Как узнать, готов ли ребенок к школе
Однажды наступает день, когда беззаботная жизнь ребенка прекращается, он надевает ранец, набитый учебниками, тетрадями, контейнером с бутербродами, поправляет белый воротничок и переступает порог дома навстречу школьной жизни, полной новых ограничений и требований. С этого момента утро вашего ребенка начинается с поиска сменки, а вечер заканчивается сбором портфеля и проверкой домашнего задания. Как же определить, готов ли малыш к школьной жизни?
Интеллектуальная готовность
Умение думать, анализировать, делать выводы.
Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что – то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе.
Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.
Умение писать, читать, считать. Решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научиться. Не подавляйте исследовательский интерес, тогда к моменту поступления в школу, ему удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно – следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром
Мышление
Будущий первоклашка должен на собеседовании проявить свои таланты и рассказать, что он уже успел узнать об окружающем его мире, о людях, их взаимоотношениях, о животных, о природе в целом.
А именно он должен знать:
хотя бы минимальную информацию о себе, чтобы ответить, как его зовут, назвать фамилию и адрес;
простейшие геометрические фигуры (если "тетя" попросит показать треугольник, то ребенок должен показать именно его, а не круг или квадрат);
основные цвета (как минимум различать синий и фиолетовый цвет);
что обозначают понятия "меньше/больше", "узкий/широкий", "лево/право", "над/под";
отличия предметов друг от друга, общие черты предмета (ребенка могут спросить, что общего между кошкой и белкой, а ребенок должен с легкостью уметь отвечать: "Это животные, у них по 4 лапки, есть шерсть, хвосты, и они умеют лазать по деревьям".
Память
Чем лучше у ребенка будет развита память, тем легче ему будет учиться. Проверьте, насколько хорошая у него память: прочитайте небольшой рассказ, а через неделю попросите ребенка напомнить вам, о чем был рассказ, пусть он перескажет историю. Также можно разложить перед ребенком несколько предметов, а затем их все спрятать, а ребенок пусть назовет как можно больше предметов, которые вы выкладывали. Справился? Молодец! Переходим к следующему пункту.
Внимание
То, насколько много ребенок сможет получить для себя полезной информации и научиться чему-либо в школе, будет зависеть от того, как хорошо он может концентрироваться. Проверить, насколько ребенок внимателен, просто: попросите его послушать вас, назовите несколько пар слов и предложите назвать самое короткое слово из пары. Если ребенок будет переспрашивать, то с вниманием у него проблемы — он отвлекался, пока вас слушал. Поработайте над этим.
Мотивационная готовность

Для того чтобы желание ребенка пойти в школу не пропало уже 2 сентября, ребенок должен быть мотивирован на учебу. Мотивация в этом случае, конечно, не хорошие оценки, не интересная работа или хороший институт в будущем, а обычная природная любознательность. Покажите малышу, что получать знания — это интересно.
У ребёнка высокая учебная мотивация, если он:
хочет идти в школу,
понимает важность и необходимость учения,
проявляет интерес к полученным знаниям.
любит книги,
задает много вопросов,
любит решать задачки и кроссворды.
Но самое главное, возьмите за правило не отмахиваться от вопросов ребенка, чтобы не отбить охоту их задавать. Сначала вам, а потом и учителю.
Психологическая готовность
Ваш ребенок может тысячу раз повторять, что он, как пионер, всегда готов, что он очень хочет в школу, ведь тогда он будет не "мелкий" во дворе, а "школьник". Дайте ребенку понять, что звание "школьник" дается только тем детям, которые самостоятельны, организованы, могут управлять своим поведением и по-новому сотрудничать со взрослыми, ведь учитель в школе — это не воспитательница в детском саду и не мама, от выполнения заданий которой можно увильнуть, а в крайнем случае и истерику закатить.
Социальная готовность
Ваш ребенок с радостью включается в беседу с соседями по купе, когда вы едите в поезде, а с сыном этих соседей даже после поездки поддерживает связь — великолепно! Если такое желание наблюдается, и ребенок готов взаимодействовать также со взрослыми, то будьте уверены, что он готов и к школьной жизни. Понаблюдайте за ребенком со стороны: может ли он слушать противоположное своему мнение, не перебивая при этом; может ли он общаться с несколькими людьми одновременно и поддерживать беседу. Если да, то ребенок социально готов к школе.
Физическая готовность

Узнать, готов ли ребенок к школьной жизни физически – легко.
Проверьте:
слух и зрение;
как долго он может спокойно сидеть на одном месте;
развита ли моторика и координация;
умеет ли он ходить по лестнице как взрослый человек (одна нога — одна ступенька), умеет ли играть с мячом, прыгать;
как выглядит ребенок (отдохнувший, свежий, здоровый).
Все в порядке? Тогда скорее в школу!
В чем проявляется неподготовленность к школьному обучению?
Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке.
Часто отвлекается.
Теряет нить объяснения.
Не в состоянии включиться в общий ритм работы класса.
Тяготеет к шаблонным действиям.
Ждет пошагового контроля за своими действиями.
Сам выстраивать план выполнения задания не может.
Не стремится добиться результата, как следствия проб и ошибок.
Теряется, когда нужно проявить инициативу.
Реагирует на красочные детали, когда они отсутствуют, внимание его падает.
Что делать, если ребенок не готов к школе?
Нередко случается так, что шести- или семилетний ребенок не проходит проверку — невнимателен, рассеян, неусидчив. Вердикт — начинать учиться еще рано. В этой ситуации главное — это не расстраиваться и не паниковать. Многие родители отдают своих детей в школу после того, как им исполняется 8 лет. К этому времени все недостатки исчезают и ребенок может нормально учиться, не делая все из-под палки.
Очень важно за этот дополнительный год заниматься с ребенком. Если он не прошел тестирование, потому что не смог прочитать "Мама мыла Милу" или не смог просидеть на месте ровно 10 минут, то работайте именно над этими проблемами. Существует множество упражнений по технике чтения и тренировке усидчивости. Но если ребенок уже битых два часа сидит над книгой, но ничего так и не получается, то не давите на малыша, дайте ему время отдохнуть, а потом приступайте к занятиям снова. Как говорится, терпение и труд все перетрут!
«Быть готовым к школе – не значит уметь
читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым
всему этому научиться»
Венгер Л.А.
ПОМНИТЕ!
Ребёнок, отлично подготовленный к школе, не только хорошо учится, но и отлично общается со сверстниками, радует преподавателей и родителей своими творческими успехами!