Самоанализ профессиональной деятельности
Габишева Вячеслава Владимировича
тренера-преподавателя отделения Ушу
МБУ ДО «СДЮШОР по восточным единоборствам»
за период 2015-2016 гг.
Я, Габишев Вячеслав Владимирович,имею высшее специальное образование, в 2015 году окончил Новосибирский государственный педагогический университет по специальности – физическая культура и спорт (присвоена квалификация «Педагог по физической культуре и спорту»). В 2017году в соответствии с Законом «Об образовании», руководство школы планирует направить меня на прохождение курсов повышения квалификации.
Приобретенные знания в полной мере применяю в своей работе, для улучшения своей профессиональной деятельности. Судейские семинары, в которых я регулярно принимаю участие на базе Федерации УШУ России, знакомят с нововведениями международных правил соревнований, что позволяет вовремя применять современные нормативные требования к участникам соревнований. Научно-практические семинары и конференции в области физической культуры и спорта способствуют применению передовых систем подготовки в работе со спортивным резервом сборной России, Новосибирской области, города и школы. Кроме того, для своего постоянного самообразования читаю научную литературу и журналы, которые можно найти в свободном доступе в СДЮШОР, пользуюсь интернет-ресурсами.
Мой общий педагогический стаж – 2 года. Стаж работы в данной спортивной школе – 7 лет.
С 2009 года работал в должности спортсмена инструктора СДЮШОР по ВЕ.
На данный момент в СДЮШОР тренирую 1 группы детей и подростков: тренировочную группу 2 года обучения . Все обучающиеся принимают участие в соревнованиях, стабильно посещают тренировочные занятия, текучести занимающихся в моих группах практически нет, сохранность контингента по годам обучения стабильна.
Основная задача моей работы неразрывно связана с целями учреждения:
1. Формирование и совершенствование знаний, умений и навыков в области УШУ. Увеличение количества учащихся освоивших учебную программу.
2. Выявление и отбор наиболее одаренных детей. Подготовка спортивного резерва для сборных команд города, округа, страны.
3. Развитие у учащихся коммуникативной культуры, формирование потребности в здоровом образе жизни и физическом развитии. Обучение основам спорта высших достижений, соединяющего спорт с культурой и образованием, стремящегося к созданию образа жизни. Воспитание у детей культуры межнационального общения и толерантного поведения в обществе и школе.
В моей учебно-тренировочной деятельности я использую методические принципы, которые считаю наиболее важными в моей тренировочной практике.
Первым принципом является четкая постановка целей и задач в соответствии с возрастом и подготовленностью обучающихся.
Вторым принципом является постепенность спортивной тренировки. Путь к высоким результатам пологий и долгий. Увеличение объема и интенсивности выполняемой работы, усложнение упражнений, увеличение продолжительности занятий идет постепенно.
Третьим важным методическим принципом в моей работе является разносторонность. Повышение уровня разностороннего развития – главное условие крепкого здоровья, высокой работоспособности, спортивных успехов. Практика показывает, что спортсмены, включающие в занятия различные виды физических упражнений, достигают более высоких результатов в избранном виде спорта.
Четвертым важным методическим принципом считаю индивидуализацию. Каждый спортсмен должен получать на занятии упражнения трудные, но выполнимые. Однако, даже в самой однородной группе спортсмены не равны по силам. Высокого эффекта в учебной работе можно добиться, изучив особенности занимающихся, и учитывая их при организации воспитательной работы, определении тренировочной нагрузки, выборе наиболее эффективных способов обучения.
В своей работе я использую многие стандартные формы и методы, такие как:
- повторный метод;
- групповой метод;
- метод усложнения игровых заданий;
- игровой метод;
- метод круговой тренировки;
- соревновательный метод и др.
Система комплексного контроля позволяет оценивать подготовленность юных спортсменов на всех этапах учебно-тренировочного процесса, дает возможность объективно оценить правильность избранного направления подготовки, постоянно следить за состоянием и динамикой тренированности обучающихся, своевременно вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс.
В условиях контроля за результативностью учебно-тренировочного процесса два раза в год провожу мониторинг физической и технической подготовленности обучающихся.
Свою профессиональную деятельность по физическому воспитанию детей осуществляю в соответствии с государственными нормативными документами (www.minsport.gov.ru), а также применяю методические разработки учебно-методического отдела СДЮШОР:
- Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа по виду спорта Ушу от 2015 г.
