СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Как измерить отношения в классе. Социометрический метод в школьной практике»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод социометрии (от лат. «общество» и греч. «измеряю») применяется для диагностики межличностных взаимоотношений в малых контактных группах, существующих не менее шести месяцев

Просмотр содержимого документа
«« Как измерить отношения в классе. Социометрический метод в школьной практике»»

Дербентское городское управление образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 21»


Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №21 ____________/Бондарева М.А./







Доклад

на городское МО

педагогов – психологов

« Как измерить отношения в классе

Социометрический метод в школьной практике»







Выполнила

Педагог-психолог

Гайдарова Н.М.










г. Дербент 2016г



Как измерить отношения в классе. Социометрический

метод в школьной практике.


Попросили нас провести МО для психологов образования на тему, которая кажется мне самой интересной и важной. Социометрия? Это вкоторой два вопроса и надо рисовать картинки? Ее еще применяют для выявления лидеров. О чем здесь можно говорить? Работая с социометрией, имеешь дело с методом, а не с психологической астролябией (Прибор для определения широты, один из старейших астрономических инструментов.Впервые появилось в Древней Греции.)Возможности его значительны, но ограниченны, простота обманчива, а сложность обработки, предлагаемая многими пособиями, надуманна. Грамотное применение социометрии предлагает и социально – психологическую компетентность, и методическую тщательность, и значительный практический опыт. Последнее – дело наживное. Что же касается первых двух пунктов, то именно о них и пойдет речь сейчас.

Метод социометрии (от лат. «общество» и греч. «измеряю») применяется для диагностики межличностных взаимоотношений в малых контактных группах, существующих не менее шести месяцев.

Позволяет выявить:

  1. Особенности систем неформальных отношений в группе;

  2. Степень психологической совместимости конкретных людей;

  3. Внутри групповые статусы участников процедуры;

  4. Качество психологической атмосферы группы в целом.


Основоположник социометрии - американский психиатр и социальный психолог Якоб (Джекоб) Леви Морено (1892-1974). По его мнению, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависят от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником. Согласно Морено, социометрия – способ первичной диагностики наличия проблем во взаимоотношениях, а разработанные им методы психодрамы и социодрамысредства коррекции индивидуальных затруднений и дисгармоний.

Надо сказать, что метод, созданный в свое время Морено в рамках определенной теоретической концепции и «на потребу» практики того времени, постепенно как бы отпочковался и от создавшей его теории, и от самой породившей его практики. Какие последствия в результате мы имеем? Потеря теоретических ориентиров привела к чрезвычайно широкому толкованию возможностей социометрии, превращению ее в ту самую социально- психологическую астролябию, о которой уже шла речь выше. С помощью этого метода пытаются исследовать лидерские процессы, пути и способы передачи информации в группе, отношение к руководителю и многое другое. Самое распространенное использование социометрии – для изучения лидерства и выявления лидеров. Однако социометрия не исследует лидерские процессы и не выявляет лидеров. И по замыслу, и по своему методическому содержанию она не приспособлена изучать процессы психологического влияния (чем и является по своей сути лидерство). Социометрия создана своим творцом для изучения структуры эмоциональных межличностных предпочтений, и какое изощренное применение ни нашел бы для нее конкретный психолог, она будет измерять только это. Но! Если провести ее грамотно и творчески, она сделает свое дело блестяще.

В настоящее время социометрия активно используется психологами, социологами, педагогами, конфликтологами, социальными работниками.

Несомненное достоинство данного метода в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблиц, схем, графиков, числовых величин. Однако все эти сведения не являются исчерпывающей характеристикой группы, так как представляют собой лишь описание сложившихся межличностных предпочтений, отношений симпатии и антипатии. Кроме того, из всего многообразия неформальных отношений в группе выявляются только те, которые отражены в формулировках предлагаемых вопросов. И наконец, социометрия не позволяет установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими. Поэтому она обычно используется в комплексе с другими методиками изучения малой группы.

Рассмотрим основные понятия и содержание диагностических процедур социометрии.

Выбор - это единица измерения и анализа в социометрии. Выражает индивидуальные установки человека относительно взаимодействия с членами своей группы в определенных ситуациях. Является показателем симпатии или антипатии.

В зависимости от вопроса социометрический выбор может быть положительным (или прямым), отрицательным (или обратным) и нулевым (отсутствие выбора).

