Тема урока: «Патриоты и герои нашего края, страны.»
Цель: - воспитание сознательной любви к Родине, уважение к историческому прошлому своей истории
Задачи: - познакомить учащихся с понятием «патриотизм», с основными чертами патриота и его личности, с ролью патриотизма в будущем страны,
- формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу;
-воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качества.
Ход занятия.
Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия)
- А вы любите свою страну?
- Как вы думаете, что такое Родина? (место, страна, где человек родился)
-А с чего начинается Родина? (ответы детей)
-Что значит любить Родину? (любить родину означает любить свой народ, быть благодарным ему за славную историю и заботу, любить землю, на которой человек живет, любить все хорошее и прекрасное, что с ней связано)
Береги землю родимую, как мать любимую.
Родину любить - верно Родине служить.
- Ребята, как вы понимаете смысл этих пословиц?
-Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятных трудных условиях
-Благодаря чему Россия смогла преодолеть все тяжёлые испытания, выпавшие на её долю?
-Вы уже знаете, что история повествует обо всех событиях: добрых и жестоких, радостных и печальных. Об одной из страниц истории мы будем говорить сегодня на уроке
-Тема сегодняшнего урока « Патриоты России»
Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.
Постановка учебной задачи
И сегодня на уроке мы будем изучать проблемные вопросы:
-Почему мы любим свою Родину?
-Что такое «патриотизм»?
-Кого можно назвать патриотом России?
-Могу ли я себя назвать патриотом?
-Может ли проявляться патриотизм в мирное время?
Р.: осмысляют учебный материал;
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.
Работа по теме урока
Понятие Россия тесно связано с понятием патриотизм
-Как вы понимаете смысл слова «патриот», « патриотизм»? Можете обсудить это в паре
«патриот» - это человек одушевлённый патриотизмом, «патриотизм»- преданность и любовь к своему отечеству, своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины
П РЕЗЕНТАЦИЯ
- Ребята, я хочу начать с рассказа о том, как Борис Годунов стал царем и о том, как он лишился царского престола
У Ивана Грозного было несколько детей. Их судьбы были довольно трагичны. В младенчестве утонул его первенец, которого звали Дмитрий. Другой сын, Иван – умер при загадочных обстоятельствах. Также существует версия о том, что сам Грозный убил сына в приступе ярости. Незадолго до смерти у Ивана Грозного родился сын. Ему дали имя Дмитрий. После смерти отца он жил с матерью в Угличе. Но в раннем возрасте он тоже скончался. Был ещё Фёдор, который наследовал царский престол. Но он был слаб здоровьем и прожил недолго. Со смертью Федора прекратилась династия Рюриковичей на царском престоле в Москве. После смерти Федора, царицей должна была стать его жена, Ирина Федоровна. Но Борис Годунов решил отговорить Ирину Федоровну от этого, т.к. сам хотел взойти на царский престол. И ему удалось это сделать, по причине того, что, Ирина, была его сестрой. Борис Годунов был хорошим правителем, но не везучим. Во время его правления наступил неурожай, длившийся 3 года. А во всех бедах, как известно, народ обвиняет царя. В 1605 году, Годунову, донесли, что в Польше объявился царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного. Объяснили это тем, что он выжил и чудом спасся. Многие простые люди в это поверили. Те, кто не любил Бориса Годунова, согласились поддержать самозванца. И звали самозванца Лжедмитрием.
- Сейчас я вам расскажу, что в это время происходило в стране , слушаем внимательно
Долгими воинами Ивана Грозного страна была разорена. В начале века случился страшный голод. По стране начались восстания. Этим воспользовались поляки и заняли Москву. Страна оказалась в опасности. Несколько раз менялись правители, беды и тяготы не покидали простого человека. Народ не видел конца разорению страны. Монахи Троице-Сергиева монастыря рассылали по городам грамоты, в которых призывали русских людей объединиться для спасения своего Отечества. Одна из таких грамот попала в Нижний Новгород. Собрались люди на площади и стали думать, как помочь беде. На церковное крыльцо вышел купец Кузьмин Минин и обратился к нижегородцам с призывом
Жители города откликнулись на его обращение и стали приносить, кто что имел. Кто деньги, кто одежду, кто зерно. Сам Кузьма Минин отдал свои накопленные средства и украшения жены. На собранные деньги набрали народное войско - ополчение.
- Что такое «народное ополчение»? Как вы думаете?
