Из опыта работы
«Методика проведения интегрированных уроков литературы»
Интеграция предметов в школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих осуществить переход к компетентностной модели образования, обновит её структуру и содержание.
Интеграция предполагает устранять противоречия между быстро растущим объёмом знаний и возможность их усвоения. Она способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир.
В условиях быстрого роста объёма информации возможность её восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в усвоении структурированных знаний, представляющих собой определённый комплекс, систему. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов, и прежде всего, предметов гуманитарного цикла, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин. Идеи интеграции всё настойчивее проникают в школьную практику. Сейчас уже не является неожиданностью увидеть уроки, на которых происходит объединение разных предметов.
Не случайно одной из современных тенденций развития методики преподавания литературы становится расширение культурологического контекста, стремление к интегрированию знаний из различных областей науки, различных видов искусства и литературы. В уроки литературы вводится философский, исторический, искусствоведческий материал.
Цель таких уроков – приобретение системы знаний и ценностей, «погружение» в определённую культурную эпоху, диалог с ней, постижение её картины мира и человека в знаках, символах, образах, моделях бытия.
Возникновение интеграции – результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих не просто контакты, коммуникацию предметов, а установление связи глубинной, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов идеях, концепциях, дающих целостное представление о человеке, мире, культуре.
Методика интегрированного урока.
Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях (внутрипредметном и межпредметном). Следует обозначить и особенности отбора содержания при интеграции: интеграция материала из традиционных, классических предметов и включение в интеграцию нового для школы содержательного материала.
П

редметом анализа на интегрированном уроке выступают разноплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных предметах. Традиционный путь обучения следующий: содержание учебного материала + опора на научную информацию других учебных предметов опора на ранее изученное межпредметные связи - единство материального мира. Взаимопроникновение.
Существует четыре уровня интегрированных уроков:
I уровень – примитивный (формулировка интегрированной темы, цели и определение интегративных понятий);
II уровень – информационно-понятийный (отбор учителями информации, близкой по значению);
III уровень - сравнительно-обобщающий (носит обучающий характер);
IV уровень – сравнительно-обобщающий (групповая работа учащихся).
Процесс подготовки к интегрированному уроку представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих этапов:
I этап – подготовительный: планирование урока, формирование творческой группы учителей, определение общей цели и структуры урока, подбор и систематизация материала, составление плана-урока.
II этап - исполнительный (проведение интегрированного урока).
III этап - аналитический (анализ проведения урока, выводы).
Обращение к интеграции как средству создания целостного восприятия учебного материала объясняется рядом преимуществ этого достаточно нового вида образовательной деятельности на уроке.
Мир, окружающий детей, познаётся ими в многообразии и единстве.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес.
Структура интегрированных уроков отличается следующими особенностями:
предельной чёткостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.
Обратимся к последовательному типу интеграции на примере урока в 10 классе «Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир».)
Вместе с учителем истории мы определяем общие цели урока: показать историческое значение Бородинской битвы, её стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 года;
научить сравнивать взгляды писателей и историков, делать выводы; развивать навыки сопоставительного анализа;
воспитывать учащихся на примерах героизма русской армии, приобщая их к архивным материалам, литературным и историческим источникам.
По типу данный урок представляет собой урок формирования новых знаний.
Изучение нового материала проходило по плану:
Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил (по историческим материалам).
Ход Бородинской битвы, её итоги и историческое значение (по историческим материалам).
Лев Толстой о своих разногласиях с историками по поводу целей и подготовки сражения.
Описание Бородинской битвы в романе «Война и мир».
Фронтальная беседа по вопросам под руководством учителя истории и фрагментарное текстовое исследование Бородинского сражения, проводимое учителем литературы, подготовили учащихся к созданию таблицы. Такое сотрудничество на уроке с учителем истории значительно повышает его содержательный и операционный уровень.
