редкое присутствие духа, знание языков, навык к работе, политическую проницательность, служебный и житейский такт.
Безбородко был единственным из приближенных Екатерины II, кто был оставлен на службе и при Павле I, и при Александре I.
Александр Андреевич Безбородко был крупным меценатом, он содействовал деятелям литературы и русской науки своего времени, способствовал развитию просвещения. Он был любителем и покровителем искусств. Свой петербургский дворец А.А. Безбородко наполнил удивительными художественными произведениями. Именно комнаты его дворца описаны на страницах романа, повествующих о его последних мгновениях жизни. Характерная деталь: портер императрицы Екатерины II в полный рост, заказанный Безбородко русскому художнику Д.Левицкому. И изображает он ее в виде законодательницы. (Демонстрируются репродукции с картин, изображающих канцлера Безбородко и Екатерину II)
Документы, свидетельства современников и работы историков сохранили образ Безбородко не только, как серьезного и деятельного министра, но и как человека, любившего жизнь и умевшего наслаждаться ею. На его обедах, балах и праздниках он был самым приветливым, щедрым и радушным хозяином. Он был любителем вольных маскарадов и разных увеселений. Много написано о его любви к прекрасному полу. Князь Безбородко женат не был, но от актрисы Ольги Дмитриевны Каратыгиной, балетной танцовщицы, у него была дочь Наталья Александровна Верецкая (1790-1826). Ей было дано большое приданое, прекрасное воспитание и она с теплым чувством вспоминала «священное имя своего благодетеля». Вот вам и история Пьера, обретшего богатство как по мановению волшебной палочки.
Всего в романе свыше 550 действующих лиц. Без такого количества героев невозможно было решить ту задачу, которую сам Толстой сформулировал следующим образом: «Захватить все», т.е. дать широчайшую панораму русской жизни начала 19 века. Сама сфера общения героев в романе исключительно широка. Герои Толстого, будь то А. Болконский или П. Безухов, даны в общении с десятками людей. Да и сами герои - не суть портреты с одного человека, а чаще всего – образы собирательные.
Очень интересен в этом отношении образ Андрея Болконского. Существует несколько версий того, кто является прототипом Андрея. Вот истории двух героев, легшие в историю Андрея Болконского событийно.
Итак, Фердинанд Тизенгаузен.
20 сентября 1805 года, в сражении под Аустерлицем, любимый зять Кутузова, граф Фердинанд (Федор Иванович) Тизенгаузен, Кавалер ордена Святой Анны и австрийского ордена Марии - Терезии , - был тяжело ранен и скончался три дня спустя, 23 сентября. Граф Фердинанд фон Тизенгаузен - личность, по-своему легендарная. Он был очень храбрым человеком, уважаемым не только в кругу штабных офицеров, но и среди простых солдат. Странно, но о его смерти мы знаем более, чем о жизни. Любой из нас может раскрыть том романа "Война и Мир" Толстого и прочесть сцену ранения князя Андрея на поле Аустерлица... Князь Андрей, это и есть граф Федор Тизенгаузен, точнее его внешний прототип. И именно о нем Наполеон сказал эти слова "Вот прекрасная смерть!" - как признание доблести и мужества противника.
А вот с Бородинским полем связана еще одна история, не менее прекрасная, так как она повествует не только о мужской верности отечеству, но и о женской преданности (как в истории Наташи и Андрея). Александр Алексеевич Тучков (4-й) (1777 – 1812). Генерал-майор
В начале XIX века в русской армии служили и достигли генеральского чина пять братьев Тучковых. Во время Отечественной войны 1812 года на действительной службе находились четыре брата, и младший из них, Александр Алексеевич, именовался по тогдашнему обыкновению Тучковым четвертым.
В 1806 году он женился на Маргарите Михайловне Нарышкиной, а в конце того же года отправился в поход против французов. Бой под Голыминым был боевым крещением Тучкова, в котором 29-летний полковник показал редкое мужество и самообладание. В официальном документе записано, что он «под градом пуль и картечей действовал, как на учении». Через две недели после этого Тучков был назначен шефом Ревельского пехотного полка, с которым отныне оказалась связанной его судьба. Во главе этого полка в мае 1807 года он участвовал в авангардных боях под начальством Багратиона и заслужил орден Георгия 4-й степени.
В 1808 году Тучков со своим полком выступил в Финляндию. Отличившись в боях при Куопио и Иденсальми, он тридцати одного года был произведен в генерал-майоры. Весна 1809 года в Финляндии была на удивление поздней и холодной – в марте стояли морозы до 30-35 градусов и лежал глубокий снег. Именно в это время Тучков воевал под Торнео и, по свидетельству современника, благодаря заботливости генерала в его полку вовсе не было обмороженных и отставших. В ночь на 3 мая Тучков с отрядом был направлен в тыл врага. Двадцать четыре версты шли русские, порой по пояс в ледяной воде, а утром вышли на берег и атаковали шведов, пораженных их неожиданным появлением. Есть сведения, что в редкостно тяжелую кампанию того года Тучкова сопровождала его молодая жена, переодетая денщиком, неутомимо и безропотно разделявшая с ним тяготы походной жизни.
После окончания русско-шведской войны Тучков просил уволить его в отставку, но боевая репутация молодого генерала была так высока, что его удержали на службе и назначили командиром бригады, состоявшей из Ревельского и Муромского пехотных полков. Эта бригада входила в 3-й пехотный корпус, который перед войной 1812 года располагался на западной границе под командой генерала Н.А.Тучкова (первого). Незадолго до начала военных действий Маргарита Михайловна родила сына, названного в честь старшего брата Николаем.
