Урок-практикум по информатике в 7 классе.
Учебный предмет | Информатика |
Класс | 7 |
Тема урока | « Итоговое практическое задание на создание и обработку текстового документа » |
Образовательное учреждение | МКОУ СОШ №17 |
Учитель | Савицкая Е.Г. |
Цели: Задачи: | Формирование понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества; Формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, развитие навыков работы в текстовом процессоре MS WORD . Развивать цифровую грамотность обучающихся; Развивать навыки выполнения работы по инструкции; Развивать навыки оценки и самооценки. |
Тип урока | Практическая работа в приложении MS WORD |
Планируемые результаты | Предметные: расширить представления о возможностях текстового процессора MS WORD; закрепить понятия «редактирование текста», «форматирование текста», «разметка страницы», «списки», «оформление страницы» Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке. Личностные: имеют навыки сотрудничества в различных ситуациях, отзывчивы к затруднениям одноклассников, готовность прийти на помощь, заботятся о своем здоровье. |
Методы и формы обучения | Метод активного обучения, парная. |
Основные термины и понятия | «Текстовый документ», «Форматирование», «Списки», «Фон страницы» |
Образовательные ресурсы | Учебник «Информатика 7 класс», автор Семакин И. Г., примерная рабочая программа основного общего образования «Информатика» базовый уровень |
Наглядно-демонстрационный материал | Инструкции для практической работы |
Оборудование | Компьютер с установленным приложением MS WORD |
Этапы урока:
-
Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности. 4 мин
-
Разминка. 6 мин
-
Практическая работа. 25 мин
-
Физминутка 1-2 мин
-
Задание на дом. 1 мин
-
Рефлексивно-оценочный этап. 2-3 мин
Средства обучения: компьютеры, программа Word, инструкции к практической работе.
Демонстрации: задания, инструктажи к заданиям, показ правильных ответов.
Формы организации учебной деятельности: парная, диалог, работа с текстом, использование ИКТ-технологии.
Методы: наглядный, словесный, метод активного обучения.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Мотивационно–ориентировочная часть | Постановка проблемы, определение цели, задач урока, плана урока,. | Слушают учителя, решают поставленную проблему, записывают тему урока | выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; | принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации | выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе); |
Разминка, повторение изученного материала | Фронтальный опрос обучающихся | Отвечают на вопросы | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; | сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; | делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение. |
Практическая работа | Краткий инструктаж по технике безопасности при работе с ПК; Наблюдает за работой обучающихся, направляет, советует Проводит физминутку | Выполняют практическую работу на компьютерах Выполняют физические упражнения | соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств ИКТ; иметь представление о влиянии использования средств ИКТ на здоровье пользователя и уметь применять методы профилактики; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных документов, | распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; | самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; |
Задание на дом | Параграф 14, ответить на вопросы, выполнить творческое задание | Слушают пояснения учителя по выполнению домашней работы, записывают в дневник | прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях | принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; | учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; |
Рефлексивно-оценочный этап | Объявляет оценки с комментариями | Высказывают согласие или несогласие с оценками, мотивируют это. Отвечают на вопросы: Сегодня на уроке я узнал….. Особенно легко для меня было… Особенно тяжело для меня было… | формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации | сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; | объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям |
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.
– Доброе утро, уважаемые ученики и гости. Я рада вас видеть на сегодняшнем занятии. Предлагаю улыбнуться друг другу для того, чтобы взять позитивный настрой на сегодняшний урок.
2.Актуализация знаний
– Сегодня у нас заключительная практическая работа по теме «Текстовые редакторы», поэтому главной задачей нашего урока является повторить, обобщить полученные практические и теоретические знания и научиться делать то, с чем еще не встречались.
– Как мы уже с вами знаем MC WORD – это текстовый процессор и он обладает широкими возможностями для ввода, форматирования и редактирования текста. Но также мы с вами знаем, что в MC WORD владеет и другими дополнительными возможностями.
