СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как корректно выполнить анализ, синтез и сравнить в проектной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете

Просмотр содержимого документа
«Как корректно выполнить анализ, синтез и сравнить в проектной деятельности»

Как корректно выполнить анализ и синтез

Анализ – это способ познания, который помогает установить существенные признаки объекта через изучение его частей, отношений между ними и свойств объекта.

Синтез – это способ познания, когда можно установить существенные признаки объекта через объединение в целое частей, отношений и свойств, выделенных в результате анализа.

Анализ и синтез не изолированы друг от друга, они дополняют друг друга. Как работает анализ? Возьмем в качестве объекта анализа наручные часы: определим компоненты, отношения между ними и свойства, порожденные этими отношениями.

Компоненты: корпус, стрелки, циферблат, механизм.

Отношения и свойства: циферблат и стрелки соединены таким образом, что стрелки движутся вокруг оси параллельно циферблату (отношения) и показывают время суток (свойство). Такие отношения между компонентами порождают это существенное свойство часов. Кроме того, механизм, циферблат и стрелки объединяет корпус, который их защищает, и позволяет носить на руке.

Порой существенные признаки того или иного объекта лежат на поверхности, они известны нам изначально. Но когда мы решаем сложные познавательные задачи и существенные признаки сложно сразу назвать, то необходим глубокий анализ.

Существенное – это признак или совокупность признаков, без которых объект существовать не может. Стоит этому существенному признаку исчезнуть или измениться – объект сразу станет другим. Так, существенным признаком авторучки является ее способность писать, если ручка утрачивает это свойство, то она становится указкой, закладкой.

Например. У нас между шкафами закатился ластик. Мы хотим достать его с помощью ручки. Для нас способность ручки оставлять чернильный след на бумаги уже не будет существенным. Нам это безразлично. Существенным для нас в этот момент становится длина.

Признак – это компоненты, отношения, свойства объекта, по которым его можно узнать, определить, описать; все то, в чем объекты сходны или отличны друг от друга.

Компоненты – это составные части объекта. Можно сказать, что компоненты – это детали, из которых состоит объект.

Например, автомобиль состоит из кузова, мотора, колес и т. д. Дерево – из корня, ствола, ветвей и листьев. Отношения компонентов – это взаимосвязь компонентов, которые составляют объект. Листы тетради соединяет скрепка. Между людьми в обществе существуют отношения любви, дружбы, ненависти, вражды. Отношения между государствами – мир, война.

Свойства объекта – это определенная сторона объекта, порожденная взаимосвязью его компонентов и проявляющаяся в отношениях с другими объектами (твердость, шероховатость, прочность и т. д.). Так, компонентами пальто являются: рукава, воротник, полы. Свойства пальто заключаются в том, что оно теплое, модное, красивое, удобное. Пальто из свойств не состоит, но ими обладает. Свойства пальто возникают благодаря отношениям между его компонентами: части пальто соответствуют друг другу, правильно сшиты. Если бы не было этих отношений, то пальто было бы и нетеплым, и немодным, и некрасивым, и неудобным. Однако эти свойства проявляются благодаря тому, что пальто надел человек, которому оно впору. И компоненты, и отношения, и свойства могут выражать сущность того или иного объекта. Но, как правило, существенное кроется в отношениях между компонентами. Определить компоненты и отношения между ними можно в процессе анализа и синтеза.



Памятка

«Как корректно выполнить анализ и синтез»

1 Определите объект анализа и синтеза. Так вы выделите нужный вам объект и отграничите его от других объектов.

2 Опишите количество составных частей объекта и их качества. Определите свойства всех компонентов в составе объекта. Укажите, как проявляется то или иное свойство.

3 Установите, как компоненты объекта влияют на его признаки. Найдите связи, которые могут влиять на возникновение существенного признака объекта: место и время создания, предпосылки, назначение.

4 Определите, как взаимодействуют компоненты объекта. Выясните, как зависят эти компоненты друг от друга, что будет, если компонент удалить или изменить.

5 Определите отношения объектов. Выявите, взаимодействует ли объект анализа с другими объектами и с внешней средой.

