№
|
Этапы урока и их содержание
|
Цели этапа
|
Деятельность
|
учителя
|
ученика
|
1
|
Организационный этап
Приветствие обучающихся.
Сегодня на уроке нам предстоит пройти три пути.
Итак, нас ждет первый путь – путь размышления.
|
-создание позитивного эмоционального настроя учеников на урок
|
Организационная
|
Сообщают дежурных об отсутствующих.
|
2
|
Целеполагание и мотивация.
Проблемная ситуация.
Учитель: Важную роль в нормальной жизнедеятельности многих людей играет различные вещества. Какие способы измерения или вычисления объема и массы тел, например, в нашем кабинете вы можете предложить?
Ученик: Самый простой способ использовать весы – прибор для измерения массы, мензурку- прибор для измерения объема жидкости и газа, линейку- прибор для измерения размеров тела.
Учитель: А если нет весов, если у нас под рукой только линейка , мензурка и указано вещество, из которого изготовлено тело или известна жидкость.
Предложите способ определения массы и объема.
(В ходе беседы подвести школьников к необходимости установить зависимость между массой и объемом тела)
Ученик: мензуркой можно измерить объем жидкости и твердого тела. А как установить зависимость между массой и объемом?
Учитель: Для вычисления массы мы пришли к необходимости установить зависимость между массой и объемом Какова основная учебная (познавательная) задача урока?
Ученики:Вывести зависимость между массой и объемом (m и V )
Учитель: для этого введем новое понятие плотность вещества. Плотность вещества это масса единицы объема
Для чего нужно понятие плотности вещества?
Знать понятие плотности вещества необходимо при нахождении массы или плотности вещества, а также можно узнать по плотности вещество.
Учитель: Итак, какова тема сегодняшнего урока?
Ученики: плотность вещества.
Учитель: Какова основная познавательная задача?
Ученики: Вывести формулу, устанавливающую зависимость между макроскопическими параметрами —V, m, ρ.
|
-создание условий через проблемную ситуацию для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-наметить шаги учебной деятельности.
|
Эвристическая беседа с учениками.
Совместный с учениками
анализ предложений учеников, подвести учеников к необходимости установить зависимость между массой и объемом тел.
Дает определение плотности вещества.
Рассказывает, для чего нужна плотность вещества.
Подводит школьников к формулировке темы урока, задач урока
|
Обсуждение в малых группах.
Высказывание предложений
учениками по вычислению давления в кабинете.
В ходе беседы высказывают необходимость установить зависимость между массой и объемом вещества.
Заполнение рабочих тетрадей, составление опорного конспекта
Формулируют тему урока,
основную задачу урока.
Записывают в рабочие тетради.
|
3
|
Актуализация.
- масса тела…
а) мера инертности;
б) вес тела;
в) величина, характеризующая вещество;
г) причина изменения скорости тела
2. в СИ масса тела измеряется в
а)тоннах; б) граммах; в) килограммах; г) фунтах.
3. массу измеряют: а) термометром; б) спидометром; в) весами; г) мензуркой.
4. 5тонн 605кг250г равно
а)560,525кг; б)5605,25кг в)56052,50кг; г) 56,0525кг
5. объем тела измеряется в СИ: а) см³; б) м³; в) литрах; г) кг
|
-организовать актуализацию знаний учеников для вывода уравнения состояния идеального газа
-уточнить следующий шаг учебной деятельности.
|
Фронтальная беседа с учениками, в ходе которой учитель с учениками определяют план действий.
|
Ученики актуализируют знания по теме, совершают мыслительную деятельность по составлению плана вывода уравнения состояния идеального газа.
|
4
|
Следующий путь - путь подражания – это путь самый легкий.
Первичное усвоение материала. Итак, мы вспомнили все необходимое, наметили план решения нашей учебной задачи.
Учебная задача. Вывести формулу, устанавливающую зависимость между тремя макроскопическими параметрами — массой, объемом и плотностью вещества.
. Плотность вещества это масса единицы объема. Обозначается ρ. Плотность равна массе, деленной на объем. Формула для вычисления ρ=m/V. Измеряется в кг/м³ или г/см³. 1г/см³ = 1000кг/м³
|
-создать условия для осознания и осмысления учебной информации.
По выполнению заданий можно судить о степени понимания и сознания учебной информации
|
консультирует, помогает, тем, кто испытывает затруднения
|
Индивидуальная работа с учебником:
Фиксируют выполнение плана работы в рабочей тетради.
|
|
Осознание и осмысление учебной информации.
Задание для обучающихся: вывести формулы для вычисления различных параметров ρ=m/V; m = ρ•V; V = m/ρ, используя треугольник
|
- проверить уровень усвоения учебного материала.
|
консультирует, помогает, тем, кто испытывает затруднения
|
Работа в парах: обсуждение заданий
Самопроверка . Обсуждение ответов учеников.
|
|
И путь опыта – это путь самый горький.
2. Работа с компьютером.
1. Плотностью называют…
а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.
б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.
в) физическое явление.
г) физическое тело
2. В системе СИ плотность измеряется в…
а) г/см3.
б) г/л.
в) кг/м3.
г) м3/кг
3. Плотность данного вещества зависит …
а) от его массы.
б) от его объёма.
в) от его размеров.
г) нет правильных ответов
4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее…
а) такого же стакана со спиртом.
б) такого же стакана с молоком.
в) такого же стакана с чистой водой.
г) такого же стакана с мёдом
5. При замерзании воды плотность её вещества…
а) может и увеличиваться, и уменьшаться.
б) уменьшается.
в) увеличивается.
г) не меняется
Оценку по пятибалльной системе можно выставить по следующему принципу:
«5» ставится, если тестовый балл превышает 80 %;
«4» ставится, если тестовый балл находится в промежутке от 60 % до 80 %;
«3» ставится, если тестовый балл находится в промежутке от 40 % до 60 %;
«2» ставится, если тестовый балл находится в промежутке менее 40 %.
Решить задачи:
- Льдина объёмом 8 М3 имеет массу 7200 кг. Какова масса 1 М3 льда?
- Масса алюминиевого чайника 0,3 кг . Какой объём алюминия пошёл на изготовление чайника?.
- Объём стальной детали 0,1 м³. Найдите её массу.
|
Проверка и закрепление усвоения полученных знаний
|
консультирует, помогает, тем, кто испытывает затруднения
|
Индивидуальная работа за ПК с ЭОР.
Запись решения задач в рабочей тетради
Заполнение рабочих листов
|
5
|
Информация о домашнем задании.
§21,22, упр. 7(2,5) упр. 8 (2)
Задание :
Возьмите кусок мыла, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, на котором обозначена его масса.
Определите плотность мыла.
|
|
комментирует домашнее задание, отвечает на вопросы
|
Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы
|
6
|
Анализ деятельности
1. обоснуйте физический смысл понятия плотность вещества.
2 объясните понятие плотности с точки зрения строения вещества
Оценка деятельности
3.Обоснуйте важность понятия плотности вещества.
4. Оцените практическую значимость плотности.
Вернемся к проблемной ситуации. Сейчас вы можете предложить способ вычисления массы вещества, не имея под рукой весов? Предложите!!!
|
|
Контролирует грамотность рассуждений
|
Работа в малых группах, представление результатов обсуждения, записывают ключевые моменты в тетрадь
Заполнение листов самоконтроля.
|
7
|
Рефлексия (подведение итогов урока)
1. Какие понятия вы сегодня повторили?
2. С какими новыми понятиями вы познакомились?
3. Какой путь для Вас был самым легким, самым трудным?
|
|
|
Заполнение листов самоконтроля
|