Так, ответ на вопрос «Кого из членов группы Вы пригласили бы домой на День Рождения?» - это и есть положительный выбор. А ответ на вопрос «Кого из группы Вы не хотели бы иметь соседом по квартире?» - выбор отрицательный. При этом подразумевается, что в отношении тех, кто вообще не был упомянут при ответах, сделан нулевой выбор.

Как правило, один вопрос требует нескольких ответов (выборов).

Социометрический критерий - так называется конкретная ситуация выбора, которая формулируется в виде письменного или устного вопроса ко всем участникам диагностической процедуры.

Разновидности критериев:

В зависимости от характера исследовательской задачи выделяют критерии коммуникативные, направленные на выявление взаимоотношений в группе (например, «Кого бы Вы выбрали для...»), и гностические, выясняющие степень осознания человеком своих взаимоотношений с членами группы (типа «Кто, по Вашему мнению, выбрал бы Вас...»).

По характеру выявляемых взаимоотношений критерии подразделяются на двойные, предполагающие отношения партнерства, равенства позиций выбирающего и выбираемых им (например, «С кем бы Вы не согласились пойти в поход?»), и ординарные, связанные с установлением иерархических отношений лидерства и подчинения («Кого бы Вы выбрали старостой в группе?»).

По характеру ответов критерии могут быть предполагающими положительныевыборы (типа «Кого бы Вы выбрали для...?») или отрицательные выборы(«Кого бы Вы отвергли при..?»).

По количеству ответов критерии подразделяют на непараметрические, или без ограничения числа возможных выборов, и параметрические, или с четким ограничением числа выборов. Допустим, если в группе двадцать учеников, то в первом случае респондент имеет право выбрать от нуля до девятнадцати из них (естественно, кроме себя самого), во втором же случае ему предписывается не выходить за пределы определенного количества выборов, скажем, от нуля до пяти человек.

Оптимальной величиной лимита выборов для школьного класса при социометрии считается четыре-пять человек.

Каждой разновидности критериев присущи свои достоинства и недостатки. Например:

Параметрические критерии


+

  1. Снижение вероятности случайных, непродуманных ответов (таких как «выбираю всех» или «не отвергаю никого»).

  2. Уменьшение трудоемкости и продолжительности процедур обработки и анализа результатов.

  3. Возможность сопоставления материалов по группам разной численности (параллельных классов и
    т.п.).

  1. Невозможность раскрыть все многообразие взаимоотношений в группе, выявление лишь наиболее значимых из них.

  2. Отсутствие характеристик эмоциональной экепансивиости респондентов, выражающей степень коммуникабельно­сти (кто-то выбрал бы, к примеру, только двух, а другой, более общительный, 15 человек, но им разрешено не более трех).


Основные требования к формулировкам социометрических критериев заключаются в следующем:

– смысл вопросов должен быть предельно очевиден для всех членов группы, что требует от составителя учета возрастных, интеллектуальных и иных особенностей респондентов;

– все ситуации выборов должны описываться максимально конкретно и точно (так, содержание критерия «С кем бы Вы хотели вместе работать?» нуждается в непременном уточнении (где? когда? в каком качестве? при каких условиях? и т.д.).Иначе различия в понимании словосочетания «вместе работать» превратят вопрос в тот, который обозначает для различных респондентов совершение разные отношения);

– необходимо, чтобы вопросы вызывали определенные интерес у большинства респондентов, имели значимость для них;

– формулировки не должны содержать в себе неоправданных ограничений выборов членов группы по интеллектуальным, половым, физиологическим и другим признакам


Социометрический шифр. Всем членам группы, включая отсутствующих в данный момент, присваиваются порядковые номера (шифры). Общие их списки заранее готовятся и при обследовании раздаются на каждый стол. Если в помещении есть классная доска, то список шифров и фамилий можно написать на ней.

При ответе респонденты выставляют на бланках не фамилии других членов группы, а соответствующие номера.

Социометрическая карточка (опросный лист, бланк анкеты) – это средство получения информации от опрашиваемых. Именно на ней производятся регистрации индивидуальных выборов. Если критерии не даны респондентам в устной форме, то здесь же размещается и список критериев. Иногда на карточке присутствует и краткая инструкция по заполнению.