Три недели, до самого Бородина, Александр Тучков не бывал в бою. В этот великий день 3-й пехотный корпус был поставлен в крайний левый фланг русских позиций, у деревни Утица. Около восьми часов утра, когда под натиском лучших французских корпусов начали истощаться силы армии Багратиона, оборонявшей укрепления у деревни Семеновской, к нему на помощь от Утицы поспешила дивизия Коновницына, в которую входила и бригада А.А.Тучкова. Еще на марше перестроившись в колонны к атаке, вступила она в самое пекло боя. По словам очевидца, бывшего в эти минуты рядом с Тучковым, «ядра сыпались на Семеновское, деревья падали как скошенные, избы разрушались, как декорации театральные; воздух выл непрерывно, и земля дрожала...». Французские пули и картечь вырывали целые шеренги Ревельского полка. Увидев, что солдаты заколебались, Тучков, схватив знамя 1-го батальона, бросился вперед, но тут же рухнул, сраженный картечью. В несколько минут место, на котором он упал, перепахали французские ядра.
Прошло два месяца. Армия Наполеона, отступая из Москвы, двигалась мимо Бородинского поля, на котором истлевали более пятидесяти тысяч человеческих тел. Следом за французами на это страшное поле пришли крестьяне окрестных деревень. Надо было уничтожить останки людей и лошадей, чтобы они не стали источником заражения целого края. Запылали костры, на которых жгли трупы. И в дыму их, между группами крестьян и горами мертвых тел, двигались две фигуры, одетые в черное, – Маргарита Михайловна Тучкова и сопровождавший ее старый монах ближнего Колоцкого монастыря. Неутешная вдова искала останки своего мужа. И не нашла их.
Через три года после окончания войны с Наполеоном Тучкова построила близ деревни Семеновской небольшую церковь, на том месте, где, по рассказам очевидцев, пал ее муж. В 1826 году умер ее единственный четырнадцатилетний сын. Похоронив мальчика в построенной ею церкви, М.М.Тучкова основала здесь женский монастырь и стала его монахиней, затем настоятельницей.
Портрет А.А.Тучкова – один из наиболее запоминающихся в галерее героев Отечественной войны 1812 года. Он чужд картинной воинственности. Грустно задумчивое лицо молодого генерала, как бы предчувствующего свою раннюю смерть. Автору изображения, с которого писали в мастерской Доу этот портрет, удалось передать обаятельный романтический облик героя. Федор Глинка, участник Отечественной войны, писал: «В этих чертах, особливо на устах и в глазах, есть душа! По этим чертам можно догадаться, что человек, которому они принадлежат, имеет сердце, имеет воображение, умеет и в военном мундире мечтать и задумываться». Отметим, что, вероятно по желанию вдовы А.А.Тучкова, живописец изобразил на его мундире медаль за участие в войне 1812 года. Такие медали участники кампании получали только в 1813 году, но Тучков, бесспорно, заслужил ее своей геройской смертью на Бородинском поле.
Так что же удивляться, что поведение Андрея Болконского и его ранение, когда полк стоял в арьергарде, так напоминает гибель Александра Тучкова.
Задание на дом: стр. 146-148; прочитать первые и заключительные главы первого тома романа (из каждой части ).
Тема: «В салоне Анны Павловны Шерер»
Цель: расширять навыки анализа эпического произведения;
углублять знания учащихся о приемах раскрытия литературного образа; развивать культуру речи учащихся, навыки исследовательской работы; воспитывать интерес к литературе как искусству слова;
воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях групповой работы.
Тип урока: урок-исследование
Оборудование: текст романа Л.Н.Толстого «Война и мир», иллюстрации к произведению, портреты писателя.
Предварительное домашнее задание: прочитать 1-6 главы 1 части 1 тома романа «Война и мир», подготовить сообщение «Наполеон – император Франции», провести мини-исследования по содержанию прочитанных глав.
Уже в начале романа писателем достигнуто соединение частной, личной, отдельной жизни персонажей с жизнью общей, народной, национальной и - еще шире - общеевропейской и мировой.
К.Н.Ломунов
Ход урока
Вступительное слово учителя
С первых и до последних глав романа Л.Н.Толстой последовательно и планомерно развивает темы войны и мира. Эти темы неразрывно связаны между собой. Рукописи романа свидетельствуют о том, что взаимосвязь двух основных тем была найдена писателем не сразу. На поиски начала романа, на разработку его экспозиции Толстой потратил более года. Создав пятнадцать вариантов начала произведения, Лев Николаевич нашел, наконец, такую завязку, которая сразу же вводит читателя в «суть дела». В чем же видел ее писатель, начиная книгу со сцен мирной жизни своих героев? «Война во всем», — пишет он на полях рукописи первых глав романа.
Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Роман «Война и мир» начинается с описания светского вечера, который в июле 1805 года в Петербурге устроила фрейлина Анна Павловна Шерер. На первый взгляд, кажется, что это очень подробное, неторопливое описание не имеет прямого отношения ко всему, что будет дальше. Но именно здесь, в салоне Анны Павловны, мы знакомимся со многими героями, и здесь завязываются многие сюжетные линии романа. Давайте определим их.
Основная часть урока
Коллективная работа учащихся по составлению опорной схемы «Завязка основных сюжетных линий романа»
Князь Василий Курагин с помощью Анны Павловны решает женить своего сына Анатоля на богатой княжне Марье Болконской.
Пьер Безухов восторженными глазами смотрит на красавицу Элен, когда она проходит мимо него.
Андрей Болконский собирается на войну с Наполеоном, а жену, маленькую княгиню, думает оставить в деревне у своего отца.
