СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Қазақ халқының ұлттық аспаптары" Іс-шара

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

n Тема: Казахские народные музыкальные инструменты.

nЦель:

nОзнакомление с казахскими народными музыкальными инструментами.

nИзучить звучание и происхождение казахских народных музыкальных инструментов.

 

nЗадачи:

nИзучая эту тему прочитала научную энциклопедию,работала с интернетом,методической литературой и специальной музыкальной литературой.

nПрослушала звучание музыкальных инструментов,и сравнила их с другими инструментами.

nВ результате своей работы подготовила электронную презентацию по изучению казахских народных музыкальных инструментов.

n

n                      Кюи.

nКюи, древний казахский инструментальный музыкальный жанр. В основном подразделяются на кюй домбровый и для кобыза. Среди каз. музыкальных произведений кюй самый крупный жанр. Предания о кюи восходят в эпохе гуннов. В  <<Словаре тюркских наречий>> - <<Диван лугат ат – тюрк>> М. Кашгари песенно – музыкальное понятие обозначалось словом <<кок>>. Подобные исторические памятники дают основание предполагать, что этимологически слово <<кюй>> происходит от древне тюрского слова код. К 14 веку кюй оформляется как самостоятельный музыкальный жанр. Содержание казахских национальных кюев строились на легендах и приданиях, конкретных историч       

n                    Айтыс.

Айтыс, песенное состязание акынов, одна из традиционных форм устной народной поэзии. Имеется также у киргизов, каракалпаков, алтайцев. Жанр айтыса возник и сформировался в кочевом казахском обществе, тесно связан с патриархо – родовым бытом. Истоки айтыса уходят в глубокую древность и берут начало в обрядово – бытовых песнях, хоровых песнях – диалогов между джигитами и девушками, которые затем переросли в айтыс акынов. В айтысах поднимались важные вопросы общественной жизни, подвергались критике её пороки и недостатки. Айтыс очень динамичен, требует быстроты, особой находчивости и импровизаторского мастерства. Акыны сопровождали поэтическое состязание игрой на домбре или кобызе.          

n

n

n

n              Асатаяк.

nАСАТАЯК - ударный инструмент. Он напоминал жезл – трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками, имел открытый и резкий звук. Чтобы усилить звучание инструмента, баксы использовали конырау – колокольчики, которые прикрепляли к головке асатаяка. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном. И асатаяк, и дангыра (бубен) были атрибутами шаманских обрядов, из-за чего они не получили распространения в музыкальном быту народа.

n

n

n

Дабыл - ударный инструмент, ободок с ручкой с двух сторон обтянут кожей. Обычно дабылом пользовались воины. Это был инструмент с очень громким звуком, служивший для подачи сигналов. В древние времена ударные инструменты имели широкое применение в жизни казахов. Громкие звуки ударных инструментов созывали жителей аула на охоту, на совершение религиозных обрядов, извещали о предстоящих перекочевках.

n

n              Сыбызгы.

nСЫБЫЗГЫ Среди духовых инструментов сыбызгы была наиболее любимым инструментом – она тесно вошла в музыкальную жизнь народа. Сыбызгы помогала чабанам в одиночестве на отдаленных пастбищах, она радовала людей в вечерние часы отдыха, когда музыканты рассказывали и играли прекрасные древние легенды и предания. Сыбызгисты были желанными гостями на всех тоях и празднествах.

n

Уран - духовой музыкальный инструмент, употреблявшийся воинами. Две различные по длине трубки имеют по три игровых отверстия. Исследователи указывают на восточное происхождение духовых инструментов, которые были обнаружены среди народов Средней Азии. Древние духовые инструменты не имели игровых отверстий и применялись лишь для подачи сигналов. С появлением отверстий на трубке духовые инструменты значительно обогащаются техническими возможностями.

n

n            Шанкобыз.

nШАНКОБЫЗ Относится к группе язычковых инструментов. Этот инструмент под разными названиями (варган, темир комуз, шанкауыз и др.) встречается у многих народов

nШанкобыз имел простое устройство. Он представлял собой маленький металлический инструмент, который состоял из ободка с вытянутыми сужающимися концами и тонкого металлического стержня, прикрепленного к ободку. Шанкобыз прикладывали к губам. Звук извлекался с помощью колебаний стержня. Полость рта служила резонатором инструмента.

nКазахские народные музыкальные инструменты:

nДомбыра

nЖетыген

nКобыз

nСазген

nТокылдак

nАсатаяк

nДудыга

nДауылпаз

nДабыл

nСыбызгы

nУран

nШанкобыз

n

n

n

n

Просмотр содержимого документа
«"Қазақ халқының ұлттық аспаптары" Іс-шара»

  Тема:   Казахские народные музыкальные инструменты.

