СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта организации работы по экологическому воспитанию обучающихся МАОУ СОШ № 9

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описана деятельность образовательного учреждение по организации экологического воспитания обучающихся на разных ступенях обучения. Материал поможет начинающему организатору правильно спланировать работу.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта организации работы по экологическому воспитанию обучающихся МАОУ СОШ № 9»


Из опыта организации работы по экологическому воспитанию обучающихся

МАОУ СОШ № 9

Гринькова О.В., учитель биологии

Над проблемой организации экологического воспитания обучающихся педагогический коллектив школы работает длительное время. Для этого была создана Программа экологического воспитания,   которая является частью образовательной программы школы.

Экологические проблемы в стране и мире диктуют необходимость просветительской работы по формированию у школьников экологического сознания и культуры рационального природопользования. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у обучающихся осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его. Программа экологического воспитания разработана на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (статьи 6, 71-74)

Основная цель работы: воспитание культуры рационального природопользования и осознанно – правильного отношения к природе обучающихся через участие в мероприятиях социального партнёрства с сообществами федерального, регионального и муниципального уровня.

Для решения данной цели определены задачи для обучающихся:
- овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования;

- развитие способности оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
- выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;
- формирование понятия о взаимосвязях в природе;
- развитие духовной потребности в общении с природой,

- формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний.

Основным критерием эффективности работы по формированию у обучающихся культуры рационального природопользования является единство их экологического сознания и поведения.
Программа предназначается для внеурочной работы по экологическому воспитанию школьников. Она содержит перечень возможных форм работы с младшими школьниками, учащимися среднего и старшего звена школы.

Мероприятия по реализации программы разделены на блоки: организационный, познавательный, просветительский, практический и исследовательский..

1. Блок познавательных мероприятий
Экологические беседы /возможная тематика/:
1. Мы - друзья природы.
2. Наш друг - лес.
3. Звери и птицы зимой.
4. Зеленая аптека.
5. Как мы помогаем природе?!

6. О культуре поведения в природе.
Конкурс загадок о природе. Круглый стол "Наш помощник - книга" (знакомство детей с книгами о природе и биологическими журналами). Оформление информационных листков. Экологические игры и викторины ("Охраняемые растения Иркутской области", «Байкал – жемчужина Сибири») Тематические беседы. Экскурсии: в музеи, в природу, на предприятия. Дискуссии: "Нужны ли заповедники?", "Есть ли в природе вредные животные?". Участие в сетевых конкурсах и викторинах, олимпиадах.

2. Блок просветительской работы
Участие в выставках, конкурсах экологического рисунка и плаката, выпуск стенгазет, буклетов и листовок, в Интернет конкурсах, составление рассказов, сказок и сочинений о природе.

4. Блок практических мероприятий
Уход за растениями, животными, изготовление поделок из природного материала, фенологические наблюдения. Изготовление кормушек. Подкормка зимующих птиц. Оборудование экологической тропы Участие в акциях "Первоцветы", «Альтернативная ель», «Чистый город», очистке лесопарковых зон. Помощь в озеленении класса и школы. Праздники: «Осенний разгуляй», Праздник птиц, День воды, День Земли.

5. Блок исследовательская работа

Экологические исследования и участие в НПК

Ожидаемый результат по итогам реализации программы:

- повышение воспитательного потенциала мероприятий и школьных традиций экологической направленности;

- повышение уровня участия в мероприятиях экологической направленности и экологической ответственности школьников.

Благодаря систематической, целенаправленной работе в школе сложились традиционные мероприятия:

- Дни Байкала, «День защиты бездомных животных», «День здоровья»

экологические экскурсии


Осенний праздник «Разгуляй».

Туристический слет.

Уроки экологических знаний

Акции «Альтернативная ель»

«Покормите птиц зимой»

«Чистый город»

«Международный день отказа от курения»

«День Земли»










Результативность участия обучающихся в различных мероприятиях экологической направленности в 2013- 2016 годах

Мероприятие

Уровень/организатор

Результаты

2013 - 2014 год

Конкурс «Мой экзотический домашний питомец»

Муниципальный. Библиотека Первоцвет

Дипломы 1,2,3 степени

Конкурс эрудитов «Мир животных»

Муниципальный ДОД Мозаика

Московских Сергей диплом 2 степени

Конкурс «Каждому скворцу по дворцу»

Муниципальный АУ Северный лесхоз, МБОУ СОШ № 14

Диплом Скворцова Г.В.

День защиты животных. Конкурс детских рисунков Братья наши меньшие

Муниципальный. Городская ветеринарная станция

Ценные призы, дипломы

Международная Олимпиада по основам наук по предмету биология

Международный. Екатеринбург

Диплом 2 степени, Смирнова А

Конкурс экологических роликов.

Всероссийский. Экологический центр «Воробьевы горы» Москва

Экологический ролик « Лесные пожары» Алены Черепановой ученицы 9 б класса вошел в десятку лучших. На сайте центра

Международный детский творческий конкурс «Сказки Красивого Сердца»

международный

Диплом Ландарь Ульяна, ценный приз

2014 – 2015 год

Экологический урок. День Земли. Проект Мобильные технологии для экологии.

Всероссийский

Фото отчет на сайте еконешка. ру, диплом участников

Конкурс – игра «Это знают все»

Всероссийский/ ДОД Мозаика

6 дипломов за 2,3 места, 50 сертификатов


Конкурс – игра «Гелиантус»

Международный/ ДОД Мозаика

2 диплома, 45 сертификатов

Слет экологических отрядов и лесничеств

Городской/АУ Северный лесхоз

Грамота, ценные подарки

Выставка – конкурс Альтернативная ель

Муниципальный/ МОУ «ДК Дружба»

Дипломы, ценные подарки

Научная – практическая конференция «Шаг в будущее, Юниор!»

Муниципальный/ДОД Мозаика

Дипломы 2,3 степени

Олимпиада по байкаловедению

Муниципальный /Управление образования

2,3 место

Конкурс экологических агитбригад

Муниципальный / Администрация города, библиотека «Первоцвет»

Диплом в номинации «Экспромпт»

Всероссийский урок чистой воды

Всероссийский

Участие всех классов школы

Городской экологический марафон «Мы – дети Земли»

Муниципальный/ МБОУ СОШ № 5

Диплом 3 степени, благодарность

Международная Олимпиада по основам наук по предмету биология

Международный/Екатеринбург

Диплом 2 степени, Смирнова А

2015 – 2016 год

Конкурс «Огонь и литературные персонажи» на противопожарную тему

Муниципальный

4 диплома I и II степени

Слет экологических отрядов и лесничеств

Муниципальный /АУ Северный лесхоз

Сертификат

Городской экологический марафон «Мы – дети Земли»

Муниципальный / МБОУ СОШ № 5

Диплом 3 степени, благодарность

Конкурс «Огонь и литературные персонажи» на противопожарную тему

Областной

2 диплома 2 степени

Всероссийский урок Хранители воды

Всероссийский

Диплом участников

Конкурс «Альтернативная ель»

Муниципальный

Диплом

Сетевой проект «Металлы и их биологическая роль»

Школьный/сайт учителя химии Бархатовой Е.В

Вовлечение учащихся в проектную деятельность


Динамика участия обучающихся в экологических мероприятий имеют положительную динамику, но наряду с этим существует ряд проблем, которые необходимо будет решать:

- недостаточно высокая активность обучающихся в мероприятиях различной направленности;

-  недостаточный уровень вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность.