СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К уроку Плотность вещества

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока

«Плотность вещества»

 

Учитель физики Кошкин Н.П. МБОУ Июльская СОШ  Воткинского  района Удмуртской Республики

 

     Задачи урока:

 

  1. Образовательные: установление вида связи между макроскопическими параметрами состояния вещества масса, объем и плотность и знакомство со следствиями, вытекающими из определения понятия плотности; формирование умений применять полученные знания при решении задач.( Познакомиться с понятием плотности вещества; Записать это понятие в виде формулы ;  Рассмотреть формулы для нахождения других величин, вытекающих из формулы определения плотности вещества;  Научиться определять плотность вещества и применять ее;     Научиться использовать полученные формулы при решении задач.)

 

  1. Воспитательные: создание условий для самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций и проявления инициативы; формирование познавательного интереса к изучаемому материалу; формирование стремления к глубокому усвоению теоретических знаний через решение задач, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
  2. Развивающие: развитие мышления и мировоззрения обучающихся через использование метода научного познания; осуществление межпредметных связей с математикой при выводе формулы плотности вещества, развитие навыков самообразования.

 

 

     Оборудование к уроку: карточка для индивидуальной работы; компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, выполненная в программе Power Point

 

Тип урока

Изучения нового материала и первичного закрепления по теме «Уравнение состояния идеального газа и газовые законы»

Дидактическая цель

Создать условия для осознания и осмысления понятия плотности вещества

Структура занятия

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание и мотивация.
  3. Актуализация.
  4. Первичное усвоение материала.
  5. Осознание и осмысление учебной информации.
  6. Первичное закрепление учебного материала.
  7. Информация о домашнем задании.
  8. Рефлексия (подведение итогов урока)

Личностные результаты

      формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

      формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений;

      самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

      формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

      формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Метапредметные результаты

      овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

      организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

      понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений

      формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

      развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия

Предметные результаты

Обучающиеся должны знать:

      формулу, связывающую   макропараметры: ρ,V,m ;

         понятие плотности вещества в свете теории строения вещества;

         единицы измерения плотности вещества;

          как измерить плотность вещества;

          обозначения макроскопических величин вещества.

Обучающиеся должны уметь:

      вывести формулу по определению плотности вещества;

      распознавать формулу плотности ;

        выводить формулы макроскопических величин вещесва: m,V;

        производить измерения макроскопических величин и вычислять их;

       находить плотность вещества по таблице.

Ключевые понятия темы

1.Плотность вещества.

2.Единицы плотности.

3.Плотность твердых тел, жидкостей и газов.

 

 

 

Уровень учебной цели

 

Планируемые результаты обучения

 

Знание

 

Объясняют различие в плотности воды, льда и водяного пара.

Измеряют плотность вещества

Демонстрируют умение решать задачи разных типов.

Познавательные УУД

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления при сравнении с эталоном.

Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.

Регулятивные УУД

Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном.

Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД

Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию

.Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы.

Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме.

 

Оценка

 

• организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

   

 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока и их содержание

Цели этапа

Деятельность

учителя

ученика

1

Организационный этап

Приветствие обучающихся.

Сегодня на уроке нам предстоит пройти  три пути. 

        Итак, нас ждет первый путь – путь размышления.                                                       

 -создание позитивного эмоционального настроя учеников на урок

Организационная

Сообщают дежурных об отсутствующих.

2

Целеполагание и мотивация.  

Проблемная ситуация.

Учитель: Важную роль в нормальной жизнедеятельности многих людей играет различные вещества.  Какие способы измерения или вычисления объема и массы тел, например, в нашем кабинете вы можете предложить?

Ученик: Самый простой способ использовать весы – прибор для измерения массы, мензурку- прибор для измерения объема жидкости и газа, линейку- прибор для измерения размеров тела.

Учитель: А если нет весов, если у нас под рукой только линейка , мензурка и указано вещество, из которого изготовлено тело или известна жидкость.

Предложите способ определения   массы и объема.

(В ходе беседы подвести школьников к необходимости установить зависимость между массой и объемом тела)

Ученик: мензуркой можно измерить объем жидкости и твердого тела. А как установить зависимость между массой и объемом?

Учитель:  Для вычисления массы  мы пришли к необходимости установить зависимость между массой и объемом   Какова основная учебная (познавательная) задача урока?

Ученики:Вывести  зависимость между массой и объемом (m и V )

Учитель: для этого введем новое понятие плотность вещества. Плотность вещества это масса единицы объема

Для чего нужно понятие плотности вещества?

Знать понятие плотности вещества необходимо при нахождении  массы или плотности вещества, а также можно узнать по плотности вещество. 

Учитель: Итак, какова тема сегодняшнего  урока?

Ученики: плотность вещества.

Учитель: Какова основная познавательная задача?

Ученики: Вывести  формулу, устанавливающую зависимость между   макроскопическими параметрами —V, m, ρ.

 

-создание условий через проблемную ситуацию для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-наметить шаги учебной деятельности.

 

Эвристическая беседа с учениками.

 

Совместный с учениками

анализ предложений учеников, подвести учеников к необходимости установить зависимость между массой и  объемом тел.

 

 

 

 

  Дает определение плотности вещества.

 

Рассказывает, для чего нужна плотность вещества.

 

Подводит школьников к формулировке темы урока, задач урока

Обсуждение в малых группах.

 

 

Высказывание предложений

учениками по вычислению давления в кабинете.

 

 

 

 

 

В ходе беседы высказывают необходимость установить зависимость между массой и объемом вещества.

 

Заполнение рабочих тетрадей, составление опорного конспекта

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока,

основную  задачу урока.

Записывают в рабочие тетради.

 

 

3

Актуализация.

  1. масса тела…

а) мера инертности;

б) вес тела;

в) величина, характеризующая вещество;

г) причина изменения скорости тела

2. в   СИ масса тела измеряется в

а)тоннах; б) граммах; в) килограммах; г) фунтах.

3. массу измеряют: а) термометром; б) спидометром; в) весами; г) мензуркой.

4. 5тонн 605кг250г равно

а)560,525кг; б)5605,25кг в)56052,50кг;  г) 56,0525кг

5. объем тела измеряется в   СИ: а) см³; б) м³; в) литрах; г) кг

-организовать актуализацию знаний учеников для вывода уравнения состояния идеального газа

-уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Фронтальная беседа с учениками, в ходе которой учитель с учениками определяют план действий.

Ученики актуализируют знания по теме, совершают мыслительную деятельность по составлению плана вывода уравнения состояния идеального газа.

4

Следующий путь - путь подражания – это путь самый легкий.

Первичное усвоение материала. Итак, мы вспомнили все необходимое, наметили план решения нашей  учебной задачи.

Учебная задача. Вывести  формулу, устанавливающую зависимость между тремя макроскопическими параметрами — массой, объемом и плотностью вещества.

. Плотность вещества это масса единицы объема. Обозначается ρ. Плотность равна массе, деленной на объем. Формула для вычисления ρ=m/V. Измеряется в кг/м³ или г/см³. 1г/см³ = 1000кг/м³

 -создать условия для осознания и осмысления учебной информации.

По выполнению заданий можно судить о степени понимания и сознания учебной информации

консультирует, помогает, тем, кто испытывает затруднения

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа с учебником:

  Фиксируют выполнение плана работы  в рабочей тетради.

 

 

Осознание и осмысление учебной информации.

Задание для обучающихся: вывести формулы для вычисления различных параметров    ρ=m/V;   m = ρV;  V = m/ρ, используя треугольник

 

 

 

- проверить уровень усвоения учебного материала.

консультирует, помогает, тем, кто испытывает затруднения

 

Работа в парах: обсуждение заданий

 

Самопроверка  . Обсуждение ответов учеников.

 

 

 

И путь опыта – это путь самый горький.

 

2. Работа с  компьютером.

1.  Плотностью называют…

      а)  физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.