Тема: Казахские народные музыкальные инструменты.

    Изучая эту тему прочитала научную энциклопедию,работала с интернетом,методической литературой и специальной музыкальной литературой. Прослушала звучание музыкальных инструментов,и сравнила их с другими инструментами. В результате своей работы подготовила электронную презентацию по изучению казахских народных музыкальных инструментов.
    • Изучая эту тему прочитала научную энциклопедию,работала с интернетом,методической литературой и специальной музыкальной литературой.
    • Прослушала звучание музыкальных инструментов,и сравнила их с другими инструментами.
    • В результате своей работы подготовила электронную презентацию по изучению казахских народных музыкальных инструментов.
    - М. Кашгари песенно – музыкальное понятие обозначалось словом . Подобные исторические памятники дают основание предполагать, что этимологически слово происходит от древне тюрского слова код. К 14 веку кюй оформляется как самостоятельный музыкальный жанр. Содержание казахских национальных кюев строились на легендах и приданиях, конкретных историч " width="640"

    Кюи.

    • Кюи, древний казахский инструментальный музыкальный жанр. В основном подразделяются на кюй домбровый и для кобыза. Среди каз. музыкальных произведений кюй самый крупный жанр. Предания о кюи восходят в эпохе гуннов. В - М. Кашгари песенно – музыкальное понятие обозначалось словом . Подобные исторические памятники дают основание предполагать, что этимологически слово происходит от древне тюрского слова код. К 14 веку кюй оформляется как самостоятельный музыкальный жанр. Содержание казахских национальных кюев строились на легендах и приданиях, конкретных историч
     Айтыс. Айтыс, песенное состязание акынов,  о д н а  и з  традиционных форм устной народной поэзии. Имеется также у киргизов, каракалпаков, алтайцев. Жанр айтыса возник и сформировался в кочевом казахском обществе, тесно связан с патриархо – родовым бытом. Истоки айтыса уходят в глубокую древность и берут начало в обрядово – бытовых песнях, хоровых песнях – диалогов между джигитами и девушками, которые затем переросли в айтыс акынов. В айтысах поднимались важные вопросы общественной жизни, подвергались критике её пороки и недостатки. Айтыс очень динамичен, требует быстроты, особой находчивости и импровизаторского мастерства. Акыны сопровождали поэтическое состязание игрой на домбре или кобызе.

    Айтыс.

    Айтыс, песенное состязание акынов, о д н а и з традиционных форм устной народной поэзии. Имеется также у киргизов, каракалпаков, алтайцев. Жанр айтыса возник и сформировался в кочевом казахском обществе, тесно связан с патриархо – родовым бытом. Истоки айтыса уходят в глубокую древность и берут начало в обрядово – бытовых песнях, хоровых песнях – диалогов между джигитами и девушками, которые затем переросли в айтыс акынов. В айтысах поднимались важные вопросы общественной жизни, подвергались критике её пороки и недостатки. Айтыс очень динамичен, требует быстроты, особой находчивости и импровизаторского мастерства. Акыны сопровождали поэтическое состязание игрой на домбре или кобызе.