При проведении социометрического обследования нет и не может быть полной анонимности, иначе сама процедура окажется неэффективной. Поэтому карточки должны подписываться респондентами. Однако в ряде случаев возможно использование метода скрытой нумерации бланков до начала социометрии. Если исследователю достоверно известно, кто из респондентов заполнял данный бланк, наличие на нем фамилии не обязательно.

Социометрическая карточка может выглядеть таким образом:

Критерии


Выборы

1.

Кого из учеников Вы хотели бы выбрать старостой своего класса?





2.

Кого бы Вы не хотели выбрать старостой класса?





3.

Кого из класса Вы хотели бы пригласить домой на встречу Нового года?




4.

Кого из класса Вы не пригласили бы к себе?






Целесообразно при этом использовать социометрические критерии, рассчитанные на выражение и положительного и негативного отношения респондента к другим членам группы. Но на карточке не должно быть чрезмерно большого количества критериев, это затрудняет последующую обработку и анализ результатов.

Если применялась непараметрическая процедура социометрии, то размеры графы «выборы» делают достаточно большими. Если же принята процедура параметрическая (с лимитом выборов), то обычно чертится столько вертикальных граф в правой части карточки, сколько выборов разрешено. В том и в другом случае иногда возникает необходимость установить сравнительную ценность индивидуальных предпочтений. Для этого в карточке делают графу, озаглавливаемую «выбор в первую очередь», и вводят обозначение «другие выборы», Позже, при обработке материала, порядок выборов обозначают дополнительными символами или разными по цвету чернилами.

Желательно, чтобы социометрические карточки предъявлялись респондентам в отпечатанном виде. Общее количество карточек соответствует численности группы.

Процедура социометрического опроса обычно занимает 10-12 минут. При этом респондентов размещают так, чтобы они могли работать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Разговоры не допускаются. Необходимо, чтобы участники опроса на всем его протяжении имели возможность видеть и группу, и список фамилий ее членов с шифрами.

Важным условием проведения социометрии является предварительное установление доброжелательных и достаточно доверительных отношений исследователя и респондентов. Эффективность работы заметно повышается, если исследователь держится приветливо и уверенно. В тонкости анализа информации членов группы при этом не посвящает. Цель процедуры излагается в популярной форме.

Опрашиваемые должны быть проинформированы о том, что все результаты социометрии конфиденциальны. Заполненные карточки по окончании работы собирает сам исследователь. Окончательные итоги обычно сообщаются индивидуально. Особое значение при этом подчас приобретают тактичность и доброжелательность психолога (педагога).

Участие в процедуре опроса - дело добровольное. Следует быть готовым к тому, что часть группы в силу тех или иных причин может отказаться от работы. Уменьшить число возможных отказов обычно удается, если проводится предварительная устная разминка с использованием других критериев, более легких и приемлемых для большинства.

Работа начинается только после того, как исследователь убедился, что все респонденты поняли особенности ее выполнения. Им должно быть предоставлено достаточно времени на обдумывание своих ответов. Не следует настаивать на том, чтобы были непременно сделаны все предписанные выборы.

При опросе нежелательно присутствие посторонних или официальных лиц, так как это может исказить достоверность информации.

После того, как карточки заполнены и собраны, начинается их обработка. Обычно она имеет три этапа: табличный, графический и индексологический.

Это сложная, высокопрофессиональная работа, требующая достаточно много времени( даже в самых лучших, простых своих вариантах). Обработка складывается из нескольких основных этапов: первичного анализа данных, представленных на опросном листе; заполнение социометрической матрицы; подсчет статусов и построения социограммы.

Первичный анализ данных

Собранный тестовый материал необходимо прежде всего внимательно просмотреть. Интерес психолога должны вызвать неподписанные работы (их авторство нужно попробовать восстановить косвенными путями, однако необходимо поразмышлять и о том, случайной ли была невнимательность автора). Кроме того, важно отобрать работы тех членов группы, которые ушли от ответа на поставленные вопросы. Например, кто-то мог ответить « Всех бы взял» или « Не взял бы никого», другой участник мог просто пять раз написать одну фамилию, иногда –свою собственную. К этим лицам необходимо проявить особый психологический интерес для выявления причин их отказа, природы самого отказа (чаще всего, естественно, он имеет защитную природу). Однако для проведения полноценного социометрического тестирования необходимо вновь обратиться к этим школьникам (лучше в индивидуальном порядке) и попросить их еще раз заполнить опросный бланк. При этом необходимо найти психологический подход к каждому участнику опроса, установить с ним доверительные отношения.