Второй тип интеграционных связей на моих уроках литературы представляет параллельную связь литературы и другого учебного предмета или вида искусства, которые изучаются синхронно на каждом из этапов урока. По своей структуре такой урок значительно сложнее предыдущего, так как требует более высокого уровня синтеза.
Считаю, главное в методике такого урока – вычленить проблему, которая должна быть комплексной, жизненной, социально значимой.
Включаю учащихся в решение проблем, важных для него, предлагаю проблемно- ориентированные задания, значимые для ученика задачи, в диалоге с учителем истории формулируем вопросы на стыке знания и незнания.
Так, на интегрированном уроке в 11 классе на тему «Октябрьская революция 1917 года. Как это было?» (на основе исторических материалов и поэмы А.Блока «Двенадцать») ставим центральные проблемные вопросы, которые активизируют у учащихся мотивы познавательной деятельности:
- Был ли неизбежен Октябрь? Каково отношение Блока к революции?
- Какой представлена Октябрьская революция в исторических материалах и в поэме А.Блока «Двенадцать»?
- Как передаёт противостояние социальных и политических сил учебник истории и блоковское произведение?
На основе технологии встречных усилий учителя и ученика. Историк организует диалог по таким понятиям, как:
общенациональный кризис в России;
восстание (массовое вооружённое выступление);
революция (коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации отжившего общества и политического строя и передаёт власть в руки передового класса).
Я как учитель литературы провожу выборочное чтение дневниковых записей А.Блока 1917 года, свидетельствующих о том, что первая восторженность о случившимся историческим событием прошла.
На сравнительно-обобщающем уровне обсуждение проблемных вопросов проходит внутри учебной группы.
Мы с учителем истории выступаем в роли консультантов, а затем включаемся в дискуссию, которая создаёт условия обратной связи, предпосылки для развития встречных усилий, взаимопонимания и взаимодействия.
По итогам дискуссии учащиеся приходят к выводу:
- В исторических материалах Октябрьская революция изображена как вооружённый переворот, в ходе которого большевики захватили власть в Петрограде и установили диктатуру пролетариата в форме Республики Советов.
- Поэма А.Блока «Двенадцать» также изображает революцию 1917 года. Это поэма о революционном Петербурге конца 1917 – начала 1918 года, поэма о крови, грязи, о преступлении, о падении человеческом. И в то же время – о том, что идёт новая благая весть о человеческом освобождении.
На последнем этапе урока создаю ситуацию неожиданности:
- Какую иллюстрацию к сегодняшнему уроку вы создали бы красками?
- Посмотрите, как выполнил бы задание художник Б.Кустодиев.
Демонстрирую иллюстрацию его картины «Большевик» и предлагаю составить комментарий к ней.
Без труда учащиеся называют изображённую «уходящую Русь» через гротескную сдвинутость застывших форм провинциально-купеческой России, через образ могучей фигуры рабочего, шагающего по улицам города, запруженным народом.
Такой дидактический синтез помогает создать целостное представление о России в эпоху революции 1917 года.
Содружество литературы и изобразительно искусства - один из наиболее распространённых видов интегративных связей на наших уроках. Произведения живописи на уроках литературы, обладая зримой отчётливостью, позволяют учащимся конкретно представить личность писателей, портреты героев, быт, обстановку действия, картины жизни, исторических лиц и историческую эпоху в целом.
Начиная с 5-го класса, мои ученики ведут диалог у портрета писателя. Этот вид работы провожу в нескольких направлениях в порядке нарастающей трудности или расширения компетентностей учащихся. Если в младшем возрасте дети больше рассказывают о жизни и творчестве, то в старшем возрасте они готовы проводить серьёзную работу с предметом живописи.
К 9-ому классу учащиеся способны вести аналитическую работу и представить личность писателя на основе творчества и портрета.
Приведу фрагмент с интегрированного урока под названием «Лермонтов – писатель и Лермонтов – художник», который проводила я как защиту проекта на заключительном этапе изучения творчества поэта.
На уроке учащиеся получили понятие автопортрета. («Автопортрет – портрет художника, выполненный им самим. В автопортрете художник выражает своё самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов, порой соотносит свою личность с судьбой целого поколения и класса». Популярная художественная энциклопедия.)
Автопортрет Лермонтова 1837-1838 г.г. вызвал у учащихся особый интерес, так как они увидели в нём отражение самосознания художника, прочитали самооценку личности художника.
На основе рассмотренного творчества девятиклассники отмечают, что Лермонтов всегда проявлял пристальный интерес к внешности человека, внимательное изучение которой помогает понять некоторые особенности характера. Приводятся примеры из романа «Герой нашего времени».
«Тамань»: писатель утверждает, что «всегда есть какое-то странно отношение между наружностью человека и его душой».
«Княжна Мери»: вновь говорится о возможности понимания человеческого характера, «когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой».
Именно «отпечаток души испытанной и высокой» читают ребята в автопортрете. Обращаем внимание на глаза, выражающие душевную доброту, мягкость и в то же время – грусть и печаль.
Выполняя задание по автопортрету, многие сопровождали его лермонтовскими строками:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной…
На заключительном этапе по проекту учащиеся представили свою иллюстрацию к лирике Лермонтова. Такие интегрированные задания заставляют ученика перечитать поэтические произведения, попробовать себя а создании творческой работы средствами красок и слова.
При подготовке интегрированного занятия учитываю тесную связь литературы и музыки, так как в самом своём зарождении эти искусства представляли единое целое. Музыка даёт возможность словеснику наиболее целесообразно включать её в уроки изучения биографии писателя и разбора литературных текстов. Без музыки композиторов Бетховена, Чайковского, Римского-Корсакова и др. Невозможно провести вводный урок литературы (10 кл.), посвящённый жизни и творчеству И.С.Тургенева. В этот урок обязательно включаю прослушивание музыкальных произведений, чтобы передать духовную атмосферу жизни прошлого века, раскрыть музыкальные вкусы Тургенева, творческое сотрудничество и личные взаимоотношения с Полиной Виардо.
Эта предметная область «Искусство» в системе школьного образования – одна из наиболее открытых областей, которая допускает органичное взаимодействие литературы с музыкой и делает возможным межпредметную интеграцию.
Эту возможность использую при изучении романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» на уроке-практикуме.
Практическую исследовательскую задачу включаю в само название урока «Казачья песня в донском фольклоре и в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон». Предлагаю свой вариант создания интегративного пространства на этом уроке.
Интеграция разобщённых знаний по литературе, музыке, факультативному курсу «История казачества» осуществляю посредством решения проблемы: «Какое место занимает казачья песня в донском фольклоре и в романе Шолохова «Тихий Дон»?
Комплексные задания по донскому фольклору, музыке и шолоховскому произведению активизировала познавательную, частично-поисковую и исследовательскую деятельность учащихся.
Работа на уроке способствовала формированию таких умений, как сравнивать, анализировать, извлекать нужную информацию, определять причины поступков героев.
Опора на межпредметные связи уроков литературы и русского языка в практике являются условием формирования обобщённых знаний и способов деятельности учащихся при интегративном обучении.
Это ведёт не к самоцельному, «самодостаточному» условию системы языка, а к изучению его с опорой на живую основу художественной литературы, изучению живой функции основных драматических категорий и законов языка, выявлению того, как они реализуются в письменной и устной речи. А это очень важно, поскольку такое изучение активизирует у школьников внутренние стимулы к совершенствованию языковой культуры. Сама природа языка и литературы взывает к их органическому союзу; слово- «первоэлемент» литературы, а последняя даёт учащимся образцы выразительной образной речи.
Исключительно богатый материал для интегрированного обучения заключает в себя стихотворный текст. Их анализ с использованием лингвистических знаний раскрывает неисчерпаемые возможности русского языка. Другой «языковой» аспект изучения поэтических текстов оказывается необходимым условием раскрытия эстетической сущности литературы как искусства слова.
Особенности этих родственных предметов предусматриваю на интегрированном уроке литературы в 11классе под названием «Изобразительные средства звучащей речи в лирике Сергея Есенина».
В составе учебных групп одиннадцатиклассники исследовали изобразительные средства звучащей речи в стихотворениях Сергея Есенина, готовили мультимедийные пособия для накопительных материалов. Первая группа исследовала излюбленные приёмы словоупотребления и словообразования в произведениях Есенина. В своей коллективной работе учащиеся отмечают использование поэтом существительных женского рода: синь, новь, ширь, гладь, водь, цветь:
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку…
***
Как тогда, я отважный и гордый,
Только новью мой брызжет шаг…
***
Пой, мой друг. Напевай мне снова
Нашу прежнюю буйную рань.
Учащиеся отмечают, что образуются такие существительные бессуффиксным способом от имени прилагательных, реже от глаголов и совсем редко от существительных.
Безаффиксные существительные третьего склонения – один из древних словообразовательных типов русского языка.
Учащиеся размышляют о том, чем привлекают Сергея Есенина такие слова. Во-первых, они являются характерной приметой народной речи. Второе их свойство – краткость, энергичность, отличающая их от слов суффиксальных.
Вторая группа исследует метафору в лирике Есенина.
По их мнению, в насыщенной разнообразными звуками лирике Есенина именно звон – самый распространённый.
Третья группа представляет песенное слово Есенина и отмечает песенный склад, музыкальность стиха как отличительную черту есенинского стиля. Звуковой строй стихов характеризует удивительное благозвучие – приятное для слуха и удобное для произношения сочетание звуков, отражающие эстетические нормы русской речи.
Как видно, посредством русского языка и литературы учащиеся могут получить представление о развитии лирики Есенина через один поэтический образ. С точки зрения интегративности, «овладение обобщёнными структурами обеспечивает учащимся активную личностную позицию в приобретении новых знаний».
Методика взаимообогащения русского языка и литературы привела меня к созданию элективного курса «Изобразительные средства звучащей речи», который призван расширить и углубить знания учащихся из области фонетики русского языка и подготовить их к анализу фонетических особенностей речи в художественном произведении.
Программа интегрированного курса предусматривает восполнение пробелов знаний о звуковых особенностях русской речи и в то же время организует изучение таких изобразительных средств звучащей речи, как виды звукописи, ритм, звуковые соответствия на материале поэтических текстов.
Основа элективного курса состоит в рассмотрении теоретических вопросов (виды звукописи: аллитерация, ассонанс; звукоподражание; звуковые соответствия; благозвучие речи; ритм и темп звучащей речи) и в наблюдении, анализе звуковой стороны стихотворного текста
Внедрение разноуровневой интеграции в педагогическую практику убеждает в том, что сами идеи интеграции в совершенствовании учебно-воспитательной функции очень плодотворны.
Во-первых, знания, полученные на интегрированных уроках, приобретают системность, становятся обобщёнными, комплексными.
Во-вторых, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убеждённость и достигается всестороннее развитие личности.
В-третьих, интегрированный урок создаёт атмосферу сотрудничества и поиска, побуждает к диалогу, способствует формированию у учащихся образного мышления.
В-четвёртых, интегрированные уроки демонстрируют учащимся единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяют им видеть взаимозависимость различных наук.
Литература.
Л.Л.Кочергина, Л.А.Тропкина. История –литература. Интегрированные уроки. 11 класс. Волгоград «Учитель», 2003г.
Е.А.Шмидт. Лекция «Интегрированный урок». ВГАПК РО, Волгоград, 2008г.
Д.Иванов. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М. «Чистые пруды», 2007г.
Т.Г.Браже. Интеграция предметов в современной школе М. «Просвещение», 1998г.
И.Балагурова. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира. «Открытый урок», 2003-2004 учебный год.
12