Анна Михайловна Друбецкая приезжает на светский вечер, чтобы встретиться с князем Василием и выхлопотать теплое местечко своему сыну Борису, который хочет служить адъютантом у Кутузова
Князь Василий и его дети
Анна Друбецкая и ее сын Борис
Андрей Болконский
Пьер Безухов
Эти сюжетные линии по ходу повествования будут развиваться, пересекаться и раскрываться в дальнейшем.
Установление ассоциативных связей с изученными произведениями литературы XIX века
Учитель. Анна Павловна Шерер встречает своего первого гостя, князя Василия, словами: «Ну, князь, Генуя и Лукка – поместья фамилии Бонапарте. Нет, я вам вперед говорю, если вы мне не скажите, что у нас война, если вы еще раз позволите себе защищать все гадости, все ужасы этого Антихриста, - я вас больше не знаю, вы уж не друг мой…». Так с первых строк «Войны и мира» возникает «наполеоновская тема».
В каких известных вам произведениях писателей XIX века прослеживается «наполеоновская тема»?
Учащиеся. (прогнозируемые ответы учащихся)
Для Жюльена Сореля, главного героя романа Стендаля «Красное и черное», Наполеон был кумиром. Жюльен Сорель подражал Наполеону, стремился повторить его судьбу.
У Евгения Онегина в кабинете стоял бюст Наполеона «с пасмурным челом, с руками, сжатыми крестом» («Евгений Онегин» А.С. Пушкина).
Родион Раскольников, герой романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, на примере Наполеона построил свою жестокую теорию.
Учитель. Наполеон владел умами и душами молодых людей всей Европы на протяжении XIX века. Многие люди, жившие на самом деле и созданные фантазией писателей, преклонялись перед Наполеоном, мечтали о подвигах, подобных тем, какие он совершил. Чем же удивительна судьба этого человека?
Сообщение учащегося «Наполеон - император Франции»
Первую свою победу Наполеон одержал в 1793 году в битве при Тулоне. Победа при Тулоне сделала никому не известного капитана Бонапарта генералом. С этих пор сотни юношей стали мечтать о своем Тулоне – том часе, когда они покажут, на что способны. В 1796 году Наполеон возглавил французскую армию, действующую в Италии, прошел со своими войсками по самой опасной дороге через Альпы и за шесть дней разбил итальянскую армию. В конце 1796 года произошел бой при Арколе. Французы трижды пытались взять аркольский мост, но не смогли. Тогда главнокомандующий Бонапарт сам бросился на мост со знаменем в руках. За ним ринулись остальные. Мост был взят. Когда французскую армию в Египте преследовала чума, Наполеон не побоялся навестить своих солдат в чумном госпитале в Яффе. Он обходил больных, протягивал им руку, отдал больным лошадей, а сам шел пешком вместе с другими солдатами. Возвратившись из Египта во Францию, генерал Бонапарт решил взять власть в свои руки. Он уничтожил завоевания французской революции и стал диктатором. В 1804 году Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором. Незадолго до коронации он совершил жестокую казнь герцога Энгиенского, который был близок к королевской семье.
Определение основных нравственно - философских проблем романа
Учитель. Гости, собравшиеся в салоне Анны Павловны, обсуждают эти и другие события из жизни Наполеона. По словам виконта Монтемара, «после убийства герцога даже самые пристрастные люди перестали видеть в нем героя». Юный Пьер Безухов не понимает, что, став императором, Наполеон предал дело революции. Пьер защищает Наполеона: «Казнь герцога Энгиенского была государственная необходимость, и я именно вижу величие души в том, что он не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке». Вспомните теорию Родиона Раскольникова, о которой так говорил Свидригайлов: «Наполеон его ужасно увлек, то есть собственно увлекло его то, что очень многие гениальные люди на единичное зло не смотрели, а шагали через, не задумываясь». Более опытный князь Андрей говорит: «Нельзя не сознаться – Наполеон велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе … но есть другие поступки , которые трудно оправдать». Так в романе «Война и мир» появляется философская тема : место человека в истории. Эта тема выдвигает важные нравственные проблемы романа: взаимосвязь истории и отдельно взятой человеческой жизни, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, нравственные требования к человеку, подлинное и ложное в жизни человека.
Какие еще нравственно-философские проблемы вы определили?
Учащиеся. (прогнозируемые ответы)
Гости салона Анны Павловны говорят не только о Наполеоне и о предстоящей войне, но и о проекте вечного мира, который им излагает аббат Морио. Об этом размышляют Пьер Безухов и Андрей Болконский. Продолжая мысль князя Андрея о том, что «ежели бы все воевали только по своим убеждениям, то и войны бы не было», Пьер говорит: «Это-то и было бы прекрасно». Так уже в начале романа формируется идея: война - величайшее зло, мир - благо для всех людей.
Проблема взаимоотношений отцов и детей получает свое развитие с рассказа о семье князя Василия Курагина. Между отцом и детьми нет ни уважения, ни понимания, ни любви. Князь Василий о своих сыновьях говорит: «Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец, и оба вышли дураки».
Л.Н.Толстой заставляет читателя задуматься о том, что такое счастье. Андрей Болконский не любит свою жену и поэтому чувствует себя несчастливым. Только Пьеру он может сказать: «Моя жена – прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которыми можно быть покойным за свою честь; но, боже мой, чего бы я ни дал теперь, чтобы не быть женатым».
Очень важной в произведении является проблема истинной и ложной красоты.
Мини-исследования учащихся «Основные художественные приемы романа «Война и мир»
Учитель. Уже в первых главах романа «Война и мир» четко прослеживаются основные художественные приемы, характерные для творческого метода Л.Н.Толстого. Отдельные группы учащихся получили предварительное задание: на примере первых глав произведения провести мини-исследования по заданным темам.