      б)  физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.

       в)  физическое явление.

       г) физическое тело       

2.  В системе СИ  плотность измеряется в…

       а)  г/см3.

       б)  г/л.

       в)  кг/м3.

       г) м3/кг

3.  Плотность данного вещества зависит …

      а)  от его массы.

     б) от его объёма.

       в)  от его размеров.

      г) нет правильных ответов

4.  Стакан  с подсолнечным маслом тяжелее…

     а)  такого же стакана со спиртом.

     б) такого же стакана с молоком.

      в)  такого же стакана с чистой водой.

      г) такого же стакана с мёдом

5.  При замерзании воды плотность её вещества…

   а)  может и увеличиваться, и уменьшаться.

   б) уменьшается.

   в) увеличивается.

   г) не меняется

 Оценку по пятибалльной системе можно выставить по следующему принципу:

«5» ставится, если тестовый балл превышает 80 %;

«4» ставится, если тестовый балл находится в промежутке от 60 % до 80 %;

«3» ставится, если тестовый балл находится в промежутке от 40 % до 60 %;

«2» ставится, если тестовый балл находится в промежутке менее 40 %.

Решить задачи:

  1. Льдина объёмом 8 М3 имеет массу 7200 кг. Какова масса 1 М3 льда?
  2. Масса алюминиевого чайника 0,3 кг . Какой объём алюминия пошёл на изготовление чайника?.
  3. Объём  стальной детали  0,1 м³. Найдите её массу.

Проверка и закрепление усвоения полученных знаний

консультирует, помогает, тем, кто испытывает затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Индивидуальная работа за ПК с ЭОР.

Запись решения задач в рабочей тетради

Заполнение рабочих листов

5

Информация о домашнем задании.

§21,22, упр. 7(2,5) упр. 8 (2)

Задание :

   Возьмите кусок мыла, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, на котором обозначена его масса.

   Определите плотность мыла.

 

 

комментирует домашнее задание, отвечает на вопросы

Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы

 

6

Анализ деятельности

1. обоснуйте физический смысл понятия плотность вещества.

2  объясните понятие плотности с точки зрения строения вещества

Оценка деятельности

      3.Обоснуйте важность понятия плотности вещества.

      4. Оцените практическую значимость плотности.

Вернемся к проблемной ситуации.   Сейчас вы можете предложить способ вычисления массы вещества, не имея под рукой весов? Предложите!!!

 

Контролирует грамотность рассуждений

Работа в малых группах, представление результатов обсуждения, записывают ключевые моменты в тетрадь

Заполнение листов самоконтроля.

7

Рефлексия (подведение итогов урока)

1.      Какие понятия вы сегодня повторили?

2.      С какими новыми понятиями вы познакомились?

3. Какой путь для Вас был самым легким, самым трудным?

 

 

Заполнение листов самоконтроля

 

Использованные материалы:

  • САЙТ   festival.1september.ru/index.php?rules=1
  • САЙТ    nova.rambler.ru/pictures
  • САЙТ    www.home-edu.ru/
  •  Проверочные задания по физике в 7,8 и 10 классах средней школы

 Р.Д. Минькова, Л.К. Свириденко, Москва, Просвещение, 1992

Р. Д.Минькова Тетрадь для лабораторных работ по физике. 7 класс: к учебнику А. В. Перышкина» Физика.7кл».- М., Экзамен,2011

А. В. Перышкин. Сборник задач по физике: к учебникам А. В. Перышкина и др. «Физика7кл», «Физика.8кл.», Физика.9кл.» (М.- Дрофа)М._ Астрель, Владимир: ВКТ,2011

А. В. Чеботарёва Дидактические карточки – задания по физике: 7 класс: к учебнику А. В. Перышкина» Физика 7 кл.»М. Экзамен,2010

А. В. Чеботарёва Тесты по физике.7класск учебнику А. В. Перышкина» Физика 7 кл.»М. Экзамен,2011

Л. А. Кирик.Физика-7. Методические материалы. М. Илекса,2003