Класс: 6
Тема: Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский».
Цели урока: восприятие учащимися романа А.С.Пушкина «Дубровский» через авторское отношение к героям, размышление о проблемах взаимоотношений между людьми, власти денег над человеком.
Задачи:
обучающие: формировать навык исследовательской работы с текстом, умение выделять главное в тексте, умение видеть слова, раскрывающие образ героя;
развивающие: развивать логическое мышление, речь учащихся, умение работать в группе;способствовать развитию информационной культуры детей;
воспитательные: воспитание духовно – нравственной личности, умения общаться воспитывать чувство неприязни к высокомерию, тщеславию, подлости.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, учебник,словари.
Используемые технологии:
ИКТ-технологии
здоровьесберегающие технологии
технология проблемного и развивающего обучения
Особенности урока:
реализация системно-деятельностного подхода
чередование индивидуальной и групповой форм работы
организация исследовательской деятельности
создание атмосферы сотрудничества
Ход урока
1.Мобилизующий этап урока.
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
«Жизнь прожить не поле перейти» - гласит народная мудрость, предупреждая человека о трудностях. Уроки жизни приходится преодолевать каждому из нас. И при решении жизненных задач часто допускаем ошибки. Мудрые советы классика помогут нам решить многие вопросы, только нужно уметь понять, услышать автора. И сегодня мы с вами прислушаемся к голосу классика.
Послушайте цитату из произведения. Назовите это произведение и автора, голос которого будет звучать сегодня на уроке.
Цитата из произведения «Дубровский» (учебник литературы 6 класс)
«..псарня чудная, - вряд людям вашим житьё такое же, как вашим собакам».
- Узнали?
- Из какого произведения эта цитата?
- Кто автор?
На слайде презентации портрет А.С.Пушкина, титульный лист романа А.С.Пушкина «Дубровский»
3. Определение темы урока самими учащимися.
4. Целеполагание
Поясните смысл пословицы
От одного слова – да навек ссора.
- Подумайте, как эта пословица связана с содержанием романа и определите тему нашего урока.
- На какие вопросы мы должны будем ответить?
- Что нужно будет сделать, чтобы получить ответы на эти вопросы?
Целеполагание.
Сформулируйте цели нашего урока.
- Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах ссоры между двумя помещиками, а для этого необходимо понять их характеры, взгляды на жизнь
1. История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский»
Над романом "Дубровский" А.С.Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П.В.Нащокина, который был другом поэта, "об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить:". Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.
2. А.С. Пушкин в 30-е годыочень плодотворно поработал. Он написал около четырехсот стихов, главы романа "Евгений Онегин", пишет прозу, много критических и публицистических статей. Пребывание в Болдино имело еще результат, важный для дальнейшей биографии Пушкина. Здесь он убедился в разорённости и запущенности имения. Он увидел, что будущее его не связано с поместьем. Стать помещиком ему не удалось бы, да он и не чувствовал к этому призвание. Болдино не могло давать доходы. Будущее Пушкина заключалось в том, что он был "грамотей и стихотворец". Само Болдино было для него местом творчества, а не помещичьих забот.
3. Тридцатые годы
По возвращении из Болдина Пушкин заложил имение, женился. В этот период (1832) он задумывает "Дубровского" и "Историю Пугачева", в октябре возвращается в Болдино и проводит там до половины ноября. Это была вторая болдинская осень. Там он закончил "Историю Пугачева", написал "Медный всадник", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Сказку о мертвой царевне" и много стихотворений. К этому же времени относится работа над "Пиковой дамой".
Творческий путь Пушкина с самого его начала — непрерывное восхождение. Но наиболее интенсивно это восхождение проявляется в 30-е годы, когда присущие поэту народность, историзм и реализм раскрывались во всей полноте его творческих возможностей.
Определите жанр этого произведения. (Запись в тетради)
- Что же такое роман? (Знакомство с определением этого термина по словарю литературоведческих терминов и по учебнику. Стр 143
- Какие признаки романа мы находим в «Дубровском»?
Запись в тетради:
1. Большое повествовательное произведение;
2. разветвлённый сюжет;
3. значительный объём;
7. Словарная работа.
