История древней Индии Индская или Хараппская цивилизация — третья по времени появления древневосточная цивилизация, после египетской и месопотамской. Хараппская цивилизация развивалась в долине реки Инд в 3300 — 1300 лет до нашей эры. Наиболее значительные центры — Мохенджо-Даро, Хараппа, Хастинапур, Индрапрстха. Были развиты: монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В Мохенджо-Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также системы городской канализации и городского водопровода. Жилые дома предположительно были двухэтажными. Орудия труда изготавливались преимущественно из меди и бронзы. Важная роль отводилась внешней торговле: у хараппской цивилизации были торговые сообщения с Месопотамией, Средней Азией, прямые торговые связи доходили до Шумера и Аравии. Закат индской цивилизации приходится на XVIII — XVII века до н.э. В это время основная масса дравидского населения сдвигается на юго-восток и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, это было вызвано ухудшением природных условий. Последний удар по носителям цивилизации нанесло, вероятно, вторжение ариев. Большинство учёных помещают ведийскую цивилизацию в период от второго до первого тысячелетия до н.э. Все это описано в «Ригведе» — древнейшая ведийская религиозная книга. Борьба двух этнических групп продолжалась долго, и вся дальнейшая история Индии почти до эпохи буддизма есть история постепенного завоевания полуострова Индостан пришельцами — ариями и вытеснения неарийских туземцев. Индоарии ведийской эпохи стояли выше аборигенов в культурном развитии. Из металлов им были известны: золото, бронза, медь. Индоарии были уже тогда земледельческим народом, обрабатывали землю плугом, запряжённым волами. Возделывался, вероятно, ячмень. Рис был ещё неизвестен (его родина — юго-восток Индии). Ещё большую роль играло скотоводство. Корова является предметом культа. Из других домашних животных упоминаются овцы, козы, лошади, осел, собака. Позже - слоны. Жили в деревнях, которые иногда укреплялись (тогда к поселению добавлялась окончание - «пур»). Городов в настоящем смысле слова не было. Во главе народца стоял царь или вождь (санскр. раджа). Звание его часто было наследственным, а иногда и выборным. Власть царя ограничивалась народным собранием. Народ приносил ему добровольную дань, на войне царь являлся военным главнокомандующим. Рядом с царской властью стоят уже верховные жрецы, сан которых с течением времени также становится наследственным. Жрецы (брахманы) и воины (кшатрии) уже существовали, но не как замкнутые в себе сословия. Впоследствии классические индийские высшие касты (существуют следующие касты: 1) брахманы (священнослужители из уст Брахмы), 2) кшатрии (воины из рук Брахмы), 3) вайшьи (торговцы из груди и живота Брахмы), 4) шудры (слуги из ног Брахмы) и 5) неприкасаемые (из пыли с ног Брахмы)) произошли от завоевателей-арийцев, покоренные же туземцы дали людской ресурс для низших каст. Характерной чертой ведийских индоариев является воинственность. Письменности не было. Гимны слагались и передавались от одного поколения другому изустно. Как можно видеть из них, лирическая поэзия была уже высоко развита и выработала целый ряд звучных и даже изящных размеров. Музыка пользовалась большой любовью. У ведийских индоариев несомненно господствовало единоженство. Многоженство встречалось редко (только у царей и знатных) и всеобщим сделалось значительно позднее. Брак считается институтом установленным богами. Загробная жизнь ожидала человека в царстве бога смерти Ямараджа, сидящего и пьющего с богами и предками под тенистым деревом. Там светит непотухающий свет, текут вечные воды, исполняются все желания, обитают радость и удовольствие, веселье и блаженство. Три главных бога в индуизме: Брахма, Вишну и Шива. Второстепенные боги: Индра (бог грома и молний), Ваю (бог ветра), Ганеша (бог мудрости с головой слона) и другие. Известные литературные произведения: Рамаяна (повествование о жизни царевича Рамы, его любви к Сите, его окружении и странствованиях) и Махабхарата (повесть о правлении династии Куру и о вражде, возникшей в ходе престолонаследия, между 100 кауравами и 5 пандавами, приведшей к великой битве, в которой пандавы выиграли). | История