СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К. Бальмонт "Снежинка". Анализ стихотворения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Просмотр содержимого документа
«К. Бальмонт "Снежинка". Анализ стихотворения.»







Конспект урока

Литературного чтения по теме:

«К. Бальмонт. «Снежинка». Анализ стихотворения»

3 класс






Составила и провела:

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа № 3»

г.Гагарин, Смоленская обл.,

королёва ольга николаевна


2018г.

Цель  урока: развитие навыков выразительного чтения, усвоение учащимися литературных терминов «олицетворение», «сравнение», «метафора», «эпитет».

Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

Создать условия, позволяющие формировать нравственно-этическую ориентацию учащихся (ориентироваться  в поведении на принятые моральные нормы;  понимать красоту природы).

Задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения:

Регулятивные: содействовать развитию  умений:   принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.

Познавательные: создать условия для  развития общеучебных  УУД– выделять и формулировать познавательную цель;  обеспечить ситуации, способствующие развитию умений устанавливать  причинно – следственные  связи, поиск и выделение информации.

Коммуникативные: создать условия для формирования  навыков взаимодействия при работе в группе;   формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; содействовать развитию умений  планировать   учебное  сотрудничество – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Задачи, направленные на достижение предметных  результатов обучения:

- актуализировать знания о живой и неживой природе, о признаках живой природы;

- создать условия для формирования  навыков наблюдения за деятельностью человека в природе и  анализа  факторов, угрожающих живой природе.

- организовать деятельность по первичному проговариванию нового знания;

- создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению правил поведения в природе, по усвоению понятия «симметрия».


Оборудование : компьютер, экран.

Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтеие» Климанова Л.Ф. Виноградская Л.А. Горецкий В.Г.

словарь настроений, презентация

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока


Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

– Здравствуйте, ребята. Какой сегодня чудесный день ,сколько улыбок он нам несёт. Давайте улыбнёмся друг другу, Поделимся своим теплом и добротой.


Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, руч-

ки, простого и цветных карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

Слушают
в соответствии с целевой

установкой, принимают
и сохраняют организационные задачи

II. .Актуализация опорных знаний.

1. Проверка

домашнего

задания.


Слайд2.


Карточки


Слайд 3

  1. Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Проверка Д/з «Проба пера».

Что помогло создать вам художественный прозаический или поэтический текст? (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения) Учитель прикрепляет карточки с перечисленными названиями средств художественной выразительности на доску.

Что такое эпитеты? (образные определения )

Как определяем сравнения? (сравнивается с другим, есть слова как, будто, словно, точно…)

Что такое метафора? (скрытое сравнение)

Что такое олицетворения? ( неодушевлённые предметы действуют словно человек)

Чтение собственных текстов «Осенние листья» Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома.


Осуществляют

актуализацию изученного материала. Слушают
в соответствии с целевой

установкой.

Формулируют тему и задачи урока.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачи.


2.Сообщение темы урока















Слайд 4



Слайд 5




Слайд 6

Выполнив задания вы сможете узнать тему нашего урока.

Жанр произведения- антоним к слову проза (стихотворение)

Название произведения нам поможет определить загадка.

Что за звездочки такие

На пальто и на платке-

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке? (снежинки)

Измените теперь число этого имени существительного. Что получилось? (снежинка).

Чтобы узнать автора, разгадайте зашифрованную надпись

нитнатсноК

тномьлаБ

(Константин Бальмонт)

Кто может сформулировать тему нашего урока? (стихотворение «Снежинка» Константина Бальмонта)

– Назовите цели урока, используя начало фразы …

Сегодня мы познакомимся …( с биографией и творчеством поэта К.Бальмонта )

Продолжим учится …( выразительно читать стихи, определять в стихах …средства худ. выразительности)

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют и обсуждают тему урока.

III. Изучение нового.

1.Беседа.















СЛАЙД 8




СЛАЙД 9




















СЛАЙД 10




Физ.минутка (вальс П.И. Чайковского. фрагмент)


Слайд 11





Первичное восприятие произведения




Проверка первичного восприятия












Словарная работа

Слайд 12






2.Работа с учебником





Чтение текста по четверостишиям.




















































Работа над выразительностью

Слайд 13






Слайд 14



Молодцы, ребята. Константина Бальмонта его современник Александр Блок назвал «поэтом с утренней душой». Как вы думаете, почему? (Писал стихи добрые, светлые, лиричные).

Предположите, откуда у поэта появилось это чувство восхищения природой (Из детства, от родителей) Биографическая справка 2, 3)

«Моими лучшими учителями в поэзии были — усадьба, сад, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори», — вспоминал поэт. «Красивое малое царство уюта и тишины»], — так писал он позже о деревушке с десятком изб, при которой находилась скромная усадьба — старый дом, окруженный тенистым садом.

Родился родился К. Бальмонт 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии . и эту деревушку, и родной край, где прошли первые десять лет его жизни, поэт вспоминал всю свою жизнь и всегда описывал с огромной любовью.

Мать Бальмонта, "высокообразованная, умная женщина", ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. В пять лет Костя уже научился читать самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное ощущение детства и родных мест "среди цветов и песнопений" отражено в поэзии Бальмонта. Именно поэтому Александр Блок назвал Бальмонта "поэтом с утренней душой". Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны.

Вспомните, чему посвящено стихотворение поэта, которое мы будем изучать на уроке? (снежинке) Как вы думаете, а какой характер у снежинки? (нежный, спокойный….)

