Пояснительная записка
к уроку литературного чтения во 2 классе
по теме «Изложение сказки о животных с творческим заданием
по сказке «Храбрый баран»,
учителя начальных классов первой категории,3 уровня КГУ «Средняя школа № 21»
г. Петропавловска, Северо-Казахстанской области
Кламм Ольги Николаевны
Урок разработан для общеобразовательного класса с детьми с разным уровнем подготовки.
На преподавание литературного чтения во втором классе выделено учебным планом 4 часа в неделю.
При проектировании урока использована учебная программа по предмету «Литературное чтение», утверждена приказом МОН РК № 115 от 3 апреля 2013 года.
Урок разрабатывался по учебнику «Литературное чтение. 2 класс». Издательство
«Алматыкiтап », 2013 г. Авторы: К. Х. Жаданова, Е.Д.Бражникова.
При проектировании урока использовался компетентностный подход.
Тип урока: развитие речи.
В плане выделены 3 фазы урока в соответствии с технологией критического мышления:
1. Вызов.
2. Осмысление.
3. Рефлексия.
Цель деятельности педагога: создание условий для самостоятельного определения проблемы, темы и цели урока, самостоятельной работы с информационными ресурсами, учит читать и анализировать текст,писать изложение, представление конечного продукта с использованием различных инновационных стратегий, оценки и рефлексии.
Основными формами работы на уроке являются: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения: частично-поисковый, словесный, наглядный, практический.
Приёмы: «создание коллаборативной среды», «создание проблемной ситуации», исследовательский прием, рефлексия «Светофор», рефлексия урока по рефлексивному экрану.
Ожидаемые результаты:
- умение пересказывать сказки в устном и письменном изложении;
- проявление познавательного и эмоционального интереса к процессу чтения, анализу и передаче содержания сказки;
- применение начальных и исследовательских навыков в постижении специфики сказок о животных;
- повышенная активность деятельности;
- развитие навыков критического мышления;
-самонаправленность учащихся в процессе обучения.
Тема урока: Изложение сказки о животных с творческим заданием
по сказке «Храбрый баран».
Цель:научиться читать и анализировать текст сказки, писать изложение.
Ресурсы: презентационный материал о животных, стикеры с отгадками, учебник лит. чт. 2 кл., презентационный материал: заставка иллюстрации к сказке,проверка значения слов, карточка со словом для определения значения слова,иллюстрации к сказке,рефлексивный экран, стикеры ,рефлексийный лист «Светофор»
Критерии успеха:
1. Я знаю, что такое сказка о животных
2. Я понимаю, как работать с текстом
3.Я смогу составить план и вопросы к тексту, по ним написать изложение
Ожидаемые результаты:
- определят тему и цель урока;
- примут участие в групповой работе;
- научатся составлять план и вопросы к тексту;
- научатся анализировать текст и смогут письменно пересказать его.
Ход урока
Тема Цели Критерии | Этапы/формы работы | Ожидаемые результаты | Оценивание, включая оценку в целях обучения | Охват учеников | Ресурсы | Модуль |
Тема: Изложение сказки о животных с творческим заданием по сказке «Храбрый баран». Цель: научиться читать и анализировать текст сказки, писать изложение Критерии: 1.знаю, что такое сказка о животных 2понимаю, как работать с текстом 3.смогу составить план и вопросы к тексту и по ним написать изложение | 1.Коллаборатив- ная средаУпражнение «Мамино ожерелье» 2. Проблемная ситуация. Презентация . просмотр слайдов о домашних животных, фрагментов из сказок о животных (« Зимовье зверей», «Петух и собака», «Хитрый козёл» др.) «Отгадай загадки»-у каждого стикер с отгадкой. Учитель читает загадку, дети образуют группы по отгадкам. Цель: через решение проблемной ситуации определяется тема урока | 1. Создание доброжелательной атмосферы 2. Активизация познавательной деятельности. Определение темы урока (самостоятель но). Деление на группы.(4гр) | 1.Формативное (слова). 2. Комментарии учителя. | 1.Участие всех учеников 2.Участвуют все ученики. | 2Презентационный материал о животных. Стикеры с отгадками. | 1. ВО,НП 2.ИКТ,ВО,НП |
| 3. Стадия осмысления | | | | | |
| А) чтение сказки учителем Цель: знакомство с текстом | А) Саморегуляция обучения, мотив к обучению. Определение вида сказки, выделить особенности сказки о животных. Определение критериев успеха. | А) Учитель комментирует активность аргументиро ванность. | А) Участие всех учеников | А) учебник лит. чт. 2 кл.презента ционный материал(заставка иллюстрации к сказке) | А)КМ,ВО. НП |