Мини-исследование I группы «Главные композиционные средства изображения событий, общественных явлений и лиц в романе».
Одним из главных композиционных средств изображения событий, общественных явлений и лиц в романе «Война и мир» является принцип контраста. Он носит почти всеохватный характер. Контраст - в самом названии книги: «Война и мир». «Война во всем» прослеживается и в сценах мирной жизни. Противопоставляются портреты, речь, убеждения, поступки героев. Противопоставляются образ жизни отдельных персонажей, сословий русского общества.
Другой важнейший принцип композиции романа «Война и мир» - это «лабиринт сцеплений». Когда Л.Н.Толстой говорил об этом приеме, он имел в виду сложную содержательную связь между сценами, эпизодами и ситуациями, на первый взгляд, отдаленными друг от друга. Но эти сцены и эпизоды обретают свою подлинную глубину и смысл в соотнесении между собой. Например, эпизод «В салоне Анны Павловны Шерер» сцеплен по контрасту с эпизодом «Именины в семье Ростовых». В этих эпизодах сопоставлено все: причины сбора гостей (светский вечер у Шерер и семейный праздник у Ростовых); отношение к французскому языку, положение хозяек дома, характер приветствия гостей («иерархия приветствий» у Анны Павловны и благодарность «всем без исключения» графа Ростова). У князя Василия и графини Ростовой разное отношение к просьбе Анны Друбецкой, разное отношение к войне у гостей. А эпизод «Именины в семье Ростовых» сцеплен по сходству с эпизодом «Приезд князя Андрея в Лысые горы». Писатель подчеркивает уважение и взаимную любовь друг к другу в семье Болконских и семье Ростовых, естественность их поведения, чистоту внутреннего мира героев. Мы рассмотрели только некоторые «сцепления» эпизодов в I части романа. В романе же в целом эти эпизоды включены в «бесконечный лабиринт сцеплений», в котором, по мнению Л. Н. Толстого, и состоит сущность искусства.
Отличительной особенностью повествования в романе является также присутствие автора в каждой сцене. Мы словно слышим голос писателя: он не скрывает своих симпатий и антипатий. Не составляет никакого труда догадаться, как автор относится к своим героям. Порою это делается совершенно открыто, порой скрывается за иронией или сарказмом. Например, Толстой так описывает еще недавно улыбчивую, игривую и кокетливую маленькую княгиню: «Тон ее уже был ворчливый, губка поднялась, придавая лицу не радостное, а зверское, беличье выражение». Отношение автора может выражаться не только через портрет, но и через внутренний монолог героя, авторское отступление-рассуждение.
Мини-исследование II группы «Роль прилагательных-определений в создании портретных характеристик героев романа»
Перечитывая портреты гостей Анны Павловны Шерер, мы обратили внимание на то, что Л.Н.Толстой в создании портретных характеристик широко употребляет прилагательные как художественные определения. Эти слова помогают передать внутреннее, душевное состояние героев. Например, князь Василий появляется в гостиной Анны Павловны «в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах со светлым выражением плоского лица». Это выражение лица словно маска, которая снимается и надевается, подобно башмакам и звездам. За этой маской князь Василий умело скрывает свои эмоции и мысли. Но как только настоящие чувства на короткое время прорываются наружу, лицо его меняется: в нем появляется «что-то неожиданно-грубое и неприятное». «Холодное притворное» выражение лица у Анны Друбецкой. Весь вечер она делает вид, что слушает рассказчиков, но в душе у нее тревога, беспокойство и страх. На первых страницах романа представлены разные портреты литературных героев, но всех их объединяет одна деталь – улыбка. У Анны Павловны была постоянная «восторженная улыбка», сообразно той роли, которую она играла в светском обществе. Всякий, кто говорил с маленькой княгиней Болконской, видел «при каждом слове ее светлую улыбочку и блестящие белые зубы, которые виднелись беспрестанно». Каждый думал, что эта улыбка предназначена именно ему и «что он особенно нынче любезен». Княжна Элен появилась в гостиной Анны Павловны с «неизменяющейся улыбкой вполне красивой женщины» и покинула этот «восхитительный вечер» с той же улыбкой, которая сияла «еще светлее на ее прекрасном лице». Кажется, будто Элен наклеила эту улыбку и никогда не снимает. Анна Михайловна Друбецкая, пытаясь уговорить князя Василия, обратилась к нему «с улыбкой молодой кокетки, которая когда-то, должно быть, была ей свойственна, а теперь так не шла к ее истощенному лицу». Улыбки этих людей являются символом чего-то фальшивого, наигранного, бездумного. Совсем другими предстают Пьер Безухов и Андрей Болконский. Улыбка у Пьера «была не такая, как у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе и как бы просящее прощение». А скучающий, несколько надменный князь Андрей, увидев Пьера, улыбнулся «неожиданно-доброй и приятной улыбкой». Таким образом, с помощью изобразительных средств языка Л.Н.Толстой показывает, что прекрасно лишь то лицо, в котором отражаются мысли, чувства, а не искусственная маска. Употребление прилагательных-определений в романе «Война и мир» является одним из важных элементов в создании портретных характеристик.
