ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РАЗВИТИИ ПОНЯТИЯ «КАЛЛИГРАФИЯ»
Развитие каллиграфии связано с историей письменности, на возникновение которой оказало влияние развитие общества, потребности людей в общении, достижения научно-технического и культурного прогресса человечества, резко повлиявшие на отбор материалов, а также способов письма.
История письма – это, фактически, история человечества, есть даже специальная наука – грамматология, изучающая историю письма. Раньше, когда люди хотели передать какую-либо информацию, идеи или мысли, они вырезали различные символы на дереве, глине и металле. Письмо это называлось пиктографическим (от лат. «пиктус» – картинный, нарисованный, образный и греч. –«графио» – пишу), его «возраст» – 6-8 тысяч лет. Позже письменные сообщения стали передавать, используя рисуночные знаки (символы-идеограммы). Рисунок стал словом, и такое письмо называется идеографическим (от греч. «идеа» – понятие и «графио» – пишу). Также стали появляться материалы для письма: папирус, пергамент, полотно, бумага; новые орудия письма: тростниковая палочка, кисть, гусиное перо, стальное перо и, наконец, шариковая ручка [4].
Известный исследователь развития и становления письма Н.А. Павленко считал: «Появление идеографического письма, пришедшего на смену пиктографии, связано исторически с дальнейшим развитием человеческого мышления и, следовательно, языка, с приобретённой им способностью к бо́льшим абстракциям, с умением человека разлагать речь на элементы – слова» [2, с. 9].
Существует несколько разновидностей письма: словесное, слоговое и буквенное. Во всех письменностях имеются системы знаков – графемы, соответствующие единице речи, которая записывается. В словесном письме – это слова, в слоговом – последовательность звучащих звуков (не обязательно слог), в буквенном значащий звук (фонема).
Звукобуквенное (алфавитное) письмо – исторически самый поздний и самый совершенный вид письма. Историки этого письма – в классическом графическом алфавите, созданном в 403 году до н.э., включающим 17 согласных, 7 гласных букв, из которого развилось славяно-кирилловское письмо – русское, болгарское, сербское и другие [4].
Обучение письму было очень сложным, чаще применялся метод механических упражнений, переписывания. Учащиеся несколько месяцев переписывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения, часто не умея прочесть написанного. При обучении письму не учитывались ни графические трудности письменного алфавита, ни трудности овладения грамотой.
Только при Петре I был упрощён шрифт. Русские люди стали использовать общеупотребительное европейское письмо по образцу латинских букв. Письмо заметно упростилось, но шрифт оставался всё ещё достаточно вычурным.
Процесс обучения письму был долгим. Скоро чистописание включили в программу начальной школы. Оно входило в цикл предметов искусства. Учителя чистописания одновременно были учителями рисования и черчения. Было необходимо писать красиво и скоро. В середине XIX века появляется ряд руководств к обучению скорописи: В. Половцев «Курс скорописи», Ходоровский «Курс скорописи», Баранцевич «Руководство скорописи», П. Е. Градовоев выпустил прописи, дающие образцы делового письма: ведомостей, расписок и так далее [1].
Расширяющиеся потребности общества в письме, требовали упрощения шрифта для ускорения и увеличения объёма производимых записей. Гражданский шрифт, который был создан при Петре I, уже не удовлетворял запросы общества в скорописи.
В начале XX века стал вопрос об упрощении письменного шрифта. Потребность в дальнейшей работе в этом направлении существует и в настоящее время. Распространение машинописи, введение в обиход авторучек, увеличение объёма информации требовали внесения изменений в письменный шрифт. В 60-е годы проводилась экспериментальная проверка разных вариантов нового шрифта в РСФСР и других республиках. В 1970 году в школах был принят новый письменный шрифт, приспособленный к безнажимному письму шариковой ручкой и способствующий развитию навыков безотрывного скоростного письма [3].
Письмо, которому учат в школах, – это русское курсивное письмо. Его графика менялась в течение столетий. Собирались наиболее простые в написании графические формы, и почти в таком виде, как сейчас, они сложились уже в XVIII веке. Последняя реформа (1969 г.) изменила способ написания букв, также изменились и графические формы.
Поисками рациональной графики занимались в разных станах. В последние десятилетия в США, Англии, Канаде и других станах получило распространение так называемое письмо «скрипт» (script), в котором буквы представляют нечто среднее между рукописным и печатным шрифтом, пишутся они все с отрывом [5].
Каллиграфию вполне можно назвать наукой и искусством. Так как в течение всего развития человеческой цивилизации она занимается как изучением истории развития письменности, так и разработкой новых трактовок рисунка и техники выполнения графем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруких, М.М. Как научить ребёнка писать красиво: пособие для учителей и родителей / М.М. Безруких. – М.: Дидакт, 1995. – 80 с.
2. Руссков, С.П. Каллиграфия для учителей: пособие для учителей / С.П. Руссков. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1996. – 104 с.
3. Соколова, Е.Н. Обучение чистописанию: пособие для учителей / Е.Н. Соколова, О.Т. Тарасова. – М.: Просвещение, 2007. – 110 с.
4. Серебренникова, Ю.А. Теория и практика обучения каллиграфии / Ю.А. Серебренникова // Начальная школа. – 2013. - №1. – С. 34 – 86.
5. Илюхина, А.В. Каллиграфия – это искусство красивого написания / А.В. Илюхина // Галерея каллиграфии. – URL: http://www.typeart.ru/iskusstvo/kalligrafiya-eto-iskusstvo-krasivogo-napisaniya (дата обращения: 10.10.2019).