СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К.Г. Паустовский "Похождения жука-носорога". 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«К.Г. Паустовский "Похождения жука-носорога". 5 класс»

Перед чтением рассказа познакомить детей с автором.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство прошло на Украине. Именно там он узнал множество сказок и легенд от своего деда, который раньше был солдатом. В Киеве, столице Украины, Паустовский поступил в университет. Окончив учебу, он приехал в Москву.

Однако налаженная жизнь вскоре прервалась: началась Первая мировая война, а потом революция. Ему пришлось работать и кондуктором трамвая, и рабочим на военном заводе, и санитаром полевого госпиталя. Он много странствовал.

Великую Отечественную войну писатель видел из окопа, работая фронтовым корреспондентом.


Отгадайте загадку:

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт.

Летит – воет,

Сядет – землю роет. (Жук)


Верно. Жук-носорог и является героем нашего произведения. А называется оно «Похождения жука-носорога». В 1945 году в газете «Пионерская правда» впервые вышла сказка «Старый жук». Позже автор дал ей другое название, вернее, даже два — «Похождения жука-носорога» и в скобках — «Солдатская сказка». 

Чтение с остановками.

  1. Давайте прочитаем начало сказки. (Заканчиваем отрывок словами: «Жук быстро перевернулся, стал на ноги, полез под лопух, – испугался, что коршуны его заклюют до смерти»).

- Кто главные действующие лица? (Жук, солдат Петр Терентьев, его сын Степан).

- Как жук попал к Стёпе? (Поймал он его на огороде и посадил в коробок от спичек).

- Жук был старый или молодой? (Старый).

- Как вы думаете, почему жук так назван – «носорог»? (Рог на носу как у носорога, толстый панцирь как толстая шкура носорога). К роду этих жуков относятся более 40 видов, но только один встречается у нас в России.

- Нравилось ли жуку в коробке? (Он стучал, сердился, высовывал лапку, жужжал, «жундел»).

- Как жук оказался у Петра? (Стёпа подарил, когда отец уходил на фронт).

- Что сказал Стёпа отцу на прощанье? («Только ты его не теряй, сбереги»).

- Заботились ли Стёпа и Пётр о жуке? (Да. Стёпа кормил травинками, прорезал в коробке оконце для свежего воздуха. Пётр кормил и поил. «Без воды он, хотя и жук, а прожить не сможет»).

- Какую «грозу» увидел жук, когда вылез из коробка? Опишите её.

(Бой. Гром – непрерывные залпы орудий. Молнии – вспышки от выстрелов. Яркие дымящиеся звёзды, летающие вокруг – взрывающиеся снаряды. Свистящие жуки, проносящиеся мимо – пули).

- Что за огромные птицы с воем падали с неба, как коршуны? (Вражеские самолёты).

- Испугался жук такой грозы? Что он сделал? (Сначала прикинулся мёртвым и пролежал до утра, потом спрятался под лопухом).

2. Читаем следующий отрывок со слов «Утром Пётр хватился жука…». Заканчиваем чтение словами: «Месяц Петр пролежал в лазарете, а жука отдали на сохранение польскому мальчику. Мальчик этот жил в том же дворе, где помещался лазарет».

- Почему Пётр расстроился, когда потерял жука? («Тут, брат, не насекомое дорого, дорога память»).

- Почему дорог Петру этот бесполезный, на первый взгляд, подарок? (Это память, кусочек Родины. Когда дома ждут, ничего не страшно. Жук-носорог олицетворяет любовь сына к отцу, любовь сына оберегала отца и помогала ему живому вернуться домой).

- Какие детали повествования помогают нам понять, что наши бойцы громят врага, освобождая русские и соседние земли? (Сначала жук замечает, что листья на деревьях уже не те, что в деревне. Вместо листьев берёзы появляются листья тополя и вяза. Потом бойцы говорят: «Пили мы, значит, воду из Дона, Днепра и Буга, а теперь попьем и из Вислы. Больно сладкая в Висле вода». Сладок вкус победы).

- Как жук спас Петра? (Налетел на врага и ударил в глаз).

- Где жил жук, когда Петр с ранением попал в лазарет? (У польского мальчика, жившего рядом с лазаретом).

3. Читаем последний отрывок со слов: «Из лазарета Петр снова ушел на фронт – рана у него была легкая».

- Как жук узнал о победе русских солдат? (Оглохший от грома пушек, жук сидел в сумке. Но однажды услышал тишину. Жук вылез из сумки и увидел вместо чёрного дыма сражений яркое солнце в синеве неба. Наступил мир. Бойцы радовались возвращению домой, на родную тихую свою землю).

- Что ответил Пётр, когда Стёпа спросил про жука? («живой он, мой товарищ»).

- Чем же закончились похождения жука? (Узнал родные места и улетел к лес, к своим товарищам).

- Почему автор так определил жанр этого произведения: «солдатская сказка»? Что здесь реального, а что сказочного?

РЕАЛЬНОЕ: Пётр Терентьев ушёл из деревни на войну. Его маленький сын Стёпа подарил отцу старого жука-носорога, которого поймал на огороде. Посаженный в коробок из-под спичек, жук-носорог попал вместе с солдатом на фронт. Пётр Терентьев воевал, был ранен, снова воевал и всё это время берёг подарок сына. После победы солдат и жук вернулись домой.

СКАЗОЧНОЕ: Все события описываются с позиции жука-носорога. Уже в зачине сказки чувствуется, что впереди будет много приключений. Сказочное то, что жук «на голос идёт», что спас Петра, напав на немца. Что прошёл всю войну с Петром и вернулся с ним домой (жук-носорог так долго не живёт, максимум – 3-4 месяца отдельные виды).

- Какие эмоции или настроение вызывает у вас чтение последних страниц этой удивительной сказки? (На глаза наворачиваются слёзы. Радость от того, что война закончилась, и люди могут жить, «вольные и счастливые», возделывать землю, растить детей…).

- Как вы считаете, в чём смысл этой сказки? (Смысл её не в приключениях жука. Эта трогательная книга учит читателя любить людей, по-доброму относиться к ближнему, понимать и уважать друга. Жук – это память о семье и Родине. Для Петра частью Родины на войне становится жук. Частью Родины, за свободу и счастье которой и идёт бой).


В конце смотрим мультфильм Грачёвой «Солдатская сказка».