2. Новый материал. 2.1 Определение темы, целей. 2.2 Работа с этимологией слова 2.3 Работа в парах Бейджи… Проекты… Физминутка 2.4 Коллективная работа 2.5 Работа с картиной 2.6 Работа в группах | - Отгадайте загадку и скажите тему урока: ФАЙЛ 2 Нас не было – оно было. Нас не будет – оно будет. Никто ни у кого его не видел, А у каждого есть. ФАЙЛ 3 Нет меж живущих людей, да и не может и быть безымянных; В первый же миг по рождению каждый убогий и знатный, Имя как сладостный дар, от родных своих получает... ( Гомер, Др.греческий философ) -Какая тема урока? ФАЙЛ 4 - Что вы можете узнать на уроке? - Как вы думаете, что такое имя? ФАЙЛ 6 1) В современном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой Имя - наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других. 2) См. словарь Даля (том4 ст.258) ФАЙЛ 7 Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Она тесно связана с историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться. Чтобы узнать значение и понять происхождение имени, необходимо вернуться к далёкому прошлому, к истокам развития русского языка. Учебник с.40, чтение по цепочке Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи и рода. В одних случаях человек характеризовался по внешним признакам или характеру, в других - по положению в семье, по отношению к нему родителей, иногда указывало на время и место рождения, или вообще по сходству с каким-либо животным. ФАЙЛ 8 Сейчас, вы попробуете разделить старинные имена на группы и определить, как получились эти имена.   Мы говорим о древнерусских именах. Посмотрите на свои бейджи. На них написаны значения Ваших имен и происхожение. У Всех ли имена относятся к древнерусским? С чем это связано? ФАЙЛ 9 Илья — «Яхве мой Бог» ,сила божья, крепость Господня, верующий (др. еврейское) | Даниил — «мой судья» (др. еврейское) | Юрий — землепашец (латинское) | Артем — Артемий— невредимый, здоровый (греческое) | Виктория – "победа" ( латинское) | Людмила – "милая людям" (древнеславянское) | Анастасия – "воскрешенная", "возвращенная к жизни" (древнегреческое) | Надежда – "надежда" (древнерусское) | Кира – "госпожа" (древнегреческое) | Софья (София) - "мудрость" (древнегреческое) | Олеся (Алеся) – «защитница" ( греческое) | Мария – "горькая", "любимая", "упрямая" (древнееврейское) | Диана - "божественная" (латинское) | Екатерина (Катерина) - "непорочная", "чистая" (древнегреческое) | Алина –"благородная"(древнегерманское) | Виктория — «победа» (латинское). | Тайну своего имени Вы исследовали во 2 классе в проектах. -Встаньте те, у кого имя древнегреческое или греческое. - Встаньте те, у кого имя латинское. - Встаньте те, у кого имя др. еврейское. - У кого древнегерманское? - Есть ли в классе древнерусское или славянское имя? -Я буду называть имена, а вы, если услышите мужское имя - присядьте, а если женское - руки поднимите вверх. (Маша, Петя, Света, Саша, Вася, Вера, Валя, Лена, Женя) - А теперь послушайте стихотворение З. Александровой "Восемь Тань" В первом классе восемь Тань - Это прямо наказанье! Ведь у них, куда ни глянь, Всюду Таня, Таня, Таня! Если скажут: "Таня, встань!" Встанут сразу восемь Тань. А ведь можно очень просто Разобраться в новичках... -Как же можно различить этих девочек-тёзок? -У Вас в классе есть тезки? - Рассмотрите картину В.М.Васнецова «Богарыри» ФАЙЛ 10 Учитель читает текст учебника с.41 - Предположите, почему у былинных героев такие имена (прозвища)? -Какие фамилии могли произойти от этих имен? Учебник с.42 -Проанализируйте тексты былин: есть ли среди героев отрицательные? Докажите свой ответ. - Что обозначает слово "отчество"? - Как вы думаете, зачем современному человеку отчество? -Каждый человек при рождении получает не только имя, но фамилию, которую носят члены его семьи. ФАЙЛ 11 Слово "фамилия" на латинском языке означает "семья". Фамилия дается человеку и переходит от родителей к детям. Фамилии появились не сразу. Простой народ: крестьяне и рабочие получили свои фамилии лишь в середине 19 века. Вспомните, как в Древней Руси образовывались имена. Точно также образовались фамилии. Одни - от названия профессий, а другие .... - Вот как об этом писал поэт Граудин. Кем был твой прадед на Руси? Свою фамилию спроси! Есть в классе Кузнецов, Кто прадед Кузнецова? Он был из рода кузнецов, Отец отца отцова. У Гончарова прадед знал Гончарный круг и глину. У Дегтярёва-деготь гнал, В дегтярне горбил спину. Быть может, юный Столяров И с долотом не сладит, Но прадед был из столяров, Он мастером был прадед. С пилою Пильщиков дружил, Мял Кожемякин кожи, В атаку Воинов ходил Стрельцов сражался тоже. *** Звучат, как музыка, как стих, Фамилии простые. Вглядись, и ты увидишь в них Историю России. Вот сейчас вы сами попробуете определить, как произошли некоторые фамилии Класс делится на группы, и каждая группа получает список фамилий. 1 группа: Заволгин, Нагорный, Нижегородцев, Ростовский, Рязанцев. (От места проживания) Худобин, Косых, Зубатов, Шустров, Лобанов, Веселов. (От прозвищ, которые характеризовали внешние черты или характер). 2 группа: Лебедев, Ромашов, Волков, Соболев, Рябинин. (По названиям животных и растений) Иванов, Михайлов, Петров, Семёнов, Антонов. (От отчества) 3 группа: Лаптев, Смолин, Шилов, Мельников, Сапожников, Купцов, Солдатов. (От рода деятельности) Вознесенский, Рождественский, Успенский, Воздвиженский. (Служители церкви получали свои фамилии от названий церковных праздников или тех храмов, где они служили.) ФАЙЛ 12 | - имя -«Из истории имен» -какие бывают, откуда взялись 1988 год- крещение Руси, на Руси стали использовать имена, данные при крещении Зачитать Артем,Настя,Соня Кира, Олеся, Катя Вика, Диана, Юра Илья, Даня,Мария Алина Надежда, Людмила По фамилии Виктории Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович 3 группа, Соловей-разбойник "имя по отцу" |