- На доске вы видите слова: авантюра, приключение, популярный, роман, сюжет. Исходя из данного толкования этих слов, можно ли назвать произведение А.С.Пушкина авантюрно-приключенческим романом? Аргументируйте свой ответ.
Авантюра - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.
Приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.
Популярный - 1. общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;
2. пользующийся широкой известностью.
Роман (фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.
Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.
(Да. Здесь мы видим рискованное, сомнительное по честности дело (Дубровский стал разбойником), неожиданный случай в жизни (разорение Дубровских). Произведение можно назвать романом, потому что здесь много действующих лиц и событий.)
- Запишите определение романа и сюжета в тетрадь.
8. Исследовательская работа.
В 30-е годы новые задачи, новые темы занимают Пушкина – он хочет рассказать о жизни разных классов и сословий русского общества. Он хочет показать жизнь такой, какая она есть, ничего не выдумывая, не украшая ее.
Работа с текстом.
- Действие романа происходит в первой половине 19 века.
Каким было российское общество тех времен? (Самодержавие, страной правил царь. Крепостное право, рабское положении крестьян, вспомните произведение изученное нами в прошлом году о крепостных «Муму».
Каким было отношение барыни к своим крепостным? Но и свободные люди – приживалки барыни были под ее властью, боялись ее)
А теперь вспомним Жилина и Костылина из произведения Толстого «Кавказский пленник» – они оба офицеры, дворяне, но Жилин был беден, а Костылин – богат. И не всегда богатство было залогом чести и благородства.
То есть дворянство тоже было неоднородным.
- Прочитаем начало романа 1 абзац.
-Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»?
«Богатство, знатный род и связи» давали Троекурову «большой вес в губерниях».
-Как вы понимаете выражение большой вес в губерниях?
Губерния – область.
Работа с именами -В русской литературе мы часто встречаемся с говорящими и значимыми именами героев. из «Словаря русских личных имён» , что значат имена наших героев.
Кирила Петрович: (Кирилл (гр.) – господин, владыка, повелитель; Пётр (гр.) – скала, утёс, камень;
Андрей Гаврилович: Андрей (гр.) – мужественный, храбрый; Гавриил (др.-евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость).
Наверное, не просто так Пушкин дал такие имена героям.
Давайте познакомимся с этой жизнью на страницах романа 1-й главы.
Дома вы читали эту главу.
Кто же является главными героями?
Давайте дадим характеристику этим героям, познакомимся с ними поближе.
Чтобы лучше понять их, проведём исследовательскую работу.
Исследовательская работа по группам
Укажите их социальное положение.
Какими качествами характера обладали Троекуров и Дубровский?
Какие у них были увлечения?
Как складывались отношения с соседями?
Как каждый из них относился к крепостным крестьянам?
Отметьте общее в судьбах героев.
Обобщение
Кирила Петрович Троекуров
«Богатство, знатный род и связи давали большой вес в губерниях» Троекурову, развратили его. Он ежедневно изобретал «проказы», жертвами которых становились его знакомые. Для автора важно показать, что богатство не делает людей лучше: наоборот, исполнение всех прихотей, безнаказанность делают Троекурова мстительным, жестоким и бездушным человеком, который ни во что не ставит людей. Он не брезгует пользоваться услугами низких бесчестных людей.
Дубровский Андрей Гаврилович
Отставной поручик. Сосед Троекурова. Имел смиренное состояние, но был независим! Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселится в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему своё покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим. Троекуров считает его настоящим друг
В процессе работы над 1-й главой мы выяснили, кто такие А.Г. Дубровский и Троекуров и как складывались отношения между ними. НО: долгое «согласие, царствующее между надменным Троекуровым и бедным его соседом Дубровским было нарушено ссорой». В чем же причина? Кто виноват в ссоре? Почему не состоялось примирение Троекурова и Дубровского? Эти и другие вопросы помогут нам выяснить сложные мотивы ссоры друзей.
Индуктор (мотивация на творческую деятельность).
Ребята, каким цветом вы бы написали слово «ссора»?
- Почему именно этот цвет вы выбрали для обозначения этого слова?
Ответы учащихся:
- Черный цвет – враги.
