СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Из опыта профориетационной работы с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения, в условиях школы-интернат".

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о прфориентационной работе в школе-интернате.

Просмотр содержимого документа
«"Из опыта профориетационной работы с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения, в условиях школы-интернат".»

Из опыта профориетационной работы с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения, в условиях

школы-интернат.

Автор: Охрименко Надежда Ивановна.

Организация: ГКОУ «Серафимовичская школа-интернат».

Статья адресована учителям профессионально – трудового обучения, занимающимся проблемами профориентации с детьми с умственной отсталостью в школе - интернат. В данной статье рассматриваются подходы и методы работы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности.

Значительная часть детей с интеллектуальными нарушениями, оканчивающие специальные школы не готовы к полноценной, самостоятельной жизни в обществе. На рынке труда дети с умственной отсталостью не востребованы, они испытывают сложности в процессе профессионального самоопределения. Под профессиональным самоопределением подразумевается некий процесс, который оказывает влияние на весь жизненный путь человека. Именно поэтому важно правильно организовать этот процесс, чтобы выбирая будущую профессию не допустить ошибки. В силу своих особенностей, у обучающихся, имеющих умственную отсталость, профессиональное самоопределение затруднено. Это может быть следствием бедности жизненного опыта, ограниченности знаний, неточности понятий, представлений, незрелости чувств и интересов. Также огромную роль играет отсутствие адекватной самооценки. Окончив школу, лишь немногие выпускники правильно могут определиться с выбором профессии. Они не готовы к профессиональному труду, неадекватно оценивают свои возможности и способности при определении профиля деятельности, а также содержания профессии. Зачастую, это связано с тем, что обучающиеся специальных коррекционных школ воспитываются в асоциальных семьях. Своим образом жизни родители не могут подать положительный пример детям. Как правило, в таких семьях родители отстраняются от профессиональной деятельности. Более того, для них характерен низкий уровень ответственности, как за организацию своей жизни, так и жизни своих детей. Таким образом, у обучающихся специальных коррекционных школ наблюдается низкий уровень мотивации к учебной деятельности, что ведёт к низкой успеваемости. Это, как следствие, является одной из основных причин, ограничивающих профессиональный выбор.

Выйдя из стен специальной школы, некоторые из выпускников идут на производство. В большинстве случаев для них являются доступными всевозможные тяжелые неквалифицированные виды труда, так как они не требуют никакой специальной подготовки. Многие выпускники завершают свое профессиональное образование, обучаясь в специальных группах при колледжах и техникумах. Однако и те и другие встречают те или иные трудности при последующем трудоустройстве, которые могут быть обусловлены следующими факторами:

- психологическая неготовностью на момент перехода от процесса обучения непосредственно к трудовой деятельности;

- отсутствие ясной, чёткой жизненной позиции;

- неспособность строить перспективы на будущее;

- чувство социальной незащищенности;

- неадекватная самооценка;

- недостаточно сформированная способность оценивать свои возможности и способности при определении профиля и содержания профессии.

Поэтому, необходимо помочь обучающимся с умственной отсталостью выбрать именно такую профессию, овладение которой будет им по силам, а требования, которые предъявляет данная профессия к работающему, будут совпадать с его личностными качествами, а главное с его возможностями.

Выпускники специальных школ, не способны объективно соотносить свои предпочтения и свои возможности, поэтому зачастую выбирают те профессии, которые они не могут освоить в силу своих особенностей. Однако они понимают важность и необходимость труда, готовы включаться в трудовую деятельность и выражают желание быть полезными членами общества. Крайне важно, чтобы в процессе профессионального самоопределения действия педагогического коллектива не были стихийными, и не находились под влиянием случайных факторов, а были грамотно спланированы и носили целенаправленный характер.

Одной из важнейших составляющих в процессе создания условий для успешной профессиональной самоидентификации обучающихся является профориентационная работа, под которой понимают «целенаправленную деятельность, связанную с формированием у обучающихся профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями, потребностями общества (социальный заказ), а также пригодностью их к той или иной профессии».

Целью профориентационной работы является:

- оказывать профориентационную поддержку обучающихся при выборе профиля обучения, а также сферы будущей профессиональной деятельности;

- создать условия для формирования сознательного отношения к труду обучающихся;

- создать условия для профессионального самоопределения, с учётом условий свободы выбора сферы деятельности, а также в соответствии с возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;

- подготовить выпускников к продолжению профессионального образования в учреждениях СПО.

В качестве задач профориентационной работы можно выделить:

- получение данных о склонностях, возможностях и предпочтениях обучающихся с целью разделения их на профили обучения;

- обеспечить прочное и сознательное усвоение обучающимися сообщаемых им в процессе трудовой деятельности знаний, навыков и умений;

- выработать гибкую систему сотрудничества школы с учреждениями профессионального и дополнительного образования.

Профессиональное ориентирование обучающихся является неотъемлемой частью педагогического процесса и направлено на решение одной из основных задач социализации личности, т.е. профессионального самоопределения. В процесс профориентационной работы включён весь педагогический состав, включающий в себя учителей профессионально-трудового обучения, педагогов – предметников, педагогов–психологов, классных руководителей, воспитателей, социального педагога, школьного библиотекаря.

Главной целью системы профориентационной работы является оказание помощи обучающимся, которые имеют ограниченные возможности здоровья, при выборе профессии, а также в преодолении трудностей в процессе социализации и адаптации в обществе.

Реализация поставленных задач осуществляется согласно следующим направлениям:

профессионально-трудовое просвещение;

расширение общего кругозора обучающихся: знакомство с конкретными профессиями при проведении различных профориентационных классных часов и бесед;

оформление общешкольного стенда «В мире профессий»;

предварительная профессиональная диагностика, цель которой заключается в выявлении интересов и способностей личности по отношению к той или иной профессии;

профессиональные консультации, нацеленные на оказание индивидуальной помощи при выборе будущей профессии;

профессиональное воспитание, цель которого заключается в формировании у обучающихся чувства долга, чувства ответственности, профессиональной чести и достоинства.

В работе по различным направлениям определён круг методов и форм профориентационной деятельности. Работа в школе построена так, чтобы обучающиеся готовились к обоснованному выбору профессии, адекватно оценивали свои способности, не завышая их при выборе будущей профессии.



В нашем образовательном учреждении для обучающихся, которые имеют ограниченные возможности здоровья, в рамках адаптированных основных общеобразовательных программ реализуются программы профессионально-трудовой подготовки различной направленности. Среди них представлены: «Сельскохозяйственный труд», «Швейное дело», «Штукатурно – малярное дело», «Подготовка младшего обслуживающего персонала». В рамках введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусмотрена реализация программы по профильному труду, которая определяет примерный перечень профилей трудовой подготовки: «Сельскохозяйственный труд», «Швейное дело», «Подготовка младшего обслуживающего персонала», «Штукатурно – малярное дело».