СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как развивать эмоциональный интеллект

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советы от ГК Просвещение о том, как развивать эмоциональный интеллект у детей.

Просмотр содержимого документа
«Как развивать эмоциональный интеллект»

«Просвещение»



Тема эмоционального интеллекта у детей не была так актуальна ещё 10–15 лет назад. Последние годы она поднимается всё чаще, и это не случайно.

Предыдущие поколения ребят больше общались со сверстниками в реальном мире: они собирались вместе во дворах без контроля взрослых, придумывали игры, лазали по деревьям и т.п. Не всегда такие занятия были безопасны (и мы не призываем возвращать опасные практики в повседневность), однако дети знакомились с широким спектром эмоций, как своих, так и чужих. Современные ребята постоянно находятся под контролем взрослых до 10–12 лет. Кроме того, большую часть свободного времени они проводят с гаджетами, а не в обстановке реального общения.

Не будем давать оценки, хорошо это или плохо, просто отметим, что эмоциональный интеллект в таких условиях развивается гораздо медленнее.

Это может приводить к проблемам не только во взаимодействии с людьми, но и в учёбе. Если ребёнок стесняется переспросить что-то учителя или сказать, что не понял изучаемый материал, то он будет учиться хуже. Возможна и обратная ситуация, когда ученик требует к себе постоянного внимания, а если не получает его, то начинает выкрикивать с места и другими способами нарушать дисциплину.

Как же развивать эмоциональный интеллект у детей? Это долгий процесс, который нельзя свести к нескольким упражнениям. Важно общаться с детьми, спрашивать у них об их эмоциях, помогать их описывать и проживать, обсуждать эмоции других людей, чтобы лучше их понять. Однако это советы больше для родителей. А что могут сделать педагоги на своей позиции? Делимся несколькими рекомендациями.

1. Заведите эмоциональный дневник класса. Пусть ребята отмечают своё настроение на специальном стенде. Для этого можно использовать смайлики или цветные условные обозначения напротив имён ребят. Настроение можно отмечать даже несколько раз в день, если оно меняется. Так школьники приучатся следить за своими эмоциями.

2. Обсуждайте идею, что эмоции порождают поступки. От страха или злости мы можем совершить те поступки, о которых позже пожалеем, поэтому важно осознавать свои эмоции и переносить их в безопасное русло: порвать бумагу от злости или поделиться своими страхами со взрослым, чтобы он помог с ними справиться.

3. Создайте в классе уголок спокойствия. Можно выделить под него заднюю парту и положить туда, например, парочку игрушек-антистресс, соответствующие раскраски и т.п. Обсудите с детьми, что если кто-то чувствует, что ему нужно немного успокоиться, то он может на переменке сесть за эту парту, а остальные не должны мешать.

4. Во время чтения литературных произведений следите за эмоциями героя. Их можно отмечать прямо в тексте цветными стикерами или выписывать в специальную табличку. Чем старше дети, тем больше вариантов эмоций надо учитывать. Например, между радостью и восторгом есть разница.

5. Покажите ребятам простые упражнения, которые можно использовать, чтобы успокоиться, если эмоции переполняют. Это может быть глубокое дыхание, счёт про себя с закрытыми глазами, прослушивание спокойной музыки.

Источники: vc.ru, urok.1sept.ru, blendedlearning.pro

#советы_просвещение