Одежда поморов
Одежда помо́ров — традиционный костюм поморов — этнографической группы в составе русского народа, подчёркивающий их основные занятия, такие как рыболовство, охота и торговля, и указывающий на тесную связь с культурой карелов, саамов, а также ненцев и норвежцев. Этот костюм носился вплоть до середины XX века, а отдельные его элементы используются до сих пор.
Общие характеристики
Поморский костюм относится к севернорусскому типу женского русского костюма, для которого характерен сарафан, надеваемый поверх рубахи. Данный комплекс использовался в качестве как и повседневной, так и праздничной одежды. Однако основные элементы промысловой одежды поморы позаимствовали у соседнего нерусского населения.
Ткани
В конце XIX-начале XX веков большинство поморов использовали для изготовления одежды покупные ткани фабричного производства, приобретавшиеся в лавках, на рынках и у приезжих купцов в Архангельске, Романове-на-Мурмане (ныне Мурманск) и даже за границей. Домотканина была больше всего распространена на Онежском и Летнем, а также местами на Поморском и Зимнем берегах, из неё изготавливали рабочую и некоторые виды будничной одежды. Повсеместно практиковалось выделывание кожи домашних и морских животных, которая шла на одежду, обувь и некоторые бытовые предметы. Орнаментирование тканей вышивкой было развито в большей степени на Поморском, Онежском и Летнем берегах.
Золотное шитьё
Исторически шитьё золотом было широко распространено в Поморье. Центром золотого шитья в Поморье был Сумский Посад, наиболее ранее упоминание об этом промысле относится к XVII, когда Соловецкий монастырь обменивал продукцию сумскопосадских золотошвеек иностранным купцам в обмен на хлеб и заморские товары. В конце XIX-начале XX веков во многих поселениях Поморского, Карельского, Кандалакшского и Терского берегов, и в Сумском Посаде в том числе, было распространено вышивание на заказ кружков — верхних частей повойников, а также поясов и девичьих повязок. В качестве материалов использовались пряденое серебро, бить, блёстки, канитель и мишура, приобретавшиеся в Архангельске.
Вязание
Вязаные изделия преимущественно изготовлялись для домашнего потребления, лишь избытки шли на продажу. До революции поморское вязание очень хорошо оценивалось, и поморские вязаные изделия неоднократно получали награды на губернских и международных выставках, и находили сбыт не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
В конце XIX-начале XX веков в Поморье использовалось три способа вязания: одной иглой, на спицах-прутка́х и вязальным крючком. Вязали носки, чулки, рукавицы, свитера, платки, пояса и шарфы.
Вязание одной иглой, один из самых древних способов вязания, к началу XX века в Поморье было распространено прежде всего на Летнем, Онежском и Поморском берегах, также его использовали карелы с Поморского, Карельского и Кандалакшского берегов и саамы Кандалакшского берега, в остальных местах одной иглой вязали редко. Иглы для вязания делались из кости, дерева и металла, использовалась неокрашенная шерсть домашнего изготовления. Готовое изделие вымачивали в горячей воде, после чего оно становилось более плотным. К настоящему времени вязание одной иглой забыто, женщины преклонного возраста, во времена своей молодости или детства заставшие за вязанием одной иглой своих матерей и старших сестёр не могут с точностью вспомнить, как начать вязание.
Вязание на спицах повсеместно распространено даже сейчас, используется пять спиц. Поморки широко используют традиционные мотивы в своих работах. В качестве материала для вязания применяется шерсть домашнего изготовления
Самые популярные узоры — это варианты различных разветвлённых ромбов: «крюки», «рачки», ромба, разделённого крестами или лучами, а также восьмилепестковые розетки, построенные из ромбов — «звёзды», «ко́мпасы» и «ку́мпасы». Также в качестве узоров используются квадратики, треугольники, прямые, зигзагообразные и кривые линии.