| Б) Словарно-фразеологичес- каяработа «Загляни в словарик»(каждой группе по два слова: приволье, чащоба, лютый, макушка, сук, грохнулся, варево),дети читают слова, сами определяют значение слов, записывают свои предположения на карточку, затем сравнивают свои ответы с ответами на интерактивной доске. Цель: пополнение словарного запаса, работа над значением слов | Б) Активизация словаря учащихся,Р/Р Взаимообучениесаморегуляция | Учитель комментирует активность аргументиро ванность | Б)Работа в группах 1 отвечает | Б)Учебник лит.чт. 2кл Презент.материал (проверка значения слов),карточка со словом для определиния значения слова | Б) КМ, НП(диалогическое обучение) ВО |
| В)Беседа по содержанию сказки. Цель:Учиться работать с текстом,отвечая на вопросы -к какому виду сказок относится? -что случилось с животными в лесу? -с какой опасностью они столкнулись? -что они решили сделать? -что произошло с бараном? - почему испугались волки? | В)Выяснение имеющихся знаний учащихся по прочитанному | В) Формативная оценка учителя. | В)Работа всех учеников Обратная связь, комментирование ответов учащихся, степень понимания произведения учащимися | В) презентационный материал (иллюстрации к сказке),учебник лит.чт | В)НП(диалоговое обучение,ВО. |
| Г) Работа над изложением Составление плана и вопросов к тексту Цель: подготовка к написанию изложения | Г)План составляется для написания изложения учениками гр. А,В. Вопросы к тексту - для написания изложения уч.гр. С Взаимообучение, самообучение | Г) Учитель оценивает степень активности, вовлеченности в групповую работу | Г) Работа в парах. План составляется для написания изложения учениками гр. А,В. Вопросы к тексту - для написания изложения уч.гр. С | Г)Учебник, рабочая тетрадь. | Г) КМ,НП,ВОс. ЛиУпр |
| Д)Защита работы над изложением. Цель :подготовка к написанию изложения Выступление четырёх лидеров от групп со своими нароботками: план и вопросы. Обсудив предложенное , на интерактивной доске записывается общий план и вопросы для написания изложения | Д)Взаимообу чение, отработка навыков аргументированного выступления, отстаивания своей позиции | Д)Формативное оценивание работы групп учителем. | Д) Уч.гр.А выступает от каждой группы. План для учеников группы А,В., вопросы для учеников группы | Д) Учебник, рабочая тетрадь,презентационный материал: план и вопросы к изложению | Д)КМ,НП.ВОс. ИКТ,ОО |
| Е)Комментиро- ванное чтение сказки детьми по цепочке. | Е) Научиться осознанному чтению, подготовиться к написанию изложения. Саморегуляция. | Е)Формативное оценивание , Суммативное оценивание учеников гр.С за выразительное чтение | Е) Читает каждый ученик | Е)Учебник лит.чт.2 кл. | Е)ОО,ОдО,ВО ,КМ |
| 4. Письменное изложение сказки | | | | | |
| Дифференцированная работа. Цель: учимся пересказывать сказки в письменном изложении | Саморегуляция. Умение проанализировать текст и пересказать в письменном изложении по плану(А.В) и вопросам.(С) | Суммативное оценивание за письменную работу каждого ученика. | Уч.гр.А,В :пишут по плану. Уч.гр.С:пишут по вопросам | Рабочая тетрадь Презентационный материал(план,вопросы | КМ,ВОс,ОО,ИКТ |
| 5.Рефлексия | | | | | |
| Цель: определение собственных позиций достижений на уроке Как бы назвали урок? Что было самым важным? Какую работу мы провели над текстом и зачем? Какова тема урока? Что для тебя было легко? Чему ты научился? Доволен ли ты своей работой? Что ты умеешь теперь? С каким видом сказки познакомились? Что ты сможешь теперь? 6. Саморефлексия «Светофор» Зелёный-побольше таких дел Красный-понравилось ,но не всё интересно Жёлтый-не понравилось, скучно Ученики клеят стикеры на макет светофора | Умеют излагать своё мнение, анализировать свою работу, дать ей оценку ,могут дать оценку всему уроку.Активизация процесса саморегуляции. Самооценивание достигнутых успехов, степени осмысления темы, в соответствии с критериями успеха 6.Активизируется процесс саморегуляции. . | Степень усвоения учебного материала, оценивание саморегуляции 6.Самооценива ние | Работают все ученики(один ученик начинает отвечать, другие дополняют) 6. Каждый ученик клеит стикер на «светофор» | Рефлек сивный экран, 6. стикеры, рефлексийный лист «Светофор» | ИКТ,КМ,НП(обучение тому, как учиться,диалогическое обучение) ОдО,ФО,ВО 6.КМ,Нп,ОдО ВО |
| 6. Д/ЗСтр. 24-24 чит. Дифференциро- ванная работа. Гр. А:сочинить другую версию концовки сказки. Гр. В: подготовить чтение по ролям. Гр. С:пересказ по подготовленным вопросам | | | | | |