Мини-исследование III группы «Речь как средство создания психологического портрета литературных героев»
В речевой характеристике литературного персонажа можно выделить такие составные: предмет разговора, его цель, словоупотребление, построение фраз, интонация, мимика, жесты. Язык литературного героя помогает читателю не только понять его духовный мир, но и оказаться в центре описываемых событий, увидеть происходящее с позиций его участников, определить авторский стиль писателя. Л.Н.Толстой часто подробно описывает манеру говорить своих героев, тем самым раскрывая их потаенные мысли и чувства, определяя к ним авторское отношение. Князь Василий, например, говорил «всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы». Будучи уведомлен о болезни Анны Павловны, он спрашивает: «Прежде всего, скажите, как ваше здоровье, милый друг?». Кажется, что звучат вполне учтивые слова. Но говорил он эти слова, замечает автор, «не изменяя голоса и тоном, в котором просвечивало равнодушие и даже насмешка». Если скрытая ирония и насмешка будут слышны во многих репликах, обращенных к «милому другу», то с бедной Анной Друбецкой князь Василий говорил «неохотно, почти неучтиво, со скукой в голосе». «Восторженная» речь Анны Павловны соответствовала той роли энтузиастки, которую она играла в светском обществе Петербурга. Рассказывая анекдот, Ипполит Курагин говорит «видимо, с трудом соображая», путая русские и французские слова, речь его совершенно бессвязна. Однако Анна Павловна, привыкшая жить в мире притворства и фальши, как и другие, оценила «светскую любезность князя» и осудила «неприятную и нелюбезную выходку» Пьера Безухова. «Нелюбезность» Пьера состояла в том, что он «боялся пропустить умные разговоры», говорил «оживленно и естественно». Он говорит без оглядки на мнение других: «Наполеон велик потому, что стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее, и равенство граждан, и свободу слова, печати…». Пьер отстаивает свои убеждения: «Я потому так говорю, что Бурбоны бежали от революции, предоставив народ анархии, а один Наполеон умел понять революцию и победить ее». Андрей Болконский по-разному говорит с окружающими: сухо и неприятно с Ипполитом Курагиным, ласково и нежно с Пьером, холодно и учтиво с женой. Высказывания Андрея Болконского позволяют понять, о чем он думает, что его волнует. Князя Андрея не интересуют светские сплетни, анекдоты, он размышляет об ответственности человека за свои поступки, о цели в жизни, о предстоящей войне. Только с Пьером князь Андрей может быть откровенным: «Ты говоришь, Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, - и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной – и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу».
Таким образом, речевая характеристика играет не только важную роль в создании психологического портрета литературного героя, но и помогает писателю выразить какую-то важную мысль, идею.
Подведение итогов урока
Беседа с учащимися
Какие основные темы и нравственно-философские проблемы романа мы определили?
Назовите главные композиционные средства изображения событий и лиц в романе «Война и мир».
Определите средства создания психологического портрета литературного героя, которые использует Л.Н.Толстой.
Заключительное слово учителя
Наши наблюдения, исследования помогают сделать вывод: первые главы романа - важная ступень к пониманию, осмыслению и восприятию художественного произведения. На это обратил внимание и известный исследователь творчества Л.Н.Толстого К.Н.Ломунов, слова котрого стали эпиграфом к нашему уроку. Экспозиция произведения словно открытая дверь в сложный, удивительный и необыкновенно интересный мир романа «Война и мир».
Домашнее задание
Прочитать: т. 1, ч. 1: «Именины у Ростовых» (гл. 7-9, 16); «В доме графа Безухова» (гл. 20-21); «Лысые горы» (гл. 23-25). Подготовить сообщение «Смотр под Браунау осенью 1805 года»
Тема: Изображение войны 1805- 1807гг.
Цель: выявить идейно - художественные особенности изображения войны.
Ход урока.
Слово учителя
Идя вслед за Толстым, мы должны разобраться в характере войны 1805-1807 годов, которая ярко изображается на страницах романа, познакомиться с историческими событиями эпохи, увидеть, как относится автор к войне и как ведёт себя человек на войне.
Беседа.
-Каковы были цели войны и как смотрели на войну её непосредственные участники?
- Что показал смотр в Браунау? Готова ли русская армия к войне? Понимают ли солдаты цели войны? (том1, ч.2, гл.2).
Крупным планом выделяется образ Кутузова. Назначая смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом.
-Сцена смотра в Браунау позволяет судить о качествах Кутузова как полководца и человека. Что можно о нём сказать?
Шенграбенское сражение. Кратко охарактеризуйте план Кутузова.
-Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг? (том1,ч.2,гл20-21).
Рота Тимохина.
Поведение Долохова.
Батарея Тушина.
Вся рота Тимохина проявила героизм. Когда застигнутые врасплох войска побежали, рота Тимохина «одна удержалась в порядке». Тихий, до боя казавшийся нескладным, командир роты Тимохин сумел удержать роту в порядке.
После боя один Долохов похвастался своими заслугами и ранением. Храбрость его показная, ему свойственна самоуверенность и выпячивание себя на первый план.
Капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха. В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основываются на чувстве долга. Это и есть толстовская норма поведения человека в бою.
Аустерлицкое сражение. (том1,ч.3, гл.11-19).
Это композиционный центр, к нему ведут все нити бесславной и никому ненужной войны. Именно в Аустерлице – подлинный конец войны 1805-1807гг. «Эпоха наших неудач и нашего срама» - так определил эту войну сам Толстой.
- Рассказать о поведении в Аустерлицком сражении Н.Ростова и А.Болконского. (гл.13,17,18; гл.11,12,16,19).
Подведение итогов. Всеобщий Аустерлиц – таков итог 1 тома. Эта война не имела, по Толстому, никакой цели. Затеянная ради честолюбивых интересов русских придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу.
Домашнее задание: читать и анализировать т.3,ч.1,гл.1,2,23;ч.2,гл.4,8,19-39;т.4,ч.3,гл.1
Решающее сражение в кампании 1805— 1807 годов. Шенграбен — это судьба русской армии, а значит, проверка нравственной силы русских солдат. Путь Багратиона с четырехтысячной армией через Богемские горы имел целью задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы, т. е., по сути, сохранить армию. Цель сражения благородна и понятна солдатам.