- Красный – кровь.
Скажите, ребята, приходилось ли вам ссориться с кем-нибудь?.. Тогда возникает вопрос: как нужно поступить, если ты поссорился с другом…
Ответы учащихся.
Сегодня на уроке мы уже очень много сделали: были исследователями,
работали в поисковых группах, а сейчас мы будем анализировать эпизод «Ссора друзей»
ФИЗМИНУТКА
Как же возникла ссора между помещиками? Обратимся к эпизоду «На псарне» и посмотрим его.
Просмотр эпизода
Создание проблемной ситуации – ответ на вопрос «Кто виноват в ссоре?»
11. Анализ эпизода
1группа находит цитаты, доказывающие виновность Троекурова,
2 – Дубровского,
– псаря Парамошки
- Ребята, обратите внимание на сокровенные мысли и чувства Дубровского, который был страстным охотником и «не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения». Дубровский невольно сравнивает псарню с крестьянскими избами и не может не сказать Троекурову о своих впечатлениях, тем более что всегда открыто выражал своё мнение. И на этот раз он остаётся верен себе, сказав Троекурову: «..псарня чудная, - вряд людям вашим житьё такое же, как вашим собакам».
- Прав ли Андрей Гаврилович Дубровский, сделав такое замечание, а если прав, то почему псарь Парамошка не согласился с ним, хотя жил, наверное, хуже своих подопечных?
- Что оскорбило Дубровского и почему он покинул псарню?
Почему один Дубровский не восхищался псарней Троекурова? Какое слово объясняет его «суровую» оценку?
2. Что в словах псаря оказалось особенно обидным для Дубровского? Аргументируйте свой ответ примерами из текста (в частности, из письма Дубровского).
3. Как вели себя после эпизода на псарне Дубровский и Троекуров? Пытался ли кто-то из них уладить дело мирным путем?
Почему Троекуров был рад «дерзкому замечанию» псаря?
Сразу ли понял Троекуров, что обидел старого друга?
Сожалеет ли он о случившемся?
Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова?
Почему Троекуров уверен, что его планы осуществятся?
Так кто же виноват в ссоре?
Кто же одержал победу в ссоре: Дубровский или Троекуров?
Вопросы для самостоятельной работы (раздаются на каждую парту).
1. Что можно сказать о Дубровском на основании его письма?
2. Почему письмо Дубровского вызвало гнев Троекурова и как сильно повлияло оно на ссору? (Важно обратить внимание учащихся на содержание и тон письма).
(Ответы учащихся: Андрей Гаврилович совсем не похож на Троекурова. Он мягче и справедливее своего соседа. Он честный и смелый человек. Но он тоже владелец крепостных, барин и помещик. Каждое слово письма говорит об этом. Дубровский – дворянин и гордится этим. Он оскорблён, задета не только дворянская честь, но и его человеческое достоинство, и он требует удовлетворения. Не доверяя Кириле Петровичу, Дубровский просит выслать к нему оскорбившего его псаря, чтобы помиловать его или наказать. Он ничем не отличается, судя по письму, от обычного барина и крепостника).
Вывод: Письмо усугубило ссору. Троекуров оскорблён и ждёт удобного случая, чтобы отомстить Дубровскому.
12. Рефлексия.
- Какие нравственные уроки вы для себя извлекли, анализируя описанную А.С. Пушкиным ситуацию?
Учитель: Как вы поступите, если придется поссориться с другом?
Продолжите фразу:
Этот урок помог мне понять…
На этом уроке я убедился в том, что…
На уроке мне было …, потому что…
13. Итог урока.
Учитель: Дружба – это умение быть чутким и внимательным, умение прощать, способность понять и принять другого таким, какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому-то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того, обидеть близкого, родного человека. И в этой ситуации самое главное – вовремя остановиться, осознать свою ошибку и исправить ее.
И мне бы хотелось, чтобы вы помнили эпиграф к уроку и задумывались о том, как ваше слово отзовется.
14. Домашнее задание: Знать содержание 2, 3 глав.
составить план действий «Если вдруг я поссорюсь с другом» или
написать синквейн (Троекуров, А. Дубровский, Конфликт)