Что делают снежинки? Назовите глаголы олицетворения… Представьте, что вы превратились в снежинку. И сейчас под музыку покажите характер этой снежинки, что она делает…

Спасибо, настоящая волшебная метель была в нашем классе…

А сейчас снежинки тихо опустятся на свои стулья и вновь станут учениками.

Ребята, закройте глаза и послушайте стихотворение, представляя снежинку. Обратите внимание, будет ли меняться темп, громкость и интонация моего голоса. И если да, то почему?

Итак, К. Бальмонт. «Снежинка» ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ наизусть


.- Ребята, понравилось ли вам это стихотворение?

- О чём вы думали, что представляли?

Менялись ли темп, громкость и интонация во время чтения? Почему?

- С каким чувством поэт пишет о снежинке?

- А какие чувства и настроение вызывает у вас это стихотворение? Используйте ваши словарики настроений. (Чувства радости, восхищения, огорчения, жалости, печали,…)

-Как Бальмонт называет снежинку? Почему? Какое средство художественной выразительности использовал? («Звездой кристальной». Это метафора. Снежинка похожа на звезду. Это кристалл льда)

Посмотрите на экран. Давайте объясним значения слов:


лазурная взметается лелеющий кристальная

светло-голубая резко взлетает нежный, заботливый правильной

формы

-Чтобы более полно представить картину, описанную автором, прочитаем стихотворение по четверостишьям.

1 четверостишие

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая, Какая смелая!

Какой эпитет указывает на воздушность снежинки?

 Какие эпитеты автор еще  использовал? Он называет её смелой?

Прочитайте 2 четверостишие.

Дорогой бурною.

Легко проносится,

Не в высь лазурную –

На землю просится.

Какой эпитет относится к “дороге”?  Что значит «бурная»? Что это за дорога для снежинки?

Как преодолевает дорогу снежинка?

Почему так она торопится?

С кем сравнивает поэт снежинку?

Как называется такой литературный прием, когда неодушевленные предметы оживают и действуют как одушевленные? (олицетворение)

3 четверостишие

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Найдите эпитеты.

В чем умение снежинки?

Бальмонт сравнивает опять снежинку с человеком. Человек сохраняет чистоту души.

Назовите метафору.

4 четверостишие

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

С чем автор сравнивает снежинку? Прочитайте. Звезда в литературе символизирует прекрасное, чистое, высокое. Как называется этот литературный прём? (метафора)

Это еще одно художественное средство, с  помощью которого автор создает яркий образ снежинки. Метафора – скрытое сравнение, т.е. поэт сравнивает снежинку со звездой, прекрасной, чистой, сверкающей.

5 четверостишие

Лежит пушистая

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

Что вы заметили в этом  четверостишии? Чем отличаются 1 и 5 четверостишия?

Почему поэт поменял местами слова “смелая” и “белая”?

 Правильно, пройдя все испытания, снежинка осталась белой и чистой.

Как вы думаете, а кого имеет в виду Бальмонт, говоря о снежинке?

Да, поэт имеет в виду человека, который  пройдя через тяготы  и бед, сохранил чистую душу.


Подготовимся к выразительному чтению. Подчеркните карандашом  слова с логическим ударением, расставьте паузы, отметьте стрелками места, где нужно повысить голос, а где понизить.





Прочитайте стихотворение выразительно, постарайтесь передать настроение и чувства автора – восхищение, восторг, удивление.

Проанализируйте своё чтение

(чиают 3-4 ученика)

.



Ученики делаю свои предположения и выводы.




Знакомятся с биографией К.Бальмонта

































Ученики делаю свои предположения






Танцуют, кружатся под музыку, изображая снежинки.






.Слушают чтение учителя.







Отвечают на вопросы




Работают со словариками настроений, выбирают слова









Объясняют значения слов, проверяют по слайду








Читают стихотворение.

Отвечают на вопросы, находят в тексте и называют средства худ. выразительности.
















































Отмечают графически слова с логическим ударением, паузы, места, где нужно повысить, а где понизить голос.


Читают .

Анализируют своё чтение


Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют выводы.





















































Принимают

и выполняют учебную задачу.

IV Подведение итогов.

Слайд 15

- Вот и подходит к концу наш урок. Все ли задачи мы выполнили? (дети зачитывают задачи и рассуждают, что запомнили нового и изучили)

-Какие приёмы использует Бальмонт, создавая образ героини? (олицетворения, метафоры, эпитеты)

Как автор относится к снежинке? Докажите, используя слова из стихотворения.

Почему К. Бальмонт назвал снежинку смелой?



Отвечают на вопросы. Анализируют свою работу , подводят итоги.Формулируют свое мнение
и позицию

Анализируют выводы.



VДомашнее задание

Слайд 14

На выбор:

выучить стихотворение наизусть;

подготовить выразительное чтение и вырезать снежинку.

Записывают Д/з

Осознают принимают, сохраняют учебные задачи

VI. Рефлексия

Слайд 15

Закончите фразы (слайд)

На уроке я узнал ……

Я доволен своей работой на уроке, потому что…

Сегодня на уроке я научился….

Я стал лучше…

Я допустил ошибку…

Мне следует поработать над…

Прикрепите на доску смайлик с улыбкой или без.

Отвечают на вопросы.. Проводят самооценку, рефлексию .Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности