ПУБЛИКАЦИЯ НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ НОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СТРУКТУР В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА УРОВЕНЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЕМЫХ»
МАОУ «СОШ №38»
учитель английского языка
Матросова Светлана Фаритовна
В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования, одним из основных направлений и первоочередных задач образовательной политики является обновление содержания образования, улучшение качества обучения и совершенствование механизмов контроля за качеством образования. Современное качество образования должно удовлетворять государственным требованиям и конкретным интересам отдельной личности. Стандарты современного школьного образования ориентируют на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Сегодня знание иностранного языка имеет огромную общественную значимость. Необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Это возможно сделать, используя обучающие структуры Сингапурской методики.
Начиная 2013–2014 учебного года, в школах Республики Татарстан учителя работают над реализацией совместного проекта МО и Н РТ с Сингапурской компанией Educare International Consultancy «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века. Наша школа проходила тренинг по данной методике в 2013 году. Прежде чем внедрить различные структуры Сингапурской методики в начале учебного года провела тестирование по определению уровня мотивации учащихся на уроках английского языка. (Мотивация №1)

После активного использования данной методики в течение всего учебного года провела такое же тестирование в конце учебного года. Результаты были другими. Дети стали более заинтересованы в изучении английского языка.
(Мотивация №2)
Регулярное применение обучающих структур «Singapore Quality Class» привело к интересным результатам. Общий уровень мотивации повысился на 0,4 балла. При этом личная познавательная мотивация повысилась на 0,3; социальная мотивация немного увеличилась на 0,1; личное отношение к предмету повысилось на 2, а мотивация успеха не изменилась, осталась на том же уровне. То есть, ребятам нравится работать вместе, и чувство успеха у них укрепилось. Но форма новых обучающих структур не всегда и не всех устраивает, возможно, разумнее будет использовать их реже. Сингапурские структуры как бы «перемещают» деятельность учителя на деятельность обучаемых, и, не смотря на необходимость более тщательной подготовки к урокам, учитель со стороны кажется скорее наблюдателем. Поэтому незначительное снижение общей познавательной мотивации (интерес к новому материалу, предъявляемому учителем) компенсируется аналогичным повышением познавательной мотивации личного развития.
Практика показывает, что новый метод развивает в ученике жизненно необходимые в наше время качества, такие как коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность; повышается уровень вовлечённости обучаемых и равного участия всех, позитивного учебного взаимодействия между обучаемыми, осознания учебных целей обучаемыми. Применение обучающих структур дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит групповая форма работы, работа в парах. Сам урок мало похож на обычный урок и больше напоминает увлекательную, содержательную игру, заставляющую мыслить. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
Ученики сидят за партой по 4 человека, и это- одна сплоченная команда. МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Mat) - инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.
Несколько слов о сингапурских обучающих структурах.
Это не методы обучения английскому языку, а формы управления учебным процессом (procedure). Там есть то, что мы давно уже применяем. Часто применяю на уроках такие структуры, как: CORNERS, TICK-TACK-TOE, TEAM BUILDING,A/R GUIDE. Вот отрывки некоторых моих уроков.
1.“Teambuilding”.(Ученики берут листы бумаги, складывают их по образцу, который показывает учитель. Пишут на листах цифры: 1,2,3 и слово «все». После опроса о любимых животных, ученики вписывают, сколько человек любит то или иное животное.
You should take a sheet of paper, fold it as I. Write down numbers: 1,2,3 and the word «everybody». How many pupils like this animal? Write it near the numbers.
2. «Corners»(На стене в трёх местах развешаны таблички со словами: в зоопарках, на воле, в заповеднике. Ученик отвечают на вопрос учителя: «Где животным лучше? Почему им там будет лучше? Сначала подумайте, выберете, а потом запишите свой ответ. Теперь встаньте и пройдите в тот угол, где висит выбранная вами табличка. Обменяйтесь мнениями в группе. Сядьте на свои места.)
T: -What do you think is better for animals
- to live in zoos?
- to live in wild animals' parks?
- to live in the wild?
First of all think, choose and write down your ideas about it. Then find the corner with the chosen word, share your opinion. Take your seats, please.
3. «Timed – Pair- Share»- (На своих местах дети делятся своим мнением с партнёром напротив, где животным будет лучше.)
-Try to explain your opinion with the partner in front of you.
4. “A/RGuide.
(Ученикам раздаются листочки. В первом столбике написано:“before reading”, во втором столбике идут утверждения по теме «Витамины», а в 3 столбике: “after reading”. Дети читают утверждения, думают и ставят знаки «+» или « -« в первом столбике. Читают текст в учебнике на стр.109 №36. Проверяют, правильно ли они ответили. Теперь ставят знаки «+ или -» в последнем столбике.
Таблица №1
Before reading | Statements | After reading |
| Vitamins make people healthy, optimistic and strong. | |
| Vitamin A is in green and yellow fruits. | |
| Vitamin E is necessary for skin and body. | |
| Lack of Vitamin B1 is not dangerous. | |
| You can get vitamin D from eggs. | |
T- Now let’s speak about vitamins. What do you know about them? Please, read the statements in the middle of your cards. Think and put “+” or “-“ in the first column. Then open your textbooks on the page 109 ex.36, read the text and check your answers. Now put “+” or “-“ in the column “after reading.”
5 .“Think-Write-Round Robin”
(Каждый ученик в группе читает те утверждения, в которых он был прав, то есть где стоят «плюсы» в обоих столбиках. Начинает ученик под №4.)
T: The pupil № 4 is reading the statements, where he has put “+” before reading and after reading. Then the pupil №1 is reading the sentences, then №2, and №3.
6. “Jot Thoughts”and “Tick-Tack-Toe”- (Ученики на подготовленных 9 листочках пишут слова по теме «Животные».Перемешать их и расположить их 3х3. Каждый составляет 3 предложения: по вертикали, по горизонтали, по диагонали. Записать в своей тетради. Проговорить их в своей команде. (Начинает ученик под номером 1).
T: Please, take 9 piecesofpaper, write on each of them a word on theme “Animals”, mix them and put them as 3*3. All of you make up 3 sentences choosing three words vertically, horizontally or diagonally. Write them down. Then read the sentences. (Begin the pupil №1)
Ожидаемые результаты от Сингапурского образования.
Учащиеся должны:
- Быть высоконравственными
- Быть мобильными и решительными
- Научиться делиться с другими и ставить интересы других на первое место
- Проявлять заботу и беспокойство о других
- Разумно подходить к общественной ответственности
- Уметь строить дружеские отношения
- Уметь работать в команде и ценить любую помощь
- Понимать, что значить воодушевлять и мотивировать других
- Проявлять живой интерес к окружающим вещам
- Быть предприимчивыми и инициативными
- Развивать здоровые привычки
- Ценить эстетику
- Любить Сингапур.
Итак, можно сделать вывод: использование обучающих структур сингапурского метода обучения дает возможность формировать навыки коммуникативного общения, приводит учащихся к взаимодействию ученика с учебным материалом и взаимодействия ученика с учеником.
С помощью взаимодействия ученика с учебным материалом мы способствуем возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель. Именно ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней и создают связи с тем, что они уже знают.
На таких уроках у детей формируется коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность, а самое главное - у учеников появляется интерес к предмету, что способствует успешному обучению. Самое главное, что Сингапурская методика позволяет полностью соблюсти ФГОС.