Итоговый проект: Кубанская казачья юбка.
Работа выполнена:
учащейся 9 «Б»
Мусихиной Екатериной Андреевной
Руководитель проекта:
Болгарова Светлана Владимировна
Описание проекта.
- Как много людей знают историю своей семьи и земли, на которой родились? Думаю не многие. А сколько всего человек могут с легкостью рассказать о предмете, который всю жизнь окружает всё человечество, с начала его существования - еще меньше.
- Предмет, а точнее вещь, создание которой стало новым витком в эволюции, стала одежда.
- В течение всех этапов становлении и эволюции человечества, одежда изменялась. Менялось все: форма, цвет, материал, способ шитья и даже смысл некоторых деталей одежды, которые в зависимости от внешней обстановки начинали иметь новую трактовку.
- Таким образом, тема выбора данного проекта была не случайна так как, историю своего народа знать необходимо и по развитию народного костюма можно проследить развитие населения нашего края.
Цель и задачи проекта:
Цель проекта: углубить свои знания в области истории народного костюма Кубани, изучив женский казачий костюм, и в качестве наглядного пособия, сшить кубанскую юбку.
Задачи проекта:
1.Рассмотреть историю формирование казачьего костюма;
2.Изучить виды народного казачьего костюма и его предназначение;
3.Ознакомиться с основными видами материалов изготовления национальной юбки;
4.Рассмотреть разнообразие кубанской юбки и техники её выполнения;
5.Изготовить конечный продукт.
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАЗАЧЬЕГО КОСТЮМА.
История костюма связана с изменением силуэтных форм и конструкций на протяжении всего времени существования этноса. Смену форм одежды определяет ход исторических событий, степень развития ремесел декоративно-прикладного искусства, материально-технический потенциал общества и эстетика образов. С развитием общества костюм обнаруживает общие стилевые признаки с параллельными видами искусств.
Костюм связан с региональными особенностями: географическим местоположением, климатическими условиями, этапами развития материальной и духовной культуры общества, которую, соответственно, определяют религиозно-нравственные представления, фольклор, обычаи, наследуемые традиционно, хранителями которых во все времена были старшие поколения.
Ф.А. Щербина в одном из первых историографических произведений о Кубани «История Кубанского казачьего войска» писал: «Исторические условия, вытекавшие из взаимоотношения людей, тесно переплетались, поэтому, с условиями естественно историческими, составлявшими обстановку природы». Автор утверждал, что история казачества не была бы полной без истории края, без знакомства с природной средой и с условиями, при которых пришлось жить и действовать казаку.
РАЗНООБРАЗИЕ ВИДОВ ОДЕЖДЫ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЖЕНСКОМ КУБАНСКОМ КОСТЮМЕ
Традиционный женский костюм сформировался к середине 19 века и имел русско-украинскую основу. Красивая одежда поднимала престиж, подчёркивала достаток, отличала от иногородних.
Во все времена у любого народа была особая одежда, отличная даже от соседних областей.
Зная об этом, кубанцы сразу же узнавали приезжих.
РАЗНООБРАЗИЕ ВИДОВ ОДЕЖДЫ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЖЕНСКОМ КУБАНСКОМ КОСТЮМЕ
Маркировочная функция женского комплекса костюма связана с существованием ритуалов жизненного цикла. Основными этапами в жизни женщины стали: рождение, свадьба, роды и смерть.
Наиболее важная функция одежды - утилитарность - имеет региональную специфику и в настоящее время. Носили казачки и головные уборы: платки, шали, косынки. Обувь (ботинки и туфли) и украшения (серьги, бусы) чаще всего были фабричного производства.
СЫРЬЕВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА БЫТОВОЙ ОДЕЖДЫ КАЗАКОВ.
- «Поля и животные давали им пищу и одежду», - пишет Н.М. Карамзин, начиная повествование об истории государства Российского. Основными сырьевыми материалами для производства бытовой одежды и дополнений
- к ней, и в казачьей среде были: конопляные (реже льняные) холсты, мех диких и домашних животных; сырье, получаемое от переработки шерсти домашних животных; реже использовались фабричные ткани и галантерейная фурнитура.
- Юбки шили из ситца и шерсти, широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздёрнутом шнуре - учкуре, для пышности присобранные у пояса.
- Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски – «подол», по-украински – «спидница». Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой.
Для женского казачьего костюма характерно обилие кружев. Кружева были штукой магической. В древности это были знаки, которые защищали грудь, руки и голову. Когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно. Поскольку они имели особую ценность, их часть пришивали на новую одежду.
Излюбленной одеждой женщин были ситцевая юбка с воланами и блузка с рюшками – «парочка». Низ юбки так же украшался мелкими складочками, кружевами, всевозможными оборками или декоративным шнуром. Внешний вид казачьей парочки молодой казачки отличается от парочки для женщин старшего возраста.
Примеры кубанских юбок.
Выбор проектного изделия
Итак, изучив комплект кубанской женской одежды, я решила сшить юбку – двухшовную, расклешенную к низу, с притачным поясом на резинке; нижний срез обработан двойной оборкой.
Выбор материала.
Чтобы юбка была нарядней я выбрала для пошива красный шелк - шириной 1,5 м и длиной 1,8м. И отделочную ткань для оборки - 0,3 м
Выбор оборудования, инструментов и приспособлений.
1.Нитки в цвет ткани;
2.Портновские ножницы; портновский мелок;
3. ручная игла, булавки для шитья;
4. Швейная машинка;
5. Материал;
6. Утюг, утюжильная доска.
Рабочее место должно быть хорошо освещено, причем свет должен падать на работу с левой стороны. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 30…40 см, чтобы не развивать близорукость.
Соблюдать технику безопасности.
По окончании работы все инструменты следует убирать.
Последовательность изготовления юбки
1 Разложила выкройку на ткань и выкроила детали юбки
Последовательность изготовления юбки
2 Обработала оборки из основной и отделочной ткани
Последовательность изготовления юбки
3. Притачала оборки к юбке
Последовательность изготовления юбки
4. Стачала и обработала боковые швы
Последовательность изготовления юбки
5. Обработала пояс и втянула резинку;
6. Отутюжила
Юбка готова!
ИТОГИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ (САМОАНАЛИЗ)
Мною была изучена история Кубанской казачьей юбки , и ее видов, освоена технология выполнения Кубанской казачьей юбки.
Работая над этой темой, я поняла: ..
Изготавливая казачью юбку ,..
Свои материалы исследований я могу предложить для использования на уроках кубановедения, изо, технологии, в мероприятиях казачьей направленности нашей школы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Учебник технологии ,ресурсы интернета.