Кружево
Изготовление кружева распространилось у поморов в конце XIX века. Кружева вязали крючком белыми хлопчатобумажными нитями — бумагой. Кружевом отделывали концы полотенец, подвесы и подзоры к простыням и рубашкам, наволочки, скатерти, занавески, покрывала, салфетки и разные мелкие предметы. По большей части в орнаментах кружев используются геометрические узоры из сочетаний ромбов из ромбов, квадратов
Мужской костюм.
По большей части мужской костюм не отличается от костюма, носившегося остальными русскими — туникообразной рубахи-косоворотки, носившейся навыпуск и подпоясывавшейся тканым или кожаным поясом и штанов-портов — верхних и нижних.
Поморские косоворотки изготовлялись из пестряди — ткани с фактурой в клетку, Рубахи шили на подоплёке — полотняном подкладе в верхней части. Ворот рубахи был стоячий и невысокий. Вокруг шеи в некоторых местах повязывался шейный платок — окуток[2] или шарф-сетку. Праздничные рубахи украшали вышивкой крестом на груди и на манжетах.
Поверх рубахи надевали жилет, а также пиджак или короткую суконную куртку. С середины XIX в. мужской одеждой также была сибирка – длинный двубортный сюртюк отрезной по талии, с небольшим отложным воротничком и отворотами.
Подштанники шились из полотна, у молодых они застёгивались на пуговицы, а у стариков подвязывались на га́сник — плетёный шнур,
Отправляясь на промысел, мужчины-поморы нередко одевали поверх рубахи вязаный свитер, в разных местах известный под разным названием: так, на Кандалакшском берегу он имел название «бузуру́нка» (от нидерл. boezeroen — «блуза») на Поморском берегу — норвежская рубашка, на Онежском — верховица, а у мурманских поморов бузурунка была известна как поморка; но часто свитер называли рубашкой или рубахой Свитер мог как и заправляться штаны (именно так его носили норвежцы), так и носиться навыпуск, из-за чего из-под подола торчала рубаха
Летом поморы носили на голове картузы, типахи — суконные или сделанные из шерсти нерпы шапки[2], а позднее — кепки. Зимой носили различные шерстяные шапки
Ушанки шились из овчины, пыжика или собачьего меха. Пыжиковые шапки поморы покупали в Архангельске, а также приобретали у норвежцев, саамов коми и ненцев. Именно у ненцев была позаимствована шапка-чеба́к (чиба́к) с круглым верхом и длинными козырьками-наушниками, изготовлявшаяся из оленей шерсти.
В конце XIX-начале XX веков на мужскую одежду поморов сильно влияет городская общеевропейская одежда. Ворот на некоторых рубахах смещается в центр. Юноши и молодые мужчины начинают заправлять рубахи в брюки, поддерживавшиеся подтяжками или ремнём. Старики же носили рубахи только навыпуск. Поморы Терского, Кандалакшского, Карельского, Поморского берегов выезжали на промысел в брезентовой проолифленной одежде норвежского производства, состоявшей из куртки — рока́на (ед. число рока́н), буксов — штанов и широкополой шляпы-зюйдвестки. По этой одежде жителей Терского берега прозывали роканушками. Также, поморские рыбаки и промышленники покупали в Норвегии изделия из кожи: ко́жанки — куртки, ремни, ло́цманки — полукруглые шапки и другие предметы. В дождливую погоду поморы Архангельской губернии и в Онежском уезде надевали ма́сленник/олифа́нец — пиджак из парусины и шаровары из этого же материала, которые также изготавливались Норвегии и приобретались там поморами.
Женский костюм
Праздничная одежда девушек и молодых женщин обильно украшалась.
Поморская женская рубаха делилась на две части: стан, нижнюю; и верхнюю (в Зимнем, Летнем, Онежском и Поморском берегах была известна под названием рукава́, на Карельском — соро́чка, на Кандалакшском — приплёчок, а на Терском — нагрудник).
Свадебные и сенокосные рубахи обильно украшались вышивкой
Помимо вышивки, праздничные рубахи украшались кружевом и лентами.
Из повседневного употребления в поморских селениях сарафан вышел в 1920-х годах, но и после этого его какое-то время надевали по праздникам. Сарафан подпоясывался, его мог дополнять фартук (передник).