древней Индии Индская или Хараппская цивилизация — третья по времени появления древневосточная цивилизация, после египетской и месопотамской. Хараппская цивилизация развивалась в долине реки Инд в 3300 — 1300 лет до нашей эры. Наиболее значительные центры — Мохенджо-Даро, Хараппа, Хастинапур, Индрапрстха. Были развиты: монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В Мохенджо-Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также системы городской канализации и городского водопровода. Жилые дома предположительно были двухэтажными. Орудия труда изготавливались преимущественно из меди и бронзы. Важная роль отводилась внешней торговле: у хараппской цивилизации были торговые сообщения с Месопотамией, Средней Азией, прямые торговые связи доходили до Шумера и Аравии. Закат индской цивилизации приходится на XVIII — XVII века до н.э. В это время основная масса дравидского населения сдвигается на юго-восток и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, это было вызвано ухудшением природных условий. Последний удар по носителям цивилизации нанесло, вероятно, вторжение ариев. Большинство учёных помещают ведийскую цивилизацию в период от второго до первого тысячелетия до н.э. Все это описано в «Ригведе» — древнейшая ведийская религиозная книга. Борьба двух этнических групп продолжалась долго, и вся дальнейшая история Индии почти до эпохи буддизма есть история постепенного завоевания полуострова Индостан пришельцами — ариями и вытеснения неарийских туземцев. Индоарии ведийской эпохи стояли выше аборигенов в культурном развитии. Из металлов им были известны: золото, бронза, медь. Индоарии были уже тогда земледельческим народом, обрабатывали землю плугом, запряжённым волами. Возделывался, вероятно, ячмень. Рис был ещё неизвестен (его родина — юго-восток Индии). Ещё большую роль играло скотоводство. Корова является предметом культа. Из других домашних животных упоминаются овцы, козы, лошади, осел, собака. Позже - слоны. Жили в деревнях, которые иногда укреплялись (тогда к поселению добавлялась окончание - «пур»). Городов в настоящем смысле слова не было. Во главе народца стоял царь или вождь (санскр. раджа). Звание его часто было наследственным, а иногда и выборным. Власть царя ограничивалась народным собранием. Народ приносил ему добровольную дань, на войне царь являлся военным главнокомандующим. Рядом с царской властью стоят уже верховные жрецы, сан которых с течением времени также становится наследственным. Жрецы (брахманы) и воины (кшатрии) уже существовали, но не как замкнутые в себе сословия. Впоследствии классические индийские высшие касты (существуют следующие касты: 1) брахманы (священнослужители из уст Брахмы), 2) кшатрии (воины из рук Брахмы), 3) вайшьи (торговцы из груди и живота Брахмы), 4) шудры (слуги из ног Брахмы) и 5) неприкасаемые (из пыли с ног Брахмы)) произошли от завоевателей-арийцев, покоренные же туземцы дали людской ресурс для низших каст. Характерной чертой ведийских индоариев является воинственность. Письменности не было. Гимны слагались и передавались от одного поколения другому изустно. Как можно видеть из них, лирическая поэзия была уже высоко развита и выработала целый ряд звучных и даже изящных размеров. Музыка пользовалась большой любовью. У ведийских индоариев несомненно господствовало единоженство. Многоженство встречалось редко (только у царей и знатных) и всеобщим сделалось значительно позднее. Брак считается институтом установленным богами. Загробная жизнь ожидала человека в царстве бога смерти Ямараджа, сидящего и пьющего с богами и предками под тенистым деревом. Там светит непотухающий свет, текут вечные воды, исполняются все желания, обитают радость и удовольствие, веселье и блаженство. Три главных бога в индуизме: Брахма, Вишну и Шива. Второстепенные боги: Индра (бог грома и молний), Ваю (бог ветра), Ганеша (бог мудрости с головой слона) и другие. Известные литературные произведения: Рамаяна (повествование о жизни царевича Рамы, его любви к Сите, его окружении и странствованиях) и Махабхарата (повесть о правлении династии Куру и о вражде, возникшей в ходе престолонаследия, между 100 кауравами и 5 пандавами, приведшей к великой битве, в которой пандавы выиграли). |