СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Из басен народов мира. Эзоп"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация дает представление учащимся о жизни и творчестве Эзопа.

Просмотр содержимого документа
«"Из басен народов мира. Эзоп"»

Урок литературы «Эзоп»

Урок литературы «Эзоп»

2. Героями басни чаще всего бывают животные, но могут быть и люди. Подумай и ответь… - Что такое басня? - Какие признаки басни вам известны? 1. Басня может быть написана в стихотворной и прозаической форме. 3. Вывод басни– мораль. 4. Много крылатых выражений. 5. Басня содержит аллегорию. -

2. Героями басни чаще всего бывают животные, но могут быть и люди.

Подумай и ответь…

- Что такое басня?

- Какие признаки басни вам известны?

1. Басня может быть написана в стихотворной и прозаической форме.

3. Вывод басни– мораль.

4. Много крылатых выражений.

5. Басня содержит аллегорию.

-

Басня Басня — один из древнейших литературных жанров, короткий занимательный рассказ в стихах или прозе с обязательным нравоучительным выводом. Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе. Мораль  – нравоучение, поучение. Басня содержит мораль, чтобы автор мог показать собственное отношение к рассказанному в басне, донести до читателя авторскую идею. 

Басня

Басня — один из древнейших литературных жанров,

короткий занимательный рассказ в стихах или прозе с обязательным нравоучительным выводом. Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе.

Мораль – нравоучение, поучение. Басня содержит мораль, чтобы автор мог показать собственное отношение к рассказанному в басне, донести до читателя авторскую идею. 

Приёмы баснописцев   При помощи каких приёмов писатели - баснописцы выражали свои мысли?   Аллегория – иносказание; Метафора – употребление слов в переносном значении для определения предмета на основе сходства значения, уподобления; Ирония – скрытая насмешка, иносказание.  

Приёмы баснописцев

  При помощи каких приёмов писатели - баснописцы выражали свои мысли?

 

  • Аллегория – иносказание;
  • Метафора – употребление слов в переносном значении для определения предмета на основе сходства значения, уподобления;
  • Ирония – скрытая насмешка, иносказание.

 

Аллегория Иносказание в басне заключается в том, что главными героями являются животные. Они не имеют собственных имён. За их обобщёнными образами скрываются люди с их характерами и недостатками.  

Аллегория

Иносказание в басне заключается в том, что главными героями являются животные.

Они не имеют собственных имён.

За их обобщёнными образами скрываются люди с их характерами и недостатками.

 

Эзоп  (VI—V в. до н. э.)  полулегендарный раб с острова Самос, живший в VI в. до н. э., автор множества басен, ставших достоянием европейской культуры; сюжетами пользовались такие мастера басни, как Жан де Лафонтен и И.А. Крылов афоризмы вошли в нашу жизнь...

Эзоп (VI—V в. до н. э.)

  • полулегендарный раб с острова Самос, живший в VI в. до н. э.,
  • автор множества басен, ставших достоянием европейской культуры;
  • сюжетами пользовались такие мастера басни, как Жан де Лафонтен и И.А. Крылов
  • афоризмы вошли в нашу жизнь...
 Известно, что Эзоп был рабом. Благодаря своему уму он добился свободы. Даже правители Греции прислушивались к его советам, выраженным в иносказательной форме. В своих баснях под видом животных Эзоп высмеивал пороки людей. Многие принимали это на свой счёт.  Чтобы отомстить Эзопу, обиженные им дельфийцы подложили в его котомку золотую чашу, украденную из храма. Согласно легенде, когда Эзопа схватили, его должны были либо казнить, либо он снова должен был признать себя рабом – и тогда хозяин уплатил бы штраф, а Эзоп сохранил бы жизнь. Эзоп не захотел терять свободу и выбрал смерть свободного человека. Картина Диего Веласкеса (1639 – 1640)

Известно, что Эзоп был рабом. Благодаря своему уму он добился свободы. Даже правители Греции прислушивались к его советам, выраженным в иносказательной форме. В своих баснях под видом животных Эзоп высмеивал пороки людей. Многие принимали это на свой счёт.