Но для начала ответьте на такой вопрос: «Как часто вам приходится пользоваться текстовым редактором?»
Действительно, сегодня, практически каждый человек, кем бы он не работал или где бы он не учился, сталкивается с необходимость публикации своих материалов. Это дизайнеры, учителя, профессора, студенты, поэты и многие другие.
Подготовка печатного издания — комплексный процесс, который включает в себя следующие этапы: набор, редактирование и корректирование текста, подготовка иллюстраций, разработка дизайна всего издания.
Представьте, что наш класс сегодня – это типография. Вы дизайнеры, я – главный редактор.
Но прежде, чем начать работу, давайте проверим вас на профпригодность.
Фронтальный опрос:
Что является минимальным объектом, используемым в текстовом процессоре?
Какие способы выравнивания есть в WORD?
Как удалить фрагмент текста?
Форматирование шрифта это…?
Что изменяется в процессе редактирования текста?
Что является основным структурным элементом таблицы?
Абзацем в текстовом процессоре является…?
Какие символы используются для печати римских цифр?
– Молодцы, ребята!
– Теперь вспомним, какие виды работы мы можем с вами делать в текстовом редакторе. Набирать текст, форматировать и редактировать символы и абзацы, копировать и вставлять картинка, создавать таблицы, вставлять формулы (речь сопровождается демонстрацией ранее выполненных практических работ). Далее учитель показывает другие карточки с объявлением и списками.
Ученики говорят, что они еще не встречали в своей работе списки и рамки на странице, а также не работали с фонами страниц.
Таким образом, ставится проблема, которую надо решить на уроке: научиться создавать списки и выполнять оформление страницы.
– Давайте запишем в тетради последовательность действий для этой задачи (записывают под диктовку).
– И так, к нам поступил первый заказ: напечатать объявление, список и сведения об активе класса в классный уголок (показывает образцы, см. Приложение 1)
– Компьютер для нас – это не только развлечение, но и инструмент для серьезной работы. Поэтому мы должны помнить и соблюдать правила поведения и техники безопасности при работе с ЭВМ.
3.Правила ТБ (повторение основных требований техники безопасности при работе с компьютерной техникой и в кабинете информатики)
4.Выполнение практической работы
– Теперь приступаем к работе.
Учащиеся выполняют задания 1, 2 и 3. Учитель наблюдает, помогает при возникновении затруднений. Те ребята, которые сделали быстрее, берут дополнительные задания у учителя.
5.Физминутка (делается через 20 минут после начала урока)
6. Домашнее задание
–Дома прочитаете параграф 14 о дополнительных возможностях текстового процессора MS WORD. Ответьте на вопросы с. 96.
У кого есть компьютер, создайте красочное поздравление с днем Святого Валентина. За это будет отдельная оценка.
7.Итог урока
- Подведем итоги. Я хочу послушать ваше мнение об уроке, что вам понравилось, какие были затруднения и как с ними можно справиться ….
Вы показали хорошее знание текстового редактора. Особенно хорошо справились с работой следующие обучающиеся…
Выставление оценок
На этом наш урок закончен. Всем большое спасибо! До свидания!
Приложение 1
Итоговая практическая работа по теме «Текстовый редактор» 7 класс
-
Набрать текст рекламного объявления по приведенному ниже образцу:
-
Список. Наберите предложенный текст. Создайте маркированный список.
Есть такие деревья:
-
Хлебное дерево из семейства тутовых.
-
Колбасное дерево из семейства бегониевых (кигелия).
-
Дерево путешественников из семейства банановых (Равенна мадагаскарская).
-
Шоколадное дерево (один из видов рода теоброма).
-
Конфетное дерево (говения).
-
Оформление страницы. Наберите текст по предложенному образцу:
Ким Диана,
Степаненко Дмитрий
Лобода Светлана,
Мудрая София
Золотов Сергей
Крючкова Алиса