    АСАТАЯК - ударный инструмент. Он напоминал жезл – трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками, имел открытый и резкий звук. Чтобы усилить звучание инструмента, баксы использовали конырау – колокольчики, которые прикрепляли к головке асатаяка. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном. И асатаяк, и дангыра (бубен) были атрибутами шаманских обрядов, из-за чего они не получили распространения в музыкальном быту народа.
    • АСАТАЯК - ударный инструмент. Он напоминал жезл – трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками, имел открытый и резкий звук. Чтобы усилить звучание инструмента, баксы использовали конырау – колокольчики, которые прикрепляли к головке асатаяка. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном. И асатаяк, и дангыра (бубен) были атрибутами шаманских обрядов, из-за чего они не получили распространения в музыкальном быту народа.
    Дабыл - ударный инструмент, ободок с ручкой с двух сторон обтянут кожей. Обычно дабылом пользовались воины. Это был инструмент с очень громким звуком, служивший для подачи сигналов. В древние времена ударные инструменты имели широкое применение в жизни казахов. Громкие звуки ударных инструментов созывали жителей аула на охоту, на совершение религиозных обрядов, извещали о предстоящих перекочевках .

    Дабыл - ударный инструмент, ободок с ручкой с двух сторон обтянут кожей. Обычно дабылом пользовались воины. Это был инструмент с очень громким звуком, служивший для подачи сигналов. В древние времена ударные инструменты имели широкое применение в жизни казахов. Громкие звуки ударных инструментов созывали жителей аула на охоту, на совершение религиозных обрядов, извещали о предстоящих перекочевках .

    СЫБЫЗГЫ Среди духовых инструментов сыбызгы была наиболее любимым инструментом – она тесно вошла в музыкальную жизнь народа. Сыбызгы помогала чабанам в одиночестве на отдаленных пастбищах, она радовала людей в вечерние часы отдыха, когда музыканты рассказывали и играли прекрасные древние легенды и предания. Сыбызгисты были желанными гостями на всех тоях и празднествах.
    • СЫБЫЗГЫ Среди духовых инструментов сыбызгы была наиболее любимым инструментом – она тесно вошла в музыкальную жизнь народа. Сыбызгы помогала чабанам в одиночестве на отдаленных пастбищах, она радовала людей в вечерние часы отдыха, когда музыканты рассказывали и играли прекрасные древние легенды и предания. Сыбызгисты были желанными гостями на всех тоях и празднествах.
    Уран - духовой музыкальный инструмент, употреблявшийся воинами. Две различные по длине трубки имеют по три игровых отверстия. Исследователи указывают на восточное происхождение духовых инструментов, которые были обнаружены среди народов Средней Азии. Древние духовые инструменты не имели игровых отверстий и применялись лишь для подачи сигналов. С появлением отверстий на трубке духовые инструменты значительно обогащаются техническими возможностями.

    Уран - духовой музыкальный инструмент, употреблявшийся воинами. Две различные по длине трубки имеют по три игровых отверстия. Исследователи указывают на восточное происхождение духовых инструментов, которые были обнаружены среди народов Средней Азии. Древние духовые инструменты не имели игровых отверстий и применялись лишь для подачи сигналов. С появлением отверстий на трубке духовые инструменты значительно обогащаются техническими возможностями.

    ШАНКОБЫЗ Относится к группе язычковых инструментов. Этот инструмент под разными названиями (варган, темир комуз, шанкауыз и др.) встречается у многих народов Шанкобыз имел простое устройство. Он представлял собой маленький металлический инструмент, который состоял из ободка с вытянутыми сужающимися концами и тонкого металлического стержня, прикрепленного к ободку. Шанкобыз прикладывали к губам. Звук извлекался с помощью колебаний стержня. Полость рта служила резонатором инструмента.
    • ШАНКОБЫЗ Относится к группе язычковых инструментов. Этот инструмент под разными названиями (варган, темир комуз, шанкауыз и др.) встречается у многих народов
    • Шанкобыз имел простое устройство. Он представлял собой маленький металлический инструмент, который состоял из ободка с вытянутыми сужающимися концами и тонкого металлического стержня, прикрепленного к ободку. Шанкобыз прикладывали к губам. Звук извлекался с помощью колебаний стержня. Полость рта служила резонатором инструмента.
    Казахские народные музыкальные инструменты: Домбыра Жетыген Кобыз Сазген Токылдак Асатаяк Дудыга Дауылпаз Дабыл Сыбызгы Уран Шанкобыз

    Казахские народные музыкальные инструменты:

    • Домбыра
    • Жетыген
    • Кобыз
    • Сазген
    • Токылдак
    • Асатаяк
    • Дудыга
    • Дауылпаз
    • Дабыл
    • Сыбызгы
    • Уран
    • Шанкобыз