В Поморье представлено большинство видов сарафанов, классифицируемых этнографами. Самый древний, костыч, является глухим косоклинным. Он имел шов посередине переда, косые клинья и подклинки по бокам, лямки и цельнокроеную трапециевидную спинку, переходящую в лямки. Сарафан мог быть распашным, застёжка в таком случае доходила по всей его длине. Разрез застёгивался на ряд из металлических пуговиц, как правило, оловянных, медных или серебряных, и украшался шёлковыми лентами. Чем больше было пуговиц, тем красивее считался костыч. Праздничные пуговицы золотились и имели сверху узор решёточкой, а повседневные были попроще.
. Будничные костычи старух шили из серой, тёмно-синей, тёмно-зелёной, коричневой и чёрной домотканой и покупной полотняной материи, костычи девушек — из тканей голубого, розового или бордового цветов, а праздничные — из добротных шерстяных и шёлковых тканей и даже из бархата. Для праздничных молений использовались т. н. выходные или выездные костычи. В зависимости от материалов выходные костычи делятся на «га́русники» (из тонкой шерстяной ткани), «шелко́вники», «мате́рьи» (из шёлковых тканей, в том числе муара). К концу XIX-началу XX века костыч являлся отличительной чертой одежды пожилых староверок, новых экземпляров не шили, а донашивали старые.
Женщины не из старообрядцев носили круглые прямые сарафаны, изготовлявшиеся из четырёх и более (в зависимости от ширины ткани) прямых полотнищ одинаковой длины.
В начале XX века на Онежский берег проник сарафан-полуплатье, представляющий собой лиф на пуговицах, соединённый с юбкой. Такие сарафаны шились из домотканины.
До 1920-х годов по праздникам на сарафан носили парчовые полушубочки в виде пелерин на лямках, приобретавшиеся в готовом виде в Архангельске.
Женские головные уборы различались по социальному и возрастному признаку, его ношение было обязательно. Девушки носили уборы с открытой макушкой, в то время как уборы замужних женщин полностью закрывали волосы. Головные уборы пожилых женщин были самыми скромными
Девушки по носили повязки или перевязки — головные уборы в виде ленты из ткани, завязывавшиеся сзади с помощью широких лент
Кокошники были праздничным головным убором невест и молодых женщин, самые роскошные носили молодицы до рождения первенца. Они делались из дорогих тканей, и также украшались жемчужными нитками.
В быту замужние женщины носили повойники, чепцы из сатина, ситца и хлопчатобумажных тканей; на которые повязывалась косынка
Зимой, помимо шалей и тёплых шерстяных платков (их обматывали вокруг шеи и подвязывали концами назад), женщины также носили треух, надевая его на платок или повойник, верх мог обшиваться тканью. Также женщины носили чибаки. Пыжиковые шапки с длинными ушами (оплеу́хи
Обувь
Основной обувью как и для мужчин, так и женщин были кожаные и брезентовые сапоги-бахи́лы. Лапти же носили лишь пастухи, да и то не везде. Самой простой кожаной обувью были поршни
В начале XX века под влиянием городской моды молодёжь стала носить калоши, сначала использовавшиеся в качестве праздничной обуви (их носили на вечеринках), а позднее — в качестве повседневной.
В морозы поверх бахил надевали то́буры — короткие меховые туфли без каблука.
Аксессуары
Серьги, предназначавшиеся для девушек и молодиц, состояли из позолоченной пластинки в форме сердца и подвесок из мелкого речного жемчуга и бисера[11].
На ногах под обувь носили различные виды носок и чулок, и реже — онучи. Чулки до колен назывались вы́вязки. В ряде мест использовались вязаные гетры, надевавшиеся на голень поверх шерстяного чулка: на Терском берегу они назывались па́чулки, на Зимнем — голя́шки и голо́вки, на Онежском — наколенники, а на Летнем — нано́сники (у них не было пятки). Праздничные чулки пожилые женщины повсеместно красили в синий цвет.