ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ, ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ
Сорина Оксана Александровна
МБОУ СОШ № 12 г. Орёл
Одна из ведущих тенденций развития образования в нашей стране – создание независимой системы оценки образовательных достижений учащихся. ЕГЭ является формой, которая обеспечивает единство требований к качеству подготовки выпускников и создает равные возможности для получения высшего профессионального образования вне зависимости от особенностей региона и школы.
С каждым годом эта форма выпускного экзамена приобретает всё большее доверие школьников, хотя ещё многие со страхом относятся к новой форме итоговой аттестации как в 11 классе, так и в 9 классе.
Подготовка к ОГЭ – это каждодневная кропотливая, хорошо продуманная система работы учителя на уроках и во внеурочное время.
Прежде всего, учителю необходимо хорошо знать спецификацию экзаменационной работы, изучить кодификатор элементов содержания, рассмотреть демо-версию.
Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ? Считаю, что этим нужно заниматься постоянно, из урока в урок, с самых первых уроков биологии в 6 классе. Ведь, за один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. А вот с начала 9-ого класса необходимо переходить к детальному повторению.
Не секрет, что часть школьников, даже те, кто приходит из начального звена с хорошими оценками, могут добросовестно заучить материал, т. к. память у них хорошая, объем предлагаемого пока невелик, но сразу начинаются проблемы, когда требуется не просто пересказ, а осмысление, понимание биологических процессов.
Для устранения этого недостатка и следует использовать метод тестирования, как основной в КИМах ОГЭ, который активизирует мыслительную деятельность учащихся.
В 5 классе с самого начала необходимо включать задания с рисунками, схемами, таблицами это помогает учащимся осмыслить изученный материал и применить его на практике.
В 6 классе, начиная с первых уроков, я использую самые простые формы заданий: «Верно-неверно», «Выбери верное утверждение», «Найди ошибки в предложениях текста». Затем перехожу к заданиям тестового характера «Найди один верный ответ из двух предложенных», «Найди верный ответ из четырёх». Во втором полугодии 6 класса начинаю использовать тесты «Установи соответствие» при изучении темы «Систематика растений».
Уже с 7 класса применяю все формы тестовых заданий, которые встречаются в КИМах на ГИА в 9-ом классе.
Тесты использую на разных этапах урока: и во время проверки домашнего задания, и в момент актуализации знаний, и на этапах изучения и закрепления нового материала. Но перегружать урок тестами не следует. Оптимальное их количество в 6-7 классах – 3-4 за урок. Большое внимание уделяю выполнению заданий с рисунками, что заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний, так же часто использую при изучении тем многообразие животных сообщения и доклады для подготовки, которых учащиеся сами подбирают материал.
С 8 класса больше времени отвожу рисункам с более сложными заданиями, соответствующими уровню заданий части С с развернутым ответом. Такие задания первоначально выполняются на уроке на этапе закрепления в режиме диалога, с опорой на уже полученные в ходе данного занятия знания и предварительную работу с таблицами, рисунками учебника. Затем подобные задания включаю в домашнюю работу. Когда большинство учащихся класса освоят их, то использую и для контроля знаний, даю контрольные работы в которых содержаться задания схожие по структуре с заданиями в КИМах.( распечатать контрольную 8 класс)
В самом начале изучения материала 9 класса в разделе введение надо заострить внимание на заданиях с названиями наук, именами ученых, названия методы для изучения науки так как этот материал часто не берётся учащимися во внимание. Здесь можно использовать терминологические диктанты, самостоятельную работу по подборке материала - сообщения, доклады, презентации с разборкой прослушанного материала и обсуждением.
В 9 классе на уроке при изучении, например, темы: «Белки» для активизации познавательной активности предлагаю работу с текстом и затем совместно с учащимися сформулировать тему и цели урока. Подобное задание проверяет следующие умения:
- быстро читать и извлекать необходимую для ответа информацию из незнакомого текста, представленную в скрытом или явном виде, четко формулировать свои мысли по конкретному вопросу;
- проводить анализ и обобщать прочитанное, строить на основании изученного текста собственные умозаключения;
- отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющуюся в тесте информацию;
- соотносить собственные знания с информацией, полученной из текста;
- делать выводы.
Уделяю внимание анализу таблиц в ходе урока, при разборке нового материала, можно использовать текст учебника для создания опорных конспектов, при этом выбирается наиболее главный материал и затем его учащийся может использовать при ответе, при повторении материала. Для рефлексии можно предложить тестовое задание на выборку одного правильного варианта ответа, таблицы на умение определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого. (распечатать на столы). Использую задания на умение включать в текст пропущенные биологические термины и понятия.