Народное ополчение-это временное войско, состоящее преимущественно из мирных жителей, не равнодушных к судьбе своей Родины
-Возник вопрос о том, кто будет командовать этим войском. И тут Кузьма Минин обратился за помощью к Дмитрию Пожарскому. И после некоторых переговоров, Пожарский, согласился встать во главе народного ополчения. И вот как сложилась судьба народного ополчения
В марте 1612 года ополчение двинулось к Москве. По дороге к ним присоединились люди из других городов. Уже на подходах к городу начались сражения с поляками. Вражеские войска не выдержали натиска ополчения и стали отступать. Но в Кремле, запершись в нём, осталась часть поляк. Ополченцы не попускали к ним подводы с едой. В Кремле начался голод. Через два месяца штурмом были взяты окрестности Кремля. Выжившие в Кремле поляки были вынуждены сдаться. Москва была освобождена. Это время назвали «смутным»
- Почему это время называли «смутным»?
В честь освобождения столицы князь Дмитрий Михайлович Пожарский на свои деньги построил на Красной площади Казанский собор. Название собор получил в честь иконы Казанской Божьей Матери. Эта икона всё время была у ополченцев, с ней вошли в Москву
Кончилось время перемены множества царей, прозванное людьми «смутным».
Дальнейшая судьба Минина и Пожарского
Кузьма Минин был награждён вотчиной
и стал думным дьяком. В 1616 году он был похоронен в стенах Нижегородского Кремля
- Ребята, а вы знаете, что такое вотчина?
Вотчина-это земельное владение, передаваемое в наследство
- А кто такой думный дьяк?
Это государственный служащий
Дмитрий Пожарский также был награждён вотчиной под Суздалем. Он был избран в боярскую думу, а потом назначен главой в Новгород. Похоронили его в 1642 году в монастыре города Суздаля. В благодарность Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади был поставлен первый в истории города двухскульптурный памятник. Познакомимся с его созданием и автором.
- Ребята, сейчас я вам раздам карточки с текстом
- Ваша задача с помощью текста ответить на вопросы, а вопросы у нас на слайде
-Как звали скульптора, создавшего памятник?
-Когда воздвигли памятник?
-Где сначала стоял памятник?
-Что выбито на постаменте?
Работу над памятником поручили известному скульптору Ивану Петровичу Мартосу. Он был признан на конкурсе самым лучшим. Конкурс происходил через 200 лет после победы над поляками - в 1812 году. Начать работу скульптор не успел, так как началась война. Оба сына ушли в ополчение. Один пропал без вести, другой был убит в плену у Французов. Но убитый горем скульптор не оставил работы над памятником. Спустя 6 лет после печальных событий, скульптор продолжил свою работу. Сначала памятник стоял перед торговыми рядами. Вскоре на Красной площади был открыт монумент, на гранитном постаменте которого бронзовыми буквами была начертана надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». А под надписью, тоже из бронзы, выпуклый рисунок-барельеф. На барельефе пожилой мужчина отдаёт в ополчение двух своих сыновей.
- Как вы думаете, за что Россия была благодарна Минину и Пожарскому?
- Ребята, давайте посмотрим с вами видеоролик и Минине и Пожарском
- П.: умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- Л.: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
- К.: участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события,
Продолжение работы по теме урока
-Сегодня на уроке мы с вами говорим о патриотах нашей страны. Но они проявили себя не только в военных сражениях. Люди, которые открывали новые земли и осваивали их, также проявили немалый патриотизм.
-Имена некоторых землепроходцев сегодня можно найти на карте страны. Самая восточная точка России - мыс Дежнёва.
Впервые мыс Дежнева был открыт Семеном Ивановичем Дежневым вместе со своей экспедицией в 1648 году.
Город на Дальнем Востоке носит имя Ерофея Павловича Хабарова
- Как вы думаете, какой это город?
-Это город Хабаровск
- История присоединения Сибири к России – это история героических подвигов русских землепроходцев, промышленных и служилых людей. На протяжении всего 17 века они пробирались и заселяли дальние просторы нашего государства. Среди них были талантливые, предприимчивые люди, которые совершали великие географические открытия. Началось освоение Сибири с походов казачьего атамана Ермака Тимофеевича.
- П.: умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- Л.: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
- К.: участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события,
Итог урока
-Кто такой патриот?
-О каких главных делах русских людей вы узнали сегодня на уроке?
- Почему всех этих людей можно назвать патриотами?
-Для чего нам нужен такой урок? Определите его ценность, полезность.
Закончите фразу: « Сегодня на уроке я почувствовал…..»
Р.: осмысляют учебный материал; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Рефлексия
Если вы испытали радость от встречи с патриотами России, от общения, от открытия для себя нового, цвет ваших цветов - красный, если же вы остались равнодушными к прошлому нашей родины, вам было сегодня скучно им неинтересно, то ваш цветок – белый.
Л: самооценка; П.: рефлексия способов и условий действий.