6 Подведите итог. Представьте существенные признаки объекта. Если необходимо, сформулируйте причины, по которым возникло существенное свойство.



В качестве объекта анализа и синтеза выступает учебный год с точки зрения ученика и учителя.

1) Учебный год состоит из четырех учебных четвертей и каникул между ними.

2) Для того чтобы понять значение каждой четверти, ее роль в учебном году, необходимо установить между ними временные связи. Какие отношения существуют между этими четвертями? Конечно, «начало – середина – конец» или «завязка – кульминация – развязка». Несомненно, завязкой учебного года является первая четверть, с которой начинается учебный год и благодаря которой разворачивается обучение в последующих четвертях. Кульминацией является третья четверть, самая продолжительная и самая важная. Третья четверть – это вершина учебного года, наивысшая точка напряжения, подъема сил учащихся. Четвертая четверть – это развязка, конец учебного года, подведение итогов, пришло время выведения годовых отметок по всем учебным предметам. Благодаря определению временных связей между четвертями мы установили их существенные свойства.









Как корректно сравнивать

Сравнение – это способ познания, который помогает установить существенные признаки объектов. Для этого необходимо определить, в чем сходны и/или различны объекты.

Сходство – это то, что у сравниваемых объектов совпадает, общий существенный признак, то есть признак, которым обладают два или более объекта сравнения.

Различие – это то, чем один сравниваемый объект отличается от другого, это отличительный признак, который есть только у одного объекта сравнения. При сравнении вам важно установить существенные признаки, найдя сходства и/или различия с другими объектами.

В результате сопоставления и противопоставления вы выявите такие признаки, которые иначе могли бы остаться незамеченными, непознанными. Таким образом, изучаемые объекты познаются гораздо более полно, чем при изолированном рассмотрении.

Памятка

«Как корректно сравнивать»

1 Выберите объекты для сравнения. Отграничьте объекты сравнения от других объектов. Установите, можно ли их сопоставить.

2 Определите аспекты сравнения. Вспомните, что аспект сравнения – это отношения и свойства, характеристики и компоненты объектов. Виды характеристик – причинноследственные, качественные и количественные, пространственные и временные.

3 Выберите признаки объектов. Если вы не знаете признаки объектов, которые вы сравниваете, то выполните анализ и синтез объектов, чтобы определить существенные признаки.

4 Определите существенные признаки сравниваемых объектов. Для этого выявите, по каким общим признакам отличны или сходны объекты.

5 Сформулируйте вывод. Представьте общие и/или отличительные существенные признаки сравниваемых объектов и укажите, как и в чем сходны или отличны признаки. Чтобы лучше понять сходство или отличие, сформулируйте причины сходства и различия сравниваемых объектов



Например: сравним газету и журнал.

Газета – это периодическое издание в виде больших листов, как правило, ежедневное, и обычно посвящено текущим событиям политической и общественной жизни.

Журнал – это периодическое, как правило, ежемесячное издание в виде книжки, содержащей статьи, произведения различных авторов, обычно публицистического, научно-популярного и литературного содержания.

Общими существенными признаками газеты и журнала является то, что это периодическое издание. Различие же заключается в том, что газетные материалы посвящены в первую очередь текущим событиям общественной и политической жизни, а материалы журнала – это, как правило, публицистические, научно-популярные статьи и литературные произведения. Кроме того, различие заключается в форме: газета печатается на больших листах, а журнал в виде книжки.

Теперь найдем различие в общем существенном признаке. Действительно, и журнал, и газета являются периодическими изданиями, однако, как правило, газета выходит ежедневно, а журнал ежемесячно.

Таким образом, мы можем заключить, что и газета, и журнал являются периодическими печатными средствами массовой информации, различающиеся содержанием информации, ее оперативностью и частотой издания.

Данные отличия объясняются различием в назначении газеты и журнала. Если мы хотим сделать комплексное сравнение, то необходимо газету и журнал рассмотреть по другим аспектам, например, с точки зрения истории возникновения и развития этих периодических изданий.