Итоговая контрольная работа по обществознанию за курс 10 класса
(углубленный уровень)
1 вариант.
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный институт».
1. Семья.
2. Бизнес.
3. Наука.
4. Акция.
5. Налоги.
6. Право.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны
2. Установите соответствие между характеристикой и типом общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
A) сословная структура общества;
Б) серийное производство товаров массового потребления;
B) низкая социальная мобильность;
Г) ведущая роль информации в жизни общества.
ТИП ОБЩЕСТВА
1. аграрное;
2. индустриальное;
3. постиндустриальное.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3. B стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Наибольшее развитие получают наукоемкие, ресурсосберегающие технологии.
2. Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.
3. Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
4. Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.
5. B структуре населения высок удельный вес среднего класса.
6. Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
4. Что из перечисленного закреплено в Конституции Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.
1. Обязанность граждан указывать свою национальность при получении паспорта.
2. Право граждан на личную и семейную тайну.
3. Закрепление существования монополий.
4. Свободный выбор гражданами РФ языка общения, воспитания, обучения.
5. Гражданин РФ не может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство).
5. Установите соответствие между примерами и видами преступлений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
A) убийство;
Б) вымогательство;
B) похищение человека;
Г) клевета;
Д) мошенничество.
ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1) преступления против свободы, чести и достоинства личности;
2) преступления против собственности;
3) преступления против жизни и здоровья.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
6. Установите соответствие между видом экономической системы и ее признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
A) производство определяют обычаи
Б) примитивные технологии
B) основная цель — получение прибыли
Г) свободное ценообразование
Д) преобладание товарного производства
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1) рыночная
2) традиционная
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Что из перечисленного ниже относится к социально-экономическим правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми указаны данные права.
1. Право на неприкосновенность личности.
2. Право на труд.
3. Право на жилище.
4. Право на судебную защиту.
5. Право на неприкосновенность жилища.
8. На графике изображено изменение ситуации на рынке загородного жилья в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D (На графике P — цена товара; Q — количество товара).
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение предложения?
Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос.
(Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если существенно повысятся цены на автомобильное топливо и на проезд в междугороднем общественном транспорте?
9. Иван составляет бизнес-план развития своего предприятия. Что из перечисленного ниже он может использовать как источники финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Привлечение кредитов.
2. Налоговые отчисления.
3. Прибыль от реализации продукции предприятия.
4. Средства амортизационного фонда.
5. Выпуск и размещение акций предприятия.
6. Повышение производительности труда
10. Выберите в приведённом ниже списке конституционные обязанности гражданина Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Уплата налогов.
2. Сохранение природы и окружающей среды.
3. Получение высшего образования.
4. Заключение брака.
5. Исповедование определённой религии.
6. Забота о нетрудоспособных нуждающихся родителях.
11. Семья Петровых состоит из четырёх человек: это Анна, Фёдор и двое их сыновей. Супруги работают, дети учатся в школе. Средства расходуются в первую очередь на приобретение еды, одежды, лекарств, оплату транспортных и коммунальных услуг. Оставшиеся средства вкладываются на депозит в банке.
Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример? Почему семья Петровых относится к нуклеарному типу? Какая информация Вам необходима для того, чтобы установить, является семья Петровых патриархальной или демократической? Сформулируйте два вопроса, необходимых для получения данной информации. Каковы источники доходов семейного бюджета семьи Петровых? Назовите два типа источников.
12. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Глобальные проблемы современности». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
13. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1. Обоснуйте необходимость образования на протяжении всей жизни в информационном обществе. Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.
2. Какие виды образовательных организаций (учреждений) помогают получить образование на протяжении всей жизни в Российской Федерации? Назовите любые три вида образовательных организаций (учреждений).
3. Для каждого из них приведите пример новых возможностей, которые открываются перед человеком после получения образования. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные возможности.
6