В ходе первичного опроса важно также проанализировать всю дополнительную вербальную или графическую информацию, имеющуюся на опросных листах (попутные комментарии, сделанные членами группы, рисунки и пр.). Она может быть интересной сточке зрения реакции группы на психолога, ситуацию опроса или содержание самих вопросов.

Заполнение социометрической матрицы

Первый этап обработки данных - составление социоматрицы – таблицы, с помощью которой обобщаются результаты опроса.

В том случае, если социометрические критерии относились к совершенно различным областям взаимоотношений в группе (например, «работа», «учеба», «отдых»), делается две или более социоматрицы.


Заполненнаясоциоматрица имеет такой вид (рис).


На основе социоматрицы строится социограмма.

Социограмма - это графическое изображение отношений учащихся друг к другу при ответах на социометрические критерии. Позволяет нагляднее выразить и глубже проанализировать групповые взаимосвязи.

Обычно условные обозначения на социограмме выглядят следующим образом:
















Типы социограмм:

а) произвольного вида - показывает комбинацию межличностных отношений с наиболее удобным для восприятия расположением членов группы:

б) концентрическая или «мишеневая» - представляет изображение межличностных отношений в группе на фоне окружностей, вписанных друг в друга, при этом, обычно, чем выше положительной статус конкретного лица, тем ближе к центру кругов он располагается на схеме;

в) локограммного вида - в которой обследуемых заранее обозначают на плоскости так, как они в реальности располагаются в том помещении, где происходит основная деятельность группы.

Выбор типа социограммы определяется задачами исследования. Социограмма произвольного вида представляет собой следующее:



Анализ социограммы начинается обычно с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов группы, затем – взаимных пар и группировок, объединяющих людей, выб­равших друг друга. Особое внимание обращают на наличие «отверженных» или «изолированных» в группе, а также на несовпадающие по знаку связи между ее отдельными чле­нами.

Социометрические индексы служат для выявления ко­личественных характеристик отношений в группе. Разли­чают индексы персональные (п.с.и.) и групповые (г.с.и.).

Основными П.С.И. являются: индекс социометричес­кого статуса (для выбираемого), индекс эмоциональной экспансивности (для выбирающего) и индекс адекватно­сти оценки своего положения в группе.

Социометрический статус - это характеристика пози­ции члена группы, в нем отражается степень влияния чело­века, потенциальная способность к лидерству. Такой ин­декс может быть положительным и отрицательным.

Индекс положительного статуса определяется по фор­муле:


Индекс отрицательного статуса определяется по фор­муле:


где – количество полученных тем или другим членом группы положительных выборов, – количество полученных им отрицательных выборов, N – число членов группы.


Эмоциональная экспансивность – характеристика потребности определять отношения симпатии и антипатии к другим членам группы. Это существенная характеристика степени общительности респондента.

Данный индекс может быть общим, положительным и отрицательным.

Индекс общей экспансивности рассчитывается по формуле:


где – количество сделанных респондентом положительных выборов, – количество сделанных им отрицательных выборов, N – число членов группы.

Следует обратить внимание, что индекс экспансивности определяется только при непараметрической процедуре социометрии.


Индекс адекватности оценки респондентом своего положения в группе используется, если исследование предусматривало применение как коммуникативных, так и гностических критериев. Он рассчитывается по формуле:


где Р – число угаданных человеком выборов других в отношении самого себя, a Q – число ожидавшихся выборов себя другими.


Основными Г.С.И. являются индексы эмоциональной экспансивности группы и взаимности выборов (сплоченности группы).

Индекс общей эмоциональной экспансивности группы вычисляется по формуле:


где – сумма всех положительных выборов в группе, – сумма всех отрицательных выборов, N - численность группы.


Индекс психологической взаимности выборов характеризует во многом степень групповой сплоченности. Более точно, он выражает "удельный вес" положительной взаимности отношений в группе по отношению к теоретически возможной взаимности (в%). Определяется по формуле:


где – число положительных взаимных связей в группе.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: социометрия; выбор; социометрический критерий; виды критериев: коммуникативные, гностические, двойные, одинарные, параметрические, непараметрические; социометрический шифр; социометрическая карточка; социоматрица; социограмма; типы социограмм: произвольного вида, концентрические (мишеневые), локограммные; социометрические индексы: социометрического статуса, эмоциональной экспансивности, взаимности выборов.