МКОУ «Старковская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьского района Курской области
Изучение и применение в образовательном процессе современных педагогических технологий для формирования глубоких знаний обучающихся по географии.
Подготовила:
учитель географии Лосева С.В.
2016 год
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Развитие ребенка становится ключевым определением обучения, поэтому изучение географии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика.
Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляется прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно добывать знания.
Я использовала многие технологии и хотела бы с вами поделиться своим опытом и впечатлением.
И так - модульное обучение, в котором основная цель - формирование навыков самообразования. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. В модуле объединено: учебное содержание, целевой план действий и методическое руководство по достижению дидактических целей. Меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и личное индивидуальное общение. Учитель перестает быть носителем информации, становясь консультантом.
перед каждым модулем провожу входной контроль знаний;
обязательно осуществляю текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т.д.);
На своих уроках применяю технологию интегрированного обучения. Главной целью интегрированного обучения является формирование более широкого и глубокого миропонимания учащимися, активизация их познавательной деятельности, формирование умений применять полученные знания в жизни, создание благоприятных условий для самореализации ребенка.
Тему для проведения интегрированного урока выбираю такую, чтобы была возможность сближения материала двух или трех дисциплин, чтобы материал одной дисциплины логично увязывался с материалом другой дисциплины. Приведу пример по проведению интегрированных уроков. В 6 классе тема «Географические координаты» сложна для усвоения детьми, как в географии, так и в математике. В ходе урока решается ряд важнейших задач: закрепляются и углубляются теоретические знания, отрабатываются практические навыки по определению координат точки, дети ищут соответствие линий координатной плоскости и математической основы карты, сходство в способе определения координат и, тем самым, прослеживают взаимосвязь географии и математики. В ходе урока выполняются детьми практические задания игрового характера, словарные диктанты. При проведении интегрированного урока все учащиеся получают качественные оценки по математике и географии. Ученики получают возможность применить знания в нестандартной ситуации и узнают, как эти знания можно применить в жизни.
В 7 классе по темам «Предпосылки и последствия Великих географических открытий» создаются благоприятные возможности для интегрирования географии и истории. Интегрированные уроки носят проблемный характер, что повышает мотивацию учеников, интерес.
Итак, интегрирование в преподавании географии способствует расширению и углублению знаний. Повышает активность, интерес детей к предмету, нацеливает на практическое использование знаний сегодня и в перспективе.
Технология проектного обучения, которая в последнее время приобретает все большую популярность предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно. Необходимо придерживаться основных требований к использованию метода проектов:
Наличие задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
Практическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты и пр.);
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
Использование исследовательских методов, что предполагает:
- определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- оформление конечных результатов;
- анализ полученных данных;
- подведение итогов;
- корректировка;
- выводы (творческие отчеты, защиты проекта, пр.).
Практически всегда это краткосрочные проекты.
Для достижения поставленной цели и задач на уроках применяю проблемно-поисковый метод обучения, который включает в себя создание проблемных ситуаций, постановку проблемных вопросов, задач. В условиях совместной учебной работы учеников возникает стремление к сотрудничеству, к сопоставлению своих представлений и позиций. Для этого использую групповую и парную форму работы, при выполнении которой дети свободно общаются, разговаривают и доказывают свою точку зрения.
Особенностью своих уроков считаю их построение по технологии критического мышления. Я считаю данную технологию универсальной (позволяющей легко сочетать несколько технологий одновременно). Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Эта технология, на мой взгляд, многое дает и учителю, разрушая стереотипы педагогической деятельности: обучающийся не должен делать ошибки, на занятии нужно оценивать обучающегося, преподаватель знает, как и что должен отвечать обучающийся, знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии и т.д.
В процессе преподавания я, как и многие из вас сталкиваюсь с низкой заинтересованностью учащихся в учебном процессе. Замотивировать обучающихся на более продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках ИКТ-технологий.
Выделяют три основных формы работы с ИКТ на уроках географии:
Во-первых, это непосредственно применение информационных технологий на уроках (представление учебного материала в форме презентаций, образовательного программного обеспечения и т.д.).
Во-вторых, это применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся (электронные учебные пособия, обучающие сайты, тренажеры).
И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование электронных энциклопедий и т.д.).
Часто на уроках применяю технологию перспективно-опережающего обучения, цель которой — будить детскую любознательность, пробуждать желание, заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания. Даю опережающие задания. Учащиеся часто готовят сообщения и презентации к урокам. Например:
- путешествия и географические открытия;
- рельеф суши;
- воды суши;
- Южная Америка;
- моря, омывающие берега России;
- Дальний Восток - край контрастов;
- страны Африки;
- Китай;
- Япония.
На уроках в 5 - 7 классах часто применяю технологию игрового обучения:
- «Дуэль топографических знаков»;
- «Найди на карте»;
- «Блицтурнир»;
- «Географическое лото»;
- «Мини КВН»;
- Викторины;
- Решение кроссвордов;
- Отгадай загадку;
- Ребусы;
- Поле чудес.
Игровые моменты всегда оживляют урок, делают его более интересным и содержательным. Часто использую такие формы учебной деятельности как разные виды географических диктантов, тестирование, составление таблиц и схем, решение кроссвордов, ребусов, тщательно подбираю занимательный дополнительный материал, технические и художественные средства.
Задания составляю такие, чтобы постоянно поддерживался интерес к географии. Например, на этом острове находится лес с координатами 19º ю.ш и 47º в.д, где живут самые маленькие обезьяны, размеры их тела 12 сантиметров. Как называется этот остров? (Мадагаскар)
В связи с введением ЕГЭ обращаю особое внимание на такие виды работ как чтение топографической карты, определение направлений и измерение расстояний по карте при помощи масштаба и градусной сетки, откладывание расстояний в масштабе, определение координат точки, которые встречаются в вопросах по ЕГЭ.
Очень активно работают ученики при проведении практических работ с использованием компаса по измерению расстояний и азимутов, съемке местности.
Применяемые на уроках географии технологии оказывают положительное влияние на качество знаний учащихся.
Что хотелось бы сказать в конце своего выступления?.
Вы знаете, я всегда считала, и буду считать, что самое ценное качество педагога – это увлеченность и творчество. Мне повезло: в моей школе немало увлеченных учителей. Душевные крылья, которые их возносят над повседневностью, порой никому не видны, и внешне человек выглядит совершенно обыкновенным. Но в этих людях есть что-то детское, они и ведут себя иногда почти как дети. Увлеченный учитель – учитель, который получает удовольствие от своего дела, и для которого вся школьная жизнь осветлена радостью творчества. Думаю, что именно такого человека, учителя ценили, ценят, и будут ценить. Помните, ещё В.А. Сухомлинский говорил: “Только творческий педагог может развить творческие способности в себе и творческое начало в ребёнке”. А ведь для нас это главное!