Аустерлиц — «сражение трех императоров». Цель его — закрепить достигнутый успех. Но на самом деле Аустерлицкое сражение стало страницей «срама и разочарования для всей России и отдельных людей и торжества Наполеона-победителя» Цель сражения не понята солдатами.
Тема: Изображение войны 1812 года.
Ход урока.
Анализ сцена «Переправа французов через Неман».
-Что с точки зрения Толстого явилось причиной свершения исторического события? Французский лагерь. Почему же «должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных? (т.3,ч.1,гл.1)
Автор в сцене переправы через Неман (т.3,ч.1,гл.2) рисует Наполеона и его армию в самом начале похода в Россию. Во французской армии тоже существует единство.
-На чём основано это единство?
Единство это было корыстным, единством захватчиков. Слава покорителя мира вела Наполеона. Это единство непрочное. Потом автор покажет, как оно распадается в решительную минуту. Это единство выражается в слепой любви солдат к Наполеону и принятии её Наполеоном как должного.
Анализ сцен оставления русскими своих земель.
Единство же русских людей основано на другом – на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущим на ней.
- Показать совпадение интересов русских людей как основную причину победы. Рассказать сцену оставления Смоленска, сделать вывод.(т.3,ч.2,гл.4.), Богучарово (т.3,ч.2,гл.8.), оставление Москвы (т.3,ч.1,гл.23.).
III. Бородинское сражение. (т.3,ч.2,гл.19-39).
Это кульминация всего действия, так как оно было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось. Это точка пересечения судеб всех героев.
- Почему сражение показано глазами Пьера?
Большинство сцен Бородинского сражения показано глазами Пьера, так как Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и видит настроение участников, а оно и является причиной победы.
- Опишите настроение во французском лагере (гл 26-29).
- Батарея Раевского (гл.31-32).
Солдаты и офицеры выполняют свой долг. Всё время все заняты. Все оживлены, все шутят: над Пьером, над собой. Это проявление стойкости, выносливости.
- Каким было поведение Наполеона и Кутузова в битве? (гл.33-35).
Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого о нравственной победе русских. Зачитать глава 39.
IV.Участие в войне народа.
- В чём выразился народный характер войны 1812 года?(т.4,ч.3,гл.1)
Толстой показывает народ в огромной массе мужиков перед Бородино и в партизанской войне, но лицо одного из них Толстой высвечивает особенно ярко – это Тихон Щербатый.
-Каким мы увидели Тихона Щербатого?(
Толстой видит в Щербатом тип народной жизни. Показывая в нём силу и ловкость, смекалку и юмор, автор в то же время подчёркивает в нём стихийность и интуитивность.
Партизанская война – это возмездие за разорение и гибель, это дубина, «…которая гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие».
V.Изображение войны 1812 года на картинах русских художников.
-Сравните героев романа и картины, изображающие события 1812 года.
Демонстрация слайдов с картинами С.В.Герасимова «Кутузов на Бородинском поле», В.В.Верещагина «Наполеон 1 на Бородинских высотах», В.В.Верещагина «Конец Бородинского боя», В.В.Верещагина «Не замай – дай подойти», В.В.Верещагина «На большой дороге – отступление, бегство».
Так закончилось наполеоновское нашествие на Россию. Но память о войне и подвиге русского народа сохранилась до сих пор, благодаря роману Л.Н.Толстого, а также памятникам архитектуры.
Демонстрация слайда с изображением Храма Христа Спасителя.
Домашнее задание: : читать и анализировать главы о судьбе Андрея Болконского: т.1,ч.1,гл.2,3,4; т.1,ч.2,гл.11-19,ч.3,гл.11-13,17-19; т.2.ч.1.гл.7-9,ч.2.гл.7-14; ч.3.гл.1-3,5,618,22; т.3,ч.2,гл.15,16,24,25,36,37; т.4,ч.1,гл.15,16.
Тема: Нравственные пути искания князя Андрея Болконского.
Цель: раскрытие нравственного пути искания главного героя, проблема становления и совершенствования человека- участника исторических событий.
Ход урока.
Вступительное слово преподавателя.
Жизнь, в понимании Толстого, истинная, честная человеческая жизнь, всегда означала вечный поиск, ошибки, а рядом – добрые дела открытия. Такой жизнью жили любимые герои Толстого.
История народа, по Толстому, - это быт народа, частная семейная и личная жизнь. Но история – это искания общественной мысли, движения человеческого сознания.
Андрей Болконский и Пьер Безухов – герои интеллектуального плана. Они выражают в романе именно эту духовную сторону исторической жизни.
Андрей и Пьер в психологическом смысле –это наиболее близкие Толстому герои. Они близки ему тем, что находятся в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Их жизнь – это путь. Путь открытий и разочарований, особенный, неповторимый.
Беседа по вопросам.
- При каких обстоятельствах мы впервые знакомимся с князем Андреем? (чтение и комментирование текста т.1,ч.1,гл.)
Своё повествование Толстой начинает с 1805 года. Полный честолюбивых устремлений Андрей идёт на войну.
- Зачем князь Андрей пошёл на войну и как проявил себя на войне?
Исследование глав текста – т.1,ч.2,гл. 11-19, ч.3, гл.11-13,17-19.
Вместе с Андреем на Аустерлицком поле мы понимаем, что есть истинное и важное для человека. После плена, выздоровев после ранения, Андрей возвращается домой в Лысые горы.
- Какие испытания обрушились на Андрея по возвращении домой?