- Федеральный Закон №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 14.12.2007 г.
- Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта Ушу от 18.03.2015 г.
- Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации от 12.05.2014 г.;
Свою образовательную деятельность осуществляю по трем педагогическим аспектам : обучение, развитие, воспитание.
Триединая цель обучения – это заранее запрограммированный педагогом результат, который должен быть достигнут, как им самим, так и обучающимися, в конце каждого этапа обучения. Приоритетом в своей работе, считаю образовательные технологии дифференцированного обучения с личностно-ориентированным подходом, определяющим цели и образовательные результаты воспитанников на языке умений, задействую обучающихся в разных видах деятельности, учитывая их склонности и индивидуальные особенности. Используя в процессе обучения такие важные принципы как: доступность изучаемого материала, наглядность, обоснованность, последовательность, систематичность, результативность; индивидуальность каждого из воспитанников и личный пример тренера-преподавателя.
При проведении учебно-тренировочных занятий наряду с традиционными формами обучения широко использую здоровьесберегающие, коррекционные технологии – дыхательная гимнастика, при содействии тренеров-преподавателей по ушу периодически провожу оздоравливающие занятия с применением технологий ушу-тайцзицюань.
В целях контроля и регулирования тренировочного процесса систематически провожу тестирование спортсменов, по методике комплексно-научной группы сборной команды России по Ушу.
На протяжении всего периода обучения совместно с медицинским работником СДЮШОР регулярно проводим санитарно-просветительскую работу с обучающимися, контролируем своевременное прохождение обучающимися обследований во врачебно-физкультурном диспансере. Осуществляем медико-педагогические наблюдения на учебно-тренировочных занятиях, на каждого обучающегося ведется индивидуальная карта спортсмена, в которой отражаются ежегодные антропометрические данные, медицинские обследования, спортивные достижения, сдача контрольных нормативов и тестов по общефизической и специальной подготовке в избранном виде спорта. На основании полученных данных спортсмены распределяются по тренировочным группам с индивидуальным ориентированием на подготовку по УШУ. Совместно с инструкторами-методистами проводим мониторинг освоения предлагаемой учебной программы, а также веду собственный мониторинг результативности воспитанников.
Для успешного выступления на Всероссийских соревнованиях, спортсмены спортивного резерва повышают свое мастерство на тренировочных сборах, в составе сборных командах России и Новосибирской области по Ушу.
Участие в таких мероприятиях служит повышением мотивации к дальнейшим занятиям Ушу, а также является толчком для новых спортивных достижений. Я неоднократно участвовал в тренировочных сборах по подготовке спортсменов юношеских и юниорских сборных команд области и округа к всероссийским и международным соревнованиям.
Полученный опыт работы на данных мероприятиях применяю в своих тренировочных планах.
Победы и призовые места на Первенствах России в различных возрастных группах, характеризуют стабильность освоения образовательных программ и оптимальность применяемых методик обучения:
2016 год (январь – август)
ФИО | Соревнования | Занятое место |
Бессонов Андрей | Первенство России по ушу-таолу г.Москва 15-17марта 2016г. | 3 |
Григорьева Алина | Первенство России по ушу-таолу г.Москва 15-17марта 2016г. | 2 |
Быковская Екатерина | Первенство России по ушу-таолу г.Москва 15-17марта 2016г. | 2 |
ИТОГО: 1 место – 0, 2 место – 2, 3 место – 1 |
2015 учебный год
ФИО | Соревнования | Занятое место |
| | |
ИТОГО: 1 место – 0, 2 место – 0, 3 место – 0 |
Таким образом, результативность выступлений моих спортсменов в 2015-2016 гг. на соревнованиях можно наглядно увидеть на следующей диаграмме:
![]()
Однобокая концентрация усилий только на тренировочный процесс уже не приводит к успеху. Принимаю активное участие не только в спортивной жизни своих учащихся, но и оказываю им помощь в апробации своих сил в разных областях творческой деятельности, чтобы проявить себя полноценной личностью и не потерять заложенные в них природой творческие задатки. Стимулирую активность воспитанников к участию в предметных олимпиадах, проектах, конкурсах. Это позволяет усилить сотрудничество с нашими социальными партнерами (ВУЗы, колледжи, школы) и укрепить взаимодействие в воспитательном процессе учащихся.
Параллельно с физическим воспитанием учащихся, участвую в передаче передового педагогического опыта путем наставничества. Мои воспитанники активно участвуют в культурно-спортивных мероприятиях, проводимых под эгидой Департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирск (в частности Управлением физической культуры и спорта), а также Департаментом физической культуры и спорта Новосибирской области. Например,
- Сибирский фестиваль бега
- Городской спортивный фестиваль спортивных и танцевальных коллективов "Гимнастрада Новосибирска ", посвященный Всероссийскому дню гимнастики
- Фестиваль ГТО
- Кросс нации
- Показательные выступления на День города
и многие другие мероприятия.
Важным аспектом своей педагогической деятельности я считаю работу с родителями своих воспитанников, их заинтересованность в воспитательном процессе. В целях взаимодействия с родителями использую планируемые в МБУ ДО «СДЮШОР по восточным единоборствам» мероприятия – родительские собрания, консультации, праздники и другие культурно-досуговые мероприятия.
Вместе с учащимися участвую во всех массовых мероприятиях проводимых школой (парады, демонстрации, кроссы, конкурсы). При поддержке родительского комитета участвуем в программе спортивной школы, на основании городского комплексного плана мероприятий, по предупреждению правонарушений среди подростков, употреблению наркотических средств, табакокурения.
Чтобы вовремя предостеречь подростка от правонарушения, надо дать ему почувствовать ответственность перед обществом за свое поведение и обеспечить полноценный досуг спортсменов. Наша совместная деятельность сводилась к тематическим беседам по данной тематике, к приглашению работников правоохранительных органов, медицинских работников, организации круглых столов и часов общения по данным темам.
Я глубоко убежден в том, что только благодаря совместной работе семьи и образовательного учреждения формируется полноценная гармонично развитая личность, которая обладает нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни.
В целях повышения педагогической компетентности принимаю активное участие во всех официальных мероприятиях по Ушу на разных уровнях.
В школе ежемесячно проводятся тренерские советы с обсуждением выступления спортсменов на соревнованиях, системы комплектования сборной команды школы и города по возрастам для участия в последующих стартах и тренировочных сборах, а также многие другие организационные вопросы. Ежегодно, согласно графику школы, провожу мастер-классы и открытые учебно-тренировочные занятия, делаю доклады о теоретических исследованиях в области Ушу. Помогаю коллегам в теоретических аспектах при подготовке к открытым урокам. Постоянно участвую во всех судейских совещаниях и семинарах перед проведением соревнований любого ранга. Неоднократно приглашался в состав судейской коллегии в качестве рефери соревнований, для организации и проведения Чемпионатов и Первенств СФО, Новосибирской области, города Новосибирска.
Анализируя свою учебно-тренировочную деятельность, отмечаю, что цели, которые были поставлены мной на межаттестационный период, достигнуты практически в полном объеме. Основным показателем работы тренера-преподавателя считаю успешное участие в соревнованиях разного уровня и подготовка спортивного резерва для сборных команд школы, города, округа, страны. В педагогической деятельности, следует отметить, следующие ориентиры: формирование здорового образа жизни и развитие мотивации к разностороннему удовлетворению физкультурно-спортивных потребностей и интересов обучающегося. Однако есть вопросы, требующие постоянной проработки. Одним из главных требований к себе, считаю постоянное повышение своего профессионального мастерства, поиск новых методов, форм и инновационных находок для подготовки высококвалифицированных спортсменов, более рационального использования своего рабочего времени, для реализации своих профессиональных возможностей. В дальнейшей работе, в общении с коллегами из других регионов планирую сделать акцент на современные информационные технологии, для обсуждения и передачи педагогического опыта. В 2017 году планирую провести набор юных спортсменов 2008-2009 годов рождения. Для выявления наиболее одаренных детей буду рекомендовать своим коллегам внедрять в работу научно обоснованный и систематизированный метод отбора для воспитанников отделения УШУ начального этапа обучения опробованный на юных спортсменах. Для поставленной задачи необходимо пройти курсы повышения квалификации по данной тематике и изучить инновационный опыт работы ведущих специалистов в данном направлении.
За годы своей работы я не разочаровался в выбранной профессии, считаю себя современным педагогом, осознаю важность и востребованность нашей работы в масштабе региона.
Подпись Дата