Из опыта работы классного руководителя:
Google-форма как средство оценивания личностных результатов
Е.С. Кабанова,
учитель математики, г. Самара, МБОУ СОШ №178
[email protected]
В связи с переходом на новые образовательные стандарты [3] и в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [2], определившей вектор развития системы образования, направленный на развитие личностных результатов обучающихся, большое значение в системе общего образования особое значение приобретает диагностическая деятельность классного руководителя. Он создает свою систему диагностики развития личности учащегося и ученического коллектива. Такая работа позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей, но и проследить их развитие и становление как личностей.
Развитие личности учащихся в ходе учебно-воспитательной работы зависит от того, соответствует ли она интересам и потребностям самих детей. Учителю нужно знать, каковы мотивы учебной работы каждого ученика, его интересы, склонности и управлять процессом их формирования. Это возможно лишь на основе систематического изучения, которое проводится путем наблюдений за детьми, анализа результатов их деятельности в процессе общения классного руководителя и учащихся.
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока [1]:
самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности;
смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки [1]:
сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Очевидно, что встает вопрос выбора инструментальных средств для проведения как оперативного, так и комплексного исследования, динамики развития личностных результатов.
На сегодняшний день наиболее доступным как с точки зрения освоения интерфейса, так и с позиции удобства представления информации, являются Google-формы.
Google Формы – это удобный инструмент, с помощью которого можно легко и быстро планировать мероприятия, составлять опросы и анкеты, а также собирать другую информацию. Форму можно подключить к электронной таблице Google, и тогда ответы респондентов будут автоматически сохраняться в ней.
Используя этот инструмент в практике классного руководителя, можно реализовать мониторинг и за развитием личности отдельных обучающихся, и оценить личностные результаты классного коллектива в целом.
Являясь классным руководителем 7 класса мне было интересно провести исследование, которое бы мне позволило илучше узнать (и понять!) своих воспитанников, открыть их новые грани. Было проведено анкетирование, в ходе которого перед обучающимися ставились вопросы об их классном коллективе, о готовности к выбору профессии (готовы ли они сейчас уже сказать кем они будут?), что значит для них гражданство и какие обязанности они приобретаю с ним.
Проведем анализ содержимого анкет.
Анкета 1. “Наше будущее”
1. Представьтесь, не называя своего имени (Кто вы?)
2. Есть ли у тебя планы на будущее? Выбрал ли ты профессию? (Да/Нет)
3. Понимаешь ли ты что тебе нужно делать для достижения цели?
4. Что ты делаешь для достижения цели?
5. Как ты оцениваешь свою готовность для достижения цели?

Анкета 1. http://goo.gl/ZvGE7o
Анкета 2. «Отношение в классе»
1. Комфортно ли тебе в классе?
2. Сколько друзей в классе?
3. Готов ли ты быть ведущим (организатором) мероприятия?
4. Как к тебе относятся одноклассники? Выскажи предположения.
5. Твои предложения для того чтобы сделать наш класс дружнее, а жизнь интереснее.
Анкета 2. http://goo.gl/jXuuRO
Анкета 3. “Право” включала вопросы открытого типа:
1. Как ты понимаешь что значит быть гражданином России?
2. Какие это дает тебе права?
3. Обязанности

Анкета 3. http://goo.gl/k6TLKc
Сам процесс анкетирования, оказалось, очень много значил для обучающихся. Ведь это означало, что их мнение кому-то интересно, с их мнением считаются и, более того, ждут проявления инициативы. Именно поэтому к ответам на вопросы анкеты обучающиеся отнеслись с интересом.
Результаты, полученные с помощью Google-форм, для меня как классного руководителя оказались некоторым откровением и даже стали “открытием” некоторых учеников, позиционирования их как совершенно других личностей (по сравнению с восприятием ДО анкетирования).
Среди ответов обучающихся многие выделялись определенной зрелостью: пониманием своей роли и в жизни класса (Анкета 2), и в жизни государства (Анкета 3), возможности проявить инициативу, задуматься о своих правах и обязанностях.
По результатам пробного анкетирования был сделан вывод, что подростки готовы к взаимодействию, если с ними ведется диалог “на равных”. Теперь такой способ установления обратной связи стал регулярным. Темы для обсуждения теперь часто называют сами ученики (Например: Важно ли уже сейчас задуматься о своем здоровье? Почему?), что говорит мне как классному руководителю об их личностном развитии.
Данные формы общения помогают моим ученикам общаться, дискутировать, шутить, предлагать варианты общеклассных мероприятий и не только… Идет становление класса как коллектива, развиваются межличностные отношения. Они взрослеют...
Литература:
Ганжа С. Система оценки предметных, метапредметных и личностных результатов начального образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ganzhasveta.blogspot.ru/
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основние общее образование. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
https://docs.google.com/document/d/1Fpqt9WawJv6PLGRGMcTK544tng9FPCC6DTLbhGYmMLM/edit