Исследование глав текста – т.2,ч.1,гл.7-9, ч.2,гл.7-9,10-14.
Путь Болконского не мог быть прямолинейным и равномерным. Жизнь Андрея состоит из ряда этапов, каждый из которых заканчивается кризисом, разочарованием, затем пробуждением к новой жизни, новый поиск. Внутренний перелом происходит после Аустерлица и смерти жены. Происходит переоценка ценностей.
- Чем решил заняться Андрей, ради чего жить?
Исследование эпизода «Андрей в Богучарове»(т.2,ч.2, гл.9-14.).
- Кто пробудил Андрея к активной жизни?
Исследование эпизода «Разговор на пароме» (т.2,ч.2,гл.12).
Пьер подействовал на Андрея не примером своих дел, а своим энтузиазмом, жизненной энергией. То, что начал Пьер, довершила встреча с Наташей Ростовой.
- Какое впечатление произвела на Андрея встреча в Отрадном? Как в дальнейшем складывались их отношения?
Исследования глав текста – т.2,ч.3,гл.1-3.
К Андрею приходит новое желание деятельности и славы – он уезжает в Петербург, знакомится со Сперанским.
- Какие чувства испытывает Андрей, вновь появившись в свете?
Исследование текста – т.2,ч.3,гл.5,6.
-Почему князь Андрей разочаровывается в государственной службе? (т.2,ч.3,гл.18.
Затем пришла любовь к Наташе, которая заставила опять всё переосмыслить.
- Чем Наташа привлекла внимание князя Андрея? (т.2,ч.3,гл.18,22).
Война 1812 года застаёт Андрея во внутреннем смятении, с тяжёлыми мыслями о нанесённой ему обиде. Но война 1812 года – это общее дело, трагедия не только для князя Андрея, а всенародная. В ней личное сливается с народным и историческим. Для Андрея это возможность новой жизни, нового возрождения.
- Каким показан Андрей Болконский в войне 1812 года?
Исследование глав текста т.3,ч.2,гл.15,16,24,25,36,37.
Забывается эгоизм, происходит переоценка ценностей, появляется возможность пожалеть и простить своего недавнего врага.
- Смог ли простить Андрей Наташу за измену?
Исследование глав текста т.4,ч.1,гл.15,16.
Обобщения и выводы.
- Что стало итогом нравственного пути князя Андрея Болконского?
Домашнее задание: прочитать и проанализировать главы, относящиеся к образу Пьера Безухова:т.1,ч.1,гл.2,3,4-6,т.2,ч2,гл.2,3,10-12,ч.3,гл.7,ч.5,гл.1,т.3,ч.1,гл.23,ч.2,гл.20,21,32,ч.3,гл.9,27,33,34,т.4,ч.1,гл.10-13,ч.4,гл.12-14,Эпилог ч.1,гл.14.
Тема: Нравственные пути искания Пьера Безухова.
Цель: проследить исторические процессы в стране через судьбы главных героев, их поиски смысла жизни.
Ход урока.
Вступительное слово
Читая роман, мы обратили внимание на то, что Толстой далеко не у всех героев показывает процесс внутренней жизни.
- Чем вы можете объяснить это?
Особенно близки и дороги писателю Андрей Болконский и Пьер Безухов, Они идут трудными дорогами в поисках «простоты, добра и правды». Среди героев «Войны и мира» Пьер меняется больше других, к нему применимо словосочетание «диалектика души».
Диалектика – это философская система, в основе её – представление о постоянном развитии, движении. Причём развитие осуществляется в борьбе противоположных начал.
Пьер буквально соткан из противоречий. Он грешен – и судит себя за это. Он барин, но сознаёт своё единство с простым народом. Всё это заставляет его постоянно искать истину. В этих поисках он меняется.
II. Беседа по вопросам
- Где произошло первое появление Пьера Безухова? (т.1,ч.1,гл.2,3,4,5).
С момента появления Пьера в салоне Анны Павловны Шерер чувствуется его «инородность».Он нарушает заведённый порядок салонного этикета. Это вызывает у хозяйки «беспокойство и страх». И только с Андреем Болконским у Пьера сложились дружеские отношения.
- Что связывает Пьера с «золотой молодёжью»? (т.1,ч.1,гл.6).
Участие Пьера в развлечениях светской молодёжи представляет собой завязку в развитии сюжетной линии Пьера. Именно в этих сценах проявляется противоречивый характер Пьера: какое начало в нём победит?
-Почему женитьба на Элен Курагиной стала позором и несчастьем его жизни? (т.1,ч.3,гл.1,2).
Женитьба на Элен Курагиной – первое искушение, которое не выдержал Пьер; он изменил самому себе и горько за это расплатился.
- Ссора с Долоховым. Дуэль.(т.2,ч.1,гл.5,6).
Эти события повергли Пьера в глубочайший кризис. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть?» Эти размышления о смысле жизни характерны для положительных героев Толстого. Смысл жизни Пьер находит в нравственном самоусовершенствовании как средстве устранения зла в себе и в мире. Пьер вступает в общество масонов.
- Какие события привели Пьера в общество масонов? (т.2,ч.2,гл.1-5).
- Почему Пьер разочаровался в деятельности масонов? (т.2,ч.3,гл.7-11).
Разочаровавшись в деятельности масонского общества, Пьер вновь оказался в мире нравственных проблем и собственных переживаний. Из тупика его выводит 1812 год.
Пьер почувствовал в себе силы, способные принести пользу России.
- Как ведёт себя Пеьр на Бородинском поле?
Анализ эпизода «Пьер на батарее Раевского» (т.3,ч. ,гл.31,32).
Пьер восхищён мужеством простых солдат; он понял, что война – это безумие, противоестественное состояние для человека.
