ТЕМА: КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ. Суть коллективного способа обучения (КСО) можно сформулировать так: каждый обучает всех, все обучают каждого. Нередко учителя считают, что только они сами в силах доступно и верно объяснить сложный материал. На практике мы убедились, что во многих случаях это могут сделать и ученики, естественно, если им будет обеспечена необходимая помощь учителя. Следовательно, суть КСО можно трактовать и так: учит не только учитель, но и ученики друг друга. Учитель заранее делит класс на группы по 5—6 учащихся в каждой и определяет лидеров. Это, как правило, способные ученики, проявившие склонность к предмету и хорошо по нему успевающие. Лидеры — будущие помощники учителя, которые вместе с ним заранее подготавливают все необходимое к уроку: карточки с вопросами и заданиями для каждой группы, образцы или модели изделий, трафареты, технологические карты, инструкции по технике безопасности, оборудование, инструменты и др. Следует отметить, что лидеры знают ответы на вопросы и умеют выполнять задания, поскольку они уже предварительно отвечали учителю, изучили технологическую карту и отработали определенные операции. Члены каждой группы, получив карточки, приступают к работе, самостоятельно готовятся к устному ответу, делают записи в рабочих тетрадях. Лидер первой группы предлагает задавать вопросы друг другу, а также продумать вопросы для второй группы, которая готовит вопросы для третьей группы и т.д. Если у отвечающих возникают затруднения, то дают пояснения задающие вопрос. Лидер решает, кто из группы будет отвечать или задавать вопросы. Применение КСО возможно на обобщающих уроках. В этом случае ученики, давая ответ, проговаривают известные им сведения, у них развивается логика суждений, способность выделять главное, делать выводы. На обобщающих уроках можно предложить группам задания по решению технологических, экономических, экологических проблем. И даже поставленная перед группами одинаковая проблема может быть решена ими по-разному. Учитель после обсуждения предлагает оценить наиболее оптимальное решение. Достаточно успешно применяют КСО на уроках контроля знаний. Каждый учащийся сдает готовую работу вначале лидеру группы, который ставит оценку. При этом лидер оценивает соблюдение технологической последовательности при изготовлении изделия, соблюдение техники безопасности при работе. Кроме того, учитывается ведение записей в рабочей тетради, чистота и порядок на рабочем месте. Учитель, как правило, согласен с оценкой или задает дополнительные вопросы. Существует несколько способов деления класса на группы. Например, разделить его на равноценные группы, т.е. в каждой собрать сильных и слабых учеников, или создать разноуровневые группы, т.е. объединить в одних — успевающих, в других — неуспевающих учащихся. В первом случае учитель может ставить одну проблему для всех, давать одинаковой сложности практические задания и будет уверен, что все группы справятся, хотя одни быстрее и лучше, другие — позже и хуже. Положительным моментом является тот факт, что в каждой группе есть сильные ученики, которые объяснят материал, решат трудную задачу и помогут "вытянуть" проблему. Однако психологи считают, что при таком делении нет условий для развития "стеснительных" учащихся. Они как в классе вели себя тихо, не высказывали своих мыслей, не проявляли инициативы, так и в составе группы будут следовать за сильными учениками. При втором варианте инициатива слабых, робких не подавляется сильными. Оставшись наедине со своими задачами, они просто вынуждены будут их решать. Для таких групп надо готовить посильные задания, иначе теряется интерес, снижается мотивация. Такой же подход необходим и к сильным ученикам — им надо предлагать задания творческого, исследовательского плана. При этом учителю предстоит большая работа по подготовке разноуровневых заданий к каждому уроку. Сложность заключается также в большой подготовительной работе с лидерами, подготовке раздаточного материала, его тиражировании. На уроках технологии использую объединение учащихся в пары. Напарники работают вместе, объясняют друг другу непонятное и готовятся отвечать и объяснять освоенный материал соседней паре. Применяя на своих уроках коллективные способы обучения, как правило, заранее предупреждаю учащихся о том, что на следующем занятии они будут работать в группах или парах. Ученики знают, с кем они будут работать. Применение КСО на уроках трудового обучения помогает учителю добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует меньшей их утомляемости, повышает работоспособность, воспитывает такие качества, как взаимоконтроль, самоконтроль, готовит к практической трудовой деятельности. Ознакомившись с коллективным способом обучения (КСО), я успешно использую его на своих уроках технологии. Хотя КСО разработан в основном для гуманитарных и естественно-математических дисциплин, опыт показывает возможность его успешного применения на уроках технологии при повторении и обобщении пройденного материала. Проводя опрос, работу организую в парах (в V-VI классах) и малых группах (в VII классах), используя карточки с вопросами и ответами. Каждый ученик задает своему напарнику вопросы по карточке и по ней же проверяет его ответ, в случае необходимости поправляя и дополняя его. Ниже приводится образец карточки используемой на уроках КАРТОЧКА ВОПРОС-ОТВЕТ 1. Перечислите основные свойства тканей. Ответ. К основным свойствам тканей относятся физико-механические, гигиенические , технологические и эстетические свойства. 2. Какие виды волокон вы знаете? Ответ. Существуют два вида волокон: натуральные и химические. 3. От чего зависят технологические свойства тканей? Ответ. Технологические свойства тканей зависят от свойств волокон, ткачества, характера отделки ткани. 4. Перечислите основные технологические свойства тканей. Ответ. К основным технологическим свойствам тканей относятся: осыпаемость нитей, раздвижка нитей в швах, усадка, растяжимость. Взаимопроверка знаний в парах и малых группах значительно повышает активность учащихся, развивает мышление и речь, создает условия для естественного общения детей. Главная задача КСО: научить каждого своего ученика мастерству преподавания. Главная педагогическая идея данного опыта заключается в том, чтобы научить детей общению друг с другом в процессе обучения, а именно: умению слушать и слышать друг друга, воспринимать и уважать точку зрения своего собеседника. Умению договориться со своим собеседником и распределить роли в паре. Умению грамотно и доступно излагать, объяснять любой материал по программе. Ведь работая в группе, необходимо тщательно готовить материал, который надо передать товарищам, при этом стараться говорить чётко, ясно, понятно. Умению доводить свои знания по теме до совершенства, а своё преподавание до мастерства, общаясь с товарищем столько, сколько необходимо для прочного усвоения материала, задавая вопросы, обращаясь к другому ученику или учителю. Умению постоянно оценивать результаты своего труда, сравнивая с работой других учащихся, работающих в паре. Ребёнок понимает, что усвоил материал лучше своего товарища и понимает, что ему надо помочь или видит, что недостаточно разобрался в материале и прибегает к помощи других, которые усвоили материал лучше. Такие же задачи прописаны в ФГОС НОО при формировании коммуникативных УУД. Поэтому с уверенностью можно сказать, что работая по технологии КСО, мы соблюдаем требования современного образовательного стандарта. |