Чтобы отомстить Эзопу, обиженные им дельфийцы подложили в его котомку золотую чашу, украденную из храма. Согласно легенде, когда Эзопа схватили, его должны были либо казнить, либо он снова должен был признать себя рабом – и тогда хозяин уплатил бы штраф, а Эзоп сохранил бы жизнь. Эзоп не захотел терять свободу и выбрал смерть свободного человека.

Картина Диего Веласкеса (1639 – 1640)

Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении.

Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении.

Эзоп «Крестьянин и дети» Один крестьянин- виноградарь Участок свой из края в край Он умер. Возделывал всегда, как надо, Сыновья, не зная Чтоб был высоким урожай. Где спрятан клад, лопаты взяли Поняв, что дни уж сочтены, И землю всю перекопали; Подумал, как найти бы средство, Клад не нашли, но урожая Добились в этот год такого Чтоб глупые еще сыны  Невиданного, право слово:  Не растранжирили наследство. Он их обогатил стократ  Вот, сыновей к себе позвав, Щедрее, чем заветный клад.  Сказал, лозу не указав, С тех пор известно на миру,  Что под лозой зарытый клад Что клад для человека - труд.  В наследство им оставить рад.

Эзоп «Крестьянин и дети»

Один крестьянин-

виноградарь

Участок свой из края в край

Он умер.

Возделывал всегда, как надо,

Сыновья, не зная

Чтоб был высоким урожай.

Где спрятан клад, лопаты взяли

Поняв, что дни уж сочтены,

И землю всю перекопали;

Подумал, как найти бы средство,

Клад не нашли, но урожая

Добились в этот год такого

Чтоб глупые еще сыны

Невиданного, право слово:

Не растранжирили наследство.

Он их обогатил стократ

Вот, сыновей к себе позвав,

Щедрее, чем заветный клад.

Сказал, лозу не указав,

С тех пор известно на миру,

Что под лозой зарытый клад

Что клад для человека - труд.

В наследство им оставить рад.

Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение «Эзопов язык». Что означает это выражение?   С какой целью поэты пользовались Эзоповым языком?    Эзопов язык, понятный искушённому читателю, позволял избегать преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных приёмов

Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение «Эзопов язык». Что означает это выражение?

 

С какой целью поэты пользовались Эзоповым языком?

 

Эзопов язык, понятный искушённому читателю, позволял избегать преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных приёмов

     Выразительное чтение басен Эзопа «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград» .

 

Выразительное чтение басен Эзопа «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград»

.

Подумай и ответь - Какова мораль прочитанных басен Эзопа? - Найдите строки, в которых нашла отражение мораль басен. - Чем басни Эзопа интересны современному читателю?

Подумай и ответь

- Какова мораль прочитанных басен Эзопа?

- Найдите строки, в которых нашла отражение мораль басен.

- Чем басни Эзопа интересны современному читателю?

Жан де Лафонтен

Жан де Лафонтен

Выразительное чтение басни Жана де Лафонтена «Лисица и виноград»

Выразительное чтение басни

Жана де Лафонтена «Лисица и виноград»

Подумай и ответь - Сопоставьте басни двух баснописцев на тему «Лисица и Виноград». - В чём сходство? В чём различие?

Подумай и ответь

- Сопоставьте басни двух баснописцев на тему «Лисица и Виноград».

- В чём сходство? В чём различие?

Домашнее задание стр. 66 – 74 – прочитать, пересказать. Подготовить выразительное чтение басен «Ворон и Лиса», «Случились вместе два астронома в пиру», «Ворона и Лиса».

Домашнее задание

стр. 66 – 74 – прочитать, пересказать.

Подготовить выразительное чтение басен «Ворон и Лиса», «Случились вместе два астронома в пиру», «Ворона и Лиса».