После Бородинского сражения Пьер возвращается к решению убить Наполеона, «с тем, чтобы погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы».
-Как ведёт себя Пьер в горящей Москве?
Анализ эпизодов спасения девочки и защиты женщины-армянки (т.3,ч.3,гл.33-34).
В плену Пьер понимает, что «человек- это щепка, попавшая в колесо неизвестной ему, но правильно действующей машины». На его глазах расстреливают пленных. Это потрясение привело к тяжёлому кризису, он почувствовал, что разрушилась вера в благоустройство мира.
- Как изменила жизнь Пьера встреча с Платоном Каратаевым? (т.4,ч.1,гл.13).
Пьер вынес из плена открытие: человек может стать сильнее окружающей жестокости, он может быть внутренне свободен, как бы он ни был унижен и оскорблён внешними обстоятельствами.
- В чём увидел Пьер смысл своего существования? (т.4,ч.4,гл.15-20).
В эпилоге перед нами совсем другой Пьер. Внутренняя работа над собой принесла новое ощущение «улыбки радости жизни». Он женится на Наташе Ростовой и теперь « весь мир, весь смысл жизни заключается в любви».
Но Толстой даёт намёк на тайную общественную деятельность Пьера. Вероятно, это его участие в обществе декабристов.
Анализ эпилога ч.1, гл.14,16.
Домашнее задание: читать и анализировать главы, посвящённые Наташе Ростовой: т.1,ч.1,гл8; т.2,ч.3,гл.2; т.2,ч.4,гл.6,7; т.2,ч.3,гл.16,17; т.2,ч.5,гл.9,10; т.3,ч.3,гл.32; т.4, ч.1,гл.14,16; эпилог ч.1,гл.10,14-16.
Тема: Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н.Толстого.
Цель: провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа.
Ход урока.
Вступительное слово
Мы продолжаем разговор о персонажах романа Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих». Героиня сегодняшнего занятия – Наташа Ростова.
II. Беседа.
- С какими женскими образами мы встречались при изучении литературы 19 века?
Для Толстого Наташа Ростова – это идеал женщины. Почему же Толстой больше всех других своих героинь любил Наташу?
« Люди, как реки…»,- замечал автор. Как вы понимаете это?
Остановимся на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты её жизни, когда особенно ощутима «диалектика души». Первая встреча с Наташей.
-Прочтите описание её поведения, портретную характеристику (т.1,ч.1гл.8).В чём прелесть и обаяние героини? Красива ли она?
Обаяние её-в простоте, естественности. Наташа вся переполнена жаждой жизни. Она стремится всё делать сама, чувствовать за всех, всё видеть, во всём участвовать.
Вторая встреча с героиней. Это имение Ростовых в Отрадном. Князь Андрей приезжает по хозяйственным делам в Отрадное. Он переживает тяжёлый душевный кризис, но вдруг случатся нечто, что словно пробуждает его ото сна.
- Зачитайте отрывок из т.2,ч.3,гл.2 «Князь Андрей, невесёлый…» до слов «…невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей…».
Ночь, проведённая в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Светлый мир Наташи помогает Князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь.
Толстой оценивает своих героев одним: насколько они близки к народу, к природе. Сущность Наташи нельзя представить без этой связи.
- Проанализируйте эпизод «У дядюшки»(т.2,ч.4,гл,6,7).
В этом эпизоде раскрывается одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым. «Сущность её жизни – любовь» - пишет Толстой. Любовь определяет её жизненный путь и тогда, когда она только живёт, ожидая её, и тогда, когда становится женой и матерью.
Первый бал Наташи – одна из ярких сцен романа.
- Что испытывает героиня на балу?
Анализ эпизода т.2,ч.3,гл.16,17.
Первый бал героини стал началом любви её и князя Андрея, любви двух очень разных людей. Князь Андрей пленился естественность Наташи. Но свадьбу отложили на год. Князь Андрей не был уверен в любви Наташи, плохо её понимал. Он опять замкнулся в себе, в своих чувствах. Но в любви нельзя думать только о себе. Гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы.
Наташа желает счастья сейчас же, немедленно. Любить каждую минуту и быть любимой – единственная её потребность. Каждую секунду бытия она должна чем-то наполнить. Чувствуя себя свободной ( об этом ей столько раз говорил князь Андрей), семнадцатилетняя Наташа никого не боится, не опасается попасть в ситуацию, которая может принести страдания. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Анатоль Курагин воспользовался доверчивостью Наташи.
- Как вы расцениваете поступок Наташи? Осуждаете или можете понять?
Анализ эпизода «В театре» (т.2,ч.5,гл.9,10).
Увлечение Анатолем произошло из-за неистребимой потребности героини жить полно, любить и быть любимой. И это ещё одно доказательство того, что перед нами живой человек, которому свойственно заблуждаться, искать, ошибаться.
Анализ эпизода «У постели умирающего Андрея» (т.3,ч.3,гл.32; т.4,ч.1,гл.14,16.).
Тяжело видеть страдания Наташи после смерти князя Андрея. Она, оторванная от семьи, чувствует себя очень одинокой. После смерти брата Пети она старается поддержать мать. И сама постепенно возрождается к жизни. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними.
-К чему пришла Наташа? Чего добилась в жизни?
Анализ эпилога ч.1, гл.10,14-16.
Наташа Ростова много пережила; душевные страдания изменили её облик, чувства стали глубже. Теперь для неё нет ничего важнее детей, мужа. Не всё понимала она в деятельности Пьера, но он для неё – самый лучший, самый честный и справедливый.
Домашнее задание: подготовиться к